Программирование развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения стратегических изменений.
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология программирования развития региона
1.1 Понятие прогнозирования развития региона
1.2 Понятие программирования развития региона
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона
Глава 3. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области
3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона
3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Программирование развития региона — копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

С развитием отраслей специализации тесно связано  развитие подотраслей, обеспечивающих их нормальное функционирование.

В связи с этим еще  один вопрос, который должен решаться на региональном уровне управления - это формирование сбалансированного развития основных и вспомогательных производств, отраслей материального производства непроизводственной сферы и социального обслуживания населения9.

Вторая важная задача в товарной политике региона - активизация инновационных процессов.

Развитие инноваций  должно обеспечить рост конкурентоспособности  отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

В настоящее время  экспорт в основном связан с вывозом  топливно-энергетических ресурсов.

Реальные изменения во внешнеэкономической деятельности регионов РФ возможны только при условии решении на макро уровне четырех взаимосвязанных задач: разработки и реализации целостной экспортной политики России; обеспечения доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий; защиты внутреннего рынка от импортной интервенции; формирования международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.10

В зависимости от экспортного  потенциала регионы можно разделить на пять групп. К первой группе относятся: Республики Башкирия, Татарстан, а также Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким. Вторую группу составляют сырьевые регионы: Республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства продукции на душу населения и относительно невысокий спад производства.

Третью группу составляют 8 областей Центрального федерального округа: Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская. Ульяновская  и Ярославская области. Эти регионы  располагают высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия; Пермский край, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская,, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к числу относительно благополучных. Для укрепления экспортного потенциала в среднесрочной перспективе здесь нужны меры государственной поддержки универсального характера, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трем важнейшим сельскохозяйственным регионам: Краснодарскому. Ставропольскому краям и Ростовской области11.

Что касается остальных  регионов (пятая группа), то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал, хотя и не бесперспективен, но экономический  подъем требует целенаправленной государственной поддержки.

Следующей задачей регионального  маркетинга в рамках товарной политики является увеличение доли импортозамещающей  продукции.

Согласно статистическим данным наибольший объем импорта  приходится на регионы Центрального федерального округа - более 50% от общего объема ввоза продукции из-за рубежа, что, по-видимому, связана не только с потребностями округа, но и с широко развитой сетью посреднических структур. Доля других макро регионов в объеме ввоза значительно ниже, однако составляет в среднем в год от 100 до 8000 млн. долл. США.

Таким образом, стратегической целью организации маркетинговой  деятельности на региональном уровне является создание экономической базы устойчивого роста социально-экономического образования. При этом происходит активное содействие хозяйствующим субъектам территории в достижении целей своего функционирования в условиях формирования рыночных отношений и неопределенности и риска от перемен в стране.

Тактическими целями могут быть, например, обеспечение  прибыльности коммерческой деятельности в регионе; повышение конкурентоспособности; развитие культурного центра; установление устойчивых связей с российскими и иностранными партнерами; активное продвижение территории на рынке. При выборе целей их рекомендуется обозначать в виде пирамиды и только при достижении целей низшего порядка следует переходить к вышестоящим целям12.

Стратегической задачей  управления территориальным маркетингом  является последовательная интеграция региона в систему рыночных экономических  отношений на региональном, федеральном и мировом уровнях за счет повышения конкурентоспособности организаций на внутреннем и нем рынках. При выборе тактических задач их также рекомендуется обозначать в виде пирамиды.

Приоритетными задачами являются: становление предпринимательской среды с соответствующей инфраструктурой; поддержка перспективных отраслей - мультипликаторов экономического роста; развитие производств, специфических для определенных регионов; раз сферы услуг и, как следствие, рост занятости населения.

Важной задача маркетинга при этом становится изучение особенностей и закономерностей внутреннего рынка с целью максимального воздействия на него

Отсюда вытекают основные функции управления маркетингом  на региональном уровне: анализ сложившегося положения внутри территории и ее окружения; планирование программ социально-экономического развития территории; организация реализации намеченных программ; контроль заходом реализации программ и их координация.

Исходя из функций  маркетинга органы управления социально-экономическим образованием при осуществлении политики территориального маркетинга должны соблюдать три основные принципа управления маркетингом:

  • изучение особенностей и закономерностей развития рынка, мониторинг и формирование единой информационной базы;
  • приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды; максимальное воздействие на внутренний рынок.

Соблюдение этих принципов  становится возможным, если происходит формирование информационной базы, эффективной  коммуникационной системы и системы  мотивации всех участников рынка. Результатом реализации этих принципов является эффективность интеграции региона в рыночное пространство на макро- и микро - уровнях.

2.2 Система управления  социально-экономическим развитием  региона

 

В последние два десятилетия программно-целевой подход применяется практически во всех субъектах РФ для решения проблем в регионах с особыми условиями хозяйствования, имеющих недостаточно развитый экономический потенциал, наиболее подверженных депрессивным процессам, в новых приграничных районах РФ и других. Однако следует отметить, что в первую половину этого периода - с середины 90-х годов до 2000 года были приняты всего две комплексные региональные программы: социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Основная причина заключалась в отсутствии необходимых средств у региональных органов управления, которые должны были обеспечить полное финансирование программы. В регионах осуществлялись программы, имеющие более узкую направленность и ограничивающиеся отдельными аспектами регионального развития. К ним относились такие программы, как «Развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера» (осуществлялась с 1994 г. и являлась составной частью Президентской программы «Дети России»), «Программа возрождения, строительства, реконструкции и реставрации исторических малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы»), целый ряд программ по решению проблем экологического оздоровления и радиационной реабилитации отдельных зон, регионов и городов (зона Байкала, гг. Братск, Нижний Тагил, зона влияния Чернобыльской аварии) и другие.

В последние 10 лет процесс разработки и принятия федеральных целевых программ социального и экономического развития регионов резко активизировался. Этому способствовали формирование обновленной нормативной базы по федеральным целевым программам и включение первых программ в перечень финансируемых с участием федерального бюджета. Таким образом, в настоящее время утвержденными программами социально-экономического развития регионов охвачены территории 33 субъектов Российской Федерации. Если учесть подготовленные, но еще не утвержденные программы регионального назначения, их количество достигает 52 (а с учетом находящихся в разработке программ - 58). Однако анализ показал, что федеральные целевые программы все еще остаются недостаточно эффективными. Не удалось в полной мере использовать данные программы в качестве полноценного инструмента концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития13.

Существует недостаточное отражение специфических особенностей региональных программ, отличающих их от отраслевых и функциональных, дублирование мероприятий программ СЭР региона и реализуемых на их территории отраслевых федеральных программ, громоздкость и излишнюю бюрократизацию процедуры утверждения и корректировки программ в Минэкономразвитии (рис. 1).

 

Рис. 1 - Организация разработки и реализации программы социально-экономического развития региона

 

Наряду с проблемами недостаточного финансового обеспечения выявлены противоречия в последовательности реализации подпрограмм, входящих в рассматриваемые программы. Как показал анализ, определение размеров государственной поддержки на эти мероприятия по установленной процедуре каждый год начинается заново с формированием очередного федерального бюджета. При этом, не выдерживается подход к программе как к целостной, взаимоувязанной системе подпрограмм. В целях совершенствования организации управления программами социально-экономического развития региона, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических и других подпрограмм, понятна необходимость и возможность внедрения методов проектного управления.

С начала 90-х годов органы государственного управления за рубежом все чаще применяют в своей повседневной деятельности методы и средства проектного управления. Так, например, в Японии методология проектного управления и программами (Р2М) положена в основу государственной стратегии социально-экономического развития страны. Более того, по данным Японской ассоциации управления проектами (JPMF) все инвестиционно-строительные проекты, осуществляемые в рамках программ развития территорий, оцениваются и реализуются с помощью технологий проектного управления. В России же — не больше 1,5-2% от их общего количества.14

На территории Шотландии действуют проекты, разрабатываемые для отдельных районов, целью которых является стимулирование экономики отстающих регионов, их адаптация к изменяющимся рыночным условиям, реконверсия промышленности, поддержка местных инициатив в малых районах. Проекты, реализуемые в рамках всего Евросоюза, направлены на решение проблем, связанных с безработицей, адаптацией сельскохозяйственных структур и др. В Канаде получили распространение проекты, направленные на совместное распоряжение природными ресурсами. Их целью является интеграция знаний коренных жителей о природе со знаниями ученых, необходимых для принятия решений относительно строительства государственных объектов, промышленных предприятий, населенных пунктов, которые могут затронуть землю, водные источники, диких животных, и в итоге - интересы местных жителей.

По данным Международной ассоциации управления проектами (IPMA), использование современной методологии и инструментария проектного управления позволяет сэкономить до 20-30% времени и около 15-20% средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ. В этой связи целесообразно применение проектно-ориентированного подхода к подпрограммам, входящим в программы социально-экономического развития региона. Рассмотрение подпрограмм в качестве проектов будет способствовать более четкому определению целей и задач, состава участников, более рациональному распределению ресурсов, планированию сроков выполнения работ. Несомненна важность системности и комплексности проектного управления, его возможность обеспечить тесное взаимодействие участников программы, что будет способствовать более эффективному достижению программных целей.15

Применение методов проектного управления предполагает возможность использования концепции жизненного цикла, как одного из эффективных средств организации управления подпрограммой. Исследование научных работ Разу М.Л., Мазура М.И., Лялина А.М., Шапиро В.Д. позволяет адаптировать модель жизненного цикла проекта для использования ее в подпрограммах, входящих в программы социально-экономического развития региона.

 

Рис.2 - Модель жизненного цикла проекта (подпрограммы), входящего в программу социально-экономического развития региона

 

На стадии реализации подпрограммы в качестве отдельного этапа выделено «формирование проектной команды». Это обусловлено необходимостью более полно учитывать интересы всех участников и обеспечивать их тесное взаимодействие в рамках программы социально-экономического развития региона. Можно выделить в качестве отдельно этапа «согласование проектов (подпрограмм) с заинтересованными региональными органами государственного управления», например, в сфере экономического развития, финансов и др. В случае их несогласия проект возвращается на этап детального планирования и проектирования мероприятий.

Сформулированные принципы организации управления региональными программами могут быть приняты за основу при внедрении методов проектного управления в разработку и реализацию программ. Данные положения будут способствовать реализации таких принципов государственного управления как сочетание единоначалия и коллегиальности, делегирование полномочий, ответственность. Использование сформулированных принципов направлено на определение ответственности руководителей, учет интересов участников региональной программы. Большое значение уделяется использованию современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым базам данных, возможность своевременно реагировать на возникающие изменения16.

Информация о работе Программирование развития региона