Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении теоретических и практических вопросов формирования требований к управленческой отчетности на предприятии.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1) изучение теоретических основ формирования системы управленческой отчетности и требований к ней;
2) выявление основных методов и финансовых показателей, на основе которых проводится анализ управленческой отчетности;

Файлы: 1 файл

оценка бизнеса.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Целью управленческой отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией. Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные в управленческой информации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима. Для управляющих имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности. Управленческая отчетность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений [5, с. 70].

Специальные требования к управленческой отчетности состоят в следующем:

1) гибкая, но единообразная структура  – вытекает из самой сути  внутреннего управления и управленческого  учета. Информация обратной связи  и контроля должна обладать  достаточной внутренней гибкостью, обеспечивающей реагирование на изменяющиеся цели и потребностей управляющих центрами ответственности. В то же время необходимо обеспечить информационное единообразие. Система управленческого учета и управленческой отчетности не может находиться в стадии перманентного изменения. Она может меняться только дискретно в связи с существенными изменениями в характере деятельности организации. Гибкость и единообразие управленческой информации обеспечивается тем, что на первичном уровне регистрации накапливается необходимый объем данных, которые затем могут отбираться и группироваться в требуемом информационном контексте. Если не отфильтровать необходимые данные на этапе их ввода, то впоследствии проблематично получить нужную в каждом случае информацию. То же относится к группировке издержек. Каждый центр ответственности хочет получать отчеты, содержащие информацию для собственных целей. Система информации должна быть разработана таким образом, чтобы существовало определенное единообразие данных для группировки и сравнения;

2) понятность и обозримость информации  сводится к тому, что каждая  отчетная форма должна содержать  информацию, необходимую конкретному  руководителю. Чрезмерная детализация  отчетной информации, ее перегруженность  малосущественными показателями затрудняют понимание отчетности и в итоге препятствуют принятию правильных решений;

3) оптимальная частота представления  является производной от назначения  информации и возможностей принятия  решений, т.е. от факторов, определяющих  использование отчетов в управлении. Одни отчеты нужны чаще, другие реже;

4) пригодность для анализа и  оперативного контроля [5, с. 72].

В заключении хотелось бы отметить, что  при предоставлении управленческой информации весомое значение играют как формальные, так и специальные требования к управленческой отчетности.

 

    1. Система управленческой отчетности: сущность, формы и этапы разработки

 

Система управленческой отчетности – один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получении необходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной и технической служб, а с другой стороны – получить эти сведения оформленными надлежащим образом, т.е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться для принятия управленческих решений [9, с. 107].

При разработке системы  управленческой отчетности требуется:

– определить форму, срок предоставления отчета и ответственного за его составление;

– составить схему формирования управленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;

– наделить ответственного полномочиями координатора, т.е., административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;

– определить пользователей информации и форму, в которой она будет им предоставляться [6, с. 142].

На основе управленческой отчетности принимаются решения  на всех уровнях управления организацией. Важным элементом здесь является время, которое проходит от получения  отчета до выработки решения и  претворения его в управляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная форма отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не может быть стандартного набора управленческой отчетности с едиными формами и информационной структурой. Тем самым можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм управленческой отчетности (см. рисунок 2) [9, с. 112].

 

Рисунок 2. Классификационные  признаки форм управленческой отчетности

 

По содержанию информации отчеты бывают:

– комплексные – представляются, как правило, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т.п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнении сметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателей для общей оценки и контроля;

– тематические (по ключевым показателям) – представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции, и другим не входящим в оценочные плановым показателям, подконтрольным центру ответственности;

 

 

 

 

 

 

 

 

аналитические – подготавливаются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторонняя оценка причин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж по секторам рынка, анализ рынка и использования производственных мощностей, факторов риска деятельности в определенных направлениях и т.п.

 

По уровням управления различают отчеты:

– оперативные – представляемые на нижнем уровне управления в центрах ответственности, содержат подробную информацию для принятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно;

– текущие – содержащие агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли и центрах инвестиций, составляются с периодичностью от месяца до квартала;

– сводные отчеты – формируются для высшего управленческого персонала организации. На их основе принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль и контроль деятельности управленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичность этих отчетов колеблется от месяца до года [9, с. 125].

По объему информации отчеты подразделяются на:

– сводки – это краткие сведения об отдельных показателях деятельности подразделения за короткий период (иногда за день, неделю);

– итоговые – составляются за месяц или другой отчетный период. Они обобщают информацию о контролируемых показателях центра ответственности;

– общие (сводные) – составляются по организации в целом и содержат информацию, соответствующую формам финансовой отчетности, приспособленным для целей внутреннего управления [9, с. 126].

По формам представления отчеты составляются в табличной, графической или текстовой форме.

Табличная форма представления управленческой отчетности наиболее приемлема и для составителей, и для пользователей. Большая часть отчетной информации выражается цифровыми показателями, которые удобнее всего представлять в табличной форме.

Графическая форма более наглядна, но не следует перегружать графики (диаграммы) излишней цифровой информацией; нужно стремиться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информацию. Отображение большего числа показателей в данной форме затрудняет ее восприятие.

Текстовая форма подачи информации приемлема в тех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; нужно подробно объяснять взаимосвязь и значение представляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в дополнение к отчетам, составленным в табличной или графической форме [9, с. 129].

Существуют следующие причины, по которым необходима разработка системы  управленческой отчетности:

– бухгалтерская отчетность не достаточно информативна;

– ежеквартальные подведения итогов не позволяют оперативно контролировать ситуацию в бизнесе и решать проблемы с эффективностью работы;

– важна информация не только в целом по компании, но и в разбивке по структурным подразделениям (видам деятельности, отделам);

– важна информация не в разбивке по юридическим лицам, а в целом по группе компаний.

На практике принято выделять следующие  этапы разработки системы управленческой отчетности:

1) Составить список людей, которым нужно пользоваться управленческой отчетностью.

2) Собрать существующую управленческую отчетность в том виде, в каком она есть. Если для управленческих целей используется бухгалтерская отчетность включить в комплект и ее.

3) Составить «матрицу» для управленческой отчетности: пользователи отчетов – виды отчетов. На пересечении вписать, что именно каждый пользователь смотрит в отчете (буквально куда он смотрит, в какую ячейку, на какой итог, чтобы обнаружить бесполезную информацию или информацию в неудобном виде, когда пользователь отчета еще что-то пересчитывает на калькуляторе). Также нужно задать вопросы и записать, чего людям не хватает в существующей отчетности.

4) Составить управленческий классификатор доходов и расходов, движения денежных средств, бюджета инвестиций, статей для учета оборотов между статьями баланса и др.

5) Далее, для создания системы управленческой отчетности необходимо принять решение, какие еще аналитические справочники нужны для составления управленческой отчетности. Эти справочники нужно либо взять из имеющихся баз данных, либо составить самим и согласовать со всеми, кто пользуется отчетностью в разрезе такого справочника.

6) Составить основные  формы управленческой отчетности  и убедиться, что в отчетность попала та информация, которой руководители пользовались раньше.

7) Добавить в созданные отчеты формулы и вычисляемые значения. На этом шаге управленческая отчетность уже начинает обретать надлежащий вид.

8) Сформировать (или заполнить)  формы управленческой отчетности реальными данными за один и тот же месяц. Согласовать получившиеся заполненные формы с исполнителями, которые ранее составляли управленческую отчетность.

9) Согласовать заполненную  управленческую отчетность с пользователями по списку. Процесс может оказаться итеративным, т.е. управленческую отчетность нужно будет доделывать по замечаниям.

 

 

 

 

 

  1. Анализ и оценка управленческой отчетности

 

Анализ и оценка управленческой отчетности в полном объеме с применением сложных вычислений и качественных суждений не входит в задачи подготовки управленческой отчетности. Безусловно, управленческий учет как информационная система включает и управленческий анализ, т.е. информационную подготовку к принятию решений, к оценке вариантов и альтернатив. В управленческой отчетности необходимо обеспечить первичные предварительные аналитические расчеты, способствующие лучшему восприятию информации [14, С. 42 – 45].

Известно, что управляющие всех уровней не любят заниматься расчетами  даже для первичной оценки результатов работы, стремятся затрачивать минимум времени на ознакомление с внутренней отчетностью. Хорошая управленческая отчетность должна быть представлена в такой форме, которая поможет управленческому персоналу работать с ней.

Для анализа и оценки управленческой отчетности используют следующие методы:

1) Оценка отклонений – непременный компонент хорошо составленной управленческой отчетности. В отчетных таблицах следует приводить результаты анализа отклонений. Одним из вариантов может быть расширение показателей отклонений фактических данных для сравнения не только с планом, но и с прогнозом и аналогичными данными предыдущего отчетного периода, а также представление плановых данных для сопоставления с прогнозными и фактическими данными предыдущего периода. Такие расчеты существенно расширяют информацию об отклонениях. Управленческая отчетность может содержать данные об относительной величине отклонений в виде процентов или коэффициентов. Отсутствие отклонений принимается за единицу (или за 100%). Показатели меньше единицы характеризуют степень отрицательного отклонения, а показатели, превышающие единицу, характеризуют относительную величину положительного отклонения. Полезно группировать отклонения по значимости, исключая незначительные их суммы; ранжировать отклонения от больших (значительных) к меньшим [10, с. 200].

2) Аналитические соотношения. Для оценки сметных или нормативных издержек лучшим вариантом являются отклонения, но по другим показателям последние не дают полной картины изменений и достигнутых результатов. В этих целях решение можно искать путем соотношения одних показателей к другим, вычислять относительные показатели, аналитические соотношения. Аналитические соотношения подразделяются на несколько групп:

Информация о работе Оценка бизнеса