Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа
Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения стратегических изменений.
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.
Введение
Глава 1. Методология программирования развития региона
1.1 Понятие прогнозирования развития региона
1.2 Понятие программирования развития региона
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона
Глава 3. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области
3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона
3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона
Заключение
Список использованной литературы
ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ
Программирование развития региона.
Специальность:
Государственное и
Специализация: Региональное управление
Выполнил:
Научный руководитель:
ст. преп.
Чебоксары 2013 г.
Содержание
Актуальность темы. Политическая стабилизация и положительная динамика роста экономики страны позволили российским регионам подойти к осознанию потребности смены стратегии «выживания» на стратегию развития. Однако разгосударствление и приватизация государственного имущества изменили отношения между органами регионального планирования и хозяйствующими субъектами. Изменились и отношения между Правительством страны и Субъектами Федерации. Стратегические решения в части развития регионов принимаются теперь не на уровне «Госплана», а на местном уровне. Отмеченные обстоятельства обостряют потребность в формировании новых подходов к разработке программ социально-экономического развития регионов.
В настоящее время сформировалось несколько подходов к разработке стратегий развития организаций и программ развития, однако общепризнанной теории стратегического управления не выработано не только в России, но и за рубежом. В этих условиях используются различные методы детализации стратегии развития до программ и проектов, адекватные тем подходам, на основе которых осуществляется формирование стратегии, поэтому методики разработки программ социально-экономического развития всякий раз требуют дополнительных обоснований и исследований.
Отмеченная специфика потребности российских регионов, поисковый этап становления теории стратегического развития и потребность в адаптированных методиках разработки программ социально-экономического развития определяют актуальность и своевременность исследования в рамках выбранной темы.
Целью исследования является формирование методики разработки программ социально-экономического развития в условиях регионального стратегического планирования.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования
являются программы социально-
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.
Российские экономические реформы последних десятилетий привели к изменениям в отношениях между людьми, хозяйствующими субъектами и субъектами Российской Федерации в целом. Изменились формальные и неформальные правила взаимодействия основных субъектов целеполагания, определяющих стратегические направления развития российского общества. Отмеченные изменения находят адекватное отражение в практике принятия территориального планирования, что требует соответствующих теоретических обобщений и новых разработок в области методик планирования социально-экономического развития и оценки социально-экономической эффективности.
Одной из важнейших первоначальных процедур формирования плана является прогнозирование. Практическое формирование прогноза состоит в том, чтобы на основе определенной методологии и с помощью определенного аппарата обработать имеющуюся на данный момент информацию о состоянии изучаемого объекта и о наблюдавшихся ранее закономерностях его изменения и превратить ее в информацию о будущем состоянии или поведении объекта.
Основное направление
Процесс прогнозирования состоит из определенной последовательности ряда операций. Поэтому его можно представить в виде типовой технологической схемы, состоящей из нескольких этапов. Основные из них следующие1:
Прогноз объемов хозяйственной деятельности в регионе является исходной информацией для составления всех остальных прогнозов и планов. В частности, для транспорта объем перевозок используется при формировании парка технических средств на перспективу, транспортной сети и расстановке ТС на сети, определении тенденции потребности в мощностях и капитальных вложениях в развитие транспортной системы региона и ее составных частей, распределении грузо- и пассажиропотоков между видами транспорта региона, планировании развития сети транспортных объектов, размещении мест базирования парка ТС и развития сети технических баз и т.п.
Сложность задач прогнозирования
объемов хозяйственной деятельн
Сложность задач прогнозирования приводит к необходимости широкого применения современных математических методов и ЭВМ. Использование ЭВМ в рамках автоматизированной системы позволяет своевременно и качественно обрабатывать большой объем информации, охватывающий данные по всем хозяйствующим субъектам, проводить многовариантные расчеты, реализовать сложные математические модели, находить оптимальные и наиболее достоверные прогнозы. Большим преимуществом составления прогнозов объемов хозяйственной деятельности на ЭВМ в рамках автоматизированной системы является также то, что они могут далее непосредственно использоваться для решения других задач планирования2.
В настоящее время существует более
150 различных по уровню научной обоснованности
методов, моделей и приемов
Предложено немало схем классификации методов прогнозирования, в основу которых положены различные признаки, такие как сферы приложения, сроки прогнозирования и пр. В основу классификации методов прогнозирования должна быть взята общность основных предпосылок.
Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования и выборе соответствующих методов их решения следует прежде всего четко и полно сформулировать и описать те допущения, ограничения и условия, при которых предполагается прогнозирование.
При автоматизированном прогнозировании развития региона предлагается следующая классификация методов прогнозирования экспертные и формальные методы, методы «снизу-вверх» и «сверху-вниз», индивидуальные и групповые модели.
Программирование
Концепции и теории программирования. На сегодняшний день концепции и теории программирования можно разбить на формальное, инкрементальное и системное программирование. Рассмотрим кратко их.
Формальное программирование. При формальном программировании проблема сужается до области, позволяющей использовать количественные модели и технику оптимизации.
Инкрементальное программирование. При этом программировании используют «здравый смысл» и качественные рассуждения, незначительно модифицирующие существующие политики, полагаясь на политические торги и компромиссы для достижения консенсуса.
Системное программирование. Это более широкий подход, при котором пытаются формулировать проблемы программирования на языке множества участвующих сил и отношений между ними. Поиск сходимости между идеализированными, оптимальными, возможными и инкрементальными откликами здесь базируется на совокупности качественных и количественных методов.
Программирование является системой, имеющей назначение, функции, потоки и структуру. Программирование можно вообразить как непрерывный и иногда нерегулярный цикл мышления и действия, который помогает построить более надежные и эффективные системы. Это не дискретная деятельность с явным началом и концом. Системное мышление обеспечивает философское мировоззрение и методологические средства, которые помогают специалистам по программированию справляться со сложностями и не подчиняться им, надеясь, что возникшая задача как-нибудь и когда-нибудь сама решится.
Программирование не следует применять в любой области человеческих стремлений. На сегодняшний день имеются убедительные примеры в экономике, где многие вопросы наилучшим образом решаются через спрос и предложение на свободном рынке. Вмешательство в систему, которая может найти свое равновесие без особого контроля, как правило, приводит к потере творческого духа и благоприятных возможностей. В то же самое время имеется множество человеческих сфер, где без плана действовать невозможно.
Общие процессы программирования. Программирование независимо от ее концепции и теории состоит из определенных этапов. Основными из них являются:
При программировании очень большое значение имеет то, где осуществляется программирование, что мы планируем и что мы вкладываем в программирование, а также как планируем и как применяем историю и философию программирования в определенной сфере деятельности.
В сложившейся к настоящему времени системе государственного программирования главным звеном стали краткосрочные программы. На втором месте – среднесрочные программы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ, и уж затем – долгосрочные программы. Подобная расстановка приоритетов в определенной мере соответствует и возможностям программирования, поскольку в условиях нестабильной переходной экономики приемлемая точность программ не обеспечивается и величина погрешностей резко возрастает по мере удлинения программного периода.
Краткосрочный программа предназначается, прежде всего, для разработки федерального бюджета на ближайший год, ибо его доходы во многом зависят от состояния производства, а расходы – от состояния бюджетной сферы регионов. Целью среднесрочного и долгосрочного программ является программирование структурных сдвигов в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.
В сложившейся практике государственного программирования территориальный разрез макроэкономических показателей базируется на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в программируемом периоде, а также на предложениях субъектов Федерации, в определенной мере учитывающих возможности и интересы территорий. Анализ различий показателей, определенных «сверху» и «снизу», помогает выработать компромиссный вариант, отвечающий как федеральным, так и региональным интересам.