Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:28, курсовая работа
Цель данной работы – определить рыночную стоимость компании ЗАО «АЗСМ» и разработать рекомендации по увеличению ее потребительной полезности.
Исходя из этого формируются задачи выполнения курсовой работы:
1) Дать характеристику предприятия ЗАО «АЗСМ», его имущественного комплекса и финансового состояния,
2) Оценить стоимость предприятия методом,
3) Рассчитать рыночную стоимость выбранного предприятия методом,
4) Определить рыночную стоимость выбранного объекта методом,
5) Разработать мероприятия по повышению рыночной стоимости ЗАО «АЗСМ».
Объектом исследования представленной курсовой работы является предприятие ЗАО «Азаровский завод стеновых материалов». Предметом исследования работы – методики оценки стоимости бизнеса, использованные в работе.
Введение………………………………………………………………………….….…4
Глава 1. Характеристика предприятия как объекта оценки………………….……..6
1.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «АЗСМ»………………………….6
1.2. Характеристика имущественного комплекса предприятия………………….8
1.3. Характеристика финансового состояния предприятия………………………9
Глава 2. Оценка рыночной стоимости ЗАО «АЗСМ»………………………………20
2.1. Оценка стоимости предприятия методом дисконтирования денежных потоков в рамках доходного подхода…………………………………………….….20
2.2. Оценка стоимости предприятия методом чистых активов в рамках затратного подхода……………………………………………………………………24
2.3. Оценка стоимости предприятия методом отраслевых мультипликаторов в рамках сравнительного подхода……………………………………………………..38
Глава 3. Согласование результатов и разработка рекомендаций по росту рыночной стоимости ЗАО «АЗСМ»……………………………………………………………..41
3.1. Анализ результатов оценки рыночной стоимости ЗАО «АЗСМ» различными методами……………………………………………………………………………… 41
3.2. Рекомендации по росту потребительной полезности ЗАО «АЗСМ»……….42
Заключение…………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы………………………………………………...…46
Приложения……………………………………………………………………………48
Таблица 18
Денежные потоки от погашения покупателями своих задолженностей
Дебиторы |
Погашение дебиторской задолженности, тыс. руб. | |||||
В течение 3-х мес. |
3 – 4 мес. |
4 – 5 мес. |
5 – 6 мес. |
6 – 7 мес. | ||
ЗАО «Монтажник» |
- |
- |
- |
- |
4300 | |
ЗАО «Стройсервис» |
- |
1100 |
- |
- |
- | |
Прочие дебиторы |
3291 |
- |
- |
- |
- | |
Суммарный поток |
- |
- |
- |
- |
- | |
Коэффициент дисконтирования |
1 |
0,979 |
0,968 |
0,958 |
0,948 | |
Дисконтированный поток |
3291 |
1077 |
0 |
0 |
4076 |
Общая текущая стоимость
ликвидной дебиторской
3291 + 1077 + 4076 = 8444 тыс. руб.
Затратный подход
В результате анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками не было выявлено просроченной не вероятной к получению дебиторской задолженности, тогда дебиторская задолженность, оцененная затратным подходом равна 8691 тыс.руб.
Сравнительный подход
На основании анализа рыночной стоимости продажи уступки прав требования погашения краткосрочной дебиторской задолженности было установлено, что в данной ситуации предприятие сможет продать свои права требования к покупателям и заказчикам со скидкой 10% от их балансовой стоимости. Таким образом, стоимость дебиторской задолженности будет определена следующим образом: 8691 ∙ (1 – 0,1) = 7822 тыс.руб.
Средневзвешенная стоимость
средств в дебиторской
Таким образом, скорректированная (рыночная) стоимость дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты – 8468 тыс. руб.
2.1.6 Корректировка пассивной части бухгалтерского баланса
После расчета рыночной стоимости
активов предприятия необходимо
произвести корректировку его
Завод не имеет просроченных обязательств, поэтому начисления штрафных санкций и премий за пользование чужими средствами не потребуется.
В качестве безрисковой ставки выберем процентную ставку рефинансирования ЦБ РФ, которая равна 8%. Премию за риск примем равной 3%, т.к. предприятие функционирует стабильно и вероятность невыплаты задолженности довольно невелика. Таким образом, годовая ставка дисконтирования: 7 + 3 = 11%, а квартальную ставку дисконтирования условно примем равной 11 / 4 = 2,75%.
Таблица 19
Денежные потоки от выплат по налогам и сборам в 2011 году, тыс. руб.
Период |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
Денежные потоки |
984 |
1567 |
2131 |
720 |
5402 |
Коэффициент дисконтирования |
0,976 |
0,952 |
0,929 |
0,906 |
|
Дисконтированный поток |
960,4 |
1491,8 |
1979,7 |
652,3 |
5084,2 |
Текущая стоимость сумм задолженности по налогам и сборам: 5084 тыс. руб.
Аналогично дисконтируем задолженность перед поставщиками и подрядчиками.
Таблица 20
Денежные потоки по расчетам
с поставщиками и подрядчиками в 2011 году, тыс. руб.
Период |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
Денежные потоки |
210 |
259 |
214 |
314 |
997 |
Коэффициент дисконтирования |
0,976 |
0,952 |
0,929 |
0,906 |
|
Дисконтированный поток |
204,9 |
246,6 |
198,8 |
284,5 |
934,8 |
Текущая стоимость задолженности перед поставщиками и подрядчиками: 935 тыс. руб.
Таблица 21
Денежные потоки от выплат прочим кредиторам в 2011 году, тыс. руб.
Период |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
Денежные потоки |
680 |
540 |
589 |
600 |
2409 |
Коэффициент дисконтирования |
0,976 |
0,952 |
0,929 |
0,906 |
|
Дисконтированный поток |
663,7 |
514,1 |
547,2 |
543,6 |
2268,6 |
Текущая стоимость задолженности прочим кредиторам составляет 2268,6 тыс.руб.
Задолженность перед персоналом
организации и перед
Корректировка бухгалтерского баланса предприятия на 01.01.2011 представлена в приложении 21.
После проведения корректировки обязательств предприятия было выявлено, что нераспределенная прибыль предприятия составила 417666,9 тыс. руб., а величина чистых активов предприятия составила:
438140,5– 13358,6 – 0 = 424781,9 тыс. руб.
2.3. Оценка стоимости предприятия методом отраслевых мультипликаторов в рамках сравнительного подхода
Метод отраслевых мультипликаторов основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе статистических наблюдений. Отбор аналогичных компаний осуществляется по следующим критериям: отраслевое сходство, сходная продукция, размер компании, перспектива роста, структура капитала, качество менеджмента и др. Редко находится предприятие, абсолютно идентичное оцениваемому, поэтому на основе анализа критериев делается вывод о сопоставимости или несопоставимости предприятий. К интервальным мультипликаторам относятся: цена/чистая прибыль, цена/денежный поток, цена/выручка. К моментным мультипликаторам относятся цена/балансовая стоимость активов или цена/стоимость чистых активов.[14]
В качестве аналогов были выдраны предприятия-конкуренты ЗАО «АЗСМ», также производящие строительные материалы.
Таблица 22
Характеристика объекта оценки и его аналогов
Показатель (2010г.) |
Объект оценки |
Аналог А |
Аналог Б |
Аналог В |
Выручка, тыс. руб. |
174027 |
125375,4 |
130833,1 |
116199,1 |
Балансовая стоимость активов, тыс. руб. |
109934 |
120766,9 |
171146,6 |
72923,8 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
30678 |
21391,8 |
14858,5 |
1982,0 |
Доля внеоборотных активов в валюте баланса |
0,31 |
0,30 |
0,40 |
0,35 |
Рентабельность активов, % |
1,15 |
0,73 |
0,01 |
0,11 |
Расчеты мультипликаторов «цена/выручка», «цена/балансовая стоимость активов» и «цена/чистая прибыль» представлены в табл. 23. Результаты оценки рыночной стоимости предприятия с помощью рассчитанных мультипликаторов представлены в табл. 24.
Таблица 23
Расчет отраслевых мультипликаторов
Аналог |
Цена, тыс. руб. |
Финансовый показатель, тыс. руб. |
Значение мультипликатора |
«цена/выручка» | |||
А |
406280 |
125375,4 |
3,24 |
Б |
385840 |
130833,1 |
2,95 |
В |
275000 |
116199,1 |
2,37 |
«цена/балансовая стоимость активов» | |||
А |
406280 |
120766,9 |
3,36 |
Б |
385840 |
171146,6 |
2,25 |
В |
275000 |
72923,8 |
3,77 |
«цена/чистая прибыль» | |||
А |
406280 |
21391,8 |
18,99 |
Б |
385840 |
14858,5 |
25,97 |
В |
275000 |
1982,0 |
138,75 |
Выручка как финансовый показатель
в большей степени
Для согласования результатов
оценки каждому мультипликатору
присвоена следующая
Таблица 24
Согласование результатов оценки рыночной стоимости предприятия методом отраслевых мультипликаторов
Мультипликатор |
Среднее значение |
Удельный вес, % |
Рыночная стоимость |
Взвешенное значение, тыс. руб. |
«цена/выручка» |
2,85 |
45 |
495977 |
223189 |
«цена/балансовая стоимость активов» |
3,13 |
35 |
344093 |
120432 |
«цена/чистая прибыль» |
61,2 |
20 |
1877494 |
375498 |
Итого |
- |
100 |
- |
719119 |
Рыночная стоимость ЗАО «АЗСМ», оцененная методом отраслевых коэффициентов, составляет 719119 тыс. руб.
Глава 3. Согласование результатов и разработка рекомендаций по росту рыночной стоимости ЗАО «АЗСМ»
3.1. Анализ результатов оценки рыночной стоимости ЗАО «АЗСМ» различными методами
Во второй главе данной курсовой работы была рассчитана рыночная стоимость методами трех подходов (доходного, затратного и рыночного). Для получения окончательного значения необходимо рассчитать средневзвешенную величину стоимостей, определенных с помощью трех подходов к оценке бизнеса. Для этого необходимо обосновать весовые коэффициенты.