Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:51, практическая работа
Целью данной работы является закрепление и углубление теоретических знаний, ознакомление с организационной структурой предприятия и учредительными документами, отраслевой спецификой, приобретение практических умений при анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Дать краткую характеристику деятельности предприятия;
2) Изучить организацию финансового планирования на предприятии;
3) Провести комплексный анализ деятельности ООО «НИК» на основании данных официальной бухгалтерской отчетности за период с 2010 по 2012 гг.;
4) Раскрыть теоретические аспекты налоговой нагрузки предприятия, основные показатели и способы ее оценки;
Налог на имущество занимает наименьшую долю в структуре налоговых выплат и в 2010 г. составляет 2,46 %, что на 2,36 % меньше, чем в 2012 г.
Налог на добавленную стоимость в 2010 году не начислялся, так как предприятие начало свою хозяйственную деятельность и получать выручку от реализации продукции только с 2011 года. Именно в этот период и наблюдается максимальный пик отчислений в бюджет по данному виду налога, который составил 11120,58 тыс. руб.
Но в 2012 году размер выплат предприятием уменьшился и составил 6708,96 тыс. руб., что связано с сокращением объемов полученной выручки от реализации (2011 год -61781 тыс. руб., 2012 год 37272 тыс. руб.). В период с 2011 по 2012 гг. налог на добавленную стоимость занимает наибольший удельный вес в общем размере уплаченных налогов (66,48 % в 2011 году и 75,36 % в 2012 году).
В итоге величина налоговых отчислений в бюджет увеличилась на 75,35 %.
3.2 Анализ влияния налогов
и сборов на финансовое
Эффективная налоговая
система обеспечивает финансовыми
ресурсами необходимые
Один из важнейших аспектов функционирования налоговой системы — это оценка налоговой нагрузки и ее влияние на активность предприятия. В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.
Главной задачей проводимых в РФ реформ служит разработка стимулирующих налоговых механизмов для приоритетных сфер экономики и компенсация выпадающих доходов за счет расширения налоговой базы по традиционным (НДС, налог на имущество физических лиц) и новым видам налогов (налог на роскошь).
Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги, которые, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Деятельность любого субъекта хозяйствования, начиная с момента его создания, обусловлена неизменным стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в бизнесе любого масштаба.
При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет. Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота [13].
Сущность налоговой нагрузки наиболее объективно раскрывает следующее определение: налоговая нагрузка – это совокупность взаимодополняющих показателей, количественно и качественно характеризующая влияние обязательных платежей налогового характера, взимаемых в бюджетную систему Российской Федерации, на финансовое положение хозяйствующего субъекта.
Определяя налоговую нагрузку предприятия, предлагается учитывать не только определенные действующим законодательством налоги, но и иные платежи, которые обладают отличительными чертами налогов. Платежи налогового характера обладают следующими, присущими налогам, признаками:
- денежная форма;
- безвозмездный характер;
- относительная регулярность.
- тесная связь с государством, для которого налоги являются основным источником доходов;
- принудительный характер
В состав обязательных платежей налогового характера входят совокупность налогов, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, а так же взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, уплачиваемые хозяйствующим субъектом.
В современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%. Хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, так как это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства.
Расчет налоговой нагрузки может быть осуществлен различными методиками. Применяемые в РФ методики определения налоговой нагрузки различаются по двум основным направлениям:
а) по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;
б) по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.
Рассмотрим некоторые методики определения налоговой нагрузки на основе данных анализируемой организации.
Для оценки налоговой нагрузки ООО «НИК» применяется методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, которая предлагает оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации:
НБ = (Нобщ/Вобщ) * 100%
где: НБ - налоговое бремя;
Нобщ - общая сумма налогов;
Вобщ - общая сумма выручки от реализации.
Показатель налогового бремени, рассчитанный по данной методике, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации.
НБ 2011 = (7869/61781) * 100 % = 12,34
НБ 2012 = (14552/37272) * 100 % = 39,04
Данные показывают, что 12,34 % выручки от реализации продукции предприятия приходится на уплаченные налоги в 2011 году. В 2012 году данный показатель вырос на 26,7 %, и составил 39,04%, что может быть связано с увеличением налоговой базы.
Проведенный расчет
не позволяет определить
Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова.
По ее мнению, абсолютная налоговая нагрузка — это налоги и взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, т. е. абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов [6].
Для определения уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости.
Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.
Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:
АНН=НП+ВП
где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;
НП — общая сумма всех уплаченных налогов;
ВП — платежи во внебюджетные фонды.
В связи с тем, что в бухгалтерском балансе в пояснении № 5 отражены расчеты по налогам и взносам, можно перейти к расчету вновь созданной стоимости, которая может быть определена по формуле:
ВСС = ФОТ + НП + ВП
+ П
где ВСС — вновь созданная стоимость;
ФОТ — фонд оплаты труда;
НП — общая сумма всех уплаченных налогов;
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
П — прибыль организации.
Для расчета вновь
созданной стоимости
Таблица 3.2 - Информация
о начислении налогов по
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Расчеты по налогам и взносам, тыс. руб. |
749 |
7869 |
14552 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
787 |
787 |
787 |
Прибыль организации, тыс. руб. |
- |
13673 |
29348 |
Перейдем к расчетам вновь созданной стоимости:
ВСС 2011 = 787 + 7869 + 13673 = 22329 тыс. руб.;
ВСС 2012 = 787 + 14552 + 29348 = 44678 тыс. руб.
Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:
ОНН = (АНН / ВСС)
* 100 %
ОНН2011 = (7869 / 22329) * 100 % = 35,24 %.;
ОНН2012 = (14552 / 44678) * 100 % = 32,57%.
В 2011 году налоговая нагрузка по данной методике составила 35,24 %. В 2012 году налоговая нагрузка уменьшилась на 2,67 %.
Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода.
Можно сделать вывод о том, что ООО «НИК» уплачивает в среднем 35 % получаемой прибыли в бюджет, а остальное получает прибыль.
По данной методике:
- на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;
- в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;
- отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.
Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.
Достоинства методики заключаются в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные предприятия, а также на индивидуальных предпринимателей, независимо от их отраслевой принадлежности.
Есть основания
считать, что наиболее
Расчет налоговой
нагрузки может иметь еще одну
важную для организации цель
— это прогнозирование налогово
Деятельность организации обычно не стоит на месте, за счет этого налоговая нагрузка может изменяться. Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов.
Для предприятий
важно прогнозировать
На основании этого можно сделать вывод о том, сколько средств останется свободными [11].
3.3 Совершенствование
системы организации работы
Тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства — как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.
Сегодня отношение общества к проблеме уплаты налогов неоднозначно. С одной стороны, налоги - основной источник доходов государства, с другой -немало людей считают, что государство только отбирает деньги у своих граждан.
В цивилизованном
государстве политика
Но каким бы совершенным
ни было налогообложение, оно
не будет эффективным в
Говоря о законных правах налогоплательщика, сразу же можно назвать разрешенные законодательством пути налоговой оптимизации — налоговые льготы по разным налогам и сборам.
Информация о работе Организационная структура и финансовое состояние предприятия