Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы. Обращение к теме актуально и правомерно, потому что затрагивает главную экономическую категорию – прибыль предприятия, планирование прибыли и ее распределение имеют ключевую роль при определении финансово-хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности, на основании этого показателя предприятия принимают решения о расширении или, наоборот, об уменьшение производства, о необходимости его продукции или услуги населению. При развитой конкуренции это приводит к достижению цели предпринимательства, удовлетворению общественных потребностей. В планировании и формировании прибыли заинтересованы не только предприятия, но и государство, коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Введение……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Прибыль и её роль в рыночной экономике………………………..… 6
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли……..……..…. 6
1.2. Факторы и источники формирования прибыли ……..……………….. 15
Глава 2. Методы планирования прибыли……………………..………….…... 29
2.1. Сущность планирования прибыли..……………………………………. 29
2.2. Методы планирования прибыли предприятия…..………...................... 31
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии………... 43
3.1. Сущность, направления и принципы распределения прибыли…..…... 43
3.2. Принципы распределения прибыли ………………………….…………49
Заключение…………………………………………………………………....… 51
Список литературы………………………………………………………..….….53
Приложения……………………………………………………………………...54
Расчётная часть…………………
Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации:
250 : 500 • 100% = 50%.
Точка безубыточности в этом случае будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей
выручке от реализации:
100 : 50% • 100% = 200 млн руб.
Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение
маржинальной прибыли к прибыли. В нашем примере сила воздействия операционного рычага будет равна:
250 : 150 = 1,67.
Другими словами, любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10%; в этом случае прибыль возрастет на 16,7%:
выручка от реализации 500 • 1,1 = 550 млн руб.;
переменные затраты 250 • 1,1 = 275 млн руб.;
маржинальная прибыль 550 — 275 = 275 млн руб.;
прибыль от реализации 275 - 100 = 175 млн руб.;
прибыль увеличилась на 25 млн руб., или 16,7%.
При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.
В нашем примере уменьшение реализации на 5% повлечет за собой снижение прибыли на 8,35% (5 • 1,67).
Выводы: Планирование прибыли – важнейшая задача предприятия. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Используются методы:
Метод прямого счёта – при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Аналитический метод – при расчёте прибыль увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Совмещённый метод – при сравнимой продукции; совмещают метод прямого счета и аналитический. Экономико-математический метод – Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага – базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, рассчитывается маржинальная прибыль. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
3.1. Сущность, направления и принципы распределения прибыли
Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.
Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной [12, с.73].
Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.
Распределение прибыли по сути следует рассматривать в трех направлениях (см. рис. 3).
Рис. 3. Основные направления распределения прибыли
Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии с разработанной политикой, формирование которой является достаточно сложной задачей.
Политика распределения прибыли должна отражать требования общей
стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать интересы собственников и персонала. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные, и социальные нужды предприятия. Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.
Цель анализа распределения прибыли — установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.[10, с.84]
В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50 % суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.[13, с.21]
Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционерного общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших ограничителей распределения прибыли становиться их курс. Существенные изменения в размерах выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе (рыночной стоимости) акции. Поэтому акционерные общества стремятся к тому, чтобы дивиденды не слишком отклонялись от уровня, считающегося нормальным, ориентируясь, как правило, на размер процентов, выплачиваемых Сбербанком по денежным вкладам населения.
В общем виде порядок распределения прибыли предприятия можно выглядит следующим образом:
1. Прибыль до налогообложения (плановая и фактическая).
налог на прибыль (24%)
2. Прибыль чистая.
а) штрафы, пени, неустойки
б) плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сверх ПДК
2.2 резервный или страховой фонд
2.3 проценты за просроченный кредит
3. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
3.1 фонд накопления
3.2 фонд потребления
3.3 отчисления в централизованные фонды и резервы вышестоящих управленческих структур
4. Прибыль к распределению между учредителями в виде дивидендов или процентов
5. Остаток нераспределенной прибыли [24].
Чистая прибыль является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляются инвестирование капитального строительства, расширение и реконструкция существующих основных фондов, покрытие потребности в оборотных средствах, на ее основе формируются фонды социального назначения.
Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления.
Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления — в собственности акционеров» учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления— в результате распределении чистой прибыли.
В аналитическом учете и бухгалтерской отчетности фонды специального назначения показываются раздельно по двум самостоятельным направлениям прибыли: фонды накопления и фонды потребления. Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления, выделив для этих целей два субсчета "Фонд накопления образованный" и "Фонд накопления использованный".
В составе фондов специального назначения, образуемых предприятием за счет чистой прибыли, наибольшую долю занимают фонды потребления. Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях.[1, с.119]
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как
правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с
уставом или решением распорядительного органа на предприятии
создаются фонды (см. рис. 4).
Рис. 4. Общая схема распределения прибыли предприятия
Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие предприятия. За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению работников. Под фондом социальной сферы понимаются средства, направляемые на мероприятия, направленные на охрану здоровья, организацию отдыха и культурно – массовых мероприятий.
Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.
Для наглядного рассмотрения направления использования прибыли, построим секторную диаграмму структуры распределения прибыли предприятия.
Диаграмма
По данной диаграмме видно, что основная часть прибыли направляется в бюджет, на выплату дивидендов и на капитальные вложения. Самая наименьшая часть прибыли около 0,7% направляется на затраты на НИОКР.
3.2. Принципы распределения прибыли
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
Распределение прибыли основывается на соблюдении следующих принципов:
- связь политики распределения с общей задачей управления прибылью предприятия, т.к распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода;
- приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестированного капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли – между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия;