Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:56, реферат
В количественном отношении неопределенность подразумевает возможность отклонения результатов от ожидаемого (или среднего) значения как в меньшую, так и в большую сторону. Соответственно, можно уточнить понятие риска — это вероятность потери части ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и (или) обратное — возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной целенаправленной деятельности. Поэтому эти две категории, влияющие на реализацию инвестиционных проектов предприятия, должны анализироваться и оцениваться совместно.
1. Основные понятия
а) риск и неопределенность, б) управление рисками
2. Анализ рисков предприятия.
а) сущность анализа рисков предприятия, б) качественный анализ рисков, в) количественный анализ рисков
3. Методы снижения рисков.
4. Организация работ по управлению рисками.
При заключении
договора страхования предпринимательско
При страховании предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.
Для реальных инвестиций существует страхование, и не только от финансовых потерь. Договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.
Отчисления
на страхование
• средств транспорта (водного, воздушного, наземного);
• имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности;
• гражданской ответственности перевозчиков;
• профессиональной ответственности;
• от несчастных случаев и болезней;
• а также платежи по медицинскому страхованию.
Разрешено создавать
страховые резервы или
рисками, а также связанных со страхованием
имущества, жизни работников и гражданской
ответственности за причинение вредаимущественным
интересам третьих лиц. Установлен и лимит
отчислений на эти цели: он не может превышать
одного процента
объема реализуемой продукции (работ,
услуг).
4. Адаптация.
Устойчивость предприятия может нарушаться из-за того, что платежи по кредиту в кредитном договоре определены так, что сальдо реальных денег оказывалось нулевым. Однако в отдельных случаях можно сформулировать условия договора иначе — проценты по кредиту выплачиваются в полном размере, а основной долг погашается по мере возможности. Такое предприятие будет значительно более устойчивым, однако при этом неопределенность "перейдет" к кредитору, который не будет точно знать, какую именно сумму он получит в очередном периоде. В подобных случаях обычно кредитор либо устанавливает повышенный процент по кредиту, либо требует, чтобы по кредиту, не возвращенному в установленный срок, уплачивался повышенный процент.
Адаптация может быть обеспечена путем изменения условий взаиморасчетов между участниками, например, за счет хеджирования сделок или индексации цен на поставляемые друг другу товары и услуги.
Эффективность методов снижения рисков определяется с помощью следующего алгоритма:
• рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для предприятия;
• определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;
• определяется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события;
• определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий;
• сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события;
• принимается решение об осуществлении или об отказе от противорисковых мероприятий;
• процесс сопоставления вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.
5.4. Организация работ по управлению рисками
Комплексное исследование разнообразных рисков на стадии планирования с помощью системы подходов и методов, представленных в предыдущих разделах, предпринимается не только в целях анализа рисков предприятия в начале осуществления определенной целенаправленной деятельности. Выводы, сделанные на основе такого исследования, оказывают существенную помощь руководству предприятия на стадии его реализации, поскольку анализ рисков предприятия не должен ограничиваться лишь констатацией факта их наличия и расчетно-рекомендательным заключением на стадии разработки бизнес-плана. Обязательным продолжением и развитием анализа рисков предприятия является управление ими на стадии осуществления запланированной деятельности (табл. 5.12).
Таблица 5.12
Управление риском в течение жизненного никла проекта
Фаза жизненного цикла |
Этап |
Этап определения и контроля за эффективностью |
Задачи управления риском |
1 |
2 |
3 |
4 |
Предпроектное обоснование инвестиций |
Концепция |
Определение эффективности |
• Идентификация факторов рисков и неопределенности • Определение значимости факторов рисков и неопределенности экспертными методами • Анализ чувствительности |
Технико-экономическое обоснова |
• Дерево решений • Проверка устойчивости • Определение точки безубыточности • Формализованное описание неопределенности и рисков • Анализ сценариев • Метод Монте-Карло | ||
Разработка плана |
План |
Разработка сметы и бюджета |
• Корректировка дерева решений • Распределение рисков • Определение структуры и объема резервирования средств на покрытие непредвиденных расходов • Учет рисков в финансовом плане проекта - налоговый риск - риск неуплаты задолженностей - риск незавершенного строительства |
Рабочая документация |
• Корректировка параметров проекта по результатам анализа рисков • Разработка сметы проекта с учетом непредвиденных расходов | ||
Реализация |
Контракты |
Мониторинг эффективности осуществления |
• Формирование рабочего бюджета • Страхование рисков • Метод частных рисков |
Строительство |
• Контроль за использованием средств на непредвиденные расходы • Корректировка бюджета | ||
Завершение |
Сдача-приемка |
Анализ эффективности осуществления |
• Анализ использования средств на непредвиденные расходы |
Окончание осуществления |
• Анализ и обобщение фактических проявлений рисков и неопределенности по результатам осуществления запланированной деятельности |
Управление рисками — специфическая область менеджмента, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятия, математических методов оптимизации экономических задач и т. д.
Управление рисками проводится на всех фазах осуществления определенной целенаправленной деятельности предприятия с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих воздействий. Модель организации работ по управлению риском приведена на рис. 5.12.
Указанные работы организуются и осуществляются риск-менеджером в тесном взаимодействии со всеми участниками.
Процесс управления рисками предполагает проведение определенных шагов, в том числе:
• выявление предполагаемых рисков;
• анализ и оценки рисков предприятия;
• выбор методов управления рисками;
• применение выбранных методов;
• оценку результатов управления рисками.
Рис. 5.12. Модель организации работ по управлению рисковыми видами деятельности
Анализ рисков инвестиционных видов деятельности предполагает подход к риску не как к статическому, неизменному, а как к управляемому параметру, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие. Отсюда следует вывод о необходимости влияния на выявленные риски с целью их минимизации или компенсации. На изучение этих возможностей и связанной с этим методологией направлена так называемая концепция приемлемого риска.
Концепция приемлемого риска основывается на признании невозможности полного устранения риска, с одной стороны, и всегда существующей возможности найти такие "антирисковые" меры, которые обеспечили бы приемлемый для данного хозяйственного агента уровень риска, с другой.
В применении к инвестиционной деятельности реализация концепции приемлемого риска происходит через интеграцию комплекса процедур — оценки рисков предприятия и управления рисками предприятия.
Характеризуя в целом весь арсенал методов управления рисками предприятия, необходимо подчеркнуть их конкретную практическую направленность, позволяющую не только обобрать и проранжировать факторы рисков, но и:
• смоделировать процесс осуществления деятельности предприятия;
• оценить с определенной вероятностью последствия возникновения неблагоприятных ситуаций;
• подобрать методы минимизации их воздействия или предложить компенсирующие риски мероприятия;
• проследить
за динамикой поведения
• скорректировать их изменение в нужном направлении.
Цель управления рисками предприятия не только способствует углублению анализа хозяйственной деятельности, но и повышает эффективность инвестиционных решений. Роль главного исполнителя всех процедур, связанных с управлением риском, ложится на плечи соответствующего менеджера (администратора) или команды с его участием.
Методы управления рисками могут и должны стать средством эффективного осуществления хозяйственной деятельности не только на уровне предприятий, но и на всех уровнях государственного управления — федеральном, региональном и местном.
Итак, управление рисками — новое для российской экономики направление, которое появилось при переходе экономики к рыночной системе хозяйствования. Качественное управление риском повышает шансы системы управления предприятием добиться успеха в долгосрочной перспективе, значительно уменьшает опасность неэффективного осуществления хозяйственной деятельности.
Важно не только выявить потенциальные риски предприятия, но и оценить их влияние на результаты, своевременно принять решения о снижении рисков, причем осуществлять управление рисками на всех стадиях деятельности и адекватно документировать процессы управления рисками предприятия для применения этих знаний в дальнейшей практике управления предприятием.