Программирование развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения стратегических изменений.
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология программирования развития региона
1.1 Понятие прогнозирования развития региона
1.2 Понятие программирования развития региона
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона
Глава 3. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области
3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона
3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Программирование развития региона — копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Функции региональных органов управления, в ведении которых находятся вопросы экономического развития региона, статистической отчетности, финансового обеспечения, включают более широкий комплекс реализуемых задач, в отличие от других участников, задачи которых представлены исходя из их отраслевой специфики. В целях оптимизации процесса разработки и реализации программы социально-экономического развития региона возможно следующее распределение полномочий и обязанностей данных участников:

  • региональные органы управления, ответственные за экономическое развитие, осуществляют долгосрочное планирование развития региона, определяют его целевые показатели и разрабатывают конкретные мероприятия. На уровне местного самоуправления желательно обеспечение единства методологии планирования. Также данные органы могут осуществлять стратегический контроль достижения раннее поставленных целевых показателей развития;
  • региональные органы управления, ответственные за статистическую отчетность, выполняют задачи по сбору, хранению, обработке и анализу информации, необходимой для управления подпрограммой (проектом);
  • региональные органы управления, в ведении которых находятся вопросы финансового обеспечения, по поручению заказчика программы разрабатывают проект перспективного финансового плана с учетом реализуемых на территории региона подпрограмм17.

На уровне высшего исполнительного органа субъекта РФ может осуществляться методическое и кадровое обеспечение, формирование проектных команд, включающих специалистов, способных руководить проектами (подпрограммами) развития18.

прогнозирование программирование региональный московский

 

Глава 3. Прогнозирование  и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области

3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона

 

Показатели прогноза разработаны  на базе статистических данных за 2001–2010 годы, а также с учетом тенденций, складывающихся в экономике и  социальной сфере Московской области  в 2011 году.

Разработка основных параметров развития экономики Московской области проведена  по двум вариантам:

  • первый вариант отражает сложившуюся тенденцию развития экономики Московской области;
  • второй вариант предполагает улучшение конкурентоспособности в основных сферах экономической деятельности, активизацию экономических процессов за счет реализации комплекса мер по стимулированию экономического роста, сохранение высокой инвестиционной активности.

Анализ тенденций социально-экономического развития Московской области свидетельствует о ее стабильном положении и устойчивом динамичном развитии. По большинству основных параметров рост экономики Московской области опережает развитие экономики Российской Федерации в целом.

Рост промышленного производства в 2010 году составил 113,4 процента, что превысило рост промышленного производства в Российской Федерации. Средняя заработная плата в декабре 2010 года достигла величины 21968,7 рубля, увеличившись по сравнению с декабрем 2009 года на 39,6 процента. Рост оборота розничной торговли в Московской области в 2010 году составил 124,9 процента. Отмечена положительная динамика роста платных услуг населению, объем которых за 2010 год, по сравнению с отчетными данными за 2009 год, увеличился в сопоставимой оценке на 8,5 процента19.

Высокими темпами в 2010 году велось жилищное строительство – ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов составил 7,8 млн. квадратных метров, что на 20,4 процента больше, чем в 2009 году. По сравнению с 2009 годом прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 35,2 процента. В экономику Московской области привлечено 5,25 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 12,6 процента превысило объем иностранных инвестиций за 2009 год.

Динамика общей численности  населения отражает закономерности в тенденциях формирования его возрастной структуры и естественного воспроизводства населения, а также в значительной мере зависит от направленности и размеров миграционного движения населения, сложившихся в Московской области.

В процессах естественного движения населения Московской области отмечается проявление позитивных тенденций.

В 2012–2014 годах прогнозируется некоторый  рост общего коэффициента рождаемости  по сравнению с 2010 годом. Указанная  тенденция обусловлена увеличением  численности женщин в детородном возрасте и мерами, принимаемыми на государственном уровне, по стимулированию рождаемости.

В Московской области в прогнозном периоде предусматривается принятие комплекса мер по улучшению качества помощи беременным женщинам и новорожденным детям. Планируется создание окружных перинатальных центров, специализированных акушерских стационаров, внедрение в работу всех лечебно-профилактических учреждений Московской области утвержденных стандартов лечения и современных технологий оказания медицинской помощи, укрепление материально-технической базы муниципальных и государственных учреждений родовспоможения, дальнейшее совершенствование подготовки кадров. Разрабатывается долгосрочная целевая программа Московской области «Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным и матерям в Московской области на период 2012–2015 годов».

В Московской области сохраняется  тенденция к снижению общего коэффициента смертности населения с 17 промилле в 2009 году до 16,6 промилле в 2010 году, что обусловлено повышением качества и доступности медицинской помощи и улучшением социально-экономического положения населения Московской области.

По оценке в 2011 году общий коэффициент  смертности составит 16,7 промилле. В  прогнозном периоде сохранится тенденция сокращения смертности с 16,6 промилле в 2012 году до 16,4 промилле в 2014 году.

Влияние указанных факторов, а также  значительно увеличившийся в 2010 году миграционный прирост позволяют  предположить рост численности населения  в Московской области в 2012 году и в среднесрочной перспективе.

По прогнозу среднегодовая численность  населения Московской области в 2014 году может увеличиться по сравнению  с уровнем 2010 года по двум вариантам  расчетов соответственно на 119,7 и 130,4 тыс. человек.

Численность городского населения Московской области в 2012 году по сравнению с оценкой 2011 года по двум вариантам расчетов увеличится на 24,8 и 32,9 тыс. человек соответственно. В среднесрочной перспективе тенденция роста численности городского населения сохранится, что обусловлено прогнозируемыми значительными объемами жилищного строительства в городах Московской области.

Численность сельского населения  Московской области в прогнозируемом периоде будет увеличиваться  менее значительно. По двум вариантам  расчетов в 2012 году его прирост по сравнению с оценкой 2011 года составит 1,7 и 2,8 тыс. человек.

В прогнозируемом периоде сохранится стабильный рост валового регионального  продукта. Увеличение объема валового регионального продукта во многом будет  определяться ростом внутреннего спроса и поддерживаться высокой динамикой оборота розничной торговли и ростом инвестиций в основной капитал.

По оценке, в 2011 году объем валового регионального продукта составит 1511,2 млрд. рублей, что на 9,5 процента выше оценочного значения величины этого показателя в 2010 году.

В 2012 году объем валового регионального  продукта Московской области достигнет  по двум вариантам расчетов 1855,0 и 1865,2 млрд. рублей, что превысит ожидаемый  в 2011 году объем валового регионального  продукта соответственно на 9,6 и 10,2 процента.

Индекс физического объема валового регионального продукта по сравнению  с 2000 годом по первому варианту прогноза в 2012 году составит 219,1 процента, по второму  – 220,3 процента. В 2014 году значения этого  показателя по сравнению с 2000 годом по двум вариантам прогноза увеличатся в 2,6 и 2,7 раза соответственно.

Высокие темпы роста валового регионального  продукта будут обеспечиваться главным  образом за счет развития реального  сектора экономики. В производстве валового регионального продукта наиболее значительно будет увеличиваться добавленная стоимость в промышленном производстве, строительстве, торговле и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг20.

В прогнозируемом периоде сохранится устойчивый рост промышленного производства.

Прогнозом на 2012 год предусматривается  увеличение индекса промышленного  производства по сравнению с оценочным  значением данного показателя в 2011 году по двум вариантам расчетов на 10,5 и 13,8 процента соответственно. В  среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение высоких ежегодных темпов прироста индекса промышленного производства.

Динамично будут развиваться сектора  экономики, ориентированные на потребительский  спрос. Высокие темпы роста в 2014 году по сравнению с 2010 годом прогнозируются по второму варианту расчета в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

Значительный рост промышленного  производства в целом по Московской области будет обеспечен опережающим развитием обрабатывающих производств по двум вариантам расчетов: в 2012 году – на 10,9 и 14,5 процента, в 2013 году – на 10,8 и 14,3 процента, в 2014 году – на 10,2 и 13,5 процента.

Прогнозируемый рост промышленного производства предполагается обеспечить за счет реализации мер по стимулированию инновационного развития промышленной деятельности, технологической модернизации и технического перевооружения действующих промышленных объектов, привлечения инвестиций в целях создания новых производств и рабочих мест.

В 2011–2014 годах прогнозируется инвестировать  средства в строительство, расширение, реконструкцию и модернизацию 204 крупных и средних организаций  промышленного комплекса Московской области.

По прогнозу в 2012 году увеличение инвестиций в обрабатывающие производства по двум вариантам прогноза составит 15,9 и 19,5 процента, в 2013 году – 13,9 и 16,7 процента, в 2014 году – 12,1 и 15,2 процента.

Реализация предусматриваемых  мероприятий позволяет прогнозировать в 2014 году увеличение промышленного производства в Московской области по отношению к 2010 году в 1,7 раза.

Значительный рост объема отгруженных  товаров собственного производства, выполненных работ и услуг  собственными силами в 2012 году и среднесрочной перспективе прогнозируется в промышленных организациях Луховицкого, Мытищинского, Воскресенского, Наро-Фоминского, Воскресенского, Коломенского, Люберецкого, Ногинского, Орехово-Зуевского, Одинцовского и Серпуховского муниципальных районов Московской области, городских округов Московской области: Звенигорода, Протвино, Ивантеевки, Коломны, Реутова и Щербинки.

В то же время предполагается незначительный, не более 7–10 процентов, рост значений данного показателя в Озерском и  Серебряно-Прудском муниципальных районах Московской области, в городских округах Московской области: Электрогорск, Пущино и Лосино-Петровский.

3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона

 

Московская область является одним  из крупнейших в Российской Федерации производителей сельскохозяйственной продукции, вместе с тем, темпы развития агропромышленного комплекса продолжают отставать от темпов роста экономики Московской области в целом.

Прогноз развития сельского хозяйства  на 2012 год и среднесрочную перспективу разработан с учетом имеющегося в Московской области производственного потенциала, сложившихся тенденций развития сельскохозяйственных организаций, крестьянских хозяйств и хозяйств населения, а также намеченных мер по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 №446, и долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2012–2015 годов», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.09.2011 №79524 «Об утверждении Программы Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период 2013 года» и программы Правительства Московской области «Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2009–2013 годах», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 18.09.2009 №88415 «Об утверждении Программы Правительства Московской области «Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004–2013 годов», областной целевой программы «Экология Подмосковья на 2010–2011 годы», утвержденной Законом Московской области №772009-ОЗ «Об областной целевой программе «Радиационная безопасность Московской области на 2009–2013 годы»21.

Одновременно предполагается освоить  субсидии, выделяемые из федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расположенных на территории Московской области, а также субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений и сфере регулирования и охраны водных биологических ресурсов.

По прогнозу, в 2012 году на природоохранную деятельность предполагается направить инвестиции в основной капитал в объеме 1,1 млрд. рублей.

В 2012–2014 годах объем инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды  и рациональное использование природных  ресурсов за счет всех источников финансирования, будет иметь тенденцию к снижению.

В 2011 году и последующие годы объемы выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Московской области по сравнению с 2009 годом будут сокращаться в связи с реализацией комплекса мер по повышению эффективности работы очистных сооружений.

Информация о работе Программирование развития региона