Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:47, курс лекций
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция в финансовом менеджменте - это способ определения понимания, теоретического подхода к некоторым сторонам и явлениям финансового менеджмента. В основных концепциях финансового менеджмента выражается точка зрения на отдельные явления финансовой деятельности, определяется сущность и направление развития этих явлений. Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагаютсравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периодывремени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеетособое значение.
, (9)
где - стоимость собственного капитала (требуемая отдача на акции);
- стоимость заемного капитала (ставка процента по займу);
, - доли собственного и заемного капитала в общем капитале проекта.
10. Производственный риск.
Производственный риск — это вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала и т.д.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.
Производственный риск возникает из-за основных причин, к которым относятся:
18. Дивидендная политика.
Спрос на акции определяется в первую очередь той дивидендной политикой, которую проводит акционерная компания. Дивиденд на акцию сигнализирует, как работает компания, получает ли она прибыль. Однако, перед руководителем акционерного общества всегда стоит проблема: отдать всю прибыль на дивиденды или реинвестировать ее в дальнейшее развитие фирмы или компании.
Реинвестирование прибыли
- наиболее дешевый, доступный и эффективный
вид привлечения ресурсов в новые
вложения. Анализ деятельности 400 английских
акционерных компаний показал, что
в 90 случаях из 100 они привлекают
прибыль на развитие фирмы. С теоретических
позиций выбор дивидендной
1) Как влияет величина дивиденда на совокупное богатство АО?
2) Какова должна быть величина дивиденда?
Сторонники ответа на 1-ый
вопрос считают, что лучше проанализировать
все возможные направления
Практика выплаты дивидендов
в развитых странах склоняется к
последней точке зрения. Все дело
в том, что фирма должна заботится
не только о своем престиже на рынке
товаров, работ или услуг, но и
на финансовом рынке. Авторитет на финансовом
рынке заключается в
Существует ряд факторов, определяющих дивидендную политику.
1. Существует много условий, традиций и законодательных материалов, которые учитываются при выработке дивидендной политики. Есть ограничения на расходование средств. Предприятие располагает следующими ресурсами: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В ряде стран определено, что дивиденды выплачиваются только за счет прибыли, но есть и другой подход: выплачивать их из эмиссионного дохода.
2. Если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, то выплата дивидендов запрещена. В ряде стран в случае невыплаты дивидендов акционерным обществом рассматривается сумма нераспределенной прибыли, и если она превышает некий норматив, то это превышение облагается налогом.
3. Ограничение в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды выплачиваются, как правило, в денежной форме, но выплата может быть произведена только в том случае, если есть средства на расчетном счете. Если средств нет, предприятие может взять кредит, хотя кредит означает дополнительные расходы. Для российских акционерных обществ - это достаточно частая практика.
4. Если акционерное предприятие хочет одновременно и расширить производство, и платить дивиденды, то оно должно выбирать между следующими вариантами:
a) рост инвестиций означает падение дивидендов и снижение займов;
b) постоянство дивидендов - рост инвестиций, большой рост займов;
c) постоянство инвестиций связано с ростом дивидендов и ростом займов.
5. При выработке дивидендной политики следует учитывать мнения отдельных групп акционеров. Есть часть акционеров, которая нацелена на инвестиции, другие требуют дивидендов, третьи требуют, чтобы дивиденды постоянно росли.
Дивиденд - часть чистой прибыли АО, приходящаяся на акцию. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полугодие или раз в год. Существует стандарт на выплату дивидендов.
1. Дата объявления размера дивиденда (например, 15 января).
2. Экс-дивидендная дата (26 января). До этой даты можно купить дополнительные акции.
3. Дата переписи (30 января). Составляются списки акционеров, имеющих право на получение дивидендов.
4. Дата выплат (17 января). Либо рассылка чеков, либо выплата наличными в банке.
По Российскому
19. Линия рынка ценных бумаг.
Логика взаимосвязи входящих в модель САРМ показателей может быть продемонстрирована и объяснена с помощью графика, носящего названиелинии рынка ценных бумаг (Security Market Line, SML) и отражающего линейную зависимость « доходность—риск» для конкретных ценных бумаг. Найдем взаимосвязь между ожидаемой доходностью (ke) и риском ценной бумаги (r), т. е. построим функцию ke = f(r). Построение основывается на следующих предпосылках: (а) доходность ценной бумаги связана с присущим ей риском пропорционально; (б) риск характеризуется показателем |3; (в) «средней» ценной бумаге, т. е. бумаге, имеющей среднерыночные значения риска и доходности (или рыночному портфелю), соответствуют β = 1 и доходность km ; (г) имеются безрисковые ценные бумаги со ставкой krf и β = 0.
Предположим, что искомая зависимость линейна. Тогда мы имеем две точки с координатами (0, krf) и (1, km). Из курса геометрии известно, что уравнение прямой, проходящей через точки (x1, y1) и (x2, y2), задается формулой
|
Подставляя в формулу исходные данные, получим модель. Кроме того, можно построить искомый график. Для наглядности мы воспользовались данными из предыдущего примера с ценными бумагами компаний AА и ВВ.
Теперь осталось показать, что SML действительно представляет собой прямую линию. Это означает, что все ценные бумаги должны лежать на этой линии. Надо рассмотреть две ситуации: (а) точка лежит ниже SML (это означает, что соответствующая ценная бумага переоценена, т. е. обещает меньшую доходность, чем рынок в среднем); (б) точка лежит выше SML (это означает, что соответствующая ценная бумага недооценена, т. е. обещает большую доходность, чем рынок в среднем).
Сначала рассмотрим первую ситуацию. Фактически она подразделяется на два подварианта с ценными бумагами, имеющими соответственно β < 1 и β > 1 Предположим, что существует ценная бумага N имеющая β = 0,8 и доходность k = 9%, и ценная бумага М с β=1,9 и k = 17%. Если мы находимся в условиях эффективного рынка, то согласно САРМ значения доходности бумаг N и М должны быть (вновь для наглядности используем данные примера) соответственно 10,8% и 17,4%, т.е.
N: ke = 6% + 0,8*(12% - 6%) = 10,8%;
М: ke = 6% + 1,9 * (12% - 6%) = 17,4%.
Иными словами, обе ценные бумаги располагаются ниже линии SML, что и показано на рис. 20.11. Покажем, что это невозможно. Действительно, путем несложных действий инвестор мог бы получить более высокую доходность, нежели инвестирование в бумагу N. Поскольку, как следует из (20.18), модельСАРМ линейна относительно β, инвестор может вложить 80% своего капитала в рыночный портфель с β = 1 и оставшиеся 20% — в безрисковый актив с β = 0. Рыночный портфель даст ему 12%, а безрисковый актив 6%, т. е. в этом случае ожидаемая доходность составит
ke = 0,8* 12% + 0,2*6% = 10,8%.
Инвестирование в ценную бумагу N не выгодно, так как можно за те же самые деньги получить более высокую доходность, т. е. отдачу на вложенный капитал. Это означает, что ценная бумага переоценена, т. е. завышена в цене. В условиях эффективного рынка спрос на нее будет падать, что повлечет рост доходности до того момента, пока она не окажется в точности на линии SLM.
Ситуадия с ценной бумагой М также невозможна. Ключевым в рассуждениях в этом случае является предпосылка САРМ о том, что все инвесторы могут получать и предоставлять кредиты в неограниченном объеме по некоторой безриско-воЙ процентной ставке кф Тогда действия типового инвестора таковы: он берет кредит на 90% суммы, планируемой им к инвестированию, и все деньги (свои и заемные) вкладывает в рыночный портфель, получая при этом 12% годовых. При такой стратегии поведения инвестор со всей вложенной им суммы получит 22,8% дохода (190*12%) и должен отдать 5,4% (90* 6%) за пользование привлеченными средствами, т.е. его чистый доход составит 17,4%. Инвестирование в ценную бумагу М не выгодно, в условиях данного рынка всегда можно найти стратегию, обеспечивающую большую доходность. Бумага М также переоценена, а потому спрос на нее будет падать, цена снижаться и доходность вырастет до уровня, соответствующего рынку с данным уровнем риска, т. е. описываемому моделью САРМ.
Аналогичные рассуждения делаются и во второй ситуации, когда ценная бумага недооценена и, в терминах графика SML, лежит выше линии рынка ценных бумаг. Завышенная по сравнению с рынком доходность вызовет спрос на эти бумаги, цена повысится, доходность снизится и вновь будет иметь место стабилизация на линии SML. Приведенные рассуждения касались конкретной ценной бумаги, но на рынке бумаг много, а потому не может ли линия SML быть ломаной? Теоретические рассуждения показывают, что не может, поскольку в противном случае оценка многих активов была бы искажена, нарушилось бы равновесие на рынке и в ходе операций купли-продажи в конце концов произошло бы выравнивание ситуации, ее стабилизация в отношении взаимосвязи между доходностями отдельных активов и рынка в целом. (см. Презентация «Линия рынка ценных бумаг.»)
20. Стратегический план.
Стратегическое планирование
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos - “искусство генерала”.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: - какой бизнес прекратить; - какой бизнес продолжить; - в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия
концентрирует внимание и связана
с тем: - что организация делает
и чего не делает; - что более важно
и что менее важно в
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.