Международный финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ международного финансового менеджмента. В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть участников международного экономического пространства.
Дать определение, рассмотреть структуру и типы транснациональных корпораций.
Рассмотреть особенности финансового менеджмента в транснациональных корпорациях.
Рассмотреть показатели для оценки состояния финансового менеджмента в транснациональных корпорациях.
Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и оценить состояние его финансового менеджмента.
Выявить проблемы, связанные с состоянием финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и предложить мероприятия по их решению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности международного экономического сотрудничества……….5
1.1. Международное экономическое пространство…………………………5
1.2. Понятие, структура и типы транснациональных корпораций…………8
1.3. Особенности финансового менеджмента в транснациональной корпорации……………………………………………………………………….13
1.4. Оценка состояния финансового менеджмента в транснациональных корпорациях…………………………………………………………………..….16
2. Анализ состояния финансового менеджмента на примере ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………………..28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ТНК-ВР Холдинг»…………………………………………………………………………28
2.2. Оценка состояния финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в 2010 и 2011 гг………………………………………………………29
3. Повышение эффективности состояния финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………...35
3.1. Проблемы, связанные с состоянием финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………...35
3.2. Пути совершенствования состояния финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы и источников………………………..43
Приложения…………………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа По Финансовому Менеджменту.doc

— 692.00 Кб (Скачать файл)

На современном этапе стратегия транснациональных корпораций характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности транснациональных корпораций, которая ранее базировалась в материнских фирмах. Происходит это путем создания в других странах научно-исследовательских центров и технологических парков, а также поглощение местных фирм с высоким инновационным потенциалом. По данным международной статистики удельный вес инноваций, приходящихся на зарубежные филиалы транснациональных корпораций, постоянно растет.

В результате транснациональные  корпорации, развитие которых стимулировалось  процессами региональной экономической  интеграции, становятся все более  важным фактором ее дальнейшего углубления.

Причины возникновения  транснациональных корпораций весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития международной торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве.

Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых преимуществ. Зарубежные филиалы играют исключительно  важную роль в обеспечении доступа  к иностранным рынкам, снижении издержек производства, повышении прибыли. Все  это обеспечивает финансовую устойчивость транснациональных корпораций и помогает им переживать периоды кризисов.

По организационной  структуре транснациональные корпорации, как правило, представляют собой  многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль над деятельностью заграничных компаний и филиалов.

В последнее время  в структуре транснациональных  корпораций происходят существенные изменения, главные из которых связаны с осуществлением, так называемой комплексной стратегии.

Стратегия транснациональных  корпораций основана на глобальном подходе, предусматривающем оптимизацию  результата не для каждого отдельного звена, а для объединения в целом.

Комплексная стратегия  заключается в децентрализации  управления международным концерном  и значительном повышении роли региональных управленческих структур. Такая политика стала возможной благодаря достижениям  техники в области связи и информации, развитию национальных и международных банков данных, повсеместной компьютеризации. Она позволяет транснациональным корпорациям координировать производственную и финансовую активность зарубежных филиалов и дочерних фирм. Комплексная интеграция в рамках транснациональных корпораций требует и комплексной организационной структуры, которая выражается в создании региональных систем управления и организации производства.

Региональные системы  управления подразделяются на три основные вида:

- главные региональные управления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем регионе;

- региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие эффективных видов производств, новых моделей и товаров;

- функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.

В настоящее время  принято выделять следующие типы транснациональных корпораций:

- горизонтально-интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции;

- вертикально-интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах;

- диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Число таких компаний в последние годы быстро растет [3, стр. 11-19].

1.3. Особенности финансового менеджмента в транснациональной корпорации

Существуют некоторые  проблемы, связанные именно с международной средой, которые увеличивают сложность работы менеджера в транснациональной корпорации и часто заставляют его менять способы, которыми оценивают и сравнивают альтернативные варианты действий. Шесть главных факторов отличают управление финансами фирмы, которая оперирует в нескольких странах, от управления финансами, которое практикуют фирмы, действующие только в пределах одной страны.

1. Различные валюты. Потоки денежных средств от различных подразделений транснациональной корпорации будут выражаться в разных валютах. Следовательно, анализ обменных курсов, а также влияние колебаний ценности валют должны быть включены в финансовый анализ.

2. Разнообразие экономических и юридических систем. Каждая страна, в которой действует такая фирма, имеет свои собственные неповторимые политические и экономические институты, и институциональные различия между странами могут создать существенные трудности, когда корпорация попытается координировать и контролировать операции своих дочерних компаний по всему миру. Например, различия в налоговом законодательстве между странами могу привести к тому, что экономическая сделка будет иметь удивительно неодинаковые экономические результаты после уплаты налогов в зависимости от того, где эта сделка произошла. Аналогично различия в юридических системах принимающих стран, такие как система общего права, в Великобритании по сравнению с Гражданским кодексом Франции, усложняют многие дела, начиная с простой записи о заключении сделки до роли, которую играет суд в разрешении споров. Такие различия могут ограничить гибкость транснациональной корпорации в размещении ресурсов по ее усмотрению и могут даже сделать незаконными процедуры, выполняемые одним подразделением такой компании, для других ее подразделений. Эти различия также могут создать затруднения для исполнителей, обученных в одной стране, при совершении операций в другой стране.

3. Языковые различия. Способность общаться является критически важной при всех деловых сделках, и здесь жители США часто находятся в худшем положении, поскольку мы, как правило, владеем хорошо только английским языком, в то время как деловые люди из Европы в Японии обычно знают несколько языков, включая английский. Таким образом, они могут входить на наш рынок более легко, чем мы проникаем на их рынке. Важность этого фактора не может быть чересчур переоценена.

4. Культурные различия. Даже внутри географических регионов, которые давно рассматриваются как относительно однородные, разные страны имеют неповторимое культурное наследие, которое формирует ценности и влияет на роль бизнеса в обществе. Транснациональные корпорации обнаруживают, что такие вопросы, как определение подходящих целей фирмы, отношение к принятию риска, отношения с наемными работниками, способность отсекать неприбыльные операции и т. д., могут варьировать весьма значительно от страны к стране.

5. Роль правительства. Большинство традиционных моделей в области финансов предполагает существование конкурентного рынка, на котором условия торговли определяются самими участниками. Вследствие своей власти устанавливать основные правила поведения правительство вовлечено в рыночный процесс, но его участие минимально. Таким образом, рынок является как первичным барометром успеха, так и индикатором действий, которые должны быть предприняты для сохранения своей конкурентоспособности. Такой взгляд на рыночный процесс обоснованно правилен для Соединенных Штатов и некоторых других главных западных индустриальных стран, но он неточно описывает ситуацию в большинстве стран мира. Часто условия, в которых конкурируют компании, действия, которые следует предпринять или избегать, условия торговли по разнообразным сделкам определяются не на месте совершения этих рыночных операций, а посредством прямых переговоров между правительством принимающей страны и транснациональной корпорацией. Этот политический процесс является жизненно важным, и его нужно рассматривать как таковой. Таким образом, наши традиционные финансовые модели должны быть пересмотрены, чтобы включить в них политические и другие внеэкономические аспекты процесса принятия решения.

6. Политический риск. Отличительная характеристика страны состоит в том, что она осуществляет суверенитет над народом и собственностью на определенной территории. Следовательно, страна может свободно накладывать ограничения на перевод ресурсов корпорации и даже проводить экспроприацию активов иностранной фирмы без выплаты компенсации. Это называется политическим риском, и он имеет тенденцию оставаться преимущественно постоянной, а не переменной величиной, которую можно изменить путем переговоров. Политический риск меняется от страны к стране, и его следует прямо включать в любой финансовый анализ. Другой аспект политического риска - это терроризм против фирм США или их сотрудников за рубежом. Например, американских сотрудников неоднократно похищали и держали ради выкупа в ряде стран Южной Америки.

Эти шесть факторов усложняют  управление финансами в транснациональных  корпорациях и увеличивают риски, с которыми сталкиваются фирмы, вовлеченные в международный бизнес. Однако перспективы высоких прибылей часто делают приемлемым для фирм принятие этих рисков и необходимым изучение того, как минимизировать их или хотя бы уживаться с ними [4, стр. 520-522].

 

 

1.4. Оценка состояния  финансового менеджмента в транснациональных  корпорациях

Для оценки состояния  финансового менеджмента в транснациональной корпорации используются следующие группы финансовых коэффициентов:

  1. Коэффициенты ликвидности.
  2. Коэффициенты деловой активности.
  3. Коэффициенты рентабельности.
  4. Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.

Коэффициенты ликвидности  позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:

  • коэффициент общей (текущей) ликвидности;
  • коэффициент срочной ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • чистый оборотный капитал.

Коэффициент общей ликвидности ( ) рассчитывается как частное от деления оборотных средств (ОА) на краткосрочные обязательства (ККЗ) и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более, чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику.

         (1.1.)

Частным показателем  коэффициента текущей ликвидности  является коэффициент срочной ликвидности ( ), раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств (ДС), краткосрочных финансовых вложений (КФВ) и дебиторской задолженности (ДЗ)) к краткосрочным обязательствам (ККЗ). По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.

             (1.2.)

Необходимость расчета  коэффициента срочной ликвидности  вызвана тем, что ликвидность  отдельных категорий оборотных  средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не только наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств.

Следующим основным показателем ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности ( ). Он рассчитывается как частное от деления денежных средств (ДС) и краткосрочных финансовых вложений (КФВ) на краткосрочные обязательства (ККЗ). В западной практике коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,25.

              (1.3.)

Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала (ЧОК), который рассчитывается как разность между оборотными активами (ОА) предприятия и его краткосрочными обязательствами (ККЗ). Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.

ЧОК = ОА – ККЗ             (1.4.)

Чистый оборотный капитал  придает большую финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).

Оптимальная сумма чистого  оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.

Информация о работе Международный финансовый менеджмент