Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 07:25, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении теоретических и практических вопросов формирования требований к управленческой отчетности на предприятии.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1) изучение теоретических основ формирования системы управленческой отчетности и требований к ней;
2) выявление основных методов и финансовых показателей, на основе которых проводится анализ управленческой отчетности;
Целью управленческой отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией. Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные в управленческой информации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима. Для управляющих имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности. Управленческая отчетность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений [5, с. 70].
Специальные требования к управленческой отчетности состоят в следующем:
1) гибкая, но единообразная структура
– вытекает из самой сути
внутреннего управления и
2) понятность и обозримость
3) оптимальная частота
4) пригодность для анализа и оперативного контроля [5, с. 72].
В заключении хотелось бы отметить, что при предоставлении управленческой информации весомое значение играют как формальные, так и специальные требования к управленческой отчетности.
Система управленческой отчетности – один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получении необходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной и технической служб, а с другой стороны – получить эти сведения оформленными надлежащим образом, т.е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться для принятия управленческих решений [9, с. 107].
При разработке системы управленческой отчетности требуется:
– определить форму, срок предоставления отчета и ответственного за его составление;
– составить схему формирования управленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;
– наделить ответственного полномочиями координатора, т.е., административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;
– определить пользователей информации и форму, в которой она будет им предоставляться [6, с. 142].
На основе управленческой отчетности принимаются решения на всех уровнях управления организацией. Важным элементом здесь является время, которое проходит от получения отчета до выработки решения и претворения его в управляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная форма отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не может быть стандартного набора управленческой отчетности с едиными формами и информационной структурой. Тем самым можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм управленческой отчетности (см. рисунок 2) [9, с. 112].
Рисунок 2. Классификационные признаки форм управленческой отчетности
По содержанию информации отчеты бывают:
– комплексные – представляются, как правило, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т.п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнении сметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателей для общей оценки и контроля;
– тематические (по ключевым показателям) – представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции, и другим не входящим в оценочные плановым показателям, подконтрольным центру ответственности;
аналитические – подготавливаются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторонняя оценка причин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж по секторам рынка, анализ рынка и использования производственных мощностей, факторов риска деятельности в определенных направлениях и т.п.
По уровням управления различают отчеты:
– оперативные – представляемые на нижнем уровне управления в центрах ответственности, содержат подробную информацию для принятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно;
– текущие – содержащие агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли и центрах инвестиций, составляются с периодичностью от месяца до квартала;
– сводные отчеты – формируются для высшего управленческого персонала организации. На их основе принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль и контроль деятельности управленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичность этих отчетов колеблется от месяца до года [9, с. 125].
По объему информации отчеты подразделяются на:
– сводки – это краткие сведения об отдельных показателях деятельности подразделения за короткий период (иногда за день, неделю);
– итоговые – составляются за месяц или другой отчетный период. Они обобщают информацию о контролируемых показателях центра ответственности;
– общие (сводные) – составляются по организации в целом и содержат информацию, соответствующую формам финансовой отчетности, приспособленным для целей внутреннего управления [9, с. 126].
По формам представления отчеты составляются в табличной, графической или текстовой форме.
Табличная форма представления управленческой отчетности наиболее приемлема и для составителей, и для пользователей. Большая часть отчетной информации выражается цифровыми показателями, которые удобнее всего представлять в табличной форме.
Графическая форма более наглядна, но не следует перегружать графики (диаграммы) излишней цифровой информацией; нужно стремиться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информацию. Отображение большего числа показателей в данной форме затрудняет ее восприятие.
Текстовая форма подачи информации приемлема в тех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; нужно подробно объяснять взаимосвязь и значение представляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в дополнение к отчетам, составленным в табличной или графической форме [9, с. 129].
Существуют следующие причины, по которым необходима разработка системы управленческой отчетности:
– бухгалтерская отчетность не достаточно информативна;
– ежеквартальные подведения итогов не позволяют оперативно контролировать ситуацию в бизнесе и решать проблемы с эффективностью работы;
– важна информация не только в целом по компании, но и в разбивке по структурным подразделениям (видам деятельности, отделам);
– важна информация не в разбивке по юридическим лицам, а в целом по группе компаний.
На практике принято выделять следующие этапы разработки системы управленческой отчетности:
1) Составить список людей, которым нужно пользоваться управленческой отчетностью.
2) Собрать существующую управленческую отчетность в том виде, в каком она есть. Если для управленческих целей используется бухгалтерская отчетность включить в комплект и ее.
3) Составить «матрицу» для управленческой отчетности: пользователи отчетов – виды отчетов. На пересечении вписать, что именно каждый пользователь смотрит в отчете (буквально куда он смотрит, в какую ячейку, на какой итог, чтобы обнаружить бесполезную информацию или информацию в неудобном виде, когда пользователь отчета еще что-то пересчитывает на калькуляторе). Также нужно задать вопросы и записать, чего людям не хватает в существующей отчетности.
4) Составить управленческий классификатор доходов и расходов, движения денежных средств, бюджета инвестиций, статей для учета оборотов между статьями баланса и др.
5) Далее, для создания системы управленческой отчетности необходимо принять решение, какие еще аналитические справочники нужны для составления управленческой отчетности. Эти справочники нужно либо взять из имеющихся баз данных, либо составить самим и согласовать со всеми, кто пользуется отчетностью в разрезе такого справочника.
6) Составить основные
формы управленческой
7) Добавить в созданные отчеты формулы и вычисляемые значения. На этом шаге управленческая отчетность уже начинает обретать надлежащий вид.
8) Сформировать (или заполнить) формы управленческой отчетности реальными данными за один и тот же месяц. Согласовать получившиеся заполненные формы с исполнителями, которые ранее составляли управленческую отчетность.
9) Согласовать заполненную
управленческую отчетность с
Анализ и оценка управленческой отчетности в полном объеме с применением сложных вычислений и качественных суждений не входит в задачи подготовки управленческой отчетности. Безусловно, управленческий учет как информационная система включает и управленческий анализ, т.е. информационную подготовку к принятию решений, к оценке вариантов и альтернатив. В управленческой отчетности необходимо обеспечить первичные предварительные аналитические расчеты, способствующие лучшему восприятию информации [14, С. 42 – 45].
Известно, что управляющие всех уровней не любят заниматься расчетами даже для первичной оценки результатов работы, стремятся затрачивать минимум времени на ознакомление с внутренней отчетностью. Хорошая управленческая отчетность должна быть представлена в такой форме, которая поможет управленческому персоналу работать с ней.
Для анализа и оценки управленческой отчетности используют следующие методы:
1) Оценка отклонений – непременный компонент хорошо составленной управленческой отчетности. В отчетных таблицах следует приводить результаты анализа отклонений. Одним из вариантов может быть расширение показателей отклонений фактических данных для сравнения не только с планом, но и с прогнозом и аналогичными данными предыдущего отчетного периода, а также представление плановых данных для сопоставления с прогнозными и фактическими данными предыдущего периода. Такие расчеты существенно расширяют информацию об отклонениях. Управленческая отчетность может содержать данные об относительной величине отклонений в виде процентов или коэффициентов. Отсутствие отклонений принимается за единицу (или за 100%). Показатели меньше единицы характеризуют степень отрицательного отклонения, а показатели, превышающие единицу, характеризуют относительную величину положительного отклонения. Полезно группировать отклонения по значимости, исключая незначительные их суммы; ранжировать отклонения от больших (значительных) к меньшим [10, с. 200].
2) Аналитические соотношения. Для оценки сметных или нормативных издержек лучшим вариантом являются отклонения, но по другим показателям последние не дают полной картины изменений и достигнутых результатов. В этих целях решение можно искать путем соотношения одних показателей к другим, вычислять относительные показатели, аналитические соотношения. Аналитические соотношения подразделяются на несколько групп: