Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:06, курсовая работа
Предметом исследования в работе выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации финансовой политики коммерческой организации.
Объектом исследования является российская коммерческая организация – ТЦ «СГ-Центр», формирующая и реализующая финансовую политику.
Введение 3
Глава 1. Финансовая политика коммерческой организации и её место в системе корпоративного управления 5
1.1. Сущность финансовой политики предприятия 5
1.2. Структурный состав и содержание финансовой политики 9
1.3. Направления развития финансовой политики компаний 12
Глава 2. Модель формирования эффективной финансовой политики 16
ТЦ «СГ-Центр» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Обоснование подхода к формированию финансовой стратегии в составе финансовой политики ТЦ «СГ-Центр» и формирование отдельных направлений финансовой политики 19
2.3. Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности торгового предприятия как основное направление финансовой политики 21
Глава 3. Организационно-методические аспекты совершенствования формирования и реализации финансовой политики ТЦ «СГ-Центр» 38
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Содержание
В течение последних 25 лет Россия в значительной степени утратила СГ-Центр экономические позиции, как на отдельных рынках, так и в целом по макроэкономическим и социальным показателям. В настоящее время, ни среднедушевой ВВП, ни качество роста российской экономики в сравнении с ростом, демонстрируемым другими странами, недостаточны. Параметры, заложенные в Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г., не в состоянии способствовать модернизации экономики, обеспечить ей необходимые темпы роста, вывести реальный уровень жизни населения на европейский уровень. Кроме того, Россия столкнулась с глобальными проблемами: возникли процессы, ведущие в долгосрочной перспективе к сокращению территории страны, идет естественная убыль населения, наметилось серьезное отставание Российской Федерации от мировых лидеров во многих передовых и наукоемких отраслях.
Важную роль для изменения сложившейся ситуации должна сыграть эффективная финансовая политика предприятий, но финансовую политику предприятий, на основе которой происходило развитие экономики России в последнее время, нельзя назвать эффективной в стратегическом плане, т. к. не была создана четкая концепция финансового развития. Несмотря на относительную стабилизацию национальной экономики, реальные темпы ее роста недостаточны, а финансовая политика большинства предприятий не настроена на ускоренное решение экономических, социальных и финансовых проблем. В последнее время в научной литературе не появлялось комплексного труда, посвященного теории финансовой политики предприятий, направленной на устойчивый экономический рост экономики, по основным направлениям и механизмам её реализации в современной России. Тем более, еще не делалось попытки построения модели реализации эффективной финансовой политики предприятий, основанной на качественном изменении экономического роста в результате повышения человеческого капитала. Недостаточная степень разработанности проблемы обосновывает необходимость ее теоретического, методологического и прикладного развития, что предопределило цель, задачи и структуру работы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке современной финансовой политики предприятий устойчивого экономического роста и механизмов её реализации.
В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи: выявление сущности финансовой политики коммерческой организации, целей, функций и принципов её функционирования; характеристика конкретных направлений финансовой политики и исследование их особенностей; раскрытие внутреннего содержания финансовой политики; разработка эффективного алгоритма формирования финансовой политики предприятия, имеющего практическое назначение; формирование организационно-методического обеспечения, необходимого для формирования и реализации финансовой политики предприятия.
Предметом исследования в работе выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации финансовой политики коммерческой организации.
Объектом исследования является российская коммерческая организация – ТЦ «СГ-Центр», формирующая и реализующая финансовую политику.
Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, системный подход (в том числе с применением методов научной абстракции, моделирования, анализа, синтеза), метод обобщения, метод группировок.
Теоретическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных ученых, материалы периодической печати, посвященные вопросам и проблемам управления финансами коммерческих организаций, а также статистические данные РФ.
Финансовая политика организации – составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления СГ-Центр функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри – организации, а также позиций организации во внешней среде. Финансовая политика – это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) организации [12, с.62].
Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля. Финансовая политика дает ответы на вопросы:
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна быть разработана в комплексе единых стратегических направлений.
Финансовая политика задает направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении. Финансы, а, значит, и финансовая политика неизбежно связаны с распределением и перераспределением денежной формы вновь создаваемого продукта. Более того, финансовая политика – это искусство перераспределять денежную форму стоимости, а значит, она должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения – финансовых ресурсов (капитала) организации. Финансовая политика есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную систему и ее деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах: финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство (работодатели). Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении. Объект финансовой политики – хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики предоставляет всю совокупность хозяйственной системы и ее деятельности, на которую воздействует финансовая политика [14, с.113].
Материальная основа финансовой политики («кровеносная система») и основной ее объект – финансовые потоки. Финансовые потоки организации разделяют по трем основным видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. К текущей, или операционной деятельности относят деятельность организаций в соответствии с предметом и целями, являющуюся основным источником доходов организации и не относящуюся к инвестиционной и финансовой деятельности. Денежные потоки от текущей деятельности включают поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение производственно-коммерческих функций организации. В составе потоков от операционной деятельности рассматривают поступление денежной выручки от продаж, авансы (полученные и уплаченные), оплату счетов поставщиков, расчеты с бюджетом, расчеты по оплате труда и другие операции, не относящиеся к финансовой деятельности. Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с капитальными вложениями в связи с приобретением внеоборотных активов (в том числе строительство объектов основных средств хозяйственным способом), а также с их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, не относящихся к эквивалентам денежных средств и не являющихся объектом торговой деятельности компании; прочих активов, которые представляют собой ресурсы, обеспечивающие поступление денежных средств в будущем; с получением долгосрочных кредитов и займов. При благоприятных для организации экономических условиях она стремится к расширению и модернизации производства, поэтому инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств. Финансовая деятельность включает поступление и расходование денежных средств (например, поступления денежных средств от выпуска акций, облигаций, векселей, от прочих финансовых инструментов), связанных с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п., получение краткосрочных кредитов и займов, а также погашение задолженности по ранее полученным краткосрочным кредитам и займам и выплаты процентов заимодавцам; выплаты стоимости имущества по контрактам финансовой аренды и т.п. операции, приводящие к изменению объемов и структуры собственных и заемных средств. В составе финансовой политики можно выделить такие основные направления, как финансовую политику производственных процессов, инвестиций, кредитных отношений, операций с ценными бумагами, регулирования денежных потоков, налоговых расчетов, применения финансовых инструментов. Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достичь определенных результатов за период более 12 месяцев и превышающих операционный цикл, относят к долгосрочной политике [8, с.162].
Итак, для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами: максимизация прибыли; обеспечение финансовой устойчивости. Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность.
Финансовая политика включает в себя финансовую тактику и финансовую стратегию. Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы: критический анализ предшествующей финансовой стратегии; обоснование (корректировка) стратегических целей; определение сроков действия финансовой стратегии; конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения; распределение ответственности за достижение стратегических целей. Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать много тактических задач. Иногда в стратегические цели предприятия включены и внеэкономические составляющие, такие, как мотивация власти, престижа, безопасности собственников, руководства. Кроме того, не нужно пренебрегать и тем фактом, что крупные компании подвержены давлению со стороны государства и вынуждены брать на себя общественные, экологические и иные цели, часто идущие вразрез с их внутренними целями и, особенно, с целями самих собственников.
Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде. Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием. Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление: наращивать объем продаж; эффективно управлять процессом формирования рентабельности; бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами; контролировать расходы; минимизировать период производственного цикла; оптимизировать величину запасов и др. Второе стратегическое направление подразумевает: минимизацию финансовых рисков; синхронизацию денежных потоков; тщательный анализ контрагентов; достаточные объемы денежных средств; финансовый мониторинг и др.
Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
Необходимо ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства. Приоритетность стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории – внутренние и внешние. Основные внутренние факторы: масштаб предприятия; стадия развития самого предприятия; субъективный фактор руководства предприятия, собственников. Масштаб предприятия играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Стадия развития предприятия существенно влияет на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность. В период детства, когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость. В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить СГ-Центр проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост. В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы. В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости. Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия.