Привлечение финансовых ресурсов российскими фирмами на фондовых рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Инвесторы и собственники бизнеса научились работать с российскими бумагами, оценивать и управлять рисками российского фондового рынка в целом и рисками на рынке акций в частности, получая хорошую прибыль на этом рынке и готовы к оценке бумаг на таком уровне, который более или менее соответствует ожиданиям собственников бизнеса. Пришло время для стабилизации и дальнейшего расширения рынка первичных размещений акций, то есть IPO.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «IPO»
Сущность «IPO»……………………………………………………………...4
Основные участники «IPO»………………………………………………….5
Основные этапы «IPO»………………………………………………………7
Преимущества «IPO».………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 «IPO» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА
2.1 Принятие решения об «IPO»………………………………………………. 10
2.2 Выбор площадки для «IPO»……………………………………………….. 11
2.3 Формирование команды по размещению………………………………… 12
2.4 Подготовка компании к публичному статусу……………………………. 12
2.5 Совершенствование корпоративного управления……………………….. 13
2.6 Формирование синдиката андеррайтеров………………………………….14
2.7 Юридическое сопровождение………………………………………………15
2.8 Информационное сопровождение………………………………………….16
2.9 Особенности размещения ценных бумаг при «IPO»……………………...17
2.10 Анализ завершенных сделок «IPO»………………………………………17
2.11 Состояние «IPO» в России………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………………..24

Файлы: 1 файл

К.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Крупнейшие IPO в 2006 году

Эмитент Дата размещения Объем IPO (млн. долл.) Процент IPO Площадка
1 Роснефть 14 июля 10 400,00 14,8 ММВБ, РТС, LSE
2 ТМК 31 октября 1 070,00 23 РТС/LSE
3 Северсталь 08 ноября 1 063,00 9,1 LSE
4 Комстар-ОТС 07 февраля 1 060,00 35 LSE
5 ОГК-5 31 октября 459 14,4 ММВБ, РТС
6 Система-Галс 03 ноября 420 18 LSE
7 Магнит 28 апреля 368 19 РТС
8 СТС-Медиа 01 июня 346 16,4 NASDAQ
9 Распадская 10 ноября 316,7 33 ММВБ, РТС
10 Челябинский ЦК 07 ноября 281 18 РТС,LSE
11 Группа Черкизово 10 мая 251 27,8 ММВБ, РТС, LSE
12 RGI International Ltd. 11 декабря 192 31,5 LSE (AIM)
13 Группа Разгуляй 06 марта 144 25 ММВБ, РТС
14 Верофарм 25 апреля 140 49,9 РТС
15 Центр международной  торговли 05 декабря 105,3 18 РТС
16 Белон 05 июня 57 25 РТС

   К наиболее значимым по объему привлеченных средств в ходе IPO в 2006 году следует отнести размещения Роснефти (более 10,5 млрд. долл. США), Северстали и Комстара (более 1 млрд. долл. США), а также ТМК (более 950 млн. долл. США) и ОПИН (более 850 млн. долл. США). Безусловно, самым значимым событием 2006 года стало размещение нефтяной корпорации "Роснефть" - самое крупное IPO в России до настоящего момента и пятое крупнейшее на момент размещения за всю историю мирового фондового рынка. В момент первичного размещения акций капитализация компании составила 79,8 млрд. долл. - по данному показателю НК «Роснефть» заняла второе место в России. На рис.2 представлены компании, привлекшие за всю историю до 2007г наибольший объем средств в ходе IPO.

  

Рис.2 - Компании, привлекшие наибольший объем  средств в ходе IPO

  В свою очередь, 2007 год ознаменовался уже двумя сверхмасштабными публичными размещениями акций – IPO банков ВТБ и Сбербанка в совокупности оценивается более чем в 16,8 млрд. долларов США. Кроме отмеченных размещений, необходимо отметить еще восемь IPO объемом около или более 1 млрд. долларов США каждое. Таким образом, на 10 эмитентов в 2007 году пришлось около 75% всего рынка отечественных IPO. Всего же в 2007 году состоялось 32 крупных (объемом более 100 млн. долларов США) IPO, что составило около 85% всех размещений.

  Однако  известные события 2008 года сильно ударили по рынку IPO, тем самым отбросив его на уровень 2005 года. В целом же динамика изменения совокупного годового рынка IPO отражена ниже на Рисунке 3.  

       
       
      Рисунок 3. Динамика изменения  объемов рынка  российских IPO по годам 1996-2009, млн. долларов США.

  IPO становится актуальным и для  средних российских предприятий.  Между тем организация эффективной  площадки для развивающихся компаний на российском организованном рынке ценных бумаг, требует чуткой и тонкой работы по гармонизации интересов всех потенциальных участников процесса подготовки, организации выхода и обращения акций молодых российских компаний на местном биржевом рынке. Перспективы отечественных площадок - ММВБ (ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа») и РТС (ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система») представляются позитивными. В настоящее время выход на биржу в России обходится раза в 1,5 дешевле, чем аналогичная операция в Лондоне. ММВБ занимает достойное место среди ведущих бирж мира, она является крупнейшей биржей в России, странах СНГ и Восточной Европы. Рост объема биржевых сделок по корпоративным ценным бумагам позволил Фондовой бирже ММВБ войти в первую 20-ку ведущих фондовых бирж мира, что дает ей возможность играть роль центра формирования ликвидности на российские активы, основной фондовой площадки для международных инвестиций в акции и облигации ведущих российских компаний. ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» — ведущая фондовая площадка, на которой ежедневно идут торги по ценным бумагам, около 780 российских эмитентов, в том числе по акциям свыше 230 компаний, включая крупнейших эмитентов – ОАО "Газпром", ОАО "Ростелеком", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть" и другие с общей капитализацией порядка 10 трлн. руб. (около 300 млрд. долл.). В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят более 670 организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых являются порядка 600 тысяч инвесторов – юридических и физических лиц.

 
 

Заключение

  В настоящее время практически  все российские предприятия и  банки периодически сталкиваются с  проблемой нехватки собственных  средств для дальнейшего развития. В таких случаях российская практика предполагает использование трех основных форм заимствования ликвидности: банковский кредит, выпуск корпоративных облигаций и проведение публичного размещения акций. Банковский кредит, наряду с выпуском корпоративных облигаций, традиционно занимает лидирующее положение в структуре внешних источников финансирования предприятий, тогда как публичное размещение акций является наиболее эффективным и прозрачным инструментом привлечения инвестиций.

  Очевидно, что IPO  - это эффективный и перспективный инструмент привлечения капитала,  в нем  заинтересованы не только собственники предприятий, но и государство. Во-первых, привлечение новых инвестиций увеличивает мощь экономики. А во-вторых, она становится прозрачнее. Прежде чем выйти на рынок IPO, компании необходимо отчитаться о состоянии предприятия по международным стандартам и огласить публично имена своих главных акционеров.

  IPO на любой площадке - важный этап  в жизни компании. Процесс первичного  размещения довольно длителен: компании нужно упорядочить и систематизировать структуру бизнеса, подготовить отчетность в соответствии с международными стандартами, внедрить процедуры внутреннего финансового контроля. Привлеченный капитал, новые возможности на финансовых рынках, узнаваемость компании приходят вместе с дополнительными обязательствами и уровнем ответственности, требованиями по раскрытию информации, новыми стандартами корпоративного управления, возросшими административными издержками, расходами на IR (investor relations - связи с инвесторами), т.е. со всеми плюсами и минусами «публичной жизни». Расходы на аудиторов, юридических консультантов, а также комиссия инвестиционных банков при проведении первичных размещений значительны. Конечно, не стоит забывать о том, что привлечение внешнего акционерного капитала может быть мотивировано не только привлечением финансирования, но также частичным или полным выходом акционеров из капитала компании с целью фиксация прибыли. Но все же не зависимо от размера, отраслевой принадлежности или масштаба деятельности компании, менеджмент и акционеры должны использовать всесторонний и системный подход к вопросам привлечения внешних источников финансирования, ведь только обладая всей полнотой информации можно принять правильное и эффективное решение.

  Таким образом, решение об IPO - это, безусловно, стратегическое решение. IPO должна предшествовать разработка и поэтапная реализация долгосрочной стратегии развития компании, направленная на достижение максимальной стоимости бизнеса. На успех размещения влияет множество как внутренних, так и внешних факторов:

  • Текущее состояние национальной экономики/экономик, а также отрасли/отраслей, в которой действует компания;
  • Текущее состояние фондового рынка, на котором планируется размещение, ликвидность рынка, наличие инфраструктуры и широкого круга потенциальных инвесторов;
  • Мнение инвестиционного сообщества о компании: ее финансах, положении на рынке, перспективах развития, корпоративном управлении, прозрачности и т.д.

  Акционеры и менеджмент, принимающие решение об IPO, хотят получить справедливую оценку стоимости компаний, доступ к целевой базе инвесторов, которая находится в прямой зависимости от выбранной площадки, объема размещения и других факторов. Они хотят расширить круг и качество кредиторов и контрагентов за счет тех, кто принимает решения на основании публичной информации, получить ряд неоспоримых преимуществ в борьбе за человеческие ресурсы. Не последнюю роль играет и тот факт, что акционерное финансирование не создаёт долгового бремени и повышает финансовую устойчивость компании. Используя все возможности для привлечения капитала, они получают конкурентное преимущество, привлекают капитал на более выгодных условиях, выбирая инструмент в зависимости от целей, сроков, текущей долговой нагрузки, конъюнктуры рынка и общей стратегии развития.

  Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния  и тенденций развития, доступности  тех или иных источников финансирования, способности предприятия подготовить все требуемые документы и представить проект финансирующей стороне, а также от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала). Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе). Получить полное представление о существующих на рынке условиях финансирования можно без особых проблем и в кратчайшие сроки, опросив ключевые финансовые институты или обратившись к консультантам по корпоративным финансам. При этом следует оценить как существующие условия финансирования, так и вероятность успешного привлечения капитала из предполагаемого источника.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников

 

1. Ю. Бригхем, Л. Гапенски «Финансовый менеджмент», С-П, 2004г

2. Я.М. Миркин «Ценные бумаги и фондовый рынок», М, 1995г

3. Гвардин С. В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний. М.: Вершина,   2007.

4. Никонова И. А. Ценные бумаги для бизнеса: Как повысить стоимость компании с помощью IPO. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

5. Г-та «Корпоративные стратегии», 2008г

6. www.nep08.ru

7. www.cbonds.ru

8. www.cfin.ru

9. www.ey.com

10. www.fcsm.ru

11. www.gaap.ru 

Информация о работе Привлечение финансовых ресурсов российскими фирмами на фондовых рынках