Пути повышения финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В рыночной экономике элементы финансового механизма являются основными регуляторами экономики, а финансовые результаты наиболее полно отражают общие итоги деятельности отдельных предприятий.
Финансовая деятельность предприятий включает:
обеспечение потребности в финансовых ресурсах;
оптимизацию структуры финансового капитала по источникам его преобразования;
обеспечение финансовой дисциплины во взаимоотношениях с другими предприятиями (поставщиками и потребителями), банками, налоговыми службами;
регламентацию финансовых отношений предприятия с собственниками, наемным персоналом, между подразделениями (филиалами) и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические подходы к анализу и оценке финансовой устойчивости коммерческого предприятия……………………………………6
1.1.Сущность и содержание финансовой устойчивости предприятия и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………...6
1.2.Методы анализа и выбор системы показателей оценки финансовой устойчивости………………………………………………………………………19
1.3.Основные направления повышения финансовой устойчивости торгового предприятия…………………………………………..……………………………28
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости торгового предприятия ОАО «Денеб»………………………………………………………………………..…..32
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Денеб»………..…32
2.2. Финансовая устойчивость и ее взаимосвязь с рисками деятельности…….38
2.3. Методы управления финансовой устойчивостью торгового предприятия..51
Глава 3. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия……...56
3.1.Совершенствование методики расчета финансовой устойчивости торгового предприятия……………………………………………………………………......56
3.2. Разработка мер по совершенствованию финансовой устойчивости ОАО «Денеб»…………………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы………………………………………….73

Файлы: 1 файл

ДипломнаяАнализ финансовой устойчивости торгового предприятия ОАО «Денеб».docx

— 293.42 Кб (Скачать файл)

, (2)

где: - основные средства и вложения;

- запасы и затраты;

- денежные средства, краткосрочные  финансовые вложения, расчеты (дебиторская  задолженность) и прочие активы;

- источники собственных средств;

Сkk - краткосрочные кредиты и заемные средства;

Сдк - долгосрочные кредиты и заемные средства;

К0 - ссуды, непогашенные в срок;

Rp - расчеты (кредиторская задолженность) и прочие пассивы.

Таким образом, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заемных источников их формирования определяет устойчивость финансового состояния предприятия. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является сущностью финансовой устойчивости, тогда как платежеспособность выступает внешним ее проявлением. В то же время степень обеспеченности запасов и затрат источниками есть причина той ли иной степени платежеспособности (или неплатежеспособности), выступающей как следствие обеспеченности [22 ,с.30].

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. При этом имеется в виду обеспеченность определенными видами источников (собственными, кредитными и другими заемными), поскольку достаточность суммы всех возможных видов источников гарантированна равенством итогов актива и пассива баланса.

Используемый в практике зарубежных фирм показатель стоимости чистых мобильных средств, равный разности оборотных активов и краткосрочной задолженности, соответствует показателю наличия собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат.

Чтобы снять финансовое напряжение, предприятиям необходимо выяснить причины изменений следующих статей материальных оборотных средств:

  • производственные запасы;
  • незавершенное производство;
  • готовая продукция и товары.

В рамках внутреннего анализа осуществляется углубленное исследование финансовой устойчивости предприятия на основе построения баланса неплатежеспособности, включающего следующие взаимосвязанные группы показателей.

Общая величина неплатежей:

  • просроченная задолженность по ссудам банка;
  • просроченная задолженность по расчетным документам поставщиков;
  • недоимки в бюджеты;
  • прочие неплатежи в том числе и по оплате труда.

Причины неплатежей:

  • недостаток собственных оборотных средств;
  • сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей;
  • товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями;
  • товары на ответственном хранении у покупателя ввиду отказа от акцепта;
  • иммобилизация оборотных средств в капитальное строительство, в задолженность работников по полученными ими ссудам;
  • расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования.

Источники, ослабляющие финансовую напряженность:

  • временно свободные собственные средства (фонды экономического стимулирования, финансовые резервы и др.);
  • привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской);
  • кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства.

Опираясь на внешние признаки финансового благополучия, мы определили необходимые критерии и типы финансового благополучия предприятия.

Сущность финансовой устойчивости определялась как обеспеченность запасов и затрат источниками формирования средств, т.е.

, (3)

где: - основные средства и вложения;

- запасы и затраты;

- источники собственных средств;

Сдк - долгосрочные кредиты и заемные средства;

Однако очевидно, что из условия платежеспособности предприятия в действительности вытекает не одно, а два направления оценки финансовой устойчивости предприятия:

  • оценка финансовой устойчивости предприятия исходя из степени покрытия запасов и затрат источниками средств;
  • оценка финансовой устойчивости предприятия исходя из степени
  • покрытия основных средств и иных внеоборотных активов источниками средств. При этом вложения капитала в основные средства и материальные запасы не должны превышать величину собственного и приравненного к нему капитала.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей.

Они зависят от множества факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и т.п.

Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменений могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий.

 

1.3. Основные  направления повышения финансовой  устойчивости торгового предприятия

Основным фактором повышения и недопущения финансовой несостоятельности современного предприятия является антикризисное управление. Термин «антикризисное управление», как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов [19 ,с.87].

Категория антикризисного управления устанавливает понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого понимания этой категории, на наш взгляд, обусловливается двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и разрушает, т.е. формирует предпосылки и подготавливает условия для дальнейшего развития и освобождает от прежней стратегии бизнеса.

В соответствии с этим теории, акцентирующие  внимание на разрушительной функции  кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию предприятия. Кризисная ситуация в таком случае требует немедленного преодоления, локализации последствий методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего материальную основу для продолжения хозяйственно-экономической деятельности при остром дефиците оборотных средств.

Теории, рассматривающие кризис как явление, ориентированное на ломку старого  и развитие нового, воспринимают его  позитивно. Поэтому в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым  отношениям.

Становится  очевидным, что своевременное распознавание  признаков и природы кризиса, его локализация, использование  элементов исследования как меры превентивной санации и восстановления платежеспособности составляют суть целей  диагностики в антикризисном  управлении.

Между тем проблема диагностики в антикризисном  управлении относится к числу  мало исследованных в отечественной  экономической и управленческой науке. Это объясняется весьма продолжительным  господством в российской экономике  марксистско-ленинского учения, исключающего кризисы при социализме. Естественно, такой подход выхолостил в теории и практике управления всю специфическую проблематику антикризисного управления, включая антикризисную диагностику.

На  необходимость учета временных  параметров при диагностике степени неплатежеспособности предприятия обращено внимание и в ряде нормативных документов. В соответствии с этими актами на практике в числе абсолютных показателей финансового состояния предприятия используется коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Этот коэффициент, в отличие от коэффициентов текущей ликвидности и обеспечения собственными средствами, имеет четкие факторные временные параметры, т.е. начало и конец отчетного периода в месяцах года.

Таким образом, особенностью антикризисного управления является дефицит времени на принятие управленческого решения и на реализацию антикризисных процедур [18 ,с.64].

Сторона кризиса, отражающая положительные  возможности обновления, в определениях некоторых ученых и специалистов выступает как «антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент». Наряду с программой защиты от кризисного саморазрушения он включает профилактику и «терапию» банкротства, т.е. стадию диагностики и превентивной санации в процессе антикризисного управления.

Система антикризисного управления обладает свойствами, которые придают особенный механизм управлению: гибкость и адаптивность, способность к диверсификации и своевременного ситуационного реагирования, а также эффективно использовать потенциал предприятия и неформальные методы управления. Эти особенности механизма антикризисного управления обусловлены и задачами, которые решает диагностика: своевременное распознавание симптомов, факторов и причин приближающегося кризиса, классификация его и выработка мер, которые необходимо принять. Объектом диагностики помимо самой социально-экономической системы могут быть и её элементы [11 ,с.71].

Результаты  наших исследований свидетельствуют, что эффективность диагностики  выше тогда, когда определена следующая  последовательность этапов ее выполнения:

  • установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
  • выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми;
  • определение допустимых отклонений от базовых показателей;
  • разработка методики формирования институциональных норм в качестве базовых показателей.

Антикризисное управление актуализирует функциональные аспекты по выявлению и преодолению  причин, препятствующих оздоровлению предприятия, и радикализации мер, восстанавливающих его платежеспособность. По мнению некоторых авторов, для предприятий, достигших стадии развития и подъема в своем жизненном цикле, экономическая сторона кризиса и, следовательно, необходимость диагностики выражается в дефиците денежных средств, необходимых для ведения производства и расчетов с кредиторами.

Но этот подход, по нашему мнению, страдает абстрактностью, так как не учитывает индивидуальные особенности жизненного цикла предприятия, в котором возможны кризисы, обусловленные процессом развития и роста, возрастом и размерами организации.

Диагностика – это в то же время и оценка достоверности текущего финансового  учета и отчетности, база для выдвижения гипотез о закономерностях и  возможном неустойчивом финансово-экономическом  состоянии.

Диагностика позволяет выявлять причинно-следственные связи в дисфункциях менеджмента, а затем переходить к построению объяснительной и прогнозной моделей функционирования и развития предприятия, осуществляя при этом предупреждение его банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансовой устойчивости коммерческого предприятия ОАО  «Денеб»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Денеб»

ОАО «Денеб» производит большой ассортимент безалкогольных напитков, питьевых и минеральных вод. В Республике Дагестан «Денеб» является лидером по производству напитков. Продукция компании занимает более 50% рынка. Среди конкурентов широко представлены только региональные и общенациональные бренды. Исходя из этого, можно определить рынок, на котором выступает предприятие, как рынок совершенной конкуренции.

Свидетельство о государственной регистрации, серия 05 №001195781 от 17.10.2003г. с присвоением ему ОГРН 1030502627979 в Инспекции МНС по Советскому району г. Махачкала [53].

Уставный капитал Общества составляет – 51 942 000 (пятьдесят один миллион девятьсот сорок две тысячи) рублей.   Уставный  капитал  Общества  состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость одной акции составляет 100 рублей. Количество приобретенных акционерами (размещенных) обыкновенных акций составляет -  519 420 штук.

Адрес: 367014, РД,  г. Махачкала, ул. Южная,39 (пос.Семендер).

ОАО «Денеб» обладает: 

  • складские площади 850 кв. м и производственные площади 7863 кв. м, земельный участок – 33446,64 м2 (по адресу г. Махачкала ул. Южная, 39)

  • фирменный магазин «Денеб» по адресу г. Махачкала ул. Даниялова, 9

ОАО «Денеб» - один из крупнейших заводов по выпуску безалкогольной продукции на Северном Кавказе. С начала своего основания и по сегодняшний день он занимает лидирующие позиции на рынке.

Завод был создан в 1995 году, как ГУП «Центр-тара», и был рассчитан на производство современной тары. В дальнейшем, изучив потребности рынка, руководством компании было принято решение наладить производство безалкогольных напитков на основе экологически чистой воды на высокотехнологичном оборудовании.

Информация о работе Пути повышения финансовой устойчивости предприятия