Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы. Обращение к теме актуально и правомерно, потому что затрагивает главную экономическую категорию – прибыль предприятия, планирование прибыли и ее распределение имеют ключевую роль при определении финансово-хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности, на основании этого показателя предприятия принимают решения о расширении или, наоборот, об уменьшение производства, о необходимости его продукции или услуги населению. При развитой конкуренции это приводит к достижению цели предпринимательства, удовлетворению общественных потребностей. В планировании и формировании прибыли заинтересованы не только предприятия, но и государство, коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Введение……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Прибыль и её роль в рыночной экономике………………………..… 6
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли……..……..…. 6
1.2. Факторы и источники формирования прибыли ……..……………….. 15
Глава 2. Методы планирования прибыли……………………..………….…... 29
2.1. Сущность планирования прибыли..……………………………………. 29
2.2. Методы планирования прибыли предприятия…..………...................... 31
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии………... 43
3.1. Сущность, направления и принципы распределения прибыли…..…... 43
3.2. Принципы распределения прибыли ………………………….…………49
Заключение…………………………………………………………………....… 51
Список литературы………………………………………………………..….….53
Приложения……………………………………………………………………...54
Расчётная часть…………………
Идея двух трактовок прибыли получила развитие благодаря Дэвиду Соломону, он разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью (см. рис 1).
Бухгалтерская прибыль |
+ |
Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода |
- |
Внереализационные изменения стоимости (оценки) |
активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды |
+ |
Внереализационные изменения стоимости (оценки) |
активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды |
= |
Экономическая прибыль |
Рис 1. Формула Соломона
В настоящее время употребляются следующие определения видов прибыли: балансовая прибыль, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, нормальная прибыль и экстремальная прибыль.
Законодательно закреплено понятие валовой прибыли. В частности, в Законе «О налоге на прибыль предприятий и организаций» валовой прибыли дано следующее определение: валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, основных фондов, включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия. В первую очередь в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Прибыль от реализации состоит из прибыли от реализации товарной продукции (работ, услуг промышленного характера), из прибыли от прочей реализации (работ, услуг непромышленного характера), покупной продукции, материалов за вычетом из общей суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Во-вторых, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, которая определяется как разница между продажной ценой и первоначальной, или остаточной, стоимостью этих видов имущества, увеличенной на индекс инфляции. В-третьих, в состав валовой прибыли включаются внереализационные доходы и расходы. Это те доходы, которые не связаны непосредственно с производством и реализацией продукции: доходы от долевого участия в деятельности других организаций; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.). Суммы, которые получены и уплачены в виде экономических санкций и возмещения убытка, обычно имеют непостоянный характер. При этом штрафы, пени и неустойки уплаченные могут превышать полученные. Тогда образуются убытки, сокращающие внереализационную прибыль. Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные доходы увеличиваются. Все будет зависеть от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платежной дисциплины, выполнения своих обязательств по поставкам, по платежам в бюджет, поставщикам и банкам.
Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции), плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.), минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Балансовая прибыль фигурирует в отчете о прибылях и убытках, она является конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:
Пб = + Пр + Пи + Пв.о. , где
Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
По данным из «Отчета о прибылях и убытках» ООО «Галактика» (см. приложение 1) можно выделить:
балансовую прибыль (прибыль до налогообложения) 2250 тыс.руб.
прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж) 45652 тыс.руб.
прибыль от прочих доходов (проценты к получению - проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы) 43393 тыс.руб.
Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле
Пр = ( Цi – Сi ) * Vi , где
Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,
Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,
Vi - объем реализации i-ой продукции.
Чистая прибыль - это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале,
Прибыль до налогообложения есть, по существу, прибыль от обычной деятельности, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли, полученной организацией, вследствие чего у нее формируется чистая прибыль. На величину прибыли до налогообложения влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности; к первым относятся рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда; ко вторым - изменения цен на реализуемую продукцию, регулируемых государственными органами, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и другие.
Бухгалтерская прибыль – прибыль, которая определяется как разница между выручкой предприятия и внешними издержками (те затраты, которые предприятие несёт в пользу других предприятий).
Экономическая прибыль представляет собой общую величину выручки предприятия за вычетом внешних и внутренних издержек.
Нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у предприятия и которая необходима для поддержания его стремлений использовать свой капитал на данном предприятии.
Экстремальная прибыль - в основном разовая прибыль, полученная по рисковым операциям [8, с. 83].
1.2. Факторы и источники формирования прибыли
На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы (см. приложение 2) как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Факторы могут классифицироваться по разным признакам. [7, с 54]. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. В известной степени от предприятия зависят такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата; уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта.
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развития производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. С другой стороны, снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны, свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.
На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые постатейно анализируют себестоимость и изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств предприятий, возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.