Оценка рисков предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

В количественном отношении неопределенность подразумевает возможность отклонения результатов от ожидаемого (или среднего) значения как в меньшую, так и в большую сторону. Соответственно, можно уточнить понятие риска — это вероятность потери части ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и (или) обратное — возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной целенаправленной деятельности. Поэтому эти две категории, влияющие на реализацию инвестиционных проектов предприятия, должны анализироваться и оцениваться совместно.

Содержание работы

1. Основные понятия
а) риск и неопределенность, б) управление рисками
2. Анализ рисков предприятия.
а) сущность анализа рисков предприятия, б) качественный анализ рисков, в) количественный анализ рисков
3. Методы снижения рисков.
4. Организация работ по управлению рисками.

Файлы: 1 файл

Lektsia_5_Otsenka_riskov_v_prinyatii_upravlen_reshe.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

• многократно (не менее 200 раз) рассчитываются результирующие показатели; 

• полученные результирующие показатели рассматриваются как случайные величины, которым соответствуют такие характеристики, как математическое ожидание, дисперсия, функция распределения и плотность вероятностей;

• определяется вероятность попадания результирующих    показателей в тот или иной интервал, вероятность превышения минимально допустимого значения и др.

 

Анализ значений результирующих показателей при  сформированных сценариях позволяет оценить возможный интервал  их изменения при различных условиях осуществления деятельности. Вероятностные характеристики используются для: 

• принятия инвестиционных решений; 

• ранжирования; 

• обоснования  рациональных размеров и форм резервирования и страхования. 

 

На рис. 5.11 представлена схема работы с имитационной моделью.

 

Применение метода имитации Монте-Карло требует использования специальных математических пакетов (например, специализированного программного пакета Гарвардского университета под названием Risk-Master), в то время как метод сценариев может быть реализован даже при помощи обыкновенного калькулятора. 

Результатом такого комплексного анализа выступает распределение вероятностей возможных результатов деятельности предприятия (например, вероятность получения чистого дисконтированного дохода — ЧДД). 

Несмотря  на свои достоинства, метод Монте-Карло нераспространен и не используется слишком широко в бизнесе. Одна из главных причин этого — неопределенность функций распределения переменных, которые используются при расчетах.

Рис. 5.11. Схема имитационного моделирования рисков в деятельности предприятия

 

Другая проблема, которая возникает как при  использовании метода сценариев, так и при использовании метода Монте-Карло, состоит в том, что применение обоих методов не дает однозначного ответа на вопрос о том, следует ли все же осуществлять данную деятельность или следует отвергнуть ее, поэтому, как правило, используется целый комплекс методов анализа рисков предприятия для окончательной оценки.

Общая результативность анализа рисков предприятия может быть оценена следующим образом.

 

Преимущества методов:

1. Совершенствуют  уровень принятия решений по  малоприбыльным видам деятельности предприятия.

Определенная целенаправленная деятельность предприятия с малым значением ЧДД может быть осуществлена в случае, если анализ рисков установит, что шансы получить 
удовлетворительный доход превосходит вероятность неприемлемых убытков. 

2. Помогают  идентифицировать производственные  возможности. 

Анализ рисков помогает сэкономить деньги, потраченные на получение информации, издержки на получение которой превосходят издержки неопределенности. 

3. Освещают  сектора деятельности предприятия, требующие дальнейшего исследования, и управляют сбором информации.

4. Выявляют  слабые места деятельности и  дают возможность ввести поправки. 

5. Предполагают  неопределенность и возможные  отклонениями факторов от базовых уровней.

В связи с тем что присвоение распределения и границ варьирования переменных несет оттенок субъективизма, необходимо критически подходить даже к результатам анализа рисков.

Сложности применения методов: 

1. Проблема  коррелированных переменных, которые,  если неправильно специфицированы, могут привести к обманчивым заключениям. 

2. Анализ рисков предполагает  доброкачественность моделей оценивания. Если модель неправильна, то  результаты анализа рисков также будут вводить в заблуждение. 

 

5.3. Методы  снижения рисков 

 

Все методы, позволяющие  минимизировать риски предприятия, можно разделить на шесть групп:

1. Диверсификация, или распределение рисков (распределение усилий предприятия между видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой), позволяющие распределить риски между участниками деятельности.

 Распределение  рисков предприятия между участниками  является эффективным способом  их снижения. Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев.

Поэтому распределение рисков между участниками повышает надежность достижения результата. Логичнее всего при этом сделать ответственным за конкретный вид риска того из его участников, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск.

Распределение рисков оформляется при разработке финансового плана и контрактных документов.

Распределение рисков фактически реализуется в  процессе подготовки плана осуществления определенной целенаправленной деятельности и контрактных документов. Следует иметь в виду, что повышение рисков у одного из участников должно сопровождаться адекватным изменением в распределении доходов от данной деятельности.

 

 Поэтому при переговорах необходимо:

 

• определить возможности участников по предотвращению последствий наступления рисковых событий;

• определить степень рисков, которую берет  на себя каждый участник;

• договориться о приемлемом вознаграждении за риски;

• следить за соблюдением паритета в соотношении рисков и дохода между всеми участниками.

 

2. Резервирование. Резервы предприятия могут иметь разнообразные формы. Например, могут предусматриваться резервы производственных мощностей, запасы сырья и материалов, запасы прочности отдельных конструкций, резервы финансовых средств и т. п.

 Определенное  резервирование предусматривается и сейчас, причем не только в "обычной" форме включения резерва затрат на непредвиденные расходы.

Например, если коэффициент ликвидности мал (скажем, меньше 2,0), то соответствующий вариант осуществления деятельности рассматривается как недопустимый. Специфической формой резервирования является и рассмотренное выше "аварийное кредитование".

При этом возникающий  у кредитора риск (что кредит не будет полностью погашен) может быть полностью или частично компенсирован более высокой процентной ставкой. Еще один вид резервирования поясним на примере, где один участник поставляет продукцию другому.

Тогда эффективность деятельности, с точки зрения первого участника, имеет смысл оценить при своевременной поставке продукции и задержке ее оплаты, а с точки зрения второго — при предоплате продукции и задержке ее поставки.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на затраты предприятия, размером расходов, необходимых для преодоления сбоев и выполнения  проекта. 

Величина  резерва должна быть равна или  превышать величину колебания параметров системы во времени.

 этом случае затраты на резервы должны быть ниже издержек (потерь), связанных с восстановлением отказа.

Зарубежный опыт допускает увеличение стоимости проекта от 7 до 12% за счет резервирования средств на форс-мажор.

 Резервирование средств предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, изменяющими затраты предприятия, и размером расходов, связанных с преодолением нарушений в ходе осуществления деятельности. 

Российские  эксперты рекомендуют следующие примерные нормы непредвиденных расходов (табл. 5.11). 

Минимизация рисков всегда увеличивает затраты  предприятия, зато в общем случае увеличивает и его фактическую прибыль.

Часть резерва  всегда должна находиться в распоряжении руководителя определенного вида деятельности (остальной частью резерва распоряжаются, в соответствии с контрактом, другие участники).

Таблица 5.11

Нормы резервирования средств на непредвиденные рсходы

Вид затрат

Изменение непредвиденных расходов, %  

Затраты/продолжительность работ российских исполнителей

+20

Затраты/продолжительность  работ иностранных исполнителей

+10

Увеличение  прямых производственных затрат

+20

Снижение  производства

-20

Увеличение  процента за кредит

+20


 

Необходимым условием успеха деятельности является превышение предполагаемых поступлений от осуществления деятельности над оттоками денежных средств на каждом шаге расчета. С целью снижения рисков в плане финансирования необходимо создавать достаточный запас прочности, учитывающий следующие виды рисков:

• риск незавершенного строительства (или риск незавершенного формирования основных средств), связанного с дополнительными затратами и отсутствием запланированных в этот период доходов;

• риск временного снижения объема продаж продукции предприятия;

• налоговый риск (невозможность использования налоговых льгот и преимуществ, изменение налогового законодательства);

• риск несвоевременной  уплаты задолженностей со стороны заказчиков.

 

       Существует мнение, что для снижения рисков необходимо, чтобы сальдо накопленных реальных денег в финансовом плане предприятия на каждом шаге расчета было не менее 8% планируемых на данном шаге затрат.

       Кроме того, необходимо предусматривать дополнительные источники финансирования предприятия и создание резервных фондов с отчислением в них определенного процента с выручки от реализации продукции.

 

3. Страхование рисков.

В случае если участники проекта не в состоянии обеспечить осуществление деятельности при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществить страхование рисков. Страхование рисков есть, по существу, передача определенных рисков страховой компании. 

Если предприятие  теряет устойчивость в каких-либо ситуациях, например при технологической аварии, землетрясении или снижении рыночной цены продукции на 20% и более, от этого можно застраховаться (если найдется страховщик, который на это согласится). Тогда предприятие будет нести дополнительные затраты, но оно станет более устойчивым. Специфической формой страхования является гарантия.

Зарубежная практика страхования использует полное страхование инвестиционных видов деятельности предприятия.

 

Условия российской действительности позволяют пока только частично страховать риски проекта:

• здания; 

• оборудование;

• персонал;

• от некоторых  экстремальных ситуаций и т. д.

 

Выбор рациональной схемы  страхования представляет  собой достаточно сложную задачу.  Рассмотрим основные положения данного способа снижения рисков. 

Существует  классификация по видам страховой  деятельности, в которой предусмотрено страхование финансовых рисков  договором, предусматривающим обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов) лица, вызванных следующими событиями: 

• остановкой производства или сокращением объема производства в результате оговоренных событий;

• потерей  работы (для физических лиц);

• банкротством;

• непредвиденными  расходами;

• неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;

• понесенными  застрахованным лицом судебными  расходами (издержками);

• иными событиями.

 

В законодательстве РФ введено понятие предпринимательского риска. Страхование предпринимательского риска предполагает заключение договора имущественного страхования, по которому одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут  быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

• риск утраты (гибели), недостачи или повреждения  определенного имущества; 

• риск ответственности  по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности;

• риск убытков  от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.

Информация о работе Оценка рисков предприятия