Привлечение финансовых ресурсов российскими фирмами на фондовых рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Инвесторы и собственники бизнеса научились работать с российскими бумагами, оценивать и управлять рисками российского фондового рынка в целом и рисками на рынке акций в частности, получая хорошую прибыль на этом рынке и готовы к оценке бумаг на таком уровне, который более или менее соответствует ожиданиям собственников бизнеса. Пришло время для стабилизации и дальнейшего расширения рынка первичных размещений акций, то есть IPO.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «IPO»
Сущность «IPO»……………………………………………………………...4
Основные участники «IPO»………………………………………………….5
Основные этапы «IPO»………………………………………………………7
Преимущества «IPO».………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 «IPO» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА
2.1 Принятие решения об «IPO»………………………………………………. 10
2.2 Выбор площадки для «IPO»……………………………………………….. 11
2.3 Формирование команды по размещению………………………………… 12
2.4 Подготовка компании к публичному статусу……………………………. 12
2.5 Совершенствование корпоративного управления……………………….. 13
2.6 Формирование синдиката андеррайтеров………………………………….14
2.7 Юридическое сопровождение………………………………………………15
2.8 Информационное сопровождение………………………………………….16
2.9 Особенности размещения ценных бумаг при «IPO»……………………...17
2.10 Анализ завершенных сделок «IPO»………………………………………17
2.11 Состояние «IPO» в России………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………………..24

Файлы: 1 файл

К.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

  Цели  основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения IPO сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все они заинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекс проблем IPO должен рассматриваться с разных точек зрения - компании-эмитента, инвесторов, посредников.

  Актуальность  проблематики IPO для эмитента в основном сосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки (страны), на которой будет проводиться  размещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него. Главные цели компании в IPO – привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO.

  Главная цель потенциальных инвесторов – получение максимального дохода в будущем при минимальном риске, диверсификация инвестиционного портфеля. Поэтому во время подготовки и проведения IPO для инвесторов наиболее важным является круг проблем, связанных с точной оценкой перспектив компании, рыночных рисков, связанных с ее деятельностью, и специфических рисков, связанных с проведением сделок при IPO – как финансовых, так и юридических.

  Основной  посредник между компанией и инвесторами - андеррайтер. Главная цель андеррайтера – проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Основные задачи андеррайтера – выбор схемы IPO, анализ эмитента, подготовка и осуществление всех юридических процедур, информационное сопровождение, привлечение инвесторов, организация работы других посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO. Ключевой момент в деятельности андеррайтера – определение цены предложения акций. Почти для любого посредника финансовый результат при IPO предопределен, поэтому зачастую основным результатом для любого посредника становится репутация надежного партнера.

  Возможность взаимодействия этих основных групп  участников во многом определяется нормативно-законодательной базой, деятельностью регуляторов, уровнем развития рыночной инфраструктуры. И от того, насколько успешно будут взаимодействовать между собой эти группы участников, во многом зависит развитие финансового рынка в стране и экономики в целом.

1.3 Основные этапы «IPO»

  Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результате сделанного первичного публичного предложения является заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах, IPO включает в себя следующие этапы:

  • Предварительный этап — на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.
  • Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно, то процесс IPO переходит на новый этап — подготовительный, во время которого:
    • Подбирается команда участников IPO (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO.
    • Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг).
    • Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
    • Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роад-шоу) — рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.
  • Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
  • Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося IPO.

Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:

  • инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
  • юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
  • аудиторских компаний;
  • коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.

1.4 Преимущества  «IPO»

  Перед тем как рассмотреть преимущества IPO перед другими формами заимствования, отметим, что в некоторых случаях  первичное публичное размещение акций может рассматриваться  компаниями как единственный способ привлечения долгосрочных инвестиций. Дело в том, что к облигационным займам прибегают крупные и широко известные на рынке компании. Для небольших, но перспективных компаний традиционное облигационное заимствование невозможно. Но из-за неразвитости финансового рынка и малой популярности и изученности процесса IPO компании малого и среднего бизнеса в Росси не используют этот инструмент для привлечения инвестиций. Однако в российской практике IPO имеется случай привлечения инвестиций небольшой компанией. В марте 2005 г. на ММВБ и в РТС было размещено по 5% акций компании "Хлеб Алтая". С помощью IPO компании удалось привлечь более 8 млн. долл. Это IPO является доказательством возможности использования инструмента IPO компаниями среднего бизнеса.

  Рассмотрим преимущества IPO по сравнению с другими формами заимствования, которые определяют выбор IPO в качестве главного инструмента привлечения инвестиций.

  1. Привлечение бессрочного капитала, который не нужно обслуживать. 
    Это преимущество наиболее важно. Так, например, банковские кредиты относительно дороги, и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. В то же время максимальный срок выпуска облигаций на внутреннем рынке не превышает 5-6 лет.
  2. Обретение рыночной стоимости (капитализации). 
    Только благодаря выходу на публичный рынок компания и бизнес обретают рыночную капитализацию. Стоимость публичной компании, как правило, всегда выше стоимости закрытой частной фирмы, прежде всего, благодаря существующей ликвидности и наличию достаточно легко обнаруживаемой информации о компании.
  3. Улучшение финансового состояния компании. 
    За счет выпуска акций увеличивается собственный капитал, чего не происходит в случае кредитования или выпуска облигаций.
  4. Привлечение инвестиций в будущем на более выгодных условиях. 
    Приобретение статуса публичной компании обычно сопровождается ростом ее чистой стоимости и увеличением собственных средств, что позволяет привлекать в будущем более дешевое финансирование. Кроме того, если акции пользуются спросом, компания имеет возможность на выгодных условиях осуществлять дополнительные эмиссии.
  5. Обеспечение ликвидности собственности владельцев компании. 
    Ликвидность достигается тем, что стоимость компании известна всегда, поскольку она определяется рынком. Данное преимущество также связано с отсутствием юридических процедур по купле-продаже акций, а также с упрощением сделок слияний и поглощений.
  6. Повышение стоимости акций. 
    Стоимость акций может существенно повыситься по сравнению с ценой первичного предложения. Существует, по меньшей мере, 4 причины, из-за которых инвесторы готовы платить большую цену за ценные бумаги публичных компаний:

    - расширение  круга потенциальных инвесторов  в такие акции; 

    - уровень развития  и деловой опыт, обычно ассоциирующиеся со статусом публичной компании;

    - доступность  информации о публичной компании;

    - повышенные  требования, предъявляемые к таким  компаниям биржами и другими  регулирующими органами.

  1. Составление финансовой отчетности по международным стандартам. 
     
    Наличие бухгалтерской отчетности, составленной по международным стандартам, является необходимым условием проведения IPO на западных площадках и желательным условием для проведения размещения акций в России. Наличие международной отчетности является фактором прозрачности эмитента.
  2. Улучшение имиджа, повышение престижа компании. 
    Внимание, с каким финансовое сообщество и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO, обеспечивает такой компании бесплатную рекламу, что положительным образом сказывается на ее корпоративном имидже. Кроме того, биржа, на которой обращаются бумаги компании, заинтересована в увеличении объемов торгов ее акциями, а значит, проводит дополнительный активный маркетинг, который из-за финансовых ограничений не всегда позволителен самой компании-эмитенту. Увеличение числа желающих приобрести акции компании может привести к расширению масштабов ее деятельности, так как новые акционеры будут более заинтересованы в налаживании деловых отношений с такой компанией.
  3. Получение листинга на фондовой бирже. 
    Целью многих компаний, решивших приобрести статус публичных, является получение биржевого листинга, что значительно облегчает торговые операции с корпоративными акциями и обеспечивает общественное признание, поскольку биржевой листинг воспринимается многими как показатель надежности, масштабов и финансовых возможностей компании.
  4. Удержание и мотивация персонала. 
    Западные и крупные российские компании стимулируют сотрудников акциями, фантомными акциями и опционами на покупку акций в будущем. 
        
 

  Все вышеназванные преимущества IPO можно  поделить на 2 категории: привлечение  бессрочного капитала и преимущества, получаемые компанией при приобретении статуса публичной. Часто привлечение  бессрочного капитала не служит самоцелью  проведения IPO, более важной причиной решения провести IPO является приобретение публичного статуса. Приобретение публичного статуса - следующий этап в развитии компании.

  Отдельно  необходимо отметить, что к недостаткам IPO относится частичная потеря компанией  свободы, контроля и закрытости (если она требуется). Перед и после проведения публичного размещения акций компания вынуждена детально освещать все основные аспекты своей деятельности, все изменения, при этом тщательно оберегаемая и скрываемая ранее информация становится доступной неопределенно широкому кругу пользователей, среди которых есть и конкуренты, и клиенты, и сотрудники компании, и недоброжелатели.

  Проведение IPO является очень сложным процессом, на который компания тратит большие  деньги, время и усилия. Поэтому  к IPO необходимо тщательно готовиться, чтобы все преимущества не превратились в недостатки. В российской практике примеров неудачного проведения IPO пока нет. Все компании, прошедшие процедуру IPO, получили в полной мере все преимущества этого инструмента. Однако неудачное IPO возможно, если стратегия развития компании не продумана, если выход на финансовый рынок является преждевременным, а также вследствие других неграмотных действий руководства предприятия. Такие компании только ухудшают свое финансовое положение (из-за высоких затрат на IPO) и приобретают управленческие проблемы (из-за потери части контроля над компанией).

ГЛАВА 2 «IPO» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА

2.1 Принятие решения об IPO

  В последнее время в России наблюдается  рост интереса к теме IPO. С одной стороны, избыточная денежная ликвидность вызывает спрос на новые инструменты инвестирования на рынке капиталов. С другой стороны, многие российские компании уже прошли этап становления, нашли свое место на рынке, и топ менеджеры компаний переосмысливают стратегию развития бизнеса – максимизация капитализации становится приоритетом по отношению к контролю над денежными потоками. Важным моментом в развитии компании становится и нежелание зависеть от одного или нескольких стратегических инвесторов, стремление получить независимость в принятии управленческих и финансовых решений. С третьей стороны, собственники многих российских компаний начинают понимать необходимость диверсификации своих инвестиций и готовы поделиться частью своего бизнеса, чтобы иметь возможность приобрести активы в других отраслях экономики или других секторах финансового рынка.

  Все это создает устойчивые предпосылки  для массового выхода крупных  и даже средних по размеру российских компаний на первичный рынок капитала. Однако эти предпосылки являются необходимым, но отнюдь не достаточным условием для принятия решения об IPO. На основании мирового опыта первичных размещений считается, что компания должна достигнуть необходимых размеров, иметь хорошие перспективы развития в своей отрасли, показывать положительную динамику основных финансовых показателей, при этом прибыльность деятельности вовсе необязательна.

Информация о работе Привлечение финансовых ресурсов российскими фирмами на фондовых рынках