Пути повышения финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В рыночной экономике элементы финансового механизма являются основными регуляторами экономики, а финансовые результаты наиболее полно отражают общие итоги деятельности отдельных предприятий.
Финансовая деятельность предприятий включает:
обеспечение потребности в финансовых ресурсах;
оптимизацию структуры финансового капитала по источникам его преобразования;
обеспечение финансовой дисциплины во взаимоотношениях с другими предприятиями (поставщиками и потребителями), банками, налоговыми службами;
регламентацию финансовых отношений предприятия с собственниками, наемным персоналом, между подразделениями (филиалами) и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические подходы к анализу и оценке финансовой устойчивости коммерческого предприятия……………………………………6
1.1.Сущность и содержание финансовой устойчивости предприятия и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………...6
1.2.Методы анализа и выбор системы показателей оценки финансовой устойчивости………………………………………………………………………19
1.3.Основные направления повышения финансовой устойчивости торгового предприятия…………………………………………..……………………………28
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости торгового предприятия ОАО «Денеб»………………………………………………………………………..…..32
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Денеб»………..…32
2.2. Финансовая устойчивость и ее взаимосвязь с рисками деятельности…….38
2.3. Методы управления финансовой устойчивостью торгового предприятия..51
Глава 3. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия……...56
3.1.Совершенствование методики расчета финансовой устойчивости торгового предприятия……………………………………………………………………......56
3.2. Разработка мер по совершенствованию финансовой устойчивости ОАО «Денеб»…………………………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы………………………………………….73

Файлы: 1 файл

ДипломнаяАнализ финансовой устойчивости торгового предприятия ОАО «Денеб».docx

— 293.42 Кб (Скачать файл)

Летом 1997г. на рынке появилась первая продукция предприятия. Напиток «Грушевый» произвел сенсацию на дагестанском рынке безалкогольных напитков и изрядно потеснил даже раскрученные бренды зарубежных производителей. Он и до сих пор является «визитной карточкой» компании.

Современное европейское оборудование позволяет выпускать около 50 тысяч бутылок в час. Все производство автоматизировано и компьютеризировано, оно соответствует самым высоким экологическим стандартам.

В настоящее время ОАО «Денеб» выпускает более 30 наименований продукции. Среди которых сладкие безалкогольные напитки серии «Gold», минеральная вода «Махачкала 160, «Денеб», чистая питьевая вода «Горная», функциональные напитки без использования заменителей, а в 2006г. было налажено производство холодного чая.

Напитки «Денеб» за высокие потребительские качества неоднократно признаны победителями престижных региональных, всероссийских и международных выставок и конкурсов («Знак качества XXI века», «Лучший напиток и минеральная вода года», «Интердринк», «Сто лучших товаров года» и т.д.) и были удостоены множества платиновых, золотых и серебряных наград.

Миссия предприятия – удовлетворять потребности населения в качественных, полезных для здоровья напитках.

 Цели – получение  прибыли, постепенная глобализация  деятельности, проникновение на  максимально возможное количество  рынков, главным образом,  географических. Финансовые цели: обеспечить объем  продаж не менее 98 млн. бутылок  на сумму 913850  тыс.руб за 2011 г., что на 15% превышает показатели предыдущего периода. Маркетинговые: занять долю регионального рынка, равную 55%. Обеспечить отгрузку продукции в другие регионы в размере 8-10% от общего объема производства/реализации (за 2011 г.).

Для достижения целей планируется значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции – наладить выпуск напитков на местном, экологически чистом натуральном сырье (шиповник, курага, кизил, фейхоа, гранат, айва и пр.).

ОАО «Денеб» является организацией с централизованной, жёсткой иерархией, чётким распределением задач и строгим контролем, где эффективность заключается в высокой степени организованности и упорядоченности системы. Денеб относится к организациям  среднего размера, в настоящее время общая численность персонала – 297 человек. Производственный персонал распределён по отделам и лабораториям, в зависимости от выполняемых работ.


Рис. 2.1 -  Структура управления ОАО «Денеб»

 

Весь управленческий персонал ОАО «Денеб» прошел обучение и получил сертификаты по следующим программам: «Система менеджмента качества ISO 9000:2000»; «Основы проведения аудита функционирования системы менеджмента и качества»;

Персонал, необходимый для реализации проекта

Основными отделами, задействованными в процессе реализации проекта, являются отделы маркетинга и продаж. Руководителем проекта является заместитель директора по продажам. Исполнителями являются команды этих  отделов (18 чел.).

При  этом, функции отдела маркетинга заключаются в следующем:

1. Разработка  маркетинговой политики на основе  анализа потребительских свойств  производимой продукции и прогнозирования  потребительского спроса на продукцию, технических и иных потребительских  качеств конкурирующей продукции.

2. Участие в  составлении перспективных и  текущих планов производства  и реализации продукции, определении  новых рынков сбыта и новых  потребителей продукции.

3. Изучение мнения  потребителей о выпускаемой продукции, его влияния на сбыт продукции  и подготовка предложений по  повышению ее конкурентоспособности  и качества.

4. Контроль за  своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от  потребителей рекламациях и претензиях.

5. Разработка  стратегии проведения рекламных  мероприятий в средствах массовой  информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие  в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования  потенциальных показателей и  расширения рынков сбыта.

Функции отдела продаж:

1. Организация  сбыта продукции ОАО «Денеб», ее поставка потребителям.

2. Участие в  подготовке планов производства  и реализации продукции, проведении  маркетинговых исследований по  изучению спроса на продукцию  предприятия, перспектив развития  рынков сбыта.

3. Подготовка  и заключение договоров на  поставку продукции потребителям, согласование условий поставок.

4. Принятие мер  по выполнению плана реализации  продукции, своевременному получению  документов на поставку.

5. Контроль выполнения  договорных обязательств, состояния  запасов готовой продукции на  складах.

6. Организация  приемки готовой продукции от  производственных подразделений  на склады, рациональное хранение  и подготовка к отправке потребителям, определение потребности в транспортных  средствах, механизированных погрузочных  средствах, таре и рабочей силе  для отгрузки готовой продукции.

7. Разработка  и проведение мероприятий по  совершенствованию сбытовой сети, форм доставки продукции потребителям, сокращению транспортных затрат.

8. Участие в  организации выставок, ярмарок, выставок-продаж  и других мероприятий по рекламе  продукции.

9. Организация  оптовой торговли выпускаемой  предприятием продукции.

Для реализации проекта дополнительный производственный персонал не требуется, так как происходит простая замена оборудования. По условиям договора с фирмой-поставщиком оборудования, обучение персонала входит в стоимость линии, и будет производиться специалистами из Франции на протяжении месяца после монтажа.

Обучение персонала

Уровень квалификации персонала постоянно повышается. Руководство ОАО «Денеб» уделяет большое внимание профессиональному обучению и повышению квалификации своих кадров. Сотрудники предприятия ежегодно проходят обучение в лучших учебных заведениях страны и за рубежом.

Это касается как высшего руководящего персонала, так и простых рабочих и операторов, с которыми регулярно проводятся семинары с участием специалистов с фирм-поставщиков оборудования.

Система подбора и набора персонала ОАО «Денеб».

На предприятии есть два источника набора кадров: внутренний и внешний. Внутренний источник подразумевает заполнение вакансий путем привлечения работников уже работающих в организации.

Если компании нужны работники не на постоянную работу, а на короткий срок (особенно в летний сезон) или подразумевается выполнение какого-то конкретного объема работы, то используется совмещение должностей. При этом вводится система поощрений, помимо надбавок за сверхплановую работу.

Внешний отбор подразумевает привлечение к работе людей, не связанных с предприятием. Сначала мы оповещаем работников организации о свободных местах. Затем, даем объявления в СМИ, устанавливаем контакты с образовательными учреждениями. Если наши собственные усилия не привели к положительному результату, обращаемся в агентство по подбору персонала.

Мотивация персонала

В решении задач управления персоналом и мотивации на предприятии используются следующие инструменты:

– Идеологические. Идеология компании – мощнейший инструмент мотивации персонала. Все, что связано с брэндом компании, ее позиционированием, ценностями, традициями, корпоративными легендами, напрямую влияет на степень вовлеченности работников в работу и лояльность компании.

- Материальные поощрения, которые получают сотрудники во время работы в компании. Так, зарплата в компании на 20% выше, чем в среднем по отрасли и региону – это очень хорошо. Способы экономического стимулирования зависят от специализации работников.

 

2.2.  Финансовая устойчивость и ее  взаимосвязь с рисками деятельности

Финансовая устойчивость субъектов рыночных отношений - понятие многогранное и характеризуется финансовой независимостью, способностью маневрировать собственными средствами, способностью бесперебойно финансировать основную деятельность. Оценка финансовой устойчивости необходима прежде всего внешним пользователям (банкам, инвесторам, поставщикам сырья и др.) и позволяет определить степень надежности партнера на длительную перспективу, более одного года.

Основными факторами, определяющими степень финансовой устойчивости предприятий являются:

соотношение между собственными и заемными средствами;

  • рентабельность собственных и заемных средств предприятия;

  • наличие у предприятия собственных оборотных ее средств и

обеспеченность ими основной деятельности предприятия;

  • структура и состояние оборотного и основного капитала;

  • оборачиваемость капитала предприятия;

  • состояние рынка кредитных ресурсов и другие.

Анализ финансовой устойчивости нашего предприятия проведем на основе расчета финансовых коэффициентов по данным таблиц 2 и 3.

1. Коэффициент  автономии (независимости), характеризующий  долю собственных источников  средств в общей сумме источников  финансирования деятельности.

Чем выше значение этого показателя, тем меньше зависимость заемщика от внешних источников финансирования и тем более привлекательно предприятие для инвесторов и кредиторов, так как оно легко погашает долги.

Однако, только на основе показателя нельзя делать окончательного вывода о финансовой устойчивости, т.к. он находится в зависимости от таких факторов, как специфика отрасли; скорость оборота средств предприятий; структура оборотного капитала и др.

При высоких показателях оборачиваемости значение К авт может быть значительно ниже указанных границ без отрицательных последствий для финансовой независимости.

Мировой опыт свидетельствует о том, что предприятия разных стран значительно различаются по сложившемуся уровню этого показателя. Так, для Японии среднее значение этого показателя составляет 20%, для американских компаний - 80%, т.е. для японских предприятий традиционна работа преимущественно на заемных средствах, а для американских корпораций свойственна большая финансовая независимость.

На ОАО «Денеб» коэффициент автономии в 2011 году имеет следующие значения:

На начало года 122193: 459643= 0,27

На конец года 231275: 651771 = 0,36

По данным расчета коэффициента автономии видно, что анализируемое предприятие является финансово-неустойчивым, так как использует для формирования своего имущества лишь 36% собственных источников и 64% - заемных источников.

Однако динамика доли собственных источников положительная и говорит о возможной стабильности финансового положения в перспективе.

  1. Коэффициент финансовой зависимости: характеризует долю заемных источников средств в общей сумме совокупного капитала, т.е. является по сути обратным коэффициенту автономии.

На ОАО «Денеб» коэффициент автономии в 2011 году имеет следующие значения:

На начало года 329643: 451835 = 0,73

На конец года 420496: 651771 = 0,64

Расчеты подтверждают выше сделанный вывод о финансовой зависимости анализируемого предприятия.

3. Коэффициент  финансового рычага, характеризующий  соотношение между заемными и  собственными источниками средств.

Данный показатель характеризует количество заемных средств, приходящихся на 1 рубль собственных средств.

Уровень данного показателя для сохранения финансовой независимости не должен подниматься выше 1. Рост этого показателя свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятий от внешних инвесторов и кредиторов только в том случае, если доход от использования собственных средств (рентабельность собственных средств) меньше уровня ставок ссудного процента.

При этом целесообразно устанавливать его для каждого предприятия дифференцированно в зависимости от структуры его активов.

 Для нормальной  и бесперебойной текущей деятельности  собственного капитала должно  быть достаточно для покрытия  производственного потенциала заемщика, т.е. стоимости основных средств, запасов сырья и материалов, затрат  в незавершенном производстве.

Остальные элементы актива могут быть покрыты заемными средствами.

Соотношение между заемным и собственным капиталом зависит также от скорости оборота дебиторской и кредиторской задолженностей.

Чем быстрее поступают средства от покупателей, тем большую кредиторскую задолженность (больше заемных средств) может позволить себе заемщик.

На ОАО «Денеб» коэффициент финансового рычага в 2011 году имеет следующее значение:

На начало года 329643: 122193 = 2,7

На конец года 420496: 231375 = 1,8

Значение данного показателя >1 и подтверждает финансовую зависимость предприятия на начало и конец 2011 года. Это означает, что финансирование его деятельности более, чем наполовину, осуществляется за счет заемных источников, а именно, кредиторской задолженности, долгосрочных и краткосрочных кредитов.

Информация о работе Пути повышения финансовой устойчивости предприятия