Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Инвесторы и собственники бизнеса научились работать с российскими бумагами, оценивать и управлять рисками российского фондового рынка в целом и рисками на рынке акций в частности, получая хорошую прибыль на этом рынке и готовы к оценке бумаг на таком уровне, который более или менее соответствует ожиданиям собственников бизнеса. Пришло время для стабилизации и дальнейшего расширения рынка первичных размещений акций, то есть IPO.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «IPO»
Сущность «IPO»……………………………………………………………...4
Основные участники «IPO»………………………………………………….5
Основные этапы «IPO»………………………………………………………7
Преимущества «IPO».………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 «IPO» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА
2.1 Принятие решения об «IPO»………………………………………………. 10
2.2 Выбор площадки для «IPO»……………………………………………….. 11
2.3 Формирование команды по размещению………………………………… 12
2.4 Подготовка компании к публичному статусу……………………………. 12
2.5 Совершенствование корпоративного управления……………………….. 13
2.6 Формирование синдиката андеррайтеров………………………………….14
2.7 Юридическое сопровождение………………………………………………15
2.8 Информационное сопровождение………………………………………….16
2.9 Особенности размещения ценных бумаг при «IPO»……………………...17
2.10 Анализ завершенных сделок «IPO»………………………………………17
2.11 Состояние «IPO» в России………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………………..24
Поскольку лид менеджеры зачастую используют сложные схемы первичного размещения, процесс перехода прав собственности к новым акционерам и денежных средств от инвесторов к компании может состоять из множества этапов, каждый из которых должен быть юридически чистым. Поэтому экспертиза сделок, заключаемых при IPO, является важным условием успешной подготовки компании к выходу на рынок, определенной гарантией для инвесторов и эмитента. При завершении IPO юридические консультанты как со стороны эмитента, так и со стороны андеррайтера готовят заключения, конкретизирующие процедуру перехода прав собственности, а независимый бухгалтер дает заключение, что все сделки проведены корректно с финансовой точки зрения.
2.8 Информационное сопровождение
Основная задача инвестиционных банков, участвующих в первичном размещении, заключается в привлечении широкого круга инвесторов. Это можно сделать только предоставив максимум информации о компании с тем, чтобы инвесторы могли в полной мере оценить ожидаемые доходы и риски инвестирования. Информационное обеспечение потенциальных инвесторов имеет ряд особенностей – распространение информации о важных событиях потенциального эмитента должно вестись практически в режиме реального времени, должно быть обеспечено широкое территориальное распространение информации – как в России, так и в мировых финансовых центрах, информационная активность должна быть очень высокой, особенно непосредственно перед IPO.
Наиболее важной составляющей частью информационного сопровождения выхода на IPO является подготовка информационного меморандума, в котором представлена исчерпывающая информация о бизнесе компании и перспективах компании и отрасли в целом, структуре компании, акционерах, органах управления, корпоративной политике, финансовом состоянии компании, факторах риска и т.д. Компании, ориентирующиеся на иностранных инвесторов включают в информационный меморандум информацию о российском законодательстве в области рынка ценных бумаг, налоговом законодательстве, информацию о российском фондовом рынке и др. Хотя круг вопросов, раскрываемый в документе практически не меняется от компании к компании, тем не менее, каждый андеррайтер подходит к составлению меморандума с учетом как индивидуальных особенностей компании, так и того круга инвесторов, которым будут предлагаться акции.
Сам
процесс информационного
Следующий этап информационного сопровождения – организация road-show. Это наиболее яркий этап, который каждая компания решает по-своему. Основное отличие этого этапа от премаркетинга – состав участников – в road show участвуют первые лица компании. Успех road show определяет количество инвесторов и поданных ими заявок, и в конечном счете сильно влияет на окончательную цену размещения. Составление книги заявок заканчивает информационный процесс подготовки к IPO, в результате чего в инвестиционном меморандуме появляются точные цены предложения акций.
На всех этапах процесса подготовки к IPO в СМИ поддерживается определенный положительный информационный фон, активность которого зависит от степени публичности компании и узнаваемости ее бренда.
Нельзя
считать, что с окончанием IPO и
успешным размещением акций
2.9 Особенности размещения ценных бумаг при «IPO»
Строго
говоря, почти все размещения, которые
проводили российские компании, не
являются IPO в полном смысле слова. Из-за
сложности российского
Принципы размещения ценных бумаг при IPO оговариваются во время выбора андеррайтера и заключения андеррайтерских соглашений. Существует два основных принципа размещения – когда андеррайтер берет на себя твердые обязательства по цене и гарантирует весь объем размещения, второй – когда размещение осуществляется по принципу «максимальных усилий». Каждый из вариантов имеет для компании-эмитента свои плюсы и минусы.
При размещении важно заранее разработать технику проведения сделок с учетом имеющейся инфраструктуры: способ депонирования денежных средств и ценных бумаг, способ проведения аукциона, возможность размещения на нескольких торговых площадках, возможность сочетания биржевого и небиржевого размещения и т.д.. В этом процессе участвуют не только эмитент и андеррайтеры, но и представители со стороны организатора торгов и других профучастников рынка (Расчетной и Троговой палаты, депозитария, реестродержателя).
2.10 Анализ завершенных сделок «IPO»
После завершения IPO, с выходом акций на вторичный рынок появляется возможность оценить, насколько успешным оно оказалось. Во-первых, для эмитента очевидным признаком успеха является тот интерес, который акции вызвали у инвесторов – объем спроса, зафиксированный в книге андеррайтера, и превышение окончательной цены над теми оценками, которые были приведены в меморандуме (проспекте).
Однако многие считают, что критерием удачного размещения является появление ликвидного рынка акций и резкий рост цены акций на вторичных торгах. Очевидно, что в данном вопросе цели эмитента и инвесторов прямо противоположны, – инвесторы, а зачастую и андеррайтер, заинтересованы в высокой премии за первичное размещение, эмитент же заинтересован в обратном. Следует отметить, что эффект «занижения цены размещения» характерен для всех рынков, и IPO российских компаний не исключение. С другой стороны, можно утверждать, что резкое снижение цены акций компании однозначно расценивается как негативный признак, поскольку даже действия андеррайтера не смогли предотвратить падение цен.
Кроме того, существуют и другие факторы, на которые следует обращать внимание – например, структура и состав инвесторов. По некоторым оценкам, число инвесторов, обычно получающих акции при типичном IPO, не превышает тысячи человек. Если акции приобрели инвесторы-спекулянты, то вторичный рынок будет ликвидным, но цены могут оказаться весьма волатильными. Если же акции приобрели фонды, то, учитывая длительность их горизонтов инвестирования, это отрицательно повлияет на ликвидность, но стабилизирует цену. Компания эмитент должна определиться с кругом потенциальных инвесторов еще на этапе выбора лид-менеджера, и если круг инвесторов, которые приобрели акции, оказался не соответствующим ожиданиям эмитента и андеррайтера, вряд ли такое размещение можно назвать успешным.
2.11 Состояние IPO в России
Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка Билайн.
В 2004—2007 годах в России наблюдается взрывной рост количества IPO. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ», «Арсагера» и т. д. В 2006 году состоялось проведение рекордного IPO государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд. долларов США).
Устойчивый рост числа российских компаний, использовавших IPO в качестве привлечения инвестиций в развитие бизнеса, свидетельствует о наличии потенциала, кадрового, интеллектуального, технологического у российских компаний, и о том, что российские компании сами стремятся встраиваться в глобальные рынки. Решение вопроса о необходимости и целесообразности первичного размещения ценных бумаг на иностранной фондовой бирже зависит от многих факторов. К числу основных факторов, влияющих на успешность проведения IPO, относятся следующие:
Возросшая активность первичного предложения своих акций на рынке позволяет говорить о следующих группах потенциальных эмитентов, которые могут выйти на этот рынок в ближайшие годы. Первая группа - крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом рынке. Однако благоприятная конъюнктура на сырьевые товары и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими кредитными рейтингами) снижает заинтересованность основных собственников этих компаний в проведении IPO на западных рынках.
Вторая группа – быстро растущие компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их потребности. Представители именно этой группы компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение IPO в России.
Третья группа - небольшие инновационные компании, нынешние основные собственники которых изначально ориентированы на IPO. Таких компаний в России пока очень немного. В будущем они могут стать основными участниками публичных размещений на фондовом рынке России, лишь при поддержке венчурного бизнеса.
В целом, IPO призвано обеспечить компаниям-эмитентам ликвидные рынки собственных акций. Это позволит компаниям-эмитентам приобретать новые активы, внедрять инновационные технологии на производстве. IPO выводит компании на качественно новый уровень – они приобретают публичный статус. Компании, планирующие IPO готовы к открытости и большей ответственности при управлении бизнесом. С IPO неразрывно связано усиление брэндинга компании. IPO повышает качество корпоративного управления компаний-эмитентов. Процедуру IPO осуществили крупные российские компании, имеющие высокий уровень капитализации.
Таким образом, постепенно начинает формироваться ряд предпосылок, способствующих и активизации процессов IPO. Можно наблюдать ряд размещений с 2002 по 2004 годы, однако их количество является небольшим, а объемы привлеченных средств - незначительными по сравнению с дальнейшими показателями осуществленных IPO. Только с 2005 года можно говорить о начале бурного роста рынка публичных размещений – за год совокупный объем проведенных IPO достиг более 4,4 млрд. долларов США. Ряд компаний привлекли посредством предложения акций инвестиции в размере более 500 млн. долларов США – среди них такие эмитенты, как X5 Retail Group (около 600 млн. долл. США), Новолипецкий металлургический комбинат (более 600 млн. долл. США), Новатэк (более 950 млн. долл. США), а также АФК Система (более 1,3 млрд. долл. США), преодолевшая планку привлечения финансирования посредством IPO объемом более 1 млрд. долларов США.
В
2006 году к экономическим предпосылкам
активизации процессов IPO добавилась
необходимая юридическая
Информация о работе Привлечение финансовых ресурсов российскими фирмами на фондовых рынках