Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 09:04, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является – выявление проблем в развитии малого предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
провести анализ динамики доходов и расходов ООО «Герос-строй»;
обозначить основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
6
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны
6
1.2. Государственная политика в отношении малого бизнеса
17
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»
28
2.1. Краткая характеристика ООО «Герос-строй» как предприятия малого бизнеса
28
2.2. Анализ динамики доходов и расходов предприятия
30
2.2.1. Анализ имущества и источников его формирования
32
2.2.2. Анализ состава, структуры и динамики доходов организации
41
2.2.3. Анализ состава, структуры и динамики расходов ООО «Герос-строй»
45
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ В ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»
47
3.1. Мероприятия по увеличению доходов ООО «Герос-строй»
47
3.2. Мероприятия по снижению расходов ООО «Герос-строй»
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА |
6 |
1.1. Роль малого бизнеса в |
6 |
1.2. Государственная политика в отношении малого бизнеса |
17 |
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «ГЕРОС-СТРОЙ» |
28 |
2.1. Краткая характеристика ООО «Герос-строй» как предприятия малого бизнеса |
28 |
2.2. Анализ динамики доходов и расходов предприятия |
30 |
2.2.1. Анализ имущества и источников его формирования |
32 |
2.2.2. Анализ состава, структуры и динамики доходов организации |
41 |
2.2.3. Анализ состава, структуры и
динамики расходов ООО «Герос- |
45 |
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ В ООО «ГЕРОС-СТРОЙ» |
47 |
3.1. Мероприятия по увеличению |
47 |
3.2. Мероприятия по снижению расходов ООО «Герос-строй» |
49 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
53 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
54 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
57 |
ВВЕДЕНИЕ
Под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц и основанная преимущественно на частной, негосударственной форме собственности.
Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы – «Развитие предприятия малого бизнеса» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Малое и среднее предпринимательство имеет исключительно важную позицию в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта. Даже краткое перечисление достоинств этого сектора экономики позволяет в полной мере оценить те благотворные перспективы, которые он может открыть в России. Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность. Столь же значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности предприятия. Объектом исследования является предприятие, относящиеся к строительной отрасли ООО «Герос-строй». Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. В составе учредителей 4 человека, имеющих равные доли в уставном капитале. Возглавляет фирму Директор, избранный на общем собрании учредителей и действующий на основании Устава. В составе работников организации 95человек.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты, в частности Федеральный закон Российской Федерации N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г., а также Постановление Правительства РФ “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” №446 от 11 мая 2009 г.; практикумы; методическая литература; учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Талмачёв И.А., Гусева Т.А., Гришина К.В., Шейнин Э.А. и других); публикации в экономических журналах и газетах, а также электронные источники.
Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской и оперативной отчетности ООО «Герос-строй» за 2009-2011 г.г.
Целью выпускной квалификационной работы является – выявление проблем в развитии малого предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе приводятся основные теоретические аспекты малого бизнеса в российской экономике и основные направления его поддержки со стороны государства. Отдельно приводятся статистические данные состояния сектора малого бизнеса в Российской Федерации.
Во второй главе производится анализ доходов и расходов на предприятии «Герос-строй» за 2009-2011 годы.
В третьей главе приводятся основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации, анализируются проблемы малого бизнеса и даются предложения по совершенствованию действующего законодательства по государственной поддержке малых предприятий.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ИЗУЧЕНИЯ малого
бизнеса
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны
С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.1
Малое предприятие (МП) — это небольшое предприятие любой формы собственности, являющееся субъектом малого предпринимательства и характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объёме деятельности, являющейся для него профильной. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»2. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась.
Первый закон о малом бизнесе был принят семнадцать лет назад. В 1995 году были документально закреплены критерии определения малых компаний, основы формирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса, дан старт программам поддержки.
С тех пор многое изменилось: и российское законодательство, и, главное, условия существования бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.3
В соответствии со ст. 4 Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209 -ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством РФ5;
3) числовые значения последнего критерия определены постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. № 556, в соответствии с которым установлены следующие предельные значения выручки:
Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки — малому, категория будет установлена по численности работников.
Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.
Указанные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства6.
Традиционно предприятия различаются по родам деятельности, которые в свою очередь, можно классифицировать по трем секторам:
Это распределение теряет свое значение, поскольку первичный сектор занимает все меньше места в странах развитой рыночной экономики ввиду постепенного сокращения доли сельского хозяйства.
Технические
изобретения, инновации в технологии,
а также перенос «грязных»
или ручных производств
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.
В соответствии с критерием численности занятых выделяют:
Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.