Оценка рисков предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

В количественном отношении неопределенность подразумевает возможность отклонения результатов от ожидаемого (или среднего) значения как в меньшую, так и в большую сторону. Соответственно, можно уточнить понятие риска — это вероятность потери части ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и (или) обратное — возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной целенаправленной деятельности. Поэтому эти две категории, влияющие на реализацию инвестиционных проектов предприятия, должны анализироваться и оцениваться совместно.

Содержание работы

1. Основные понятия
а) риск и неопределенность, б) управление рисками
2. Анализ рисков предприятия.
а) сущность анализа рисков предприятия, б) качественный анализ рисков, в) количественный анализ рисков
3. Методы снижения рисков.
4. Организация работ по управлению рисками.

Файлы: 1 файл

Lektsia_5_Otsenka_riskov_v_prinyatii_upravlen_reshe.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

 

План.

1.  Основные  понятия

          а) риск и неопределенность, б)  управление рисками

2. Анализ рисков  предприятия.

          а) сущность анализа рисков  предприятия, б) качественный  анализ рисков, в) количественный  анализ рисков

3.  Методы снижения рисков.

4. Организация  работ по управлению рисками.

 

5. ОЦЕНКА РИСКОВ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

5.1. Основные  понятия

5.1.1. Риск и неопределенность

Процессы  принятия решений в управлении предприятием происходят, как правило, при наличии той или иной меры неопределенности, определяемой следующим:

• неполным знанием всех параметров, обстоятельств, а также невозможностью адекватного и точного учета всей даже доступной информации и наличием вероятностных характеристик поведения среды;

• наличием фактора случайности, т. е. реализацией факторов, которые невозможно предусмотреть и спрогнозировать даже в вероятностной реализации;

• наличием субъективных факторов противодействия, когда принятие решений идет в ситуации игры партнеров с противоположными или несовпадающими интересами. 

Таким образом, деятельность предприятия идет в  условиях ' неопределенности и рисков, и эти две категории взаимосвязаны.

Риск — это опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Остановимся подробнее на понятии вероятности рисков — вероятности того, что в результате принятия решения произойдут потери для предпринимательской фирмы, т. е. вероятность нежелательного исхода. Существуют два метода определения вероятности нежелательных событий: объективный и субъективный. Объективный метод основан на вычислении частоты, с которой тот или иной результат был получен в аналогичных условиях. Субъективная вероятность является предположением относительно определенного результата. Этот метод определения вероятности нежелательного исхода основан на суждении и личном опыте предпринимателя. В данном случае в соответствии с интуицией и прошлым опытом (при его наличии) предпринимателю необходимо сделать цифровое предположение о вероятности событий.

Измерение рисков — определение вероятности наступления рискового события. Оценивая риски, которые в состоянии принять на себя руководство предприятия и инвесторы при осуществлении деятельности предприятия, исходят прежде всего из специфики и важности проектов предприятия, из наличия необходимых ресурсов для их реализации и возможностей финансирования вероятных последствий рисков. Степень допустимых рисков, как правило, определяется с учетом таких параметров, как размер и надежность инвестиций в проекты предприятия, запланированного уровня рентабельности и др.

В количественном отношении неопределенность подразумевает возможность отклонения результатов от ожидаемого (или среднего) значения как в меньшую, так и в большую сторону. Соответственно, можно уточнить понятие риска — это вероятность потери части ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и (или) обратное — возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной целенаправленной деятельности. Поэтому эти две категории, влияющие на реализацию инвестиционных проектов предприятия, должны анализироваться и оцениваться совместно.

Таким образом, риск представляет собой событие, которое может произойти в условиях неопределенности с некоторой вероятностью, при этом возможны три экономических результата (оцениваемых в экономических, чаще всего финансовых показателях):

• отрицательный, т. е. ущерб, убыток, проигрыш;

• положительный, т. е. выгода, прибыль, выигрыш;

• нулевой (ни ущерба, ни выгоды).

Природа неопределенности, рисков и потерь при осуществлении деятельности предприятия связана в первую очередь с возможностью понесения финансовых потерь вследствие прогнозного, вероятностного характера денежных потоков и реализации вероятностных аспектов деятельности предприятия и ее многочисленных участников, ресурсов, внешних и внутренних обстоятельств.

Таким образом, имеется четкая взаимосвязь основных категорий, представленная на рис. 5.1.

 



 

5.1.2. Управление рисками

 

Управление  предприятием подразумевает не только констатацию факта наличия неопределенности и рисков, но и анализ рисков и ущерба. Рисками в деятельности предприятия можно и нужно управлять.

Управление  рисками — совокупность методов анализа и нейтрализации факторов рисков, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий.


Управление рисками  является подсистемой управления предприятием,

      - структура подсистемы представлена на рис. 5.2,

      - методы управления рисками — на рис. 5.3.

       - методы управления рисками подробно рассмотрены в подразд. 5.4.

 

Выявление и идентификация предполагаемых рисков — систематическое определение и классификация событий, которые могут отрицательно повлиять на деятельность предприятия, т. е., по сути, классификация рисков.

Классификация рисков — качественное описание рисков по различным признакам. Вопросы классификации и идентификации рисков рассмотрены в подразд. 5.2.2.

Анализ рисков — процедура выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей предприятия. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий. На первом этапе производятся выявление соответствующих факторов и оценка их значимости.

 

Оценка  рисков — это определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.  Следует различать качественную и количественную оценку риска.

 

Качественная оценка может быть сравнительно простой, ее главная задача — определить возможные виды рисков, а также факторы, влияющие на уровень рисков при выполнении определенного вида деятельности.

 

Количественная оценка рисков определяется через:

а) вероятность того, что  полученный результат окажется меньше требуемого значения (намечаемого, планируемого, прогнозируемого);

б) произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет.

 

Методы  оценки рисков (рис. 5.4 и 5.5) рассматриваются подробно в подразд. 5.2.3 и включают следующее:

1. Количественная  оценка рисков с помощью методов  математической статистики.

2. Методы экспертной  оценки рисков.

3. Методы имитационного  моделирования рисков.

  4. Комбинированные методы, представляющие собой объединение нескольких отдельных методов или их отдельных   элементов.

 

Методы анализа  и оценки рисков рассмотрены в  подразд. 5.2.

Методы снижения рисков приведены на рис. 5.6 и подробно  рассмотрены в подразд. 5.3. Основные из них приведены ниже.

 

Распределение (отвод, передача, трансфер) рисков—действия по передаче, полной или частичной, рисков другой стороне, обычно посредством контракта определенного вида.

Страхование рисков представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страхование случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Резервирование — метод резервирования средств на покрытие ущерба, непредвиденных расходов при наступлении рисковых событий.


 

 

5.2. Анализ  рисков предприятия

5.2.1. Сущность анализа рисков  предприятия

Анализ рисков предприятия  начинается с их классификации, т. е. с их качественного описания и определения — какие виды рисков свойственны конкретному виду деятельности в данном окружении при существующих экономических, политических правовых условиях.

       Анализ рисков предприятия подразделяют на:

  • качественный (описание всех предполагаемых рисков предприятия, а также стоимостная оценка их последствий и мер по снижению)
  • количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности деятельности предприятия в связи с рисками).

 

Алгоритм  анализа рисков приведен на рис. 5.7.


Анализ рисков предприятия базируется на оценках  рисков, которые заключаются в определении величины (степени) рисков.

Методы определения  критерия количественной оценки рисков включают:

 

• статистические методы оценки, базирующиеся на методах математической статистики, т. е. дисперсии, стандартном отклонении, коэффициенте вариации. Для применения этих методов необходим достаточно большой объем исходных данных, наблюдения;

 

• методы экспертных оценок, основанные на использовании знаний экспертов в процессе анализа деятельности предприятия и учета влияния качественных факторов;

 

• методы аналогий, основанные на анализе аналогичных видов деятельности и условий их осуществления для расчета вероятностей потерь. Данные методы применяются тогда, когда есть представительная база для анализа и другие методы неприемлемы или менее достоверны. Данные методы широко практикуются в развитых странах, поскольку в практике управления предприятиями практикуются оценки отдельных видов деятельности предприятий после ее завершения и накапливается значительный материал для последующего применения;

 

• комбинированные методы, включающие в себя сразу нескольких методов.

 

Используются  также методы построения сложных распределений вероятностей (дерева решений), аналитические методы (анализ чувствительности, анализ точки безубыточности и проч.), анализ сценариев. Эти методы рассматриваются в подразд. 5.2.3.

 

Анализ  рисков — важнейший этап анализа инвестиционной деятельности предприятия.

В рамках анализа решается задача согласования двух практически противоположных стремлений — максимизации прибыли и минимизации рисков предприятия.

 

Результатом анализа рисков должен являться специальный раздел бизнес-плана предприятия, включающий:

 

• описание рисков, механизма их взаимодействия и совокупного эффекта, мер по защите от рисков, интересов всех сторон в преодолении опасности рисков;

• оценку выполнения экспертами процедур анализа рисков, а также использование ими исходных данных,

• описание структуры распределения рисков между участниками деятельности предприятия по контракту с указанием предусмотренных компенсаций за убытки, профессиональных страховых выплат, долговых обязательств и т. п;

• рекомендации по тем  аспектам рисков, которые требуют специальных мер или условий в страховом полисе.

5.2.2. Качественный анализ рисков

Одним из направлений  анализа рисков инвестиционной деятельности предприятий является качественный анализ, или идентификация рисков.

Качественный  анализ рисков предприятия проводится на стадии разработки бизнес-плана, а дополнительная комплексная экспертиза инвестиционной деятельности предприятия позволяет подготовить обширную информацию для анализа ее рисков.

Первым шагом идентификации  рисков является конкретизация классификации рисков применительно к планируемой деятельности.

 

В теории рисков различают понятия:

- факторы риска (причины),

- виды рисков;

- виды потерь (ущерба) от наступления рисковых событий.

Под факторами (причинами) рисков понимают такие незапланированные события, которые могут потенциально осуществиться и оказать отклоняющее воздействие на намеченный ход осуществления деятельности, или некоторые условия, вызывающие неопределенность исхода ситуации. При этом некоторые из указанных событий можно было предвидеть, а другие не представлялось возможным предугадать.

Вид рисков — классификация рисковых событий по однотипным причинам их возникновения.

Вид потерь (ущерба) — классификация результатов peaлизации рисковых событий.

Таким образом, можно уточнить (рис. 5.8) взаимосвязь основных характеристик рисков, приведенных в подразд. 5.1.1 и на рис. 5.1.

 

В табл. 5.1 приведена классификация  основных факторов рисков,

 в табл. 5.2 — классификация рисков по совокупности признаков,

 в табл. 5.3 — классификация основных рисков и потерь.

 

Таблица 5.1

Основные  типы факторов рисков

 

Наименование  группы

Тип фактора 

Содержание 

1

2

3

По возможности предвидения

Априорные

Прочие 

Определяются  до начала анализа рисков

Определяются  в процессе анализа рисков

По степени влияния системы управления предприятием на факторы рисков

Объективные, или внешние

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъективные, или внутренние

      Факторы внешней среды, не зависящие непосредственно от самих участников деятельности предприятия:

     - политические и экономические кризисы, конкуренция, инфляция,

     - экономическая обстановка, таможенные пошлины,

     - наличие или отсутствие режима наибольшего благоприятствования и т д .

 

      Субъективные факторы характеризуют внутреннюю среду организации – это:

   *производственный потенциал:

      - уровень технического оснащения, 

      -  уровень предметной и технологи-ческой специализации,

      - уровень организации труда), кооперативные связи, тип контрактов с инвестором, заказчиком и т д

     * кооперативные связи,

     *тип контрактов с инвестором, заказчиком и т. д.

 

По масштабу и (или) вероятности ожидаемых потерь

Высокий

 

 

 

 Слабый

      Значительные ожидаемые потери и высокая вероятность наступления рисковых событий

 

       Низкий уровень потерь

Производственные факторы

Срыв плана  работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перерасход средств

Из-за:

- недостатка  рабочей силы или материалов; - запаздываний в поставке материалов;

 - плохих условий на строительных площадках;

- изменения  возможностей заказчика проекта, подрядчиков;

 - ошибки проектирования;

- ошибки планирования;

- недостатка  координации работ;

- изменения  руководства; 

- инцидентов  и саботажа;

- трудностей начального  периода;

-  нереального  планирования;

- слабого  управления;

- труднодоступности объекта

 

Из-за:

-  срывов  планов работ; 

- неправильной стратегии снабжения;

- неквалифицированного  персонала;

- переплат  по материалам, услугам и т.д.;

- параллелизма в работах и нестыковок частей деятельности предприятия;

- протестов подрядчиков;

- неправильных  смет;

- неучтенных  внешних факторов

Информация о работе Оценка рисков предприятия