Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Инвесторы и собственники бизнеса научились работать с российскими бумагами, оценивать и управлять рисками российского фондового рынка в целом и рисками на рынке акций в частности, получая хорошую прибыль на этом рынке и готовы к оценке бумаг на таком уровне, который более или менее соответствует ожиданиям собственников бизнеса. Пришло время для стабилизации и дальнейшего расширения рынка первичных размещений акций, то есть IPO.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «IPO»
Сущность «IPO»……………………………………………………………...4
Основные участники «IPO»………………………………………………….5
Основные этапы «IPO»………………………………………………………7
Преимущества «IPO».………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 «IPO» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА
2.1 Принятие решения об «IPO»………………………………………………. 10
2.2 Выбор площадки для «IPO»……………………………………………….. 11
2.3 Формирование команды по размещению………………………………… 12
2.4 Подготовка компании к публичному статусу……………………………. 12
2.5 Совершенствование корпоративного управления……………………….. 13
2.6 Формирование синдиката андеррайтеров………………………………….14
2.7 Юридическое сопровождение………………………………………………15
2.8 Информационное сопровождение………………………………………….16
2.9 Особенности размещения ценных бумаг при «IPO»……………………...17
2.10 Анализ завершенных сделок «IPO»………………………………………17
2.11 Состояние «IPO» в России………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………………..24
2.2 Выбор площадки для IPO
У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE, NASDAQ).
Часто
высказывается мнение, что некоторые
особенности российского
Многие российские компании вполне обоснованно опасаются, что российский рынок из-за недостатка инвесторов не способен аккумулировать большие средства для покупки предлагающихся акций по «справедливой» цене, без большой премии за размер размещения. Результат IPO в этом случае будет слишком сильно зависеть от рыночной конъюнктуры и требуется большое искусство, чтобы угадать благоприятный момент для размещения. Кроме того, слабость российского рынка заставляет некоторые компании опасаться возможности недружественного «поглощения» при IPO в России. С другой стороны, вверяя свои акции иностранным акционерам, компания принимает на себя страновые риски – в случае потери доверия к стране, иностранные акционеры будут избавляться и от акций компании, что может резко снизить ее капитализацию.
Называются и другие факторы, влияющие на процесс выбора страны размещения – долгосрочные цели стратегического развития компании, отраслевая принадлежность, страна (регион) основной деятельности, вопросы престижа и т.п. Кроме того, любая компания заинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка своих акций, это также немаловажно при выборе площадки для IPO.
Отдельный вопрос – заинтересованность организаторов торгов и других профессиональных участников рынка ценных бумаг в привлечении компаний на IPO. Пока в России не удалось создать эффективную инфраструктуру рынка, пригодную для легкого доступа к капиталам новых молодых компаний, и не последнюю роль в этом играет несовершенство нормативно-законодательной базы.
2.3 Формирование команды по размещению
Ядром команды по размещению является сама компания – действующие акционеры, которые и принимают решение об IPO, а также топ-менеджмент, отвечающий за подготовку информации о компании и непосредственно взаимодействующий с остальными участниками командами. Однако ведущая роль в команде принадлежит лид-менеджеру (андеррайтеру), в качестве которого обычно выступает крупный инвестиционный банк.
Андеррайтер
готовит аналитические
Важную
роль в процессе подготовки к IPO играет
юридическое сопровождение
Роль аудитора номинально сводится к подтверждению достоверности финансовой отчетности эмитента в информационном меморандуме и проспекте эмиссии, причем для IPO российской компании, ориентированной на западных инвесторов, необходима отчетность как по российским стандартам, так и по МСФО. Несмотря на номинальную роль аудитора, от уровня доверия инвесторов к аудиту во многом зависит успех IPO.
Привлечение финансового консультанта для IPO в России сейчас носит добровольный характер, хотя иностранные биржи требуют, чтобы в команде присутствовал специальный советник, с которым взаимодействует биржа.
Информационная кампания (взаимодействие с инвесторами и СМИ, презентации и road show) может осуществляться как силами привлеченного профессионального PR-агентства, так и при помощи PR, IR-отделов самого потенциального эмитента или андеррайтера размещения
Каждый участник команды по размещению может преследовать свои локальные цели, задача заключается в том, чтобы подчинить все их действия главной цели – успешному проведению IPO. От этого зависит профессиональная репутация всех участников размещения.
2.4 Подготовка компании к публичному статусу
Публичный статус компании подразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании (due diligence), это необходимое условие успешного проведения IPO. Процедура формирования объективного представления требует усилий прежде всего от самого эмитента.
Прежде всего, в качестве необходимых условий публичности имеют в виду прозрачность юридической структуры компании. Для привлечения потенциальных инвесторов необходимо раскрыть и обосновать необходимость и взаимосвязь всех структур, входящих в компанию. Возможно потребуется провести ее реструктуризацию – создать компанию с ясными связями и консолидированной отчетностью. Для российских компаний, получивших активы в ходе приватизации или в ходе слияний и поглощений, возможно требуется провести дополнительную тщательную юридическую проверку на предмет возможности возникновения судебных споров и налоговых претензий.
Непременным условием публичности является составление консолидированной финансовой отчетности компании по российским и международным стандартам и ее аудит. Очевидно, компания будет стремиться к удовлетворительным показателям доходности, ликвидности, структуры активов и пассивов.
В последние годы инвесторы во всем мире более внимательно относятся к активам компании, предлагающей свои акции. Наличие эффективного производства и современных технологий зачастую оценивается выше, чем нематериальные активы и перспективы отрасли. Большое внимание уделяется топ-менеджменту – иногда компании, выходящие на IPO, специально вводят в состав исполнительного руководства менеджеров, уже проводивших успешные IPO.
Считается, что важным фактором IPO является наличие у компании перспектив в том секторе экономики, где она действует. Маркетинговый анализ деятельности, проводимый силами самой компании или привлеченными специалистами, может привести к необходимости изменений продуктового ряда и принятию решений о выводе на рынок новых продуктов или услуг, изменений в структуре поставщиков и потребителей, созданию новых подразделений в структуре компании.
2.5 Совершенствование корпоративного управления
В ходе подготовки публичного предложения лид-менеджер организует оценку бизнеса компании, чтобы установить начальный диапазон цены предложения акций. Для российских компаний оценка затруднена тем, что отечественный рынок является развивающимся, и это заметно усложняет составление надежных прогнозов по доходу и рискам. Поэтому для оценки компании наряду с методом дисконтирования денежных потоков может использоваться метод сравнения с компаниями-аналогами, действующими как в России, так и за рубежом.
Полученная оценка существующего бизнеса может не удовлетворить эмитента, однако ее проведение может выявить узкие места и подсказать возможные пути реорганизации компании. Реструктуризация бизнеса и вывод из компании непрофильных активов вполне возможно приведет к финансовому оздоровлению компании и достижению лучших показателей хозяйственной деятельности: объем продаж, затраты на единицу продукции, прибыльность и рентабельность, ликвидность, структура активов и пассивов. Почти все эти показатели могут быть оптимизированы соответствующими организационными мерами. Также исключительно важно, чтобы компания имела хорошую кредитную историю. Наработка такой истории может потребовать реструктуризации долгов, проведения ряда вексельных или облигационных программ, что дополнительно повысит «узнаваемость» компании инвесторами.
Реструктуризация бизнеса как правило сопровождается изменением организационной структуры компании. Чаще всего управление активами сосредотачивается в управляющей компании, которая и становится инвестиционным ядром, привлекающим на рынке средства инвесторов.
От публичной компании, выходящей на рынок, требуется следование определенным нормам деловой этики в отношении с акционерами – «стандартам наилучшей практики корпоративного управления» (КУ). Эти стандарты компания принимает добровольно, они определяются не столько законодательством, сколько особенностями бизнес-культуры той страны, в которой привлекаются инвестиции.
Российское законодательство в области корпоративного управления ограничивается требованиями, предъявляемыми к компании для включения в котировальные листы фондовой биржи (обычно это следующий этап после IPO). С другой стороны, понятие «лучшая практика корпоративного управления» не устанавливает какого-либо исчерпывающего перечня мероприятий. Однако считается, что декларация приверженности руководства компании принципам «лучшей практики» КУ, эффективное функционирование Совета директоров и его взаимодействие с исполнительными органами компании, соблюдение прав акционеров, информационная прозрачность компании – являются необходимыми условиями для выхода на IPO.
2.6 Формирование синдиката андеррайтеров
Андеррайтинг
Функции организатора размещения столь многогранны, что зачастую он не может справиться с ними в одиночку. Поэтому функции распределяются среди нескольких инвестиционных банков, образующих своеобразный синдикат с определенными зонами ответственности. Главный в синдикате – лид-менеджер размещения – инвестиционный банк, который курирует весь процесс IPO, привлекает для расширения круга инвесторов соорганизаторов, задача которых заключается в обеспечении информацией своих клиентов – потенциальных инвесторов, сборе заявок на акции, поддержании интереса к акциям на вторичном рынке. Кроме того, может быть сформирована группа дилеров для более эффективного распространения акций. Соорганизаторы размещения должны иметь опыт работы на данном рынке, опыт проведения IPO, широкую клиентскую базу, наработанные связи с другими инвестбанками, аналитические, юридические и информационные ресурсы.
Формирование
синдиката андеррайтеров
Отдельный вопрос – определение стоимости услуг андеррайтинга и структура распределения затрат внутри синдиката андеррайтеров. Вознаграждение андеррайтера может быть фиксированным или зависеть от привлеченного в процессе IPO капитала.
2.7 Юридическое сопровождение
Выход
компании на рынок является законодательно
регулируемым процессом. Необходимо выполнить
ряд условий и подготовить
целый ряд необходимых
Наиболее
важными этапами юридического сопровождения
процесса окончательной подготовки
к IPO являются выработка схемы размещения
и составление проспекта
Информация о работе Привлечение финансовых ресурсов российскими фирмами на фондовых рынках