Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных аспектов деятельности холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. К числу задач поставленных в работе относятся выявление проблем возникающих в процессе функционирования холдингов, формулирование рекомендаций и выводов по данной проблематике. В курсовой работе рассматривается структура холдинга, процесс формирования и развития в России, а также затронуты правовые аспекты существования данных объединений.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Холдинговые компании…………………………………………………4
2.1. Типы холдингов……………………………………………...….7
2.2. Классификация холдингов……………………………………10
2.3. Формирование холдингов……………………………………..12
2.4. Система управления холдингом……………………………...15
2.5. Деценирализованная структура управления финансовым
холдингом…………………………..………………………………16
2.6. Финансовая служба финансового холдинга………..………..18
3. Практическая часть ОАО «Уральский финансовый холдинг……….21
3.1. Общее описание ОАО «УФХ»………………………………..21
3.2. Структура активов и пассивов ОАО «УФХ»………………...23
3.3. Анализ финансовой устойчивости ОАО «УФХ»……………28
3.4. Центры финансовой ответственности ОАО «УФХ»………..30
3.5. Денежные потоки ОАО «УФХ»………………………………32
4. Заключение…………………………………………………………….35
5. Список использованных источников…
Основным
или материнским холдингом
Структуру классической холдинговой компании в качестве обязательных элементов составляют две группы участников:
- основное (материнское) хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью) или товарищество (полное, коммандитное);
- дочернее хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью).
Дочерние компании обладают статусом самостоятельного юридического лица.
Материнская холдинговая компания сама не занимается производственной деятельностью, а лишь концентрирует у себя контрольные пакеты акций производственных компаний, которые обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, но подчиняются холдингу в финансовом отношении. Материнская компания осуществляет управление преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой родственной фирмы основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержки производства, размеры и способы перевода дивидендов.
Создание
материнских компаний в форме
холдинговых в значительной степени
связано с тем, что многие из этих
компаний образовались путем слияния
двух или нескольких крупных фирм.
Форма холдинга обеспечивает в этом случае
большую хозяйственную самостоятельность
слившимся компаниям, дает возможность
осуществлять за их деятельностью финансовый
контроль. Дочернее предприятие независимо
от размера пакета акций, принадлежащего
холдинговой компании, не может владеть
акциями холдинговой компании.
2.2. Классификация холдингов
Классификация холдингов осуществляется в зависимости от: структуры контрольного пакета акций, характера деятельности, месторасположения, характеристики собственников, отраслевой принадлежности дочерних обществ, принципа построения.
По структуре контрольного пакета различают три вида холдинговых компаний:
1. Портфельный холдинг (только владеет контрольным пакетом других предприятий),
2. Инвестиционный холдинг (владеет и управляет портфелем акций других предприятий),
3. Портфельно-инвестиционный холдинг (представляет собой сочетание первого и второго видов).
Портфельный холдинг не проводит каких-либо мероприятий по управлению портфелем ценных бумаг предприятий, входящих в холдинговую компанию. Инвестиционный холдинг расширяет свою деятельность внедрением различного рода действий по управлению портфелем ценных бумаг предприятий холдинга, он может осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе продавать и покупать любые ценные бумаги, включая акции.
Транснациональный холдинг является основным из дочерних компаний, которые располагаются в различных государствах. Вследствие, как правило, широкого географического рассеивания его обществ на паях и дочерних обществ, транснациональные холдинговые компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами (в виде особенно выгодного налогового обложения иностранных доходов от участия и прибыли) облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования. В противоположность транснациональному, национальный холдинг участвует лишь в тех предприятиях, которые расположены в одном государстве.
По принципу построения холдинги классифицируют следующим образом:
- диверсифицированные (Объединенные машиностроительные заводы)
- вертикально-интегрированные (большинство российских сырьевых компаний)
- горизонтально интегрированные (пивные, табачные компании)
- смешанные, т.е. одновременно вертикально интегрированные и диверсифицированные (Северсталь, Ленстройматериалы).
Многие диверсифицированные корпорации были сформированы за счет размещения свободных денежных средств. В этом случае покупались наиболее перспективные бизнесы, или просто те предприятия, которые продавались в настоящий момент. Одной из главных целей являлось достижение устойчивости холдинга за счет создания бизнес-портфеля, сбалансированного с точки зрения жизненных циклов различных отраслей и подверженности влиянию рыночной конъюнктуре.
Горизонтально интегрированные холдинги образовывались путем покупки конкурентов. В результате, увеличивается доля рынка, эффект масштаба приводит к снижению удельных издержек на разработки, производство и продвижение.
В
современных условиях крупные предприятия
в основном конгломератного типа могут
создавать и так называемые промежуточные
холдинги. Это отдельные общества или
подразделения в структуре компании, выполняющие
определенные задачи, например патентный
и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию
услуг, холдинг, занимающийся инвестиционной
деятельностью и т. д. Подобные промежуточные
холдинги призваны сосредоточить усилия,
средства, интеллектуальный потенциал
на строго ограниченных, конкретных задачах
для максимально эффективного использования
этих факторов в интересах самого предприятия.
Промежуточный холдинг является всегда
зависимым дочерним обществом.
2.3. Формирование холдингов
Холдинговые компании могут быть созданы:
-
при преобразовании крупных
-
при объединении пакетов акций
юридически самостоятельных
- при учреждении новых АО.
Первый способ применим для крупных предприятий или производственных объединений, в составе которых имеются производственные объединения, изъявившие желание стать самостоятельными предприятиями.
Если холдинговая компания создается на базе основного предприятия с одновременным преобразованием его в акционерное общество открытого типа (АООТ), то при фиксировании ее уставного капитала из общей стоимости основных средств вычитается та часть, которая находится у подразделений, выделяемых в самостоятельные общества - дочерние компании. В свою очередь, до 20% акций этих компаний включается в уставный капитал холдинга.
При создании холдинговой компании с участием сторонних инвесторов размеры вкладов, вносимых учредителями компании, могут быть оценены по соглашению сторон исходя из рыночной стоимости имущества.
Второй способ создания холдинговой компании осуществляется путем консолидации пакетов акций юридически самостоятельных предприятий в его уставный капитал. Свой организационно-правовой статус они определяют как новое юридическое лицо АООТ. Уставный капитал при этом формируется преимущественно за счет пакета акций дочерних предприятий, если при этом в составе учредителей не участвуют другие организации и физические лица.
После утверждения устава холдинга и регистрации его как юридического лица пакеты акций будут переданы в оплату уставного капитала. На всю его сумму выпускаются акции: 80% реализуются на чековых аукционах, 20% направляются для продажи крупным инвесторам.
При формировании холдингов принципиальное значение имеет вопрос о разграничении функций между головной и дочерними компаниями.
Холдинговая компания операционного типа обычно выполняет следующие функции:
- определяет стратегическое развитие группы в целом и ее отдельных компаний;
- контролирует финансовые результаты работы подчиненных дочерних компаний и всей группы в целом, составляет консолидированный баланс группы компаний;
- централизует капитальные вложения и направляет их на наиболее перспективные и прибыльные направления бизнеса;
- подбирает и расставляет руководящие кадры группы;
- осуществляет координационные и коммуникационные связи между участниками холдинга;
- осуществляет аудиторскую деятельность.
В процессе деятельности холдингового предприятия возможно увеличение его размеров путем слияний и поглощений. Поглощением признается приобретение одним предприятием контрольного пакета акций другого. Поглощающая компания при этом признается холдинговой, а поглощаемая - ее дочерним предприятием. Поглощения и слияния однопрофильных компаний не допускаются (так как создаются монопольные структуры).
При приобретении одной компании другой покупатель выпускает привилегированные акции на сумму стоимости поглощаемой компании, которая передается ее владельцам. Для поглощения различных компаний могут производиться несколько выпусков привилегированных акций.
Эффективное управление холдингом осуществляется посредством владения им контрольной долей капитала. Важной задачей управления становится минимизация затрат инвестора на контрольный пакет акций и обеспечение при этом контроля над управлением организацией. Чем больше уровней собственности, тем сложнее организация управления и структура собственности. Однако с точки зрения собственника, чем больше уровней в структуре собственности, тем большую собственность он может контролировать с помощью меньших ресурсов, если эта собственность соответствующим образом организована.
В результате стремления улучшить свои финансовые результаты путем снижения налогов холдинговые компании создают оффшорные компании, зарегистрированные в странах с благоприятным налоговым режимом. При этом такие компании часто существуют только на бумаге.
2.4. Система управления холдингом
Высшая законодательная власть в корпорации принадлежит собранию акционеров - внутренних и внешних участников бизнеса. Законодательным органом в период между собраниями акционеров является совет директоров, избираемый акционерами в составе как минимум трех человек.
Главная задача совета - обеспечение высокого качества менеджмента в корпорации, с тем чтобы она была рентабельной, и акционеры получали стабильные высокие дивиденды. Совет директоров занимается вопросами тактического и стратегического планирования, а также финансовой политикой. В холдинге осуществляется централизованное планирование политики родительской компании. Она становится властным центром по отношению к дочерним компаниям. Холдинговые компании имеют сложную иерархическую структуру. Во главе всего дела может находиться головной холдинг, контролирующий ряд промежуточных холдингов, в руках которых находятся контрольные пакеты акций, входящих в общий холдинг фирм. Таким образом формируется система связанных между собой акционерных обществ (АО), опирающихся на головную компанию, которой делегируется часть полномочий.
Стандартной системы управления холдинговой компанией не существует. В зависимости от доли участия в уставном капитале объединенных в сообщество предприятий, степени их диверсификации и географического размещения управление холдинговой компанией может осуществляться в режиме жесткой подчиненности центру. Чаще используется форма ассоциативного управления, но без права свободного выхода субъектов из системы холдинга. Иногда применяется смешанная форма.
Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая концерны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних фирм.
Некоторые
компании создаются с участием большой
доли государственного капитала, что позволяет
правительству контролировать и регулировать
развитие отдельных важнейших отраслей
экономики страны.
2.5. Финансовый холдинг: децентрализованная структура управления финансами
В децентрализованной структуре финансовая служба управляющей компании занимается общими вопросами: стратегическим планированием, определением нормы доходности дочерних предприятий, размещением свободных средств холдинга и расчетом общего финансового риска группы. Среди полномочий финансовой службы также могут быть функции оценки управленческой команды дочерних предприятий, управление структурой капитала и принятие решений об инвестициях или сделках, объем которых превышает определенную сумму. Ответственность за оперативное финансовое планирование полностью ложится на финансовые отделы дочерних предприятий, от которых, как правило, требуется достижение установленных управляющей компанией финансовых показателей.
Если
при организации
При организации децентрализованной финансовой службы редко прибегают к созданию казначейств. Если в этом есть необходимость, то особое внимание следует уделить регламентации полномочий финансовых руководителей дочерних предприятий: лимиты остатков на расчетных счетах, перечень статей расходов и соответствующие им суммы выплат, которыми финансовые руководители могут распоряжаться по собственному усмотрению, типы решений, которые они могут принимать самостоятельно. При отсутствии жесткой регламентации полномочий финансовые службы дочерних предприятий могут взять на себя все функции финансового управления, тогда фактический контроль над денежными ресурсами холдинга будет потерян.
Информация о работе Особенности формирования и деятельности финансовых холдингов