Методы оптимальных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

1. В каком случае задача имеет множество решений (привести графический пример)
2. Как определяются временные оценки работ и событий?
3. Какое распределение обычно имеет время обслуживания?
4. Дайте характеристику методов формирования коэффициентов прямых затрат в балансовых моделях

Файлы: 1 файл

МОР5.doc

— 2.94 Мб (Скачать файл)

 

 

2-й способ

Увеличим количество работников на 1.

Оценим основные характеристики работы мастерской как СМО с ожиданием или без потерь.

В любой момент времени система находится в одном из своих возможных состояний:

k = 0 – все станки работают, очереди нет;

k = 1 – один станок обслуживается, очереди нет;

k = 2 – два станка обслуживаются, очереди нет;

k = 3 – три станка обслуживаются, очереди нет;

k = 4 – три станка обслуживаются, один в очереди, остальные работают;

k = 15 – три станка обслуживаются, двенадцать в очереди на обслуживание, т.е. ни один станок не работает.

Этим состояниям системы соответствуют вероятности:

Р0, Р1, Р2, Р3, …, Р15.

Определим значения для случая, когда очереди нет (0 £ k £ 3):

Определим значения для случая, когда очередь есть (4 £ k £ 15):

Вероятность того, что в системе не будет ни одного требования:

Среднее число станков, стоящих в очереди:

Это означает, что в среднем из 15 станков 0,196 простаивают в очереди на обслуживание, что на 0,401 меньше, чем при обслуживании двумя работниками.

Коэффициент простоя станка в очереди:

Это означает, что в среднем каждый станок 1,3 % времени простаивает в очереди, что на 2,7 % меньше, чем при обслуживании двумя работниками.

Среднее число простаивающих станков (в очереди и обслуживании):

Коэффициент простоя станка в системе обслуживания:

Это означает, что 9,7 % времени в среднем будет простаивает каждый станок из 15, что на 3,1 % меньше, чем при обслуживании двумя работниками.

Среднее число свободных обслуживающих аппаратов (рабочих):

Это означает, что из трех человек в среднем один всегда свободен, а другой свободен в течение 64,5 % времени.

Коэффициент простоя рабочего:

Это означает, что в среднем каждый рабочий 54,8 % рабочего времени простаивает без работы, что на 20,2 % больше, чем при обслуживании двумя работниками.

Результаты расчетов представлены в таблице ниже.

Как видим увеличение количества работников приводит к более быстрому обслуживанию станков, количество станков, находящихся в очереди – сокращается, однако вместе с этим увеличивается время простоя одного рабочего.

 

 

Таблица 14

Число требований, k

Число требований, ожидающих обслуживания, k - n

Число свободных рабочих, n - k

и

Рk=bk×Р0

(k-n) Рk

k×Рk

(n-k) Рk

0

-

3

1

0,233375234

-

-

0,7001257

1

-

2

1,5

0,35006285

-

0,35006285

0,7001257

2

-

1

1,05

0,245043995

-

0,490087991

0,245044

3

-

-

0,455

0,106185731

-

0,318557194

-

4

1

-

0,182

0,042474293

0,127422878

0,16989717

-

5

2

-

0,066733333

0,015573907

0,046721722

0,077869536

-

6

3

-

0,022244444

0,005191302

0,015573907

0,031147815

-

7

4

-

0,006673333

0,001557391

0,004672172

0,010901735

-

8

5

-

0,001779556

0,000415304

0,001245913

0,003322434

-

9

6

-

0,00041523

0,0000969043

0,000290713

0,000872139

-

10

7

-

0,000083046

0,0000193809

0,0000581426

0,000193809

-

11

8

-

0,000013841

0,0000032301

0,0000096904

0,0000355316

-

12

9

-

0,000001845

0,0000004307

0,0000012921

0,0000051682

-

13

10

-

0,000000185

0,0000000431

0,0000001292

0,0000005599

-

14

11

-

0,000000012

0,0000000029

0,0000000086

0,0000000402

-

15

12

-

0,0000000004

0,0000000001

0,0000000003

0,0000000014

-

S

-

-

4,284944826

-

0,195996567

1,452953973

1,6452954


 

 

Задание 6

По заданным коэффициентам прямых затрат (матрица А) и заданным значениям конечного продукта для 4-х отраслей (вектор Y), найти добавленную стоимость для каждой из четырех отраслей. Представить все промежуточные расчеты.

Решение.

Первое балансовое соотношение выражает связь между первым и вторым разделами балансовой модели:

т.е. валовой выпуск отрасли равен сумме промежуточного и конечного продукта.

Второе балансовое соотношение выражает связь между первым и третьим разделами балансовой модели:

т.е. общие расходы отрасли равны сумме материальных затрат и добавленной стоимости.

Третье балансовое соотношение выражает связь между вторым и третьим разделами балансовой модели:

т.е. сумма конечной продукции отраслей равна сумме добавленной стоимости этих отраслей.

Запишем модель Леонтьева в матричном виде:

АХ + Y = Х, откуда: Х – АХ =Y или (Е – А) × Х = Y,

где  Е – единичная матрица той же размеренности, что и матрица А;

(Е – А) – матрица  Леонтьева.

Отсюда решение задачи находится из следующего выражения:

Х = (Е – А)-1 × Y,

где  (Е – А)-1 – обратная к матрице Леонтьева матрица.

Составим единичную матрицу:

Матрица Леонтьева будет иметь вид:

Найдем обратную матрицу В:

Определим вектор Х – вектор валового выпуска продукции:

Вектор Xj – вектор общих расходов, получаем транспонированием вектора Xi:

Сумма материальных затрат определяется из выражения:

Xij = aij × Xj.

Зная величину материальных затрат Xij и вектор общих расходов, определим добавленную стоимость из второго балансового соотношения:

Так для первой отрасли добавленная стоимость равна 42,91 у.е., для второй 57,06 у.е., для третьей и четвертой – 85,19 и 83,84 у.е. соответственно.

 

Задание 7

Найти решение игровых ситуаций графически, аналитически и представить игру в виде задачи линейного программирования.

Допустим в матричной игре два игрока имеют возможность выбора из нескольких вариантов решений. Аi (i=1-m) – стратегии игрока А, Вj (j=1-n) – стратегии игрока В. Значения выигрышей представлены в матрицах по вариантам.

Решение.

Решим задачу графически.

 

В1

В2

α

А1

12

9

9

А2

3

18

3

А3

9

13

9

А4

14

4

4

β

14

18

 

 

Нижняя цена игры составляет a = 9, верхняя равна b = 14. Игра не имеет седловой точки (a ¹ b), имеем игру в смешанных стратегиях.

Для игрока B:

 

Отсюда:

Для игрока А:

получаем игру 2 х 2, используя стратегии А1 и А3 игрока А:

Отсюда:

Прямая и двойственная задачи линейного программирования имеют вид:

  

  

     

Из решения можно найти цену игры:

Найдем оптимальное решение задачи для второго игрока симплексным методом.

Таблица 15

Номер итерации

БП

Сб

b

У1

У2

У3

У4

У5

У6

1

1

0

0

0

0

0

У3

0

1

12

9

1

0

0

0

0,08

У4

0

1

3

18

0

1

0

0

0,33

У5

0

1

9

13

0

0

1

0

0,11

У6

0

1

14

4

0

0

0

1

0,07

 

0

-1

-1

0

0

0

0

 
 

Номер итерации

БП

Сб

B

У1

У2

У3

У4

У5

У6

1

1

0

0

0

0

1

У3

0

0,143

0

5,571

1

0

0

-0,857

0,027

У4

0

0,786

0

17,143

0

1

0

-0,214

0,049

У5

0

0,357

0

10,429

0

0

1

-0,643

0,034

У1

1

0,071

1

0,286

0

0

0

0,071

0,25

 

0,071

0

-0,714

0

0

0

0,071

 
 

Номер итерации

БП

Сб

b

У1

У2

У3

У4

У5

У6

1

1

0

0

0

0

2

У2

1

0,026

0

1

0,179

0

0

-0,154

 

У4

0

0,346

0

0

-3,077

1

0

2,423

0,143

У5

0

0,09

0

0

-1,872

0

1

0,962

0,093

У1

1

0,064

1

0

-0,051

0

0

0,115

0,556

 

0,09

0

0

0,128

0

0

-0,038

 
 

Номер итерации

БП

Сб

А0

У1

У2

У3

У4

У5

У6

1

1

0

0

0

0

3

У2

1

0,04

0

1

-0,12

0

0,16

0

 

У4

0

0,12

0

0

1,64

1

-2,52

0

 

У6

0

0,093

0

0

-1,947

0

1,04

1

 

У1

1

0,0533

1

0

0,173

0

-0,12

0

 
 

0,0933

0

0

0,053

0

0,04

0

 
 

 

Из таблицы следует, что

Цена игры:

Так как

Оптимальная стратегия второго игрока:

Стратегии первого игрока найдем из последней симплексной таблицы, используя метод соответствия переменных исходной и двойственной задач. Получим:

Таким образом, игрок должен придерживаться стратегии  
, при этом цена игры будет не менее 10,7.

 

Задание 8

Определить наилучшую стратегию поведения на рынке товаров и услуг с помощью критериев: Байеса, Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица и максимакса. Сi (i=1-m) – стратегии лица, принимающего решения, Пj (j=1-n) – вероятные состояния рыночной среды, qj – вероятности проявления каждой из n возможных ситуаций во внешней среде.

 

 

Таблица 16

 

q1=0,15

q2=0,2

q3=0,35

q4=0,25

q5=0,05

 

П1

П2

П3

П4

П5

С1

69

59

95

15

11

С2

46

33

44

64

03

С3

94

51

57

89

68

С4

04

12

09

13

43

С5

74

56

71

68

42


 

Коэффициент «пессимизма» равен 0,4.

Решение.

Составим вспомогательную таблицу.

Таблица 17

 

q1=0,15

q2=0,2

q3=0,35

q4=0,25

q5=0,05

Пмин

Пмакс

 

П1

П2

П3

П4

П5

С1

69

59

95

15

11

11

95

С2

46

33

44

64

03

3

64

С3

94

51

57

89

68

51

94

С4

04

12

09

13

43

4

43

С5

74

56

71

68

42

42

74

Пмакс

94

59

95

89

68

   

Информация о работе Методы оптимальных решений