Программирование развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения стратегических изменений.
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология программирования развития региона
1.1 Понятие прогнозирования развития региона
1.2 Понятие программирования развития региона
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона
Глава 3. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области
3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона
3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Программирование развития региона — копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И  ФИНАНСОВ

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

 

Программирование развития региона.


 

 

 

 

 

Специальность: Государственное и муниципальное  управление

Специализация: Региональное управление

Выполнил:

Научный руководитель:

ст. преп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013 г.

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Политическая стабилизация и положительная динамика роста экономики страны позволили  российским регионам подойти к осознанию  потребности смены стратегии «выживания» на стратегию развития. Однако разгосударствление и приватизация государственного имущества изменили отношения между органами регионального планирования и хозяйствующими субъектами. Изменились и отношения между Правительством страны и Субъектами Федерации. Стратегические решения в части развития регионов принимаются теперь не на уровне «Госплана», а на местном уровне. Отмеченные обстоятельства обостряют потребность в формировании новых подходов к разработке программ социально-экономического развития регионов.

В настоящее время  сформировалось несколько подходов к разработке стратегий развития организаций и программ развития, однако общепризнанной теории стратегического  управления не выработано не только в  России, но и за рубежом. В этих условиях используются различные методы детализации стратегии развития до программ и проектов, адекватные тем подходам, на основе которых осуществляется формирование стратегии, поэтому методики разработки программ социально-экономического развития всякий раз требуют дополнительных обоснований и исследований.

Отмеченная специфика  потребности российских регионов, поисковый  этап становления теории стратегического  развития и потребность в адаптированных методиках разработки программ социально-экономического развития определяют актуальность и своевременность исследования в рамках выбранной темы.

Целью исследования является формирование методики разработки программ социально-экономического развития в  условиях регионального стратегического  планирования.

В соответствии с указанной  целью были поставлены следующие  задачи:

  • изучить методологию программирования развития региона;
  • изучить понятие прогнозирования;
  • изучить понятие программирования;
  • провести анализ программ социально-экономического развития региона на примере Московской области.

Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения  стратегических изменений.

Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.

Российские экономические  реформы последних десятилетий  привели к изменениям в отношениях между людьми, хозяйствующими субъектами и субъектами Российской Федерации  в целом. Изменились формальные и  неформальные правила взаимодействия основных субъектов целеполагания, определяющих стратегические направления развития российского общества. Отмеченные изменения находят адекватное отражение в практике принятия территориального планирования, что требует соответствующих теоретических обобщений и новых разработок в области методик планирования социально-экономического развития и оценки социально-экономической эффективности.

 

Глава 1. Методология программирования развития региона

1.1 Понятие  прогнозирования развития региона

 

Одной из важнейших первоначальных процедур формирования плана является прогнозирование. Практическое формирование прогноза состоит в том, чтобы на основе определенной методологии и с помощью определенного аппарата обработать имеющуюся на данный момент информацию о состоянии изучаемого объекта и о наблюдавшихся ранее закономерностях его изменения и превратить ее в информацию о будущем состоянии или поведении объекта.

Основное направление прогнозов  при разработке плана – это  информационное обеспечение планирования. От полноты этого обеспечения зависит эффективность планов и их обоснованность. Прогнозы помогают определить, какие процессы целесообразно развивать опережающими темпами, позволяют подготовить альтернативы их развития и более или менее объективно сравнить их.

Процесс прогнозирования состоит из определенной последовательности ряда операций. Поэтому его можно представить в виде типовой технологической схемы, состоящей из нескольких этапов. Основные из них следующие1:

  • постановка задачи – описывают объект прогнозирования; выделяют подлежащие прогнозированию показатели и сопутствующие факторы; формируют окончательную цель и задачу прогнозирования;
  • разработка математической модели прогнозирования – модель может быть выбрана из числа известных и апробированных к настоящему времени при решении аналогичных задач или же может быть разработана специально для поставленной задачи;
  • обсуждение разработанной математической модели с представителями органов управления хозяйствующего субъекта для доведения до их сведения дополнительных ограничений, вытекающих из предполагаемой математической модели;
  • разработка математического метода решения и соответствующего вычислительного алгоритма;
  • разработка задания на программирование и согласование его с органами управления хозяйствующего субъекта, включающая описание формы представления результатов, способы внесения корректив и другие элементы задания;
  • составление программы для электронно-вычислительной машины и ее описание;
  • сбор необходимой информации, статистическое оценивание неизвестных параметров математической модели;
  • проверка работоспособности модели, метода и программы, внесение необходимых корректив, иногда пересмотр всей схемы прогнозирования; при оценке качества прогнозирования могут быть использованы как экспертные, так и математико-статистические методы;
  • составление, анализ и использование результатов прогнозирования.

Прогноз объемов хозяйственной  деятельности в регионе является исходной информацией для составления  всех остальных прогнозов и планов. В частности, для транспорта объем  перевозок используется при формировании парка технических средств на перспективу, транспортной сети и расстановке ТС на сети, определении тенденции потребности в мощностях и капитальных вложениях в развитие транспортной системы региона и ее составных частей, распределении грузо- и пассажиропотоков между видами транспорта региона, планировании развития сети транспортных объектов, размещении мест базирования парка ТС и развития сети технических баз и т.п.

Сложность задач прогнозирования  объемов хозяйственной деятельности объясняется следующими причинами: большим количеством прогнозируемых показателей; случайным характером спроса на продукцию того или иного хозяйствующего субъекта; влиянием постоянно меняющихся условий жизни и производства; взаимным влиянием спроса и предложений; взаимодействием хозяйствующих субъектов, огромными масштабами задач прогнозирования объемов хозяйственной деятельности.

Сложность задач прогнозирования  приводит к необходимости широкого применения современных математических методов и ЭВМ. Использование ЭВМ в рамках автоматизированной системы позволяет своевременно и качественно обрабатывать большой объем информации, охватывающий данные по всем хозяйствующим субъектам, проводить многовариантные расчеты, реализовать сложные математические модели, находить оптимальные и наиболее достоверные прогнозы. Большим преимуществом составления прогнозов объемов хозяйственной деятельности на ЭВМ в рамках автоматизированной системы является также то, что они могут далее непосредственно использоваться для решения других задач планирования2.

В настоящее время существует более 150 различных по уровню научной обоснованности методов, моделей и приемов прогнозирования. Одни и те же методы и модели могут  использоваться для прогнозирования  различных показателей. Так, модель авторегрессии применима как для краткосрочного прогнозирования перевозок пассажиров и грузов, так и для краткосрочного прогнозирования роста численности жителей населенных пунктов региона.

Предложено немало схем классификации  методов прогнозирования, в основу которых положены различные признаки, такие как сферы приложения, сроки прогнозирования и пр. В основу классификации методов прогнозирования должна быть взята общность основных предпосылок.

Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования и выборе соответствующих методов их решения следует прежде всего четко и полно сформулировать и описать те допущения, ограничения и условия, при которых предполагается прогнозирование.

При автоматизированном прогнозировании  развития региона предлагается следующая классификация методов прогнозирования экспертные и формальные методы, методы «снизу-вверх» и «сверху-вниз», индивидуальные и групповые модели.

1.2 Понятие  программирования развития региона

 

Программирование рассматривается  в терминах общеполитической, социальной, экономической и культурной среды. Определения программирования представляются как ориентированную на будущее деятельность по принятию решения, включающую назначение и выбор. Для одних программирование – процесс определения соответствующего будущего действия через последовательность выборов, для других программирование – предвидение при одновременной формулировке и осуществление программ и политик, для третьих программирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей предпочитаемыми средствами. Прежде чем дать определение программирования, рассмотрим основные концепции и теории программирования3.

Концепции и теории программирования. На сегодняшний день концепции и теории программирования можно разбить на формальное, инкрементальное и системное программирование. Рассмотрим кратко их.

Формальное программирование. При формальном программировании проблема сужается до области, позволяющей использовать количественные модели и технику оптимизации.

Инкрементальное программирование. При этом программировании используют «здравый смысл» и качественные рассуждения, незначительно модифицирующие существующие политики, полагаясь на политические торги и компромиссы для достижения консенсуса.

Системное программирование. Это более широкий подход, при котором пытаются формулировать проблемы программирования на языке множества участвующих сил и отношений между ними. Поиск сходимости между идеализированными, оптимальными, возможными и инкрементальными откликами здесь базируется на совокупности качественных и количественных методов.

Программирование является системой, имеющей назначение, функции, потоки и структуру. Программирование можно вообразить как непрерывный и иногда нерегулярный цикл мышления и действия, который помогает построить более надежные и эффективные системы. Это не дискретная деятельность с явным началом и концом. Системное мышление обеспечивает философское мировоззрение и методологические средства, которые помогают специалистам по программированию справляться со сложностями и не подчиняться им, надеясь, что возникшая задача как-нибудь и когда-нибудь сама решится.

Программирование не следует применять  в любой области человеческих стремлений. На сегодняшний день имеются  убедительные примеры в экономике, где многие вопросы наилучшим образом решаются через спрос и предложение на свободном рынке. Вмешательство в систему, которая может найти свое равновесие без особого контроля, как правило, приводит к потере творческого духа и благоприятных возможностей. В то же самое время имеется множество человеческих сфер, где без плана действовать невозможно.

Общие процессы программирования. Программирование независимо от ее концепции и теории состоит из определенных этапов. Основными из них являются:

  • структурирование проблемы. Сначала нужно определить одну или несколько целей и ограничения, налагаемые на достижение этих целей. Проблемы должны быть сформулированы таким образом, чтобы была возможность для вмешательства и управления;
  • идентификация и оценка альтернативных реакций. На этом этапе перечисляют возможные решения и оценивают возможные решения и оценивают расходы и доходы, связанные с альтернативными средствами достижения желаемой цели. Выбор делается из перечня, который составляют, пользуясь заранее определенными критериями;
  • осуществление. Определяется последовательность действий для осуществления плана;
  • проверка и оценка плана. На этом этапе определяется точность осуществления планов и оценивается эффект или исход, к которому приводит осуществление плана. Этот этап программирования осуществляется, спустя месяцы и даже годы после осуществления планов и, как правило, авторы плана не участвуют в нем. Этим занимаются в большей степени специалисты по теориям и процедурам программирования.

При программировании очень большое значение имеет то, где осуществляется программирование, что мы планируем и что мы вкладываем в программирование, а также как планируем и как применяем историю и философию программирования в определенной сфере деятельности.

В сложившейся к настоящему времени системе государственного программирования главным звеном стали краткосрочные программы. На втором месте – среднесрочные программы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ, и уж затем – долгосрочные программы. Подобная расстановка приоритетов в определенной мере соответствует и возможностям программирования, поскольку в условиях нестабильной переходной экономики приемлемая точность программ не обеспечивается и величина погрешностей резко возрастает по мере удлинения программного периода.

Краткосрочный программа предназначается, прежде всего, для разработки федерального бюджета на ближайший год, ибо  его доходы во многом зависят от состояния производства, а расходы  – от состояния бюджетной сферы  регионов. Целью среднесрочного и долгосрочного программ является программирование структурных сдвигов в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.

В сложившейся практике государственного программирования территориальный разрез макроэкономических показателей базируется на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в программируемом периоде, а также на предложениях субъектов Федерации, в определенной мере учитывающих возможности и интересы территорий. Анализ различий показателей, определенных «сверху» и «снизу», помогает выработать компромиссный вариант, отвечающий как федеральным, так и региональным интересам.

Информация о работе Программирование развития региона