Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:59, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях. Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.
Бизнес - планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении банка.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Планирование финансовой деятельности 7
1.2. Долгосрочное планирование - основа стратегического управления 12
1.3. Среднесрочное и оперативное планирование - решения о формировании портфеля финансовых инструментов банка 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО СОЦИНВЕСТБАНКЕ 33
2.1. Краткая характеристика предприятия 33
2.2. Анализ планирования структуры активных и пассивных операций и процентных доходов и расходов банка 38
2.3. Анализ планирования кредитной деятельности банка 57
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМы ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКЕ 67
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы планирования прибыли в банке 67
3.2. Применение методов активного управления риском при планировании 71
3.3. Обоснование эффективности внедрения современных методов управления процентным риском и повышения прибыли в системе планирования 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
- потребности клиентов банка в дополнительных (кредитных) ресурсах;
- требуемые (желаемые) неоперационные расходы;
- требуемая операционная прибыль;
- необходимый средний
(минимальный) уровень
- допустимый средневзвешенный ри
Потребности клиентов банка в дополнительных (кредитных) ресурсах представляют собой заявки по срокам, суммам и датам получения средств, необходимых клиентам банка для решения своих производственных задач в плановом периоде.
Требуемые неоперационные расходы определяют обычные потребности в средствах, расходуемых на поддержание жизнедеятельности банка.
Требуемая операционная прибыль характеризует взгляды руководства на финансовый результат, который должен быть получен от основной деятельности банка.
Необходимый уровень ликвидности определяет минимально необходимый объем активов, находящихся в наиболее ликвидной форме, которые должны быть зарезервированы для расчетов по обязательствам банка "до востребования".
Допустимый средневзвешенный риск невозврата активов представляет собой средний процент безвозвратно потерянных активов. Этот показатель характеризует ту величину риска, на которую закладывается руководство при долгосрочном планировании. Разумеется, что при проведении реальных операций риск невозврата активов должен быть минимизирован, однако плановая величина этого риска может рассматриваться как мера устойчивости банка к неблагоприятным внешним воздействиям и форс-мажорным обстоятельствам. Величина риска, при которой банк выходит к концу планового периода на нулевую операционную прибыль, может быть интерпретирована как предельно возможная или критическая.
Задание последних трех групп величин среди совокупности показателей, характеризующих основные цели и задачи развития банка, служит основой для разрешения главного противоречия финансовой деятельности между прибыльностью, ликвидностью и риском уже на уровне долгосрочного планирования.
Дополнительная цель, относящаяся уже не к финансовой деятельности, а непосредственно выражающая требования к "качеству" процесса управления этой деятельностью, может быть задана с помощью одного из предлагаемых ниже или иного аналогичного критерия (показателя) эффективности, выбираемого с учетом конкретных условий деятельности банка. В качестве таких критериев могут, например, использоваться [31, 33]:
- суммарный объем привлеченных за период ресурсов -> min;
- средняя стоимость привлечения за период -> max;
- средняя доходность размещения за период -> min;
- средняя за период эффективная процентная маржа -> min;
- отвлеченные за период средства в ФОР -> min.
Первый из предлагаемых показателей отвечает условиям нехватки финансовых ресурсов на рынке, а второй - недостатку бесплатных ресурсов у банка. Третий характеризует избыток финансовых ресурсов на рынке и низкую доходность размещения. Четвертый показатель определяет условия, при которых банк имеет широкий доступ к большим объемам недорогих ресурсов и "работает на обороте". Пятый позволяет сформировать долгосрочный план финансовой деятельности, минимизирующий временно отвлеченные средства банка, которые находятся в Фонде обязательных резервов (ФОР) Банка России.
На первый взгляд может показаться, что некоторые из приведенных выше критериев записаны нами "с точностью до наоборот". Например, кто на практике минимизирует доходность размещения? Однако ни ошибки, ни опечатки тут нет: все дело в том, что смысл решения оптимизационной задачи с приведенными критериями заключается в нахождении допустимой границы (нижней или верхней), характеризующей "наихудшие" расчетные условия достижения поставленных (основных) целей. Это позволяет иметь некоторый "зазор" для компенсации неблагоприятного (нерасчетного) развития финансовой ситуации, обусловленного действием большого числа неопределенностей, имеющих место при прогнозировании различных условий функционирования банка в будущем.
Так, например, второй и третий критерии эффективности позволяют найти такие планы финансовой деятельности, при которых цели и задачи финансовой деятельности будут достигнуты в наиболее трудных условиях - при максимальной стоимости привлеченных ресурсов или минимальной доходности размещения.
Здесь и далее мы полагаем, что дополнительная цель управления при формировании долгосрочных планов финансовой деятельности определяется единственным критерием (показателем) эффективности. Это обусловлено, как уже отмечалось ранее, отсутствием общих методов оптимизации планов действий по произвольному набору (вектору) критериев.
Состав и структура основных выходных результатов, получаемых при формировании Целевой программы финансовой деятельности банка, показаны в приложении 4. Эти результаты можно разделить на две большие группы: управляющие и программные (управляемые) параметры.
Управляющие параметры объединены в две программы, определяющие количественные требования к управлению процессами привлечения и размещения ресурсов, в интересах достижения поставленных долгосрочных (стратегических) целей развития банка. Программы имеют следующую структуру.
Программа привлечения:
программные объемы и динамика привлечения;
средневзвешенная по объемам и срокам максимально допустимая ставка привлечения;
средневзвешенное по объемам минимально допустимое время привлечения.
Программа размещения:
программные объемы и динамика размещения;
средневзвешенная по объемам и срокам минимально допустимая ставка размещения;
средневзвешенное по объемам максимально допустимое время размещения. Программные (управляемые) параметры выражают количественно "последствия" применения к банку управляющих воздействий, заданных управляющими параметрами, и могут быть разбиты на две группы: основные и дополнительные программные параметры.
Основные программные параметры определяют характеристики финансовых потоков банка, порождаемых управляющими воздействиями (заданными управляющими параметрами). Основными программными параметрами являются:
программные остатки на счетах мгновенно ликвидных активов;
программная динамика отвлеченных средств в ФОРе;
программные объемы и динамика возвратов основных сумм по дебиторской и кредиторской задолженностям;
программные объемы и динамика возвратов сумм процентов по дебиторской и кредиторской задолженностям;
программные объемы и динамика процентных доходов и расходов.
Дополнительные программные
параметры представляют собой группы
допустимых (обеспеченных при реализации
запланированных управляющих
бюджет развития, определяющий
порядок и условия
- номенклатура (состав) финансируемых из бюджета программ (проектов);
- графики расходных платежей по каждой программе (проекту);
- условия неполного финансирования: приоритеты, минимально значимые суммы расходов и др.;
программные суммы выплат по налогам: на доход, прибыль, имущество и др. Все управляющие и программные параметры рассчитываются в функции времени (с суточным шагом) на интервале долгосрочного планирования. На их основе могут быть сформированы долгосрочные лимиты на величины, характеризующие изменение объемов и структуры портфелей банка как на весь период планирования, так и на отдельные контрольные (например, отчетные) даты. Эти лимиты будут обоснованы в смысле направленности на достижение долгосрочных целей и задач финансовой деятельности банка.
Результаты долгосрочного финансового планирования количественно определяют в обобщенном виде пути (способы) достижения долгосрочных финансовых целей банка, которые, в свою очередь, являются первым крупным шагом вперед к реализации стратегических целей. Долгосрочное финансовое планирование, таким образом, обеспечивает проведение предварительного количественного обоснования реализуемости сформулированных зачастую на вербальном (качественном) уровне стратегических целей развития банка.
Общая постановка задачи
формирования долгосрочных финансовых
решений формулируется
Для заданных:
- исходного (начального) финансового состояния банка;
- предыстории его финансовой деятельности;
- возможностей банка по привлечению и размещению средств на финансовых рынках в плановом периоде.
Требуется найти такие оптимальные в смысле выбранного критерия (показателя) эффективности, управляющие и программные параметры, которые обеспечили бы достижение долгосрочных целей финансовой деятельности банка и выполнение нормативных требований Банка России.
1.3. Среднесрочное и оперативное планирование - решения о формировании портфеля финансовых инструментов банка
Среднесрочное (квартальное) и оперативное (месячное) планирование направлено на увеличение объема и уточнение на более коротком временном интервале информации, содержащейся в обобщенных результатах долгосрочного планирования (Целевой программе финансовой деятельности банка). В последующих разделах мы покажем, что объединение рассмотрения среднесрочного и оперативного планирования в рамках настоящего подраздела методически оправдано единым математическим аппаратом, используемым для обоснования соответствующих этим двум видам планирования управленческих решений.
Различие между этими уровнями планирования будет заключаться главным образом в величине временного шага, определяющего необходимую дискретность формирования планов пополнения банковского портфеля, а также в степени неопределенности исходной информации и уровне агрегации элементов структуры - отделений - банковского портфеля. В случае среднесрочного планирования дискретность формирования плановых параметров банковского портфеля может составлять один месяц, а оперативного - одну неделю. При этом число отделений портфеля во втором случае обычно превосходит первый за счет более подробного представления структуры портфеля на более короткую перспективу (в соответствии с общим принципом планирования - увеличением объема плановой информации с уменьшением глубины планового периода). Общие долгосрочные требования к управлению финансовыми ресурсами, сформулированные в Целевой программе финансовой деятельности банка как управляющие и программные параметры на уровне среднесрочного (квартального) планирования, уже выступают в качестве характеристик (параметров) среднесрочных целей. Поэтому главной целью среднесрочного планирования является формирование среднесрочных управленческих финансовых решений, количественные характеристики которых удовлетворяли бы управляющим и программным параметрам, определенным Целевой программой финансовой деятельности банка.
Соответственно результаты среднесрочного (квартального) планирования являются, в свою очередь, целевыми параметрами при решении задач формирования оперативных (месячных) планов. Этим обеспечивается преемственность и взаимосвязь долгосрочных, среднесрочных и оперативных планов финансовой деятельности банка, что схематично было отражено выше на рис. 2.6.
Решение задачи долгосрочного планирования, с другой стороны, не только обеспечивает конкретизацию целей финансовой деятельности банка в среднесрочной перспективе, но также имеет другое важное методическое следствие: на всех последующих уровнях формирования управленческих финансовых решений обеспечивается возможность раздельного планирования портфелей рабочих пассивов и доходных активов. Поэтому уже для среднесрочного и последующих этапов планирования, на которых определяются параметры банковских портфелей, дополнительных целей становится две - по одной для каждого из портфелей банка.
В качестве показателей эффективности, характеризующих дополнительные цели управления финансовой деятельностью банка в среднесрочной (оперативной) перспективе, могут рассматриваться:
взвешенные с учетом риска суммарные процентные расходы на выполнение среднесрочного (оперативного) плана пополнения портфеля рабочих пассивов -> т/л;
взвешенные с учетом риска суммарные процентные доходы от выполнения среднесрочного (оперативного) плана пополнения портфеля доходных активов -> max.
В совокупности дополнительные критерии эффективности среднесрочных (оперативных) финансовых решений направлены на максимизацию процентной прибыли банка с учетом параметров риска (непривлечения требуемых ресурсов с заданной стоимостью и неразмещения свободных средств с требуемой доходностью).
Результатами решения задач среднесрочного планирования являются среднесрочные лимиты на состав, структуру и риски портфелей банка, которые могут быть представлены в виде следующей совокупности плановых документов (параметров):
средних за период (полугодие, квартал, месяц) программных требований по составу, объемам (структуре) и совокупным рискам портфелей рабочих пассивов и доходных активов;
плана обеспечения среднесрочной ликвидности с учетом графика платежей по заключенным и планируемым сделкам;
планов-графиков и допустимых условий (диапазоны изменения) по суммам, ставкам, срокам и рискам привлекаемых ресурсов и размещаемых средств.
Среднесрочное планирование, как уже отмечалось выше, не является обязательным видом планирования и может быть в ряде случаев без особых проблем заменено непосредственно следующим уровнем - оперативным планированием.