Оперативное финансовое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:06, контрольная работа

Описание работы

Финансовой работе на предприятии в условиях рыночных отношений должно уделяться большое внимание как главному звену деятельности, посредством которой можно поднять эффективность всей экономики. Поэтому финансовая работа призвана способствовать решению главных стратегических задач: обеспечению хозяйственной деятельности предприятия необходимыми денежными средствами, его ликвидности и платежеспособности; получению достаточной прибыли и необходимой рентабельности его деятельности, распределению полученных доходов и удовлетворению материальных и социальных потребностей работников предприятия и его собственников (пайщиков, акционеров).

Файлы: 1 файл

Оперативное финансовое управление.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

Оптимизация организационно-функциональной структуры предприятия. Поскольку  выделение ЦО осуществляется на основе организационно-функциональной структуры  предприятия, то для успешного внедрения  системы бюджетирования во многих случаях  требуется совершенствование организационной структуры (перераспределение функций, выполняемых подразделениями).

Методологический аспект

Совершенствование систем планирования заключается в обеспечении  сквозной связи между горизонтами планирования – от стратегического планирования (обычно на несколько лет) к тактическому (на год, квартал) и оперативному (на месяц, неделю). Безусловно, для каждого предприятия горизонты планирования имеют свой диапазон, но их взаимосвязь должна быть обеспечена.

Формирование целостной  системы планов и бюджетов, охватывающей все области предприятия – от плана и бюджета продаж к планам производства, планам затрат и закупок и далее к финансовым бюджетам. Нередко также требуется совершенствование системы определения себестоимости продукции и системы нормирования (нормативных цен, расходных коэффициентов, нормативов оборотных средств).

Организация контроля исполнения планов предполагает сбор и консолидацию информации о фактическом исполнении плановых бюджетных показателей, выявление  отклонений "план-факт", анализ причин отклонений и принятие управленческих решений. Для обеспечения эффективности управления определяют стандарты отклонений: аварийные, сверхнормативные, допустимые, а контроль каждого диапазона отклонения делегируется соответствующему уровню управления предприятием.

Совершенствование системы  управленческой отчетности направлено на контроль и анализ деятельности центров ответственности и всей компании в целом. Отчеты и сопровождающие пояснительные записки должны содержать  отклонение "план-факт", факторный анализ (изменение цены, объема), пояснения возникших отклонений, перечень необходимых управленческих воздействий и способов их реализации.

Разработка и внедрение (или совершенствование существующей) системы финансово-экономического управления включает:

выявление специфики  деятельности компании и разработку уникальной системы бюджетирования, адаптированной под компанию и учитывающей  особенности ее бизнеса;

осуществление постоянных изменений (в том числе преломление  старых стереотипов и неэффективных методов работы) в течение выполнения всех работ (Change management);

учитывая относительно большой срок разработки и внедрения  системы бюджетирования (от 4 месяцев  до года и больше), требуется постоянная корректировка результатов, поскольку  за этот период меняется сама компания;

обучение сотрудников  компании новым методам и технологиям  работы, подготовку команды специалистов из числа сотрудников компании, которые  могут не только поддерживать работоспособность  системы, но и развивать ее после  внедрения - это является залогом успешной работы системы бюджетного управления.

После разработки методик  планирования и учета, формирования сквозных регламентов взаимодействия подразделений в процессе планирования и контроля; разработки форм планов и бюджетов и форм управленческой отчетности; формирования всех нормативных документов, необходимых для полноценного функционирования системы бюджетирования; следующим этапом постановки (совершенствования) системы бюджетного управления является внедрение информационной системы поддержки этих процессов. Эта система зачастую оказывается тем решающим фактором, который превращает бюджетирование в действительно жизненно необходимую основу управления предприятием.

Как показывает практика, целый ряд проблем финансового  управления компанией связан с отсутствием специализированной информационной системы поддержки процесса бюджетирования. На многих предприятиях наиболее остро стоит проблема со своевременным формированием планов и бюджетов, контролем их исполнения (специалисты тратят массу времени на поиск, подготовку, консолидацию информации, при этом данные часто дублируются, а в результате нередко отсутствует какая-либо взаимосвязь между создаваемыми планами и бюджетами).

Финансовые и управленческие отчеты формируются из множества информационных источников, а поэтому не всегда своевременны и, что самое опасное, недостоверны. Процесс модификации существующих и создание новых отчетов занимает много времени (от нескольких десятков минут, часов до нескольких дней), поэтому менеджеры нередко вынуждены принимать управленческие решения на основе той неполной информации, которой обладают в текущий момент. Очевидно, что такие решения могут быть недостаточно эффективными. Более того, к тому моменту, когда, скажем, новый отчет разработан и протестирован, надобность в нем уже может отпасть.

Наконец, даже небольшая  реорганизация на предприятии (появление  нового направления бизнеса, изменение  организационной структуры) зачастую создает настоящий хаос в бюджетном  процессе и управленческой отчетности.

Все эти проблемы приводят к тому, что менеджеры предприятия не имеют своевременной, полной и достоверной информации для принятия управленческих решений.

Решить как перечисленные, так и многие другие проблемы позволяют  информационные системы поддержки  процессов бюджетирования, которые могут быть использованы для выполнения целого ряда задач в области финансового управления предприятием:

формирования и утверждения  распределенной, взаимосвязанной системы  бюджетов предприятия и его подразделений (при этом распределенная подготовка планов и бюджетов может осуществляться независимо от того, какая методология используется на предприятии: "сверху вниз", "снизу вверх" или "смешанная");

своевременного контроля исполнения и коррекции бюджетов (так называемое "скользящее бюджетирование");

сбора, консолидации данных для формирования финансовой и управленческой отчетности, включая расчет ключевых показателей деятельности;

прогнозирования состояния предприятия на основе уже имевшихся данных;

проведения финансового  анализа (включая вертикальный и  горизонтальный анализ финансовых отчетов, анализ безубыточности предприятия, расчет и анализ любых финансовых коэффициентов, анализ деятельности центров ответственности и прибыльности каналов сбыта продукции, вариантный анализ "Что будет, если..?" и др.).

Далее, следует подчеркнуть  еще один важный аспект эффективного управления компанией - формирование плана  и бюджета продаж (программы сбыта). Это первый и самый важный шаг в формировании бюджета большинства предприятий, поскольку именно правильная оценка объема продаж влияет на формирование всех последующих бюджетов предприятия. При подготовке программы сбыта наиболее важную роль играют два параметра: ассортимент продукции (или услуг) и цена.

В условиях жесткой конкуренции, в которых работают многие российские предприятия, цену и ассортимент  определяет рынок товаров и услуг. Некоторые компании продолжают вести  планирование "от затрат", однако многие уже начинают понимать, что для победы в конкурентной борьбе их программы сбыта должны определяться рыночными ценами. В этих условиях исследования рынка товаров и услуг приобретают большое значение.

 

Выводы и предложения

 

Таким образом, в процессе написания дипломной работы мы пришли к следующим выводам:

К оперативной финансовой работе относится текущая, повседневная работа с органами власти и хозяйственного управления, с банком, бюджетом, фондами, а также в области платежно-расчетных  отношений с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами, страховыми организациями, с финансовым рынком, с собственниками и работниками, в сфере проведения совместно с другими службами экономической и контрольно-аналитической финансовой работы и т.п.

Достижение высокой  эффективности финансовых операций, имеющих определяющее значение для предприятия, подразумевает обеспечение их повышенной доходности. Для этого следует постоянно соблюдать основополагающий принцип организации и проведения оперативной финансовой работы - "быть постоянно в рынке", т.е. постоянно действовать в соответствии с требованиями рыночных законов.

Под хорошей организацией оперативной финансовой работы подразумевают  четко организованную систему наблюдения, контроля и проведения мероприятий, позволяющую устранять или нейтрализовать неблагоприятные финансовые процессы и постоянно содействовать повышению финансовой эффективности операций всех видов хозяйственно-финансовой и инвестиционной деятельности.

В процессе проведения финансовой работы имеют место финансовые потоки. Финансовые потоки предприятия - это документально оформленные потоки средств платежей.

За организацию финансовой работы отвечает финансовый управляющий - финансовый директор (финансовый менеджер). за организацию бухгалтерской процедуры на предприятии отвечает главный бухгалтер. Руководитель финансовой службы согласовывает учетную политику предприятия с целью обеспечения аналитической процедуры необходимой информацией. За организацию аналитической процедуры на предприятии отвечает финансовый управляющий. Главный бухгалтер согласовывает основные решения по аналитической процедуре (по составу показателей и алгоритмам их расчета).

Предложения по дальнейшему  развитию ОАО «Татнефтегеофизика»:

- совершенствовать товароснабжение  предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;

- улучшить использование  материально-технической базы предприятия;

- экономической службе  предприятия разрабатывать прогнозы  развития на предстоящий период  и вести оперативный контроль  за ходом реализации прогнозов;

- совершенствовать систему  материального стимулирования труда  работников предприятия (увеличение  количества реализованных проектов, обслуживание наибольшего количества  заказчиков,  получение доходов  от реализации услуг и др.);

- совершенствование организации хранения и транспортировки товаров;

Наблюдается значительная зависимость организации оперативной  финансовой работы от особенностей деятельности предприятия. Если это производство, то оперативная финансовая работа в  разных своих проявлениях сводится к выполнению задачи непрерывности процесса производства высокорентабельной продукции. Если это торговая организация или фирма-посредник, то организация оперативной финансовой работы может быть сведена к обеспечению непрерывности сделок купли-продажи товаров, приносящих значительный доход. В финансовой компании организация оперативной финансовой работы направлена на высокую эффективность краткосрочных и иных вложений, выражаемых ожидаемыми высокими доходами и большой доходностью операций. Наконец, в коммерческом банке решается задача максимизации доходности операций банка по всем направлениям кредитования, фондовых или валютных операций, проведения депозитной политики и политики по вкладам населения.

Важнейшим фактором и  условием повышения финансовой эффективности является внедрение системы стимулирования экономического развития предприятия. Важно соблюдать правило - "рост нагрузки работника и его реального вклада в финансовый результат должен поощряться".

 

Список использованной литературы

 

    1. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – 440с.
    2. Агапцов С.А. Предпринимательский потенциал промышленности: Монография / ВАГС. – Волгоград: Перемена, 1999. – 281 с.
    3. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Полонский А.М. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. – Волгоград: ТОО «Принт», 2001. – 256 с.
    4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2002. - 326 с.
    5. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004.-320 с.
    6. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Издательство "ДИС", НГАЭиУ, 2002. - 128 с.
    7. Астахов В. П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Изд-во “Ось-89”, 1995.-80с.
    8. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 414 с.
    9. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 109 с.
    10. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента, как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2000. – 383 с.
    11. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций/ Под ред. И. П. Мерзлякова. - М.: Инфра-М, 1999. - 298 с.
    12. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 624 с.
    13. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 480 с.
    14. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. - Киев.: МП “ИТЕМлтд” СП “АДЕФ-Украина”, 2000.-534с.
    15. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – К.: Ника-Центр, 1999. – 528с.
    16. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, 2000. - 208 с.
    17. Вавилов Н., Фокин Ю. Успехи и трудности повышения эффективности производства //Экономист.-2002.-№ 1 - С.66-75.
    18. Васильев А.А. Модели управления процессом бюджетного планирования на предприятиях. Межвузовский сборник трудов молодых ученых по итогам работы межвузовского аспирантского семинара / ВолгГТУ. – Волгоград, 2001. – 0,16 п.л.
    19. Винслав Ю. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах // Российский экономический журнал. - 2002. - № 3.
    20. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – М.: Гардарика, 2001.
    21. Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие – М.: Изд-во АО “Консалтбанкир”, 2000.-208с
    22. Глазьев С. Как добиться экономического роста (макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения. // Российский экономический журнал. - 1998.-№ 7 -С 3 -19.
    23. Голанский М.М. Саморазвивающиеся системы в экономическом анализе и планировании. - М.: Наука, 2002. - 189 с.
    24. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.- 121с.
    25. Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001. - 318 с.
    26. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике. - М.: ДелоЛтд, 1998.  - 158 с.
    27. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. –М: АО «Бизнес- школа», 2000. - 118 с.
    28. Ефимова О.В. Анализ платежеспособности предприятий // Бухгалтерский учет. - 2001. - № 4. – с. 51-54.
    29. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Бухгалтерский учет, 2001. - 319 с.
    30. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 284с.
    31. Зеляковская В.М., Васильев А.А. Финансовое планирование деятельности предприятия. Препринт научного доклада, подготовленного для участия в 39-й научно-практической конференции ВолгГТУ. – Волгоград<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Оперативное финансовое управление