Лекции по «Финансовому менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:47, курс лекций

Описание работы

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция в финансовом менеджменте - это способ определения понимания, теоретического подхода к некоторым сторонам и явлениям финансового менеджмента. В основных концепциях финансового менеджмента выражается точка зрения на отдельные явления финансовой деятельности, определяется сущность и направление развития этих явлений. Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагаютсравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периодывремени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеетособое значение.

Файлы: 1 файл

финансовый.docx

— 259.32 Кб (Скачать файл)

Стратегический план придает  предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу  для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых  работников и помогает продавать  изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  о том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными. (см. Презентация «Стратегический план».)

 

 

 

21. Основные классы  ценных бумаг.

  Ценные бумаги – это документ, выражающий неимущественные или имущественные права, связанные с этим документом. Ценные бумаги на рынке могут независимо обращаться и выступать в роли объекта купли-продажи и прочих сделок. Ценные бумаги, как правило, являются источником разового или постоянно получения прибыли. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ценные бумаги являют собой один из видов денежного капитала и движение этого капитала опосредует дальнейшее расформирование различных ценностей.

Ценные бумаги практически  являются юридическим документом, который  подтверждает право владельца этого  документа на получение прибыли  либо долю имущества предприятия. Покупая ценные бумаги, инвестор вправе ожидать на 2 вида получения прибыли как минимум:

1. Курсовой доход. Это  вид прибыли, который инвестор  получает в результате приобретения  собой ценных бумаг по одной  цене с дальнейшей перепродажей  этого документа по цене, что  выше первоначальной.

2. Инвестиционный доход.  Это вид прибыли, который еще  называется дивидендом, когда прибыль  вытекает из просто владения  ценной бумагой.

На государственном уровне ценные бумаги представляют собой денежный документ, который подтверждает  отношение займа либо имущественное право владельца сего документа по отношению к тому должностному лицу, которое сей документ выпустило.

Классификация ценных бумаг

Класс 1. Основные ценные бумаги. Этот класс ценных бумаг представляет собой документ, в основе которого заложены имущественные права на капитал, деньги, актив, имущество и  пр. Эти документы делятся еще  на 2 подкласса: 
1. Первичные ценные бумаги – векселя, акции, закладные, облигации. Эти документы основаны на активах, однако в их число сами ценные бумаги не входят.

2. Вторичные ценные бумаги  – депозитарные расписки, варранты  на ценные бумаги. Представляют  собой документ на сами ценные  бумаги.

Класс 2. Производные ценные бумаги. Этот класс ценных бумаг  представляет собой документ на любой  ценовой актив: - на стоимость основных ценных бумаг, как правило, на облигации  и на индексы акций; - на стоимость  биржевых товаров, например: мяса, золота, зерна, нефти и пр. - на цены рынка  кредитного, то есть его ставки по %;- на цены рынка валютного, то есть его  курсы валют. (см. Презентация «Основные классы ценных бумаг»)

22. Оперативный  план.

Стратегическое планирование обладает несомненной ценностью, особо  подчеркнутой современными экономическими реалиями. Ведь без учета важных финансовых, экономических, политических, климатических и иных факторов экономическое  развитие предприятия сегодня просто невозможно. Но не стоит забывать и  о том, что без четкого планирования ежедневной деятельности все стратегические расчеты, сколь прозорливыми они  ни были, обречены на провал. Поэтому  нельзя пренебрегать оперативным планированием  и составлением оперативного плана  предприятия.

Разговор об оперативном  плане невозможно вести без понимания  той роли, которую играет планирование в экономической деятельности. Планирование определяет саму целесообразность осуществления  того или иного вида экономической  деятельности, обосновывает оправданность  работы и существования конкретного  предприятия. Ведь именно в ходе планирования вырабатывается концепция (то есть определение  сферы работы, места на рынке и  так далее), складывается прогноз (насколько  востребованными будут товары и  услуги, какой сегмент рынка может  быть задействован и какими могут  быть доходы), вырабатывается программа  действий и мероприятий.

Очевидно, что имеется  несколько видов планирования относительно деятельности предприятия. Оперативный  план предприятия - это документ, являющийся практически последним звеном всей деятельности по планированию, начиная  от стратегического планирования, включающего  в себя общее направление развития предприятия, и заканчивая краткосрочным  оперативным планированием, то есть планированием на срок от одного дня  до одного квартала. Нужно отметить, что значительно реже, и только в отраслях с минимальной амплитудой изменения конъюнктуры рынка  оперативное планирование может  охватывать период до года.

Оперативные планы являются разновидностью так называемых текущих  планов стабильных планов, то есть таких  планов, которые призваны поддерживать существующие показатели хозяйственной  деятельности или способствовать повышению  ее эффективности за счет соблюдения основных хозяйственно-экономических  принципов. Главной функцией оперативного плана предприятия является обеспечения  четкой работы всех подразделений, структур и элементов предприятия. Для  составления же подобного плана  нужно иметь такую информацию, как:

  • данные об объеме и емкости рынка;
  • сведения об изменениях соотношения предложения и спроса;
  • информацию о конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
  • анализ о возможностях предприятия на определенном этапе удовлетворить потребности клиентов в продукции.

Таким образом, очевидно, что  оперативное планирование неизбежно  будет обладать собственной спецификой на каждом предприятии - в зависимости  от рыночных, структурных, финансовых, отраслевых и иных особенностей деятельности. В этой связи не удивительно, что  существует множество вариантов  оперативных планов. Конечно, заявления  о том, что сколько предприятий, столько и видов оперативных  планов, являются преувеличением, однако особенности каждого отдельного производства необходимо учитывать  всегда. Оперативные планы могут  составляться из маркетинговых соображений, учитывать краткосрочные изменения  рыночной конъюнктуры, вносить изменения  в производственный процесс в  зависимости от предпочтения конкретной категории заказчиков, клиентов, покупателей. Кроме того, оперативные планы  практически всегда подвержены влиянию  региональных особенностей рынка. Впрочем, если говорить о предприятиях-производителях, имеющих дело с большими объемами товаров, то сформировались следующие методы составления оперативных планов:

  • объемный метод: распределяет объемы производства и продажи продукции по подразделениям предприятия и по конкретным временным отрезкам (от часа до квартала);
  • календарный метод: планирование определенных сроков выпуска продукции и характеристик производственного цикла в соотношении с планируемым объемом реализации на соответствующем сегменте рынка;
  • объемно-календарный метод: одновременное планирование сроков и объемов производственной деятельности за тот или иной интервал;
  • объемно-динамический метод: взаимодействие сроков, объемов и динамики производственной деятельности.

В случае с распространенными  в настоящее время типами предприятий, представляющих собой мелкие и средние  предприятия самого различного профиля, то в большинстве случаев оперативный  план содержит следующие позиции:

  • организационная структура (например, наличие или отсутствие прав юридического лица);
  • имеющиеся в распоряжении оборудование и производственные мощности;
  • основные технические и технологические показатели производства и его эффективность;
  • местонахождение предприятия (с точки зрения доступности источников сырья и рынков сбыта);
  • вопросы управления запасами (сырья, материалов, инвентаря, готовой продукции);
  • контроль качества продукции и услуг;
  • уровень обслуживания клиентов и деловая репутация. (см. Презентация «Оперативный план.»)

 

23. Базовая модель  оценки финансовых активов.

 

Любой вид товара имеет  множество характеристик: цена, степень  соответствия моде, потребительские  качества, наличие потенциальной  способности приносить доход  владельцу и др. Финансовый актив, являясь в принципе обычным товаром  на рынке капитала, также может  быть охарактеризован с различных  позиций. Этот товар имеет меньшее  количество характеристик по сравнению  с потребительскими товарами, в частности, в этой главе внимание будет сконцентрировано на трех основных характеристиках: цене, стоимости и доходности; в следующей  главе мы рассмотрим еще одну чрезвычайно  важную характеристику финансового  актива — риск.

Что касается первых трех показателей, то их существенность определяется тем, что любой инвестор, принимая решение, например, о целесообразности приобретения того или иного финансового актива, пытается оценить экономическую  эффективность планируемой операции. Совершенно очевидно, что он может  при этом ориентироваться либо на абсолютные, либо на относительные  показатели. В первом случае речь может  идти о цене и/или стоимости актива, во втором — о его доходности. 
Логика рассуждений инвестора, например, в первом случае такова. Финансовый актив имеет две взаимосвязанные абсолютные характеристики: во-первых, объявленную текущую рыночную цену (Рm), по которой его можно приобрести на рынке, и, во-вторых, теоретическую, или внутреннюю, стоимость (Vt,). Разница между этими характеристиками достаточно очевидна даже на житейском уровне. Так, для любого коллекционера некоторая вещица, найденная нм на рынке и относящаяся к сфере его интересов, может быть практически бесценной, тогда как для человека, не интересующегося этим, она не стоит и ломаного гроша. 
Очевидно, что обе абсолютные характеристики не только меняются в динамике, но с позиции конкретного инвестора нередко могут не совпадать. По сравнению с ценой, которая реально существует и объективна, по крайней мере, в том смысле, что она объявлена и товар по ней равнодоступен любому участнику рынка, внутренняя стоимость гораздо более неопределенна и субъективна. Под субъективностью в данном случае понимается то обстоятельство, что каждый инвестор имеет свой взгляд на внутреннюю стоимость актива, полагаясь в ее оценке на результаты собственного, т.е. субъективного, анализа. Возможны три ситуации: 
 
Первое соотношение свидетельствует о том, что с позиции конкретного инвестора данный актив продается в настоящий момент времени по завышенной цене, поэтому инвестору нет смысла приобретать его на рынке, Второе соотношение говорит об обратном: цена актива занижена, есть смысл его купить. Согласно третьему соотношению текущая цена полностью отражает внутреннюю стоимость актива, поэтому спекулятивные операции по его скупке/продаже вряд ли целесообразны. Таким образом, если в каждый момент времени рыночная цена конкретного актива существует в единственном числе, то внутренняя его стоимость множественна; в принципе каждый финансовый актив имеет столько оценок значений этого показателя, сколько имеется инвесторов на рынке, заинтересованных в данном активе. 
Итак, можно сформулировать несколько условных правил, позволяющих провести определенное различие между ценой и стоимостью финансового актива: 
 
•  стоимость — расчетный показатель, а цена — декларированный, т.е. объявленный, который можно видеть в прейскурантах, ценниках, котировках; 
•  в любой конкретный момент времени цена однозначна, а стоимость многозначна, при этом число оценок стоимости зависит от числа профессиональных участников рынка; 
•  с известной долей условности можно утверждать, что стоимость первична, а цена вторична, поскольку в условиях равновесного рынка цена, во-первых, количественно выражает внутренне присущую активу стоимость и, во-вторых, стихийно устанавливается как среднее из оценок стоимости, рассчитываемых инвесторами. 
Приведенная аргументация будет использоваться нами и в некоторых последующих разделах книги. 
Каким же образом рассчитывается внутренняя стоимость финансового актива, имеющего в некоторый момент времени to текущую цену Pm? В зависимости от того, что является методологическим и информационным обеспечением процесса оценивания, существуют три основные теории оценки: фундаменталистская, технократическая и теория ходьбы наугад» (рис. 1). 
 
 
Рис. 1. Подходы к оценке финансовых активов 
Фундаменталисты считают, что любая ценная бумага имеет внутренне присущую ей ценность, которая может быть количественно оценена как дисконтированная стоимость будущих поступлений, генерируемых этой бумагой, т.е. нужно двигаться от будущего к настоящему. Все дело лишь в том, насколько точно удается предсказать поступления, а это можно сделать, анализируя общую ситуацию на рынке, инвестиционную н дивидендную политику компании, инвестиционные возможности н т.п. Данный подход к анализу на фондовом рынке известен как фундаментальный анализ. 
Технократы, напротив, предлагают двигаться от прошлого к настоящему и утверждают, что для определения текущей внутренней стоимости конкретной ценной бумаги достаточно знать лишь динамику ее цены в прошлом. Используя статистику цен, а также данные о котировках цен и объемах торгов, они предлагают строить различные долго- средне- и краткосрочные тренды и на их основе определять, соответствует ли текущая цена актива его внутренней стоимости. В систематизированном виде эти подходы изложены в рамках так называемого технического анализа. 
Последователи теории «ходьбы наугад» считают, что текущие цены финансовых активов гибко отражают всю релевантную информацию, в том числе и относительно будущего ценных бумаг. Они исходят из предположения, что текущая цена всегда вбирает в себя всю необходимую информацию, которую, следовательно, и не нужно искать дополнительно. Точно так же и все будущие ожидания концентрированно отражаются в текущей цене. Поскольку новая информация с одинаковой степенью вероятности может быть как «хорошей», так и «плохой», невозможно с большей или меньшей определенностью предсказать изменение цены в будущем, т.е. внутренняя 'стоимость, равно как и цена конкретного финансового актива, меняется совершенно непредсказуемо и не зависит от предыдущей динамики. Таким образом, любая информация то ли статистического, то ли прогнозного характера не может привести к получению обоснованной оценки. 
Можно сказать, что фундаменталистская теория является наиболее распространенной. Согласно этой теории текущая внутренняя стоимость (Vt,) любой ценной бумаги в общем виде может быть рассчитана по формуле: 
 
где CF, — ожидаемый денежный поток в i-м периоде (обычно год); 
r — приемлемая (ожидаемая или требуемая) доходность. 
Таким образом, подставляя в эту формулу значения предполагаемых поступлений, доходности и продолжительности периода прогнозирования, можно рассчитать текущую внутреннюю стоимость любого финансового актива. Именно такой подход чаще всего и используется потенциальными инвесторами. 
Необходимо особо обратить внимание на то, что в алгоритмах оценки, базирующихся на этой и подобных формулах, негласно подразумевается капитализация получаемых доходов (проценты, дивиденды) с доходностью, равной ставке дисконтирования из формулы оценки. Например, в случае с облигацией ее оценка, полученная с помощью формулы, будет верна только в том случае, если регулярно получаемые проценты не используются для потребления, а немедленно инвестируются в те же самые облигации или в ценные бумаги с той же доходностью и степенью риска. В том случае, если возможность такого инвестирования отсутствует или не планируется, применение формулы является ошибкой. 
Итак, рыночная цена, как характеристика ценности актива, является величиной относительной. В частности, на вторичном рынке значение этого показателя устанавливается как среднее ожидаемых цен потенциальных инвесторов. Несмотря на складывающуюся на рынке вполне определенную текущую цену, любой финансовый актив может иметь различную степень привлекательности для потенциальных инвесторов и в этом смысле может иметь для них различную ценность. Причин тому может быть несколько: различная оценка возможных денежных поступлений и приемлемой нормы прибыли, различные приоритеты в степени надежности и доходности и др. 
 
Как видно из формулы, оценка теоретической стоимости зависит от трех параметров: ожидаемые денежные поступления, горизонт прогнозирования и норма прибыли. В отношении первого параметра существуют различные подходы и модели, которые будут изложены ниже. В отношении второго параметра модели варьируют в зависимости от того, что представляет собой базисный актив: для облигаций и привилегированных акций горизонт прогнозирования чаще всего ограничен, для обыкновенных акций он обычно равен бесконечности. Последний параметр, вероятно, наиболее существен. Первые два параметра тесно привязаны непосредственно к базисному активу и потому обладают большей степенью объективности. Приемлемая норма прибыли, закладываемая инвестором в анализ, в этом случае в принципе не имеет отношения к базисному активу — она лишь отражает доходность альтернативных вариантов вложения капитала, доступных, возможно, лишь данному инвестору, что и предопределяет вариабельность этого параметра. Вот почему именно нормой прибыли обычно варьируют инвесторы в процессе имитационного моделирования. В частности, приемлемая норма прибыли может устанавливаться инвестором следующими способами: 
• в размере процентной ставки по банковским депозитам (rb); 
 • исходя из процента, выплачиваемого банком вкладчику за хранение его средств (rb), и надбавки за риск инвестирования в данный финансовый актив (rr): 
 
•  исходя из процента, выплачиваемого по правительственным облигациям (rsb), и надбавки за риск (rr): 
 
Именно ввиду различия в оценках базовых показателей рынок ценных бумаг существует. Оценивая текущую внутреннюю стоимость ценной бумаги, инвестор, в частности, варьирует значениями нормы прибыли н ожидаемых поступлений, которые могут значительно отличаться у различных инвесторов. 
Как же соотносятся между собой текущие значения рыночной цены и теоретической стоимости финансового актива? 
Приведенная формула может использоваться для решения различных типовых задач. В частности, первая задача предполагает собственно расчет текущей внутренней стоимости. Эта задача может возникать в следующей ситуации. Инвестор, например, планирует приобрести бескупонную облигацию, имея одновременно альтернативный вариант возможного размещения капитала. Задавая приемлемую норму прибыли (например, из альтернативного варианта), он может рассчитать устраивающую его текущую цену облигации, которая и будет внутренней стоимостью облигации с позиции данного инвестора, и сравнить ее с рыночной. Вторая типовая задача заключается в расчете нормы прибыли и сравнении ее с приемлемым для инвестора вариантом. В этом случае предполагается известная стоимость актива, в качестве которой берут его текущую рыночную цену. (см. Презентация «Базовая модель оценки финансовых активов.»)

 

24. Финансовый  план.

 

Финансовый план предприятия  — это документ, который разрабатывается  и утверждается руководящими органами, отображает все источники поступления  финансовых ресурсов и направления  их использования.

Так, если предприятию не хватает собственных доходов, то в финансовом плане предполагается получение банковских кредитов, ссуд, доходов от выпуска ценных бумаг  и т.п., в расходах — возвращение  кредитов и уплата процентов за пользование  ими, другие расходы.

На основе базовых показателей, а также коэффициентов и показателей  темпов роста деятельности предприятия  во всех видах предпринимательства  рассчитывают финансовые показатели на плановый период.

 




Указанный метод финансового  планирования довольно трудоемкий и  нуждается в значительной аналитической  работе, однако на сегодняшний день он есть наиболее актуальным относительно применения. Финансовый план разрабатывается  на один год с поквартальным делением.

В условиях рыночной экономики  важное значение имеет разработка финансового  плана и стратегии предприятия, а также составление прогноза его финансовой деятельности.

Разработка финансового  плана и стратегии — важный этап финансового прогнозирования, который предусматривает распределение  долгосрочных приоритетов финансовой деятельности, а также выбор самых эффективных методов их достижения.

Цель финансового прогнозирования  – изучение финансовых возможностей предприятия, зависящих как от внутренних, так и внешних факторов.

Оно предусматривает разработку альтернативных вариантов достижения определенных финансовых показателей, нуждается в глубоком изучении финансовой ситуации за определенный промежуток времени на предприятии, обработке  значительных объемов информации и  разработке экономико-математических моделей.

Переход к экономике рыночного  типа невозможен без разгосударствления и приватизации государственного имущества. Поэтому вопрос роли и значения финансов в этих процессах является довольно важным.

Исходя из того, что финансы, с одной стороны, дают возможность  мобилизовать ресурсы, необходимые  для осуществления приватизации, а с другой — обеспечивают поступление  средств к бюджетным фондам и  Государственному внебюджетному фонду приватизации, необходимо знать, какие именно финансовые источники используются для приватизации и каким образом происходит распределение полученных государством средств.

Информация о работе Лекции по «Финансовому менеджменту»