Программирование развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения стратегических изменений.
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология программирования развития региона
1.1 Понятие прогнозирования развития региона
1.2 Понятие программирования развития региона
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона
Глава 3. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области
3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона
3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Программирование развития региона — копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

По оценке в 2011 году объем сброса загрязненных сточных вод по сравнению  с 2010 годом незначительно увеличится, что обусловлено интенсивным  ростом строительства в Московской области, подключением коттеджных поселков к муниципальным очистным сооружениям, мощность которых не позволяет обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод. В прогнозируемом периоде с учетом ввода в эксплуатацию строящихся очистных сооружений предполагается постепенное снижение объема сброса загрязненных сточных вод.

Объем водопотребления в 2011 году и последующие годы имеет тенденцию к росту, что обусловлено прогнозируемым динамичным развитием экономики и социальной сферы Московской области.

Объем оборотного и повторно-последовательного  использования воды в прогнозируемом периоде будет увеличиваться. Рост значений данного показателя произойдет за счет внедрения водосберегающих технологий, а также работы энергоблоков Каширской ГРЭС с использованием не прямоточной, а оборотной и повторно-последовательно используемой воды.

По-прежнему острой останется проблема образования, накопления и утилизации отходов производства и потребления.

В прогнозируемом периоде на рост объемов переработки отходов производства, в первую очередь, будет оказывать влияние рост цен на первичное сырье. При этом без принятия мер, стимулирующих переработку отходов производства, рост удельного веса объемов переработки отходов производства в общем объеме образовавшихся отходов производства будет незначительным. В случае проведения политики, направленной на ужесточение экологических требований и ресурсосбережение, темпы прироста значения указанного показателя оцениваются в 2 процента в год.

По оценке в 2011 году удельный вес объемов переработанных отходов потребления в общем объеме образовавшихся отходов потребления составит 7 процентов. В прогнозируемом периоде предусматривается тенденция к его росту.

Рост объемов переработанных отходов  потребления будет определяться суммарной мощностью действующих на территории Московской области мусоросортировочных комплексов. При этом при существующих темпах роста ввода количества указанных комплексов рост удельного веса объемов переработки отходов потребления не превысит одного процента в год.

В случае реализации в Московской области концепции оптимизации  комплексного управления твердыми бытовыми отходами с учетом ресурсосберегающих требований предполагается, что удельный вес объемов переработанных отходов  потребления значительно увеличится и составит по второму варианту расчета: в 2012 году – 12 процентов, в 2013 году – 20 процентов и в 2014 году – 30 процентов.

В 2010 году внешнеторговый оборот Московской области увеличился по сравнению  с 2009 годом на 36,2 процента и составил 17 млрд. долларов США. При этом экспорт в стоимостном выражении вырос относительно 2009 года на 23,6 процента, импорт – на 40,2 процента. По сравнению с 2009 годом структура внешнеторгового оборота изменилась незначительно: доля экспорта в 2009 году составляла 23,7 процента, в 2010 году – 21,5 процента, доля импорта – соответственно 76,3 процента и 78,5 процента22.

В 2011 году ожидается увеличение доли экспорта во внешнеторговом обороте  Московской области до 24,5 процента. В последующие годы прогнозируется постепенный рост доли экспорта, которая в 2014 году по первому варианту расчета составит 26,2 процента в общем объеме внешнеторгового оборота, по второму – 27,9 процента.

В динамике внешнеторгового оборота  в прогнозируемом периоде предусматриваются  достаточно высокие темпы как за счет роста экспорта товаров и услуг, так и за счет роста импорта. При этом поддержание значительных темпов роста импорта товаров и услуг обусловлено высоким уровнем платежеспособного спроса внутреннего рынка. Экспорт будет увеличиваться по первому варианту расчета в диапазоне от 5 до 18,9 процента, по второму – от 8 до 42 процентов. Импорт будет расти по первому варианту расчета от 6 до 11,3 процента, по второму варианту расчета – от 10,8 до 18,2 процента. При этом в 2014 году прогнозируется некоторое замедление темпов роста экспорта и импорта товаров и услуг.

Ожидается, что в 2014 году объем внешнеторгового  оборота достигнет по первому  варианту расчета 27,3 млрд. долларов США, по второму варианту расчета – 32,7 млрд. долларов США, при этом объем экспорта товаров и услуг составит соответственно 7,2 и 9,1 млрд. долларов США, а объем импорта – 20,2 и 23,6 млрд. долларов США.

При разработке прогноза регулируемых цен на 2012 год использованы индексы  производителей на внутреннем рынке, индексы-дефляторы цен на продукцию, произведенную для внутреннего рынка и на экспорт, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации. При этом по прогнозу рост средних тарифов в 2012 году в Московской области по сравнению с оценкой 2011 года составит: на услуги водоснабжения – 116,77 процента; на услуги водоотведения – 116,32 процента; на услуги по содержанию и текущему ремонту жилья – 115,27 процента; на услуги теплоснабжения – 121,04 процента; на электроэнергию, отпущенную населению, – 125 процентов.

В соответствии с прогнозом средние  цены на природный газ, реализуемый  населению Московской области, в 2012 году вырастут по отношению к оценочным  значениям указанной цены в 2011 году на 25 процентов. Рост средней цены на сжиженный газ, реализуемый населению, в 2012 году составит также 125 процентов.

 

Заключение

 

В структуре инструментов регионального стратегического  планирования выделены программы социально-экономического развития как инструмент детализации  стратегии и одновременно развития региона в нечто совершенное.

Региональные целевые  программы направлены на существенный перелом негативных ключевых тенденций  и (или) улучшение позитивных в долгосрочной перспективе" и четыре подфункции региональных целевых программ, заключающиеся  в следующем:

Программа как результат  поиска путей преодоления препятствий, реализации стратегии (достижения целей), решения проблем, изменения статуса  территории.

Программа как оболочка функционала для привлечения  средств из федерального бюджета.

Программа как PR-акция, направленная на завоевание голосов, укрепление позиции власти, получение поддержки сообщества.

Программа как инструмент реализации приоритетов государства  на уровне региона, муниципальных образований  и хозяйствующих субъектов.

Анализ проблем разработки и реализации программ (реализации концепции в условиях региона) позволил сформулировать принципы программно-целевого планирования и определить механизмы  их реализации.

В заключение следует  отметить, что разработка программ социально-экономического развития связана с многочисленными проблемами и задачами, решение которых актуально как для структуризации деятельности административных органов приоритетами, целями, и задачами так и для исследователей. Обобщение положительного опыта применения технологий территориального планирования способствовало бы разрешению множества противоречий.

В первом приближении  видится, что для избавления от множества  патологий, присущих административным системам должно появится либо некое  общественное контролирующее начало, либо административные системы должны изменится, накопив критическую массу противоречий. Исследование закономерностей, феноменов и патологий, присущих административным системам является актуальной задачей, и, возможно первичной по значимости и в сравнении с темой нашего исследования и с частными прикладными задачами, решению которых препятствуют неисследованные категории, отмеченные выше.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андронов А.М., Киселенко А.Н., Мостивенко Е.В. Прогнозирование развития транспортной системы региона. – Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2008.–178с
  2. Балабанов В.С., Булочникова Л.А., Демидова Л.А. Государственное стимулирование экономического роста. М.: 2006 – 400 с.
  3. Балацкий О. Ф., Белышев Д. В., Гурман В. И. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. - М., 2007 – 280 с.
  4. Богатова, Е. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. - М., 2005 – 225 с.
  5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. - М., 2006. – 388 с.
  6. Великанова Т.Б., Веденеев Б.П., Колмаков И.Б. Распределение населения по среднедушевым доходам. Регионы России Вестник экономики. 2007. №2.
  7. Головнина Л.А., Зубарев А.А. Экономическое развитие региона и особенности формирования эффективной региональной инвестиционной политики. - М., 2007 – 344 с.
  8. Гранберг А.Г., Бусыгина И.М., Введенский В.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. - М., 2006. – 400 с.
  9. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 495 с.
  10. Губайдуллина Т.Н. Устойчивое развитие эколого-экономической системы: вопросы теории и методологии - М., 2006 – 279 с.
  11. Давыденко Е.И. Теневая составляющая в экономике Ставропольского края: факторы, проявления, следствия. Научная мысль Кавказа. Приложение. 2009. №7. С. 58–60.
  12. Дружинин А.Г., Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов-на-Дону, 2007 – 512 с.
  13. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2006. - № 4. – С. 37-42.
  14. Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 87-91.
  15. Зарубин А. В. К вопросу повышения эффективности межбюджетных отношений //Финансы, 2006, № 8, с.15-17
  16. Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование. – Сыктывкар: КРАГС и У, 2008. – 87 с.
  17. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2008.
  18. Ушаков А.К., Рязанова Л.А и др. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели Российский экономический журнал, №2, 2010.
  19. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2009. -608 с.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации : в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ. - М. : Омега-Л , 2009. - 39 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая: новая редакция от 28.09.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: новая редакция от 30.03.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25.02.1999 № 39 – ФЗ, новая редакция от 23.07.2010 N 184-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  5. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации:  федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ, новая редакция от  29.04.2008 № 58-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ, новая редакция от 25.12.2009 N 340-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  7. Об инвестиционных фондах: федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ, новая редакция от 22.04.2010 N 65-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  8. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ, новая редакция от 19.07.2009 N 205-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  9. О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года: закон Чувашской Республики от 22 мая 2007 года  № 8 , новая редакция от  27.02.2010 N 13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  10. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 25.05.2004 № 8, новая редакция  от 19.11.2010 N 53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  11. О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ Закон Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38, новая редакция от 19.10.2 от 19.11.2010 N 51 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  12. О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики: указ Президента Чувашской Республики от 20.01.2006 №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  13. О республиканской целевой программе «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 г. № 106 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  14. О нефинансовых мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в ЧР: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2006 № 348, новая редакция от  11 декабря 2008 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  15. О проекте закона Чувашской Республики «Об участии Чувашской Республики в проектах государственно-частного партнерства»: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 26.10.2010 г. №633 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  16. Анискин Ю. П. Управление инвестициями: Учебное пособие - 2 издание, исправленное и дополненное.- Омега-Л, 2008. – 192 с.;
  17. Басовский Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пособие.- Инфра-М; 2010.- 241 с.;
  18. Белоусова О. Механизмы реализации инвестиционной стратегии: Инвестиции и инновации.- Проблемы теории и практики управления. - 2006. - N 12 - С. 70-81;
  19. Белоусов А. В.Инвестиции в обеспечении инновационного развития российской экономики.- Экономика и управление. - 2009. - N 2. - С. 38-42;
  20. Валдайцев С.В., Воробьев П.П. и др. «Инвестиции»: Учебник под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 440 с.;
  21. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2003. – 11с.;
  22. Голайдо, И. М. Инвестиционный потенциал региона / И. М. Голайдо/ / Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N 17. - С. 59-68;
  23. Дарханова, А. М. Индикативный подход к оценке инвестиционного потенциала региона (реальный сектор экономики) / А. М. Дарханова/ / Экономика и <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 10pt; text-decoration:

Информация о работе Программирование развития региона