Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы. Обращение к теме актуально и правомерно, потому что затрагивает главную экономическую категорию – прибыль предприятия, планирование прибыли и ее распределение имеют ключевую роль при определении финансово-хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности, на основании этого показателя предприятия принимают решения о расширении или, наоборот, об уменьшение производства, о необходимости его продукции или услуги населению. При развитой конкуренции это приводит к достижению цели предпринимательства, удовлетворению общественных потребностей. В планировании и формировании прибыли заинтересованы не только предприятия, но и государство, коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Введение……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Прибыль и её роль в рыночной экономике………………………..… 6
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли……..……..…. 6
1.2. Факторы и источники формирования прибыли ……..……………….. 15
Глава 2. Методы планирования прибыли……………………..………….…... 29
2.1. Сущность планирования прибыли..……………………………………. 29
2.2. Методы планирования прибыли предприятия…..………...................... 31
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии………... 43
3.1. Сущность, направления и принципы распределения прибыли…..…... 43
3.2. Принципы распределения прибыли ………………………….…………49
Заключение…………………………………………………………………....… 51
Список литературы………………………………………………………..….….53
Приложения……………………………………………………………………...54
Расчётная часть…………………
1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:
Прибыль = Выручка-Себестоимость = 313 075-199 858 = 113 217 тыс. руб.
2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:
Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы -
- Операционные расходы + Внереализационные доходы -
- Внереализационные расходы = 113 217 + (500 + 800) -
- (89 + 200) + (2000 + 2500) - (1700 + 500 + 100) = 116 428 тыс. руб.
Составим расчет валовой прибыли (см. табл. 2).
Таблица 2
Расчет валовой прибыли, тыс. руб.
Показатель | Сумма |
1. Плановый объем продаж: а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости |
313 075 199 858 |
2. Прибыль (убыток) от продажи | 113 217 |
3. Доходы от внереализационных операций, в том числе: доходы по ценным бумагам доходы от долевого участия в деятельности других предприятий |
610 510 |
4.Операционные доходы: |
500 800 |
5. Операционные расходы: по прочей реализации амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду |
89 200 |
6. Внереализационные доходы: поступления в возмещение причиненных предприятию убытков |
2000 2500 |
7. Внереализационные расходы: |
1700 500 100 |
8. Прибыль (убыток) планируемого года | 116 428 |
Достоинства метода прямого счета заключается в том, что
- все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции.
- метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).
Недостатки данного метода:
- на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли;
- метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка.
- в современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
Аналитический метод основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (квартал), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. В расчете применяется метод элиминирования влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого.
При аналитическом методе прибыль определяется по всей сравнимой продукции в целом.
Определение плановой прибыли осуществляется поэтапно:
I. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период:
Рб = ,
где Рб – базовая рентабельность отдельных групп продукции;
П – прибыль от реализации продукции;
Сп – полная себестоимость реализованной продукции.
II. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли планируемого года на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности.
Расчет ведется в последовательности:
Определение объема сравнимой реализованной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода (Qпл):
Себестоимость продукции за отчетный период, тыс. руб.
= /,
где - объем реализованной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода;
/ – изменение объема производства, %.
2. Определение прибыли от реализации сравнимой продукции в I квартал предстоящего года с учетом изменения объема производства:
Ппл = ,
где Ппл – прибыль планируемая.
III. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов.
Прирост прибыли в I квартале предстоящего года за счет снижения себестоимости сравнимой продукции определяется как произведение объема сравнимой реализованной продукции в I квартале предстоящего года по себестоимости IV квартала текущего года и снижения себестоимости в процентах:
= /,
где / – повышение себестоимости, %.
Прирост прибыли в I квартале предстоящего года за счет роста цен (ПР) определяется как разность между выручкой от реализации в I квартале предстоящего года в оптовых ценах предприятия того же периода (Впл) и выручкой от реализации в I квартале предстоящего года с учетом роста объема производства в оптовых ценах предприятия IV квартала текущего года (Вб):
ПР = Впл - Вб.
При этом выручка от реализации в I квартале предстоящего года в оптовых ценах предприятия IV квартала текущего года (Вб) определяется по формулам:
Вб = ;
выручка от реализации в I квартале предстоящего года с учетом роста объема производства в оптовых ценах предприятия того же периода (Впл):
Впл = Вб Рпл,
где Рпл – изменение цен в плановом периоде, %.
Плановый размер прибыли составляет сумма прибылей, рассчитанных по каждому фактору отдельно.
Если предприятие планирует выпуск несравнимой продукции, то планирование прибыли по ней осуществляется отдельно.
Прибыль от прочей реализации планируется методом прямого счета, а при незначительной ее доле – исходя из запланированного объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяются на основе опыта прошлых лет, а такие показатели, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по ценным бумагам, принадлежащим предприятию - в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования. Такой метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а так же как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.
Достоинства:
- не имеет ограничений (неограниченная сфера применения)
- дает представление о факторах изменения прибыли.
Недостатки:
- менее точный, чем метод прямого счета.
Метод совмещённого расчёта. В этом методе стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчётного года определяется методом прямого счёта, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода [2, с.413].
Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.
Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (как правило прибыль реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.
Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.
Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат {прибыль или убыток). Точка безубыточности — это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Более наглядно это можно представить графически (рис.2).
Рис. 2 Определение точки безубыточности
Прямые 1—3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости.
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (финансового) рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.
Количественное воздействие операционного рычага на прибыль можно выразить формулой:
О = ,
где О – сила воздействия операционного рычага,
МП – маржинальная прибыль;
П – прибыль.
Таким образом, чем выше удельный вес постоянных затрат и ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. При росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. При бесконтрольном увеличении постоянных расходов резко увеличивается предпринимательский риск – при сокращении выручки от реализации продукции предприятие понесет большие потери в прибыли.
Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии 500 млн руб., условно-переменные затраты — 250 млн руб., условно-постоянные затраты — 100 млн руб. Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага (см. табл. 3).
Таблица 3
Данные к расчету точки безубыточности и эффекта операционного рычага
Показатель | Сумма (%) |
1. Выручка от реализации 2. Переменные затраты 3. Маржинальная прибыль 4. Постоянные расходы 5. Финансовый результат (прибыль)
| 500 (100) 250 (50) 250 (50) 100 150 |