Методы начисления амортизационных отчислений, их преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего курсового проекта – изучение основных методов начисления амортизации, определение их преимуществ и недостатков.
Задачи, которые были поставлены перед работой над этим проектом, представлены ниже:
определение главных теоретических аспектов, раскрывающих понятия основных средств, их износа и амортизации;
изучение и сравнительный анализ методов начисления амортизационных отчислений;
рассмотрение примера начисления амортизации на предприятии;
освещение важных мер по совершенствованию практического применения методов начисления амортизации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание процесса амортизации…………..5
Основные фонды: состав, структура, учет и оценка…..…….5
Понятие, сущность амортизации………….…………………10
Основные положения, регулирующие процесс начисления амортизационных отчислений……………………………….13
Глава 2. Анализ методов начисления амортизации………………...…..18
2.1. Сравнительный анализ методов начисления амортизационных отчислений………………………………………………….…18
2.2. Расчет амортизации основных средств на предприятии….….29
Глава 3. Совершенствование практического применения методов начисления амортизации………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………….44
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

       Для тех организаций, которые стремятся  к ускоренной амортизации, более  эффективным, безусловно, будет нелинейный метод.

       Рассмотрев  все основные методы начисления амортизационных отчислений, которые используются в практике российских организаций, приходим к выводу о том, что каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. В зависимости от правильности оценки факторов, которые определяют деятельность хозяйствующего субъекта, каждый из перечисленных методов может стать как самым оптимальным, так и абсолютно не приемлемым в целях обеспечения эффективной амортизационной политики предприятия.    

       2.2. Расчет амортизации  основных средств  на предприятии

       К основным средствам относится то имущество предпринимателя, которое  используется им в качестве средства труда для изготовления и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг [2].

       К основным средствам не относится личное имущество индивидуального предпринимателя, а также нематериальные активы – созданные или приобретенные индивидуальным предпринимателем результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (права на них), например, компьютерная программа, используемая в предпринимательской деятельности.

       Чтобы на основное средство можно было начислять  амортизацию, оно должно отвечать ряду признаков. Перечислим их:

       - основное средство должно находиться в собственности предпринимателя;

       - основное средство должно стоить более 20 000 рублей;

       - срок полезного использования должен быть более 12 месяцев [1].

       Если  имущество предприятия не будет отвечать указанным признакам, то оно не будет считаться амортизируемым. Значит, затраты на приобретение такого имущества можно будет списать в расход единовременно. Но это имущество должно быть приобретено с целью извлечения выгоды, его покупка должна быть документально подтверждена и экономически оправдана [1].

       Теперь  рассмотрим «отрицательные» признаки основных средств, при наличии которых  предприятие не вправе начислять амортизацию:

    1. основные средства переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
    2. фактические затраты на приобретение, сооружение, изготовление основных средств по которым не могут быть документально подтверждены [2].
 

       Следует отметить, что существует еще и  перечень основных средств, на которые  не начисляется амортизация вне  зависимости от наличия или отсутствия вышеперечисленных признаков:

  1. земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты);
  2. имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования;
  3. объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;
  4. продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);
  5. приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства;
  6. основные средства, безвозмездно полученные в соответствии с международными договорами РФ, а также иное имущество, полученное в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ».

       Для правильного начисления амортизации необходима первоначальная стоимость имущества, которая определяется при его приобретении. В первоначальную стоимость амортизируемых основных средств включается не только стоимость такого имущества, но и стоимость его доставки, расходы, связанные с его приобретением, сооружением, изготовлением (если что-то делается по индивидуальному заказу) и доведением до состояния, когда это имущество можно использовать. При определении первоначальной стоимости основных средств не включается уплаченный НДС [1].

       Для более подробного раскрытия данной темы рассмотрим пример, который актуален для любого предприятия, – приобретение компьютера.

       Для обеспечения хозяйственной деятельности предприятие приобретает компьютер стоимостью 28 000 рублей, в том числе НДС – 4 271,19 рублей. Доставка обошлась в 2 000 рублей, в том числе НДС – 305,08 рублей, вызов мастера, который настроил компьютер, – 4 500 рублей, в том числе НДС – 686,44 рублей.

       Рассчитаем  первоначальную стоимость компьютера:

       23 728,81 (стоимость без НДС) + 1 694,92 (доставка  без НДС) +

       + 3 813,53 (настройка без НДС) = 29 237,29 рублей.

       Далее определяем срок полезного использования. Как уже говорилось выше, каждому  типу имущества соответствует определенный НК РФ и утвержденный Правительством РФ срок полезного использования. Примерный перечень амортизируемых средств представлен в приложении 2.

       Если  в перечне не оказывается искомого типа имущества, то предприятие может определить срок полезного использования в соответствии с рекомендациями изготовителя такой вещи. Таким сроком может служить, например, гарантийный срок.

       Вернемся  к нашему примеру и решим, к какой амортизационной группе следует отнести приобретенный компьютер. Компьютер относится ко второй группе амортизируемых основных средств – «техника электронно-вычислительная, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним».

       Имущество, относящееся к этой амортизационной  группе, служит 2-3 года. Предприятие вправе самостоятельно определить срок полезного использования. Для более быстрой амортизации ему лучше установить срок полезного имущества по минимальному пределу – 2 года.

       После того как определились с отнесением имущества к той или иной группе и установили срок полезного использования основного средства, необходимо определиться с датой начала начисления амортизации.

       Обратим внимание на то, что существуют две  даты – дата покупки имущества  и дата ввода в эксплуатацию. Дата приобретения имущества (приобретения права собственности на него) не всегда совпадает с датой введения в эксплуатацию. Начало амортизации  связано с фактом ввода имущества  в эксплуатацию.

       Дата  начала начисления амортизации –  первое число следующего месяца, идущего  за месяцем начала эксплуатации имущества  [1].

       Может сложиться ситуация, когда момент передачи продавцом имущества и  его монтажа не совпадают, либо предприниматель  после покупки спустя некоторое  время привлекает к монтажу стороннюю  организацию. Тогда ввод в эксплуатацию начинается с момента подписания акта приема-передачи работ по монтажу  имущества.

       То  есть, если наш компьютер был куплен 18 марта 2009 года, но специалист для его установки был привлечен только 12 апреля, то датой начала амортизации является 1 мая 2009 года.

       Кроме того, в процессе эксплуатации основных средств может возникнуть ремонт, модернизация основных средств.

       Если  предприниматель вынужден ремонтировать  свое имущество, то расходы по его  ремонту являются текущими и учитываются  в составе прочих расходов [1]. Ремонт осуществляется из-за порчи имущества. Его не следует путать с поддержанием имущества в рабочем состоянии. Затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии так же, как и ремонт, учитываются единовременно в составе расходов при исчислении НДФЛ.

       Что касается модернизации, то в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям изменяется первоначальная стоимость основных средств.

       Причем  эти понятия имеют разное значение [1]:

    1. модернизация, достройка, дооборудование – это изменение технического или служебного назначения основного средства;
    2. реконструкция – переустройство объекта основного средства, связанное с совершенствованием производства и повышением технико-экономических показателей, увеличением производственных мощностей, улучшением качества и номенклатуры продукции.

       Вышеперечисленные улучшения не являются ремонтом основных средств, а потому затраты на их осуществление  не могут быть отнесены в состав расходов единовременно.

       НК  РФ не предусматривает пересчет норм амортизационных отчислений при  увеличении стоимости объекта основного  средства.

       Нужно различать два понятия: «срок  полезного использования» и «срок  начисления амортизации». Сроком начисления амортизации является период, в течение которого погашается стоимость амортизируемого имущества. Если в результате модернизации основного средства не меняется срок его полезного использования, то срок начисления амортизации по этому объекту увеличится, так как первоначальная стоимость модернизируемого объекта увеличилась, а норма амортизации осталась прежней. Индивидуальный предприниматель прекратит начислять амортизацию только после полного погашения стоимости объекта либо выбытия объекта из состава амортизируемого имущества.

       Амортизация основного средства дольше срока  его полезного использования  не противоречит нормам законодательства. Если у основного средства истек срок полезного использования, а его стоимость еще не списана, то амортизацию можно продолжать начислять и учитывать ее при расчете налога на прибыль.

       Допустим, через полтора года предприятию понадобилось модернизировать компьютер. Стоимость модернизации составила 4 500 рублей.

       Стоимость модернизации без учета НДС составила 3 813,56 рублей (4 500 руб. – НДС 686,44 руб.). Получается, что первоначальная стоимость  компьютера возросла на 3 813,56 рублей и составила 33 050, 85 рублей (29 237,29 рублей + 3 813,56 рублей).

       Таким образом, исходя из того, что срок полезного  использования не изменяется, расчет последующих сумм амортизации будет  исходить из новой стоимости компьютера, но при этом норма амортизации останется неизменной.

       Однако  вследствие такой модернизации может быть увеличен и срок полезного использования имущества, исходя, например, из улучшенных технических характеристик.

       Наконец, переходим к заключительному  этапу процесса начисления амортизационных  начислений – выбору методов.

       НК  РФ предусматривает два метода расчета  амортизации – линейный и нелинейный, о чем было сказано в разделе 2.1.

       Разница в методах заключается в том, что при линейном методе мы исходим  из первоначальной стоимости амортизируемого  имущества, а при нелинейном –  из остаточной стоимости. Попробуем применить оба метода к нашему случаю с приобретением компьютера и сделаем вывод.

       Напомним, что компьютер был приобретен 18 марта 2009 года, а в мае 2009 – введен в эксплуатацию. Расчет амортизации производится с 1 мая 2009 г. Первоначальная стоимость компьютера составила 29 237,29 рублей.

       Как было отмечено выше, через полтора года предприятие произвело модернизацию компьютера. Модернизация составила 4 500 рублей (в т.ч. НДС – 686,44 руб.), это привело к увеличению срока полезного использования на 3 месяца.

       Рассчитаем норму амортизации:

       (1 : 24) × 100% = 4,17%.

       В денежном выражении это составит:

       4,17% × 29 237,29 = 1 218, 22 руб. в месяц.

       Всего сумма амортизации за 18 месяцев  полезного использования до модернизации составит 1 218, 22 × 18 = 21 927,96 рублей.

       Первоначальная  стоимость компьютера в результате модернизации возросла на 3 813,56 рублей (4 500 руб. – НДС 686,44 руб.) и составила 33 050, 85 рублей (29 237,29 рублей + 3 813,56 рублей).

Информация о работе Методы начисления амортизационных отчислений, их преимущества и недостатки