Планирование в кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:59, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях. Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.
Бизнес - планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Планирование финансовой деятельности 7
1.2. Долгосрочное планирование - основа стратегического управления 12
1.3. Среднесрочное и оперативное планирование - решения о формировании портфеля финансовых инструментов банка 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО СОЦИНВЕСТБАНКЕ 33
2.1. Краткая характеристика предприятия 33
2.2. Анализ планирования структуры активных и пассивных операций и процентных доходов и расходов банка 38
2.3. Анализ планирования кредитной деятельности банка 57
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМы ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКЕ 67
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы планирования прибыли в банке 67
3.2. Применение методов активного управления риском при планировании 71
3.3. Обоснование эффективности внедрения современных методов управления процентным риском и повышения прибыли в системе планирования 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95

Файлы: 1 файл

планирование в банке.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Оперативное (ежемесячное) планирование использует в качестве основных целевых параметров результаты, полученные в ходе среднесрочного (или  долгосрочного, если среднесрочные  планы не формируются) планирования, обеспечивая повышение степени их детализации и достоверности на временном интервале до одного месяца.

Результатами решения  задач оперативного планирования являются "оперативные" лимиты на состав и  соотношение финансовых инструментов в портфелях банка, которые могут быть представлены в виде следующей совокупности плановых документов (параметров):

средних за период (неделю) программных требований по составу  и объемам (структуре) и совокупным рискам портфелей рабочих пассивов и доходных активов;

оперативного плана  обеспечения ликвидности с учетом графика платежей по заключенным сделкам и прогноза движения клиентских средств;

планов-графиков пополнения портфелей рабочих пассивов (доходных активов) в виде лимитов по суммам, ставкам, срокам рискам привлекаемых (размещаемых) ресурсов по каждому финансовому инструменту (отделению портфеля).

На первую (ближайшую) неделю месячного планового периода  указанные оперативные планы  могут формироваться на каждую рабочую  дату, а на последующий период - задаваться с другой (например, недельной) дискретностью. Полученные в результате оперативного планирования ежедневные планы проведения финансовых операций сформированы таким образом, что их выполнение ведет к реализации долгосрочных целей и направлено на достижение стратегических целей финансовой деятельности банка, которые, в свою очередь, определены соответственно Целевой программой финансовой деятельности банка на 1-2 года и Стратегией его развития на более длительную перспективу.

Даже самые правильные финансовые решения, принятые заблаговременно, нуждаются в периодической корректировке или уточнении вследствие изменения как внешних, так и внутренних условий деятельности банка. Эти изменения касаются главным образом незапланированных колебаний уровня текущей ликвидности банка, причем как временного недостатка, так и избытка ликвидных активов. Другим существенным фактором, вызывающим необходимость пересмотра сформированных ранее планов, выступает необходимость реструктуризации банковского портфеля доходных активов при недопустимых изменениях рыночных котировок отдельных финансовых инструментов или стоимости портфеля в целом.

Для компенсации влияния  на повседневную деятельность банка  условий, не предусмотренных ранее  плановыми документами, формируются  текущие управленческие финансовые решения, оформляемые в виде Программы обеспечения текущей (ежедневной) финансовой деятельности банка. Так как ежедневные планы финансовой деятельности рождаются на этапе оперативного планирования, то данная Программа направлена на корректировку параметров действующего Оперативного плана в период текущих и ближайших нескольких суток. Глубина периода корректировки определяется степенью необходимых изменений плановых параметров.

Программа обеспечения  текущей (ежедневной) финансовой деятельности банка включает три основных раздела (плана):

план допривлечения  ресурсов;

план залога ликвидных  активов;

план реструктуризации банковского портфеля.

Первые два плана  формируются, как правило, только в  случае недостатка ликвидности, а последний  может разрабатываться и в  других случаях, рассмотренных выше.

План допривлечения  ресурсов для поддержания текущей  ликвидности определяет источники  обеспечения (пополнения) платежеспособности, включая оперативное привлечение  ресурсов на рынке МБК (в т.ч. и  под залог определенной части  ликвидных активов). Здесь же задаются допустимые параметры привлечения: суммы, процентные ставки и сроки возврата основных привлекаемых ресурсов.

План залога ликвидных  активов определяет перечень ликвидных  активов, передаваемых в залог для  обеспечения части привлечения необходимых ресурсов (в соответствии с Планом допривлечения ресурсов), и допустимые условия залоговых операций: объемы, сроки и залоговые ставки.

План реструктуризации банковского портфеля определяет условия  продажи/покупки части ликвидных  активов - в случае недостатка ликвидности или изменения рыночной конъюнктуры.

В общем случае для  восполнения дефицита ликвидности  необходимый объем дополнительных средств определяется совместно  Планом допривлечения ресурсов и  Планом реструктуризации банковского портфеля. Последний из них при избытке ликвидности или значительных изменениях рыночной конъюнктуры формируется самостоятельно и определяет необходимые изменения в составе и структуре портфеля доходных активов (номенклатуре, объемах, доходностях и сроках размещения финансовых инструментов).

Исходные данные для  текущего планирования подразделяются натри основные группы.

1. Исходная информация  по имеющимся и ранее спланированным  ресурсам:

дата проведения операций по пополнению ресурсов;

текущие (на дату начала планирования) и прогнозные (на даты проведения операций) значения остатков на корсчетах и в кассе;

график плановых поступлений  средств на интервале планирования;

график плановых платежей банка на интервале планирования.

2. Исходная информация  по характеристикам доступных банку финансовых инструментов для пополнения ресурсной базы:

номенклатура (состав) пассивных  и активных (потенциально возможных  для ликвидации активов) финансовых инструментов, используемых банком для  пополнения ресурсной базы;

минимальные и максимально допустимые значения стоимостей и сроков привлечения ресурсов для каждого пассивного инструмента (отделения портфеля);

процентные ставки резервирования ресурсов (отчислений в ФОР) для каждого  пассивного инструмента;

риски непривлечения  для каждого вида пассивных инструментов;

минимальные и максимально  допустимые значения доходностей, а  также сроков продажи для каждого  активного инструмента (отделения  портфеля) из числа потенциально возможных  для ликвидации;

доходности планового  погашения потенциально возможных для ликвидации активов;

ставки налогообложения  прибыли от продажи ликвидных  активов;

риски ликвидности по каждому виду потенциально возможных  для ликвидации активов.

3. Исходная информация  по ограничениям на параметры  банковского портфеля в целом:

допустимый средневзвешенный риск непривлечения для допривлекаемых под залог ресурсов;

допустимый средневзвешенный риск ликвидности для предназначенных  к ликвидации активов.

Результатом решения  задач текущего планирования являются следующие выходные показатели:

длительность интервала  планирования;

портфель рабочих пассивов:

- наименование (номенклатура) инструментов (отделений) портфеля  рабочих пассивов, используемых  для пополнения ресурсной базы;

- суммы привлекаемых  ресурсов;

- максимально допустимые ставки привлечения;

- минимально допустимые  сроки привлечения;

- средневзвешенные параметры  привлечения (ставки, сроки и риски)  по банку в целом на каждую  дату из интервала планирования;

портфель доходных активов:

- наименование (номенклатура) инструментов (отделений) портфеля доходных активов, реализуемых для пополнения ресурсной базы;

- балансовые суммы  реализуемых активов;

- минимально допустимые  параметры доходности от реализации  активов;

- средневзвешенные параметры  портфеля по банку в целом  на каждую дату из интервала планирования (ставки, сроки размещения и риски) с учетом реализации части ликвидных активов.

Часть портфеля доходных активов, запланированную для продажи  в целях пополнения ресурсной  базы, будем в дальнейшем называть "ликвидационным портфелем".

В качестве критерия эффективности  для текущего (ежедневного) планирования финансовой деятельности банка используется показатель: суммарные потери прибыли  в текущем отчетном периоде (на интервале  среднесрочного планирования), обусловленные  необходимостью ликвидации кассового разрыва за счет допривлечения ресурсов и формирования ликвидационного портфеля (продажи части портфеля ликвидных активов) (-> mm).

Целью и результатом  текущего планирования является оптимальное  в смысле минимума убытков от возмещения дефицита ликвидности формирование трех портфелей: портфеля привлекаемых (в общем случае - под залог части активов) ресурсов, портфеля передаваемых в залог активов и портфеля продаваемых активов - ликвидационного портфеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО  СОЦИНВЕСТБАНКЕ

 

2.1. Краткая  характеристика предприятия

 

ОАО СОЦИНВЕСТБАНК работает на рынке банковских услуг Республики Башкортостан с 2000 г. По оценкам рейтинговых агентств СОЦИНВЕСТБАНК занимает вторую позицию среди самостоятельных банков республики, 32 место по активам в уральском регионе («Эксперт-Урал»), входит в Топ-300 лучших банков России (РБК рейтинг).

ОАО СОЦИНВЕСТБАНК — универсальная кредитная организация, предоставляющая полный спектр услуг для физических и юридических лиц.

Мобильность, индивидуальный подход, выгодные тарифы по банковским продуктам наряду с разветвленной сетью офисов Банка позволяют наиболее полно удовлетворить потребности клиентов.

Банк имеет разветвленную  сеть офисов — 24 в г. Уфе и 12 в крупных городах Башкирии.

ОАО СОЦИНВЕСТБАНК  — современный универсальный банковский институт, оказывающий широкий спектр банковских услуг как для крупных промышленных предприятий, так и для предприятий малого и среднего бизнеса. Пакет услуг для юридических лиц включает в себя расчетно-кассовое обслуживание в рублях и иностранной валюте, кредитование, в т.ч. специальная программа кредитования малого бизнеса, привлечение денежных средств в депозиты, операции с векселями и др.

Среди клиентов СОЦИНВЕСТБАНКа: ОАО «УМПО», ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», ОАО «Стеклонит», ОАО «Башкирские инвестиции», ЗАО ИК «Нефтегазинвест», ОАО фирма «БИС», Центр торговли и развлечений «МИР», крупнейшие торговые сети «ТЕХНО», «5 звезд», «Лагуна», «Форте», «Кламас», «Чемпион» и др.

Для населения Банк предлагает ряд кредитных программ: «Любимый кредит», «Любимый автокредит», «Любимый дом», «Экспресс-деньги»; различные  виды вкладов, обмен валют, международные  банковские карты, систему Интернет - банкинга «Персональный банкир», денежные переводы и другие услуги.

СОЦИНВЕСТБАНК первым в республике ввел уникальную программу лояльности клиентов «Любимый банк». В рамках программы, по Карте клиента действуют особые, более выгодные условия обслуживания.

Поддержка национальной культуры — одно из важных направлений социальной деятельности СОЦИНВЕСТБАНКа. При финансовом участии Банка издаются детские книги сказок на башкирском и татарском языках, оказывается помощь школам и детским домам.

Организационная структура  банка.

По своей организационной структуре Сберегательный банк представляет собой сложную и многоуровневую банковскую систему, которая не имеет пока аналогов среди других акционерных банков. Она включает 77 региональных (территориальных) банков в республиках, краях и областях, Москве и Санкт-Петербурге и десятки тысяч низовых учреждений - структурных подразделений, филиалов.

Региональные банки  и отделения Сберегательного  банка также пользуются правами  юридических лиц и имеют баланс, который входит в баланс Сберегательного  банка РФ, действуют на основе положений об этих учреждениях утвержденных Советом директоров банка.

Отделение банка имеет  в своей структуре операционный отдел и другие подразделения, а  также может создавать агентства  по согласованию с другими организациями. Руководство отделением банка осуществляет управляющий, руководство отделами - начальники, руководство другими подразделениями отделения банка - заведующие. В отделении создается постоянно действующий коллегиальный орган управления банка - Совет отделения банка.

Управляющий отделением действует на основании доверенности, выданной ему Сбербанком России, и несет персональную ответственность за работу филиала и подразделений системы Сбербанка, расположенных на обслуживаемой территории, и за решение возложенных на них задач. Управляющий отделением банка назначается председателем территориального банка, который в свою очередь назначается Президентом Сбербанка России.

Управляющий отделением возглавляет Совет филиала, персональный состав которого утверждается приказом председателя территориального банка Сбербанка России по представлению управляющего отделением банка. Совет филиала действует на основании Устава Сбербанка, Положения, других нормативных и распорядительных документов Сбербанка, Положения о Совете, утвержденного Правлением Банка.

На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, определяющие основные направления совершенствования  деятельности филиала, разрабатываются  мероприятия по всестороннему удовлетворению потребностей клиентов в банковских услугах и получению на этой основе максимальной прибыли, утверждаются планы работы филиала, принимаются решения об изменении организационно-штатной структуры филиала, заслушиваются отчеты их руководителей, рассматриваются материалы ревизий, принимаются решения по списанию безнадежной ко взысканию ссудной задолженности в порядке и на условиях, установленных Сбербанком, а также решаются иные производственные и социальные проблемы. В настоящее время в отделении работает около 200 сотрудников. Из них 165 основных, а остальные приняты временно (на период отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком основных работников).

Информация о работе Планирование в кредитной организации