Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа
Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения стратегических изменений.
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.
Введение
Глава 1. Методология программирования развития региона
1.1 Понятие прогнозирования развития региона
1.2 Понятие программирования развития региона
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона
Глава 3. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области
3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона
3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона
Заключение
Список использованной литературы
По оценке в 2011 году объем сброса
загрязненных сточных вод по сравнению
с 2010 годом незначительно
Объем водопотребления в 2011 году и последующие годы имеет тенденцию к росту, что обусловлено прогнозируемым динамичным развитием экономики и социальной сферы Московской области.
Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды в прогнозируемом периоде будет увеличиваться. Рост значений данного показателя произойдет за счет внедрения водосберегающих технологий, а также работы энергоблоков Каширской ГРЭС с использованием не прямоточной, а оборотной и повторно-последовательно используемой воды.
По-прежнему острой останется проблема образования, накопления и утилизации отходов производства и потребления.
В прогнозируемом периоде на рост объемов переработки отходов производства, в первую очередь, будет оказывать влияние рост цен на первичное сырье. При этом без принятия мер, стимулирующих переработку отходов производства, рост удельного веса объемов переработки отходов производства в общем объеме образовавшихся отходов производства будет незначительным. В случае проведения политики, направленной на ужесточение экологических требований и ресурсосбережение, темпы прироста значения указанного показателя оцениваются в 2 процента в год.
По оценке в 2011 году удельный вес объемов переработанных отходов потребления в общем объеме образовавшихся отходов потребления составит 7 процентов. В прогнозируемом периоде предусматривается тенденция к его росту.
Рост объемов переработанных отходов потребления будет определяться суммарной мощностью действующих на территории Московской области мусоросортировочных комплексов. При этом при существующих темпах роста ввода количества указанных комплексов рост удельного веса объемов переработки отходов потребления не превысит одного процента в год.
В случае реализации в Московской
области концепции оптимизации
комплексного управления твердыми бытовыми
отходами с учетом ресурсосберегающих
требований предполагается, что удельный
вес объемов переработанных отходов
потребления значительно увелич
В 2010 году внешнеторговый оборот Московской области увеличился по сравнению с 2009 годом на 36,2 процента и составил 17 млрд. долларов США. При этом экспорт в стоимостном выражении вырос относительно 2009 года на 23,6 процента, импорт – на 40,2 процента. По сравнению с 2009 годом структура внешнеторгового оборота изменилась незначительно: доля экспорта в 2009 году составляла 23,7 процента, в 2010 году – 21,5 процента, доля импорта – соответственно 76,3 процента и 78,5 процента22.
В 2011 году ожидается увеличение доли экспорта во внешнеторговом обороте Московской области до 24,5 процента. В последующие годы прогнозируется постепенный рост доли экспорта, которая в 2014 году по первому варианту расчета составит 26,2 процента в общем объеме внешнеторгового оборота, по второму – 27,9 процента.
В динамике внешнеторгового оборота в прогнозируемом периоде предусматриваются достаточно высокие темпы как за счет роста экспорта товаров и услуг, так и за счет роста импорта. При этом поддержание значительных темпов роста импорта товаров и услуг обусловлено высоким уровнем платежеспособного спроса внутреннего рынка. Экспорт будет увеличиваться по первому варианту расчета в диапазоне от 5 до 18,9 процента, по второму – от 8 до 42 процентов. Импорт будет расти по первому варианту расчета от 6 до 11,3 процента, по второму варианту расчета – от 10,8 до 18,2 процента. При этом в 2014 году прогнозируется некоторое замедление темпов роста экспорта и импорта товаров и услуг.
Ожидается, что в 2014 году объем внешнеторгового оборота достигнет по первому варианту расчета 27,3 млрд. долларов США, по второму варианту расчета – 32,7 млрд. долларов США, при этом объем экспорта товаров и услуг составит соответственно 7,2 и 9,1 млрд. долларов США, а объем импорта – 20,2 и 23,6 млрд. долларов США.
При разработке прогноза регулируемых цен на 2012 год использованы индексы производителей на внутреннем рынке, индексы-дефляторы цен на продукцию, произведенную для внутреннего рынка и на экспорт, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации. При этом по прогнозу рост средних тарифов в 2012 году в Московской области по сравнению с оценкой 2011 года составит: на услуги водоснабжения – 116,77 процента; на услуги водоотведения – 116,32 процента; на услуги по содержанию и текущему ремонту жилья – 115,27 процента; на услуги теплоснабжения – 121,04 процента; на электроэнергию, отпущенную населению, – 125 процентов.
В соответствии с прогнозом средние цены на природный газ, реализуемый населению Московской области, в 2012 году вырастут по отношению к оценочным значениям указанной цены в 2011 году на 25 процентов. Рост средней цены на сжиженный газ, реализуемый населению, в 2012 году составит также 125 процентов.
В структуре инструментов
регионального стратегического
планирования выделены программы социально-
Региональные целевые программы направлены на существенный перелом негативных ключевых тенденций и (или) улучшение позитивных в долгосрочной перспективе" и четыре подфункции региональных целевых программ, заключающиеся в следующем:
Программа как результат поиска путей преодоления препятствий, реализации стратегии (достижения целей), решения проблем, изменения статуса территории.
Программа как оболочка функционала для привлечения средств из федерального бюджета.
Программа как PR-акция, направленная на завоевание голосов, укрепление позиции власти, получение поддержки сообщества.
Программа как инструмент реализации приоритетов государства на уровне региона, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Анализ проблем разработки и реализации программ (реализации концепции в условиях региона) позволил сформулировать принципы программно-целевого планирования и определить механизмы их реализации.
В заключение следует отметить, что разработка программ социально-экономического развития связана с многочисленными проблемами и задачами, решение которых актуально как для структуризации деятельности административных органов приоритетами, целями, и задачами так и для исследователей. Обобщение положительного опыта применения технологий территориального планирования способствовало бы разрешению множества противоречий.
В первом приближении видится, что для избавления от множества патологий, присущих административным системам должно появится либо некое общественное контролирующее начало, либо административные системы должны изменится, накопив критическую массу противоречий. Исследование закономерностей, феноменов и патологий, присущих административным системам является актуальной задачей, и, возможно первичной по значимости и в сравнении с темой нашего исследования и с частными прикладными задачами, решению которых препятствуют неисследованные категории, отмеченные выше.
Размещено на Allbest.ru
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ