Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:06, курсовая работа
Предметом исследования в работе выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации финансовой политики коммерческой организации.
Объектом исследования является российская коммерческая организация – ТЦ «СГ-Центр», формирующая и реализующая финансовую политику.
Введение 3
Глава 1. Финансовая политика коммерческой организации и её место в системе корпоративного управления 5
1.1. Сущность финансовой политики предприятия 5
1.2. Структурный состав и содержание финансовой политики 9
1.3. Направления развития финансовой политики компаний 12
Глава 2. Модель формирования эффективной финансовой политики 16
ТЦ «СГ-Центр» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Обоснование подхода к формированию финансовой стратегии в составе финансовой политики ТЦ «СГ-Центр» и формирование отдельных направлений финансовой политики 19
2.3. Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности торгового предприятия как основное направление финансовой политики 21
Глава 3. Организационно-методические аспекты совершенствования формирования и реализации финансовой политики ТЦ «СГ-Центр» 38
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Стратегическими целями финансовой политики ТЦ «СГ-Центр» являются: максимизация прибыли ТЦ «СГ-Центр», оптимизация структуры и минимизация цены источников финансирования ТЦ «СГ-Центр», максимизация доходов от размещения средств в активы ТЦ «СГ-Центр», повышение инвестиционной привлекательности компании, повышение эффективности управления кредиторской и дебиторской задолженностью компании, обеспечение финансовой безопасности, оптимизация инвестиционных вложений ТЦ «СГ-Центр». Формирование финансовой политики ТЦ «СГ-Центр» осуществляется, по следующим этапам (рис. 2):
– выбор и обоснование конкретных направлений финансовой политики;
– управление внутри конкретного направления;
– согласование и взаимоувязка направлений между собой;
– формирование денежного потока.
Рисунок 2 – Подход к формированию финансовой политики ТЦ «СГ-Центр»
Первый
этап предполагает выбор из всех теоретически
возможных направлений
Второй этап предполагает понимание того факта, что внутри конкретного направления имеются возможности выбора различных вариантов, альтернативных инструментов, подходов, форм принятия финансовых решений. При этом каждый вариант ассоциируется с конкретными затратами, доходами, уровнем риска и т.п., что, в конечном итоге, находит выражение в кратко– и долгосрочных финансовых результатах, уровне их прогнозируемости.
Так, в рамках инвестиционной политики возникает необходимость в обосновании выбора между покупкой производственного цеха и его строительством. В рамках дивидендной политики требуется осуществить выбор: методики дивидендных выплат (фиксированные выплаты, гарантированный минимум и экстрадивиденды и др.), формы выплат дивидендов (акциями, денежными выплатами). Эмиссионная политика предполагает возможности выбора между выпуском акций или облигаций, ценных бумаг с крупным, средним или малым номиналом и т.п.
Третий этап предполагает согласование и взаимоувязку направлений (как долгосрочных, так и краткосрочных) между собой. Указанный процесс согласования позволяет, в целом, достичь предварительно максимального соответствия всех направлений финансовой политики (без учета денежного потока).
Четвертый этап – «выход» сформированных и предварительно согласованных направлений финансовой политики непосредственно на уровень денежных потоков. Автором этот этап рассматривается как заключительный и наиболее важный, непосредственно обеспечивающий приемлемый уровень платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности ТЦ «СГ-Центр» являются: систематический контроль за выполнением планов реализации товаров и получением прибыли; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации товаров и финансовые результаты; выявление резервов увеличения объема реализации товаров и суммы прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Таблица 2 – Динамика доходов ТЦ «СГ-Центр» в 2009-2010 году
Показатели | Ед. изм. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение (2009 к 2010 гг.), ± |
Выручка от реализации | тыс. руб. | 98297 | 112985 | 131032 | 18047 |
Издержки обращения | тыс. руб. | 78925 | 90718 | 105329 | 14611 |
Чистая прибыль | тыс. руб. | 264 | 304 | 332 | 28 |
Издержки обращения в 2010 году выросли на 14611тысяч рублей по сравнению с 2009 годом, их уровень в 2010 году составил 105329 тысяч рублей, что связано с расширением ассортиментного перечня товаров.
В 2009 году чистая прибыль
Вывод: прибыль в 2008 году так мала по отношению к издержкам и доходам, что её даже не видно на графике.
Рисунок 1 – Соотношение доходов, издержек обращения и чистой прибыли в 2008 году
Рисунок 2 – Соотношение доходов, издержек обращения и чистой прибыли в 2009 году
Рисунок 3 – Соотношение доходов, издержек обращения и чистой прибыли в 2010 году.
Прибыль от реализации товарной товаров в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры товаров; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Таблица 3 – Анализ распределения и использования прибыли, тыс. руб.
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | Отклонение
(2009-2010 гг.) | |
± | ± | ||||
1. Чистая прибыль | 264 | 304 | 332 | 109,21 | 109,21 |
2. Распределение чистой прибыли: | |||||
в фонд накопления | 40 | 45,6 | 40,504 | 88,82 | 88,82 |
в фонд потребления | 63 | 76 | 85,324 | 112,27 | 112,27 |
ФМП | 63 | 76 | 83 | 109,21 | 109,21 |
ФСР | 161 | 106,4 | 123,17 | 115,76 | 115,76 |
Доля в чистой прибыли, %: | |||||
фонда накопления | 15,15 | 15 | 12,2 | 81,33 | 81,33 |
фонд потребления | 23,86 | 25 | 25,7 | 102,8 | 102,80 |
ФМП | 23,86 | 25 | 25 | 100 | 100,00 |
ФСР | 37,12 | 35 | 37,1 | 106 | 106,00 |
Наиболее распространенным показателем рентабельности предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Таблица 4 – Показатели рентабельности продаж ТЦ «СГ-Центр»
Показатели | Ед. изм. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение (2009-2010 гг.) | ||
± | % | ||||||
Выручка от реализации | тыс. руб. | 98297 | 112985 | 131032 | 18047 | 115,973 | |
Издержки обращения | тыс. руб. | 78925 | 90718 | 105329 | 14611 | 116,106 | |
Балансовая прибыль | тыс. руб. | 2395 | 2753 | 3818 | 1065 | 138,685 | |
Чистая прибыль | тыс. руб. | 264 | 304 | 332 | 28 | 109,211 | |
Рентабельность
продаж (%)
– по чистой прибыли |
% | 0,269 | 0,003 | 0,269 | 0,266 | 96 | |
– по балансовой прибыли | % | 2,436 | 0,024 | 2,437 | 2,412 | 98,8 | |
– разность между рентабельностью по балансовой прибыли от реализации и рентабельностью по чистой прибыли | % | 2,168 | 0,022 | 2,168 | 2,146 | 98,76 |
Заметим, что, как видно из таблицы, в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и рентабельностью по балансовой прибыли снизилась с 19,44 до 19,37. Это связано с резким увеличением выручки от реализации (на 18047 тыс. руб.), а также резким ростом прибыли от реализации (на 3436 тыс. руб.) более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения СГ-Центр товаров, рекламная деятельность и так далее. Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что ТЦ «СГ-Центр» не добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы товарооборота, спрос на товаров, предлагаемые предприятием растет.
При сравнении фактических данных 2010 года с 2009 годом, чистая прибыль увеличилась на 9,21%, это связано с уменьшением внереализационных расходов.
Рисунок 4 – Распределение прибыли в 2008 году
Рисунок 5 – Распределение прибыли в 2009 году
Рисунок 6 – Распределение прибыли в 2010 году
Вывод: распределение чистой прибыли в Фонд накопления снизилось на 11,82%, в Фонд потребления увеличилось– на 12,27 % (таблица 7). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа. Анализируя распределение прибыли за три года, можно говорить об уменьшении распределяемой чистой прибыли в фонды. Сравнивания 2010 год с 2009 годом сумма отчислений в фонды увеличилась. Это связано с увеличением чистой прибыли.
Одним
из путей совершенствования