Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:57, дипломная работа
Цель исследования - прогнозирование финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по поддержанию и укреплению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа.
В рамках данной работы для достижения цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:
1) рассмотреть теоретические основы оценки финансового состояния предприятия;
2) определить методы анализа и оценки финансового состояния финансового состояния предприятия;
3) провести анализ имущества предприятия и источников его формирования;
4) провести анализ финансовой устойчивости и оценку ликвидности и платежеспособности ООО «Эмилия»;
5) разработать мероприятия по поддержанию и укреплению финансового состояния предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………...6
1.1 Финансовое состояние предприятия как предмет исследования………...............................................................................................6
1.2 Методы анализа и оценки финансового состояния………………........................................................................................12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭМИЛИЯ»……………………………….……………………………………...28
2.1 Анализ имущества предприятия и источников его формирования……………………………………………………………………28
2.2 Анализ финансовой устойчивости и оценка ликвидности и платежеспособности ООО «Эмилия»…………………………………………..35
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЭМИЛИЯ»………………………………………………………………………44
3.1 Прогнозирование банкротства предприятия по отечественной и зарубежной методикам.......................................................................................44
3.2 Мероприятия по поддержанию и улучшению финансового состояния предприятия………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...62
Любая организация может использовать разнообразные факторы для наращивания экономического потенциала, использовать все возможные, а иногда и экстраординарные меры по улучшению своего финансового положения. Это и изменение финансовой политики, и повышение оборачиваемости активов, и увеличение рентабельности продаж.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.
Финансовая стабилизация ООО "Эмилия" в условиях кризисной ситуации должна последовательно осуществляться по следующим основным этапам:
1-й этап - устранение
неплатежеспособности. В какой бы
степени ни оценивался по
2-й этап - восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя платежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
3-й этап - обеспечение
финансового равновесия в
Главная цель разработки мер по улучшению финансового состояния – восстановить платежеспособность организации для продолжения ее эффективной хозяйственной деятельности и удовлетворения требований кредиторов.
Меры по финансовому оздоровлению на стадии предупреждения банкротства, как правило, не должны серьезно отличаться от решений, принимаемых современным руководителем в ходе текущей хозяйственной деятельности. Это: целесообразная реорганизация предприятия, продажа части имущества для погашения задолженности, перепрофилирование, свертывание нерентабельных производств, изменение системы управления предприятием, приведение численности работающих в соответствие с реальной производственной программой, реструктуризация долгов, поиск новых видов деятельности и рынков сбыта, получение финансовой поддержки, привлечение инвестиций и т.п.
Ссылаясь на нестабильность политической и экономической ситуации в стране, многие руководители отрицают необходимость и возможность планирования своей деятельности.
Расчеты прогнозных финансовых результатов целесообразно проводить с акцентом на выявление реальных будущих потоков, способных обеспечить дальнейшую эффективную хозяйственную деятельность организации и погашение кредиторской задолженности.
Целью реформы организации является обеспечение успешной работы в условиях рыночной экономики. Эта цель может быть достигнута путем реструктуризации организации, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования в соответствие с выработанной стратегией ее развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности товаров и услуг, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Для оптимального использования имущества организации и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточными фондами, рекомендуется провести инвентаризацию имущества и осуществить реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятий:
сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных средств;
снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества.
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности, также могут содержать следующее:
смену руководящего звена организации;
инвентаризацию организации;
оптимизацию дебиторской задолженности, путем выхода с иском в арбитражный суд и увеличение штрафных санкций по договору за несвоевременную оплату;
снижение издержек производства;
продажу излишнего оборудования, материалов и складированных товаров;
прогрессивные технологии, механизация, автоматизация производства;
совершенствование организации труда;
капитальный ремонт, модернизация основных средств, замена устаревшего оборудования.
Основной проблемой ООО «Эмилия» является большая кредиторская задолженность, которая отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия. В связи с чем рекомендуем на предприятии внедрение мероприятий по снижению кредиторской задолженности.
Чтобы эффективно управлять долгами предприятия необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации.
Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) предприятия и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
Для нашего предприятия более оптимальным является предоставление покупателям товарного кредита. Для этого на предприятии необходимо проводить реализацию товаров и оказание услуг с предоставлением постоянным покупателям отсрочки платежа.
Товарный кредит в гражданском праве РФ разновидность кредитного договора. Согласно ст. 822 ГК РФ, сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (товар, услугу.). К нему применяются правила ГК. РФ о кредитном договоре, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства. Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором.
Результаты опроса покупателей показали, что большинство из них при предоставлении рассрочки платежей будут на 30% больше приобретать запасных частей.
Для сокращения кредитного риска при кредитовании покупателей, понимаемого как риск невозвратности товарного кредита в полном объеме, зависит и от финансового состояния заемщика. В связи с этим при кредитовании покупателей рекомендуется оценивать факторы обеспечения кредита с использованием «скоринг» кредитования. Сущность кредитного скоринга состоит в том, что каждый параметр оценки кредитоспособности заемщика имеет реальную оценку. Итоговая сумма баллов - это оценка кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности по методу скоринга является обезличенной. Таким образом, система анализа кредитоспособности заемщика состоит из двух блоков:
Система оценки кредитоспособности клиента, основанная на экспертных оценках экономической целесообразности предоставления кредита;
Балльные оценки (методы кредитного скоринга).
На предприятии предполагается использование следующих коэффициентов при начислении баллов при использовании скоринг метода:
Срок работы с предприятием - 0,1 балл за каждый год;
Отсутствие просроченных задолженностей - 0,4 балла;
Срок кредитования – 10 дней – 0,3 балла, 20 дней – 0,2 балла, 30 дней -0,1 балл, свыше 30 дней – 0 баллов;
Сумма товарного кредита – до 250000 рублей – 0,3 балла, от 250000 до 500000 – 0,2 балла; от 500000 и более – 0,1 балл;
Срок работы покупателя – до 1 года – 0 баллов; 1-3 года – 0,1 балл, 3-5 лет – 0,2 балла; более 5 лет – 0,3 балла.
Наличие обеспечения товарного кредита - 0,3 балла.
Границу выдачи товарного кредита определить как 1,2 и более. Если набранная сумма баллов менее 1,2, следовательно, заемщик является неплатежеспособным, а если более, то кредитоспособным. В результате данной оценки только половина покупателей сможет претендовать на получение товарного кредита.
В результате внедрения товарного кредита предприятие получит увеличение выручки от продаж на 15% и сможет снизить запасы готовой продукции на складе.
Расчет дохода от предоставления товарного кредита представлен в таблице 12
Таблица 12.
Расчет дохода от предоставления товарного кредита
Показатели |
2013 год |
Прогноз |
Изменение, +/- |
Выручка от реализации товара, тыс. руб. |
56235 |
64670 |
8435 |
Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
53851 |
57314 |
3463 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
2384 |
7356 |
4972 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
1663 |
1663 |
- |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
721 |
5693 |
4972 |
Как видно из таблицы данные мероприятия позволят увеличить прибыль от продаж на 4972 тыс. руб.
Возможная потеря прибыли составляет от 3% до 10% от суммы планируемой прибыли:
5693 тыс. руб. * 10% = 569 тыс. руб.
В результате внедрения товарного кредитования на предприятии ожидается увеличение прибыли от продаж, что отразится на увеличении собственного капитала предприятия и улучшит его финансовое состояние.
Предприятие имеет торговые площади 700 квадратных метров. Из них 300 кв. м. не используются. Рекомендуется предприятию сдать эти площади в аренду.
Прибыль от сдачи в аренду торговых площадей за год составит:
300 кв.м. х 350 руб. х 12 мес. = 1260000 рублей.
Это позволит дополнительно привлечь 1260 тыс. руб. денежных средств, которые можно использовать на погашение кредиторской задолженности.
На основе предложенных рекомендаций составим прогнозный «Отчет о прибылях и убытках» в таблице 13.
Таблица 13.
Прогнозный «Отчет о прибылях и убытках», тыс. руб.
Показатели |
Период |
Отклонение | ||
2013 год |
Прогноз |
абс. |
% | |
Выручка от продаж |
56235 |
65930 |
9695 |
117,24 |
Себестоимость продукции |
53851 |
57314 |
3463 |
106,43 |
Валовая прибыль |
2384 |
8616 |
6232 |
361,41 |
Коммерческие расходы |
1663 |
1663 |
0 |
100,00 |
Прибыль от продаж |
721 |
5693 |
4972 |
789,60 |
Проценты к получению |
4 |
4 |
0 |
100,00 |
Проценты к уплате |
185 |
185 |
0 |
100,00 |
Прочие расходы |
142 |
142 |
0 |
100,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
398 |
5370 |
4972 |
1349,25 |
Налог на прибыль |
96 |
1074 |
978 |
1118,75 |
Чистая прибыль |
302 |
4296 |
3994 |
1422,52 |
Выручка от реализации товаров, работ и услуг в результате предложенных рекомендаций увеличилась на 17,24% или на 9695 тыс. руб.
Увеличение себестоимости составило 6,43% или 3463 тыс. руб.
Увеличение прибыли от продаж составила 4972 тыс. руб.
Чистая прибыль предприятия увеличится на 3994 тыс. руб., что позволит увеличить собственный капитал предприятия.
Так как на предприятии существует недостаток оборотных средств ООО «Эмилия» для отслеживания остатка денежных средств и улучшения платежной дисциплины рекомендуется составлять бюджет денежных средств на квартал. Менеджерам ООО «Эмилия» рекомендуется составлять график ожидаемых платежей покупателей и график ожидаемых платежей поставщикам.
Форма графика платежей покупателей представлена в таблице 14.
Таблица 14.
График платежей покупателей
Наименование покупателя |
Январь |
Февраль |
Март |
Итого за квартал |
Форма графика платежей поставщикам представлена в таблице 15.
Таблица 15.
График платежей поставщикам
Наименование поставщика |
Январь |
Февраль |
Март |
Итого за квартал |
Менеджеры ООО «Эмилия» должны составлять проект программы сбыта на основании заключенных договоров и графика ожидаемых платежей покупателей. Проект программы сбыта менеджерами предоставляется директору предприятия.
Договора с покупателями предприятия заключаются сроком на один год. График платежей покупателей на один месяц представлен в таблице 16.
Таблица 16.
График платежей покупателей на месяц
Наименование покупателя |
Номер договора |
Периодичность поставок |
Сумма поставки, руб. |
Срок платежа |
ООО «БЭСТ» |
3 |
1 |
17000 |
предоплата |
ИП Быстров |
12 |
4 |
26700 |
10 дней |
ООО «Данатс» |
22 |
4 |
75500 |
30 дней |
Проект программы сбыта представлен в таблице 17.
Информация о работе Оценка финансовой устойчивости предприятия