Программирование развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются программы социально-экономического развития как инструменты привнесения стратегических изменений.
Предметом исследования является сущность, процесс и методы построения программ социально-экономического развития региона.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология программирования развития региона
1.1 Понятие прогнозирования развития региона
1.2 Понятие программирования развития региона
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона
Глава 3. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона на примере Московской области
3.1 Показатели прогноза социально-экономического развития региона
3.2 Характеристика программы социально-экономического развития региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Программирование развития региона — копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее сложны проблемы согласования интересов в финансово-бюджетной политике. Теоретически и федеральные органы власти и управления, и субъекты Федерации решают общие задачи финансового обеспечения экономического и социального развития России в интересах всех ее граждан. Однако здесь реально обнаруживаются различия и противоречия интересов – как по кругу конкретных задач, так и по средствам их решения.

Достаточно отметить, что субъекты Федерации отвечают прежде всего  за социальное развитие, тогда как  федеральный уровень в первую очередь озабочен проблемами экономического развития и устойчивости государства.

Как правило, средств на полнокровное решение всех проблем не хватает, причем особенно остро дефицит ресурсов сказывается в переходный, кризисный  период, когда между центральным правительством и регионами идет острая борьба за распределение ограниченных ресурсов. Дополнительную остроту ей придает вышеупомянутый значительный разброс регионов по уровню экономического развития, соответственно по возможностям самофинансирования социальных программ. Последнее обстоятельство предопределяет необходимость крупномасштабного перераспределения ресурсов между регионами4.

Программа финансового аспекта  развития России должен решать минимум  четыре задачи. Необходимо определить, во-первых, какую часть финансовых ресурсов можно выделить на решение общегосударственных задач в области обороны, во внешнеэкономической деятельности, в обеспечении прав граждан, экологической безопасности, и т.д. Во-вторых, – какая часть доходов может быть оставлена в распоряжении регионов для решения социальных проблем, поддержки предпринимательства, борьбы с преступностью и других вопросов, относящихся к компетенции субъектов Федерации. В-третьих, – какие нужны налоговые и другие меры госвоздействия, направленные на активизацию деловой активности и увеличение доходов бюджета и специализированных внебюджетных фондов. В-четвертых, – какую часть доходов государство в состоянии выделить для поддержки конкретных слаборазвитых субъектов Федерации и территорий, подверженных экономическим, социально-политическим или экологическим кризисам.

Программирование социального  развития связано прежде всего с  решением проблем повышения уровня жизни населения, обеспечения рациональной занятости, развития социально-культурного комплекса, поддержки низкодоходных и слабозащищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест.

Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона

2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов

 

Программно-целевой метод управления развитием территории относится  к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременных проблем, не находящих  своего решения в инерционном  режиме функционирования и развития программируемой системы, что требует принятия специальных программных мер, концентрации усилий, мобилизации ресурсных возможностей региона.

Использование программно-целевого метода применительно к региональным системам исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программных действий5.

Под программой социально-экономического развития – (СЭР) - региона понимается комплекс научно-исследовательских  и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития субъекта РФ.

Региональное программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь — выравнивания региональных уровней СЭР.

Новая сущность программ СЭР региона состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного  рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.

К основным задачам региональных программ СЭР можно отнести следующие:

  • выравнивание межрегиональных различий по показателям СЭР;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;
  • охрана окружающей среды;
  • формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.

Состав и структура  региональной программы СЭР региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта6.

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической  ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона, и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 2. Оценка природных  ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионе  различных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможности использование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 3. Состояние демографической  ситуации и рынок труда в регионе. Здесь характеризуются сложившаяся  ситуация, состояние рынка труда  в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в  предыдущих (1 – 3) разделах СЭР региона  и оценка природных ресурсов и  рынка труда, позволяют с учетом тенденций технического прогресса  и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию СЭР региона на перспективу.

Раздел 5. Основные целевые  подпрограммы. В разделе выделяются основные для региона целевые  подпрограммы, которые могут формироваться  по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

В каждой из этих программ определяются цели и задачи, описываются  конкретные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени этапов ее выполнения.

Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение  программы. Содержит расчеты предстоящих  затрат. Из общего объема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственных источников.

Раздел 8. Координация  программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными территориями РФ, зарубежными государствами.

Раздел 9. Оценка эффективности  осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы. Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:

  • показатели целей программы;
  • показатели эффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так и сравнительными);
  • специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
  • показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
  • показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

Помимо названных выше показателей  разрабатываются формулировки программных  мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Раздел 10. Организация, формы  и методы управления программой. Разрабатываемая  организационно-функциональная структура  управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а  последующая – по более продолжительным срокам.7

Одним из инструментов маркетинга является товарная политика, цель которой  определяется в содействии развитию на территории отраслей и предприятий, в наибольшей степени обеспечивающих социально-экономическое развитие региона, рост, уровня и качества жизни населения. Достижение поставленной цели должно предполагать решение следующих задач:

  • обоснование отраслевой специализации региона, формирование рациональной отраслевой структуры экономики;
  • активизация инновационной деятельности; увеличение доли импортозамещающей продукции.

Специализация как объективная  закономерность развития общественного  производства в данный конкретный период времени, главным образом, зависит  от наличия в регионе тех или  иных ресурсов, совокупности условий и факторов, обусловливающих целесообразность ведения определенных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, специализация  регионов и сопутствующее ей территориальное  разделение труда являются следствием влияния факторов маркетинговой среды: природных, социально-демографических, научно-технических, экологических, экономических и пр. Изменение факторов маркетинговой среды неизбежно сказывается на изменениях в специализации регионов. Поэтому специализация регионов не является статичной.

Для отраслей промышленности и сельского хозяйства можно  выделить факторы, особо влияющие на выбор специализации региона. Так, например, можно выделить отрасли, развитие которых определяется, в первую очередь, природными факторами. Это отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К ним относятся все отрасли сельского хозяйства, отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности: нефтяная, угольная, газовая, добыча железных руд и руд цветных металлов и др.8

Социально-демографические  факторы играют первостепенную роль в развитии предприятий, ориентирующихся на потребности населения. Это относится к ряду предприятий, производящих продукты питания (хлебобулочные изделия, молочные изделия и пр.) и непродовольственные товары (швейные изделия, трикотажные изделия, обувь и пр.).

Важным фактором развития производительных сил в регионах РФ является научно-технический прогресс. Он представляет собой непрерывный  процесс развития науки, техники  и технологии, совершенствования  предметов труда, форм и методов  организации производства. Изменения в научно-технической среде обусловливают необходимость внесения инноваций в технологию изготовления товара и упаковки, в организацию продажи и пр.

Существенное влияние  на размещение предприятий в регионе  могут оказать экологические  факторы маркетинговой среды, роль которых возрастает не только у нас в стране, но и во всем мире.

Особое положение здесь  занимают регионы в Уральском  и Сибирском федеральном округах. Объем выброса вредных веществ  в атмосферу здесь намного  превышает средне-российский уровень. Эти же макро-регионы занимают лидирующие места по образованию токсичных отходов.

Большое значение на специализацию  регионов оказывают экономические  факторы. В настоящее время будущая  промышленная специализация регионов РФ в системе территориального разделения труда во многом связана с закономерными процессами, происходящими в структурной перестройке экономики России, формированием новых экономических пропорций.

Новая структура национальной экономики находится еще на стадии своего формирования. Изменяющаяся доля отдельных секторов промышленности в регионах РФ еще в недостаточной степени оказывает влияние на рост ВРП. В этой связи приоритетными в развитии в первую очередь должны стать отрасли, которые способствуют реальным изменениям в сторону роста ВРП.

Как показывает анализ мировой  практики, базовой отраслью, дающей мощный толчок в инновационном преобразовании экономики, является машиностроение. Значительным потенциалом в развитии отдельных  сегментов машиностроения располагают: в Центральном федеральном округе — Владимирская, Рязанская, Липецкая, Тверская области; в Южном федеральном округе - Ростовская и Волгоградская области; в Приволжском федеральном округе - Республика Удмуртия, Республика Татарстан, Кировская и Нижегородская области; в Уральском федеральный округе - Челябинская и Свердловская области.

Информация о работе Программирование развития региона