Развитие предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 09:04, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является – выявление проблем в развитии малого предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
провести анализ динамики доходов и расходов ООО «Герос-строй»;
обозначить основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
6
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны
6
1.2. Государственная политика в отношении малого бизнеса
17
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»
28
2.1. Краткая характеристика ООО «Герос-строй» как предприятия малого бизнеса
28
2.2. Анализ динамики доходов и расходов предприятия
30
2.2.1. Анализ имущества и источников его формирования
32
2.2.2. Анализ состава, структуры и динамики доходов организации
41
2.2.3. Анализ состава, структуры и динамики расходов ООО «Герос-строй»
45
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ В ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»
47
3.1. Мероприятия по увеличению доходов ООО «Герос-строй»
47
3.2. Мероприятия по снижению расходов ООО «Герос-строй»
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МАЧИНОЙ.doc

— 6.14 Мб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

6

1.1.  Роль малого бизнеса в экономике  страны

6

1.2. Государственная политика в  отношении малого бизнеса 

17

Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»

28

2.1. Краткая характеристика ООО  «Герос-строй» как предприятия  малого бизнеса

28

2.2. Анализ динамики доходов и  расходов предприятия

30

2.2.1. Анализ имущества и источников  его формирования

32

2.2.2. Анализ состава, структуры и  динамики доходов организации

41

2.2.3. Анализ состава, структуры и  динамики расходов ООО «Герос-строй»

45

ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ В ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»

47

3.1. Мероприятия по увеличению доходов  ООО «Герос-строй»

47

3.2.  Мероприятия по снижению расходов ООО «Герос-строй»

49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

54

ПРИЛОЖЕНИЯ

57


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц и основанная преимущественно на частной, негосударственной форме собственности.

Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы – «Развитие  предприятия  малого  бизнеса» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически  развитых странах. Малое и среднее предпринимательство имеет исключительно важную позицию в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта. Даже краткое перечисление достоинств этого сектора экономики позволяет в полной мере оценить те благотворные перспективы, которые он может открыть в России. Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность. Столь же значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности предприятия. Объектом исследования является предприятие, относящиеся к  строительной отрасли ООО «Герос-строй». Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. В составе учредителей 4 человека, имеющих равные доли в уставном капитале. Возглавляет фирму Директор, избранный  на общем собрании учредителей и действующий на основании Устава. В составе работников организации 95человек.

В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты, в частности Федеральный закон Российской Федерации N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г., а также Постановление Правительства РФ “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” №446 от 11 мая 2009 г.; практикумы; методическая литература; учебная литература по исследуемой тематике (работы  таких  авторов, как Донцова Л.В.,  Никифорова Н.А., Талмачёв И.А., Гусева Т.А., Гришина К.В., Шейнин Э.А. и других); публикации в экономических журналах и газетах, а также  электронные  источники.

Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской и оперативной отчетности ООО «Герос-строй»  за 2009-2011 г.г.

Целью выпускной квалификационной работы является – выявление проблем в развитии малого предприятия.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
  • привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
  • рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • провести анализ динамики доходов и расходов ООО «Герос-строй»;
  • обозначить основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе приводятся основные  теоретические аспекты  малого бизнеса в российской экономике и основные направления его поддержки со стороны государства. Отдельно приводятся статистические данные состояния сектора  малого  бизнеса  в  Российской  Федерации.

Во второй главе производится анализ  доходов и расходов на предприятии «Герос-строй» за 2009-2011 годы. 

В третьей главе приводятся основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации, анализируются проблемы малого бизнеса и даются предложения по совершенствованию действующего законодательства по государственной поддержке малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Теоретические аспекты ИЗУЧЕНИЯ малого

бизнеса

1.1.  Роль малого бизнеса в экономике страны

С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим  и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.1

Малое предприятие (МП) — это небольшое предприятие любой формы собственности, являющееся субъектом малого предпринимательства и характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объёме деятельности, являющейся для него профильной. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»2. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась.

Первый закон о малом бизнесе был принят семнадцать лет назад. В 1995 году были документально закреплены критерии определения малых компаний, основы формирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса, дан старт программам поддержки.

С тех пор многое изменилось: и российское законодательство, и, главное, условия существования бизнеса.

В соответствии с  Федеральным  законом  от  24  июля  2007 г.  № 209 - ФЗ «О  развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого и среднего предпринимательства  понимаются  хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к   микропредприятиям, и средним предприятиям.3

В соответствии со ст. 4 Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209 -ФЗ «О развитии малого и  среднего  предпринимательства в Российской  Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. в зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год выделяются три категории хозяйствующих субъектов:4
  • средние предприятия — от 101 до 250 человек включительно;
  • малые предприятия — от 16 до 100 человек;
  • микропредприятия — до 15 человек включительно.

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для  каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством РФ5;

3) числовые значения последнего критерия определены постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. № 556, в соответствии с которым установлены следующие предельные значения выручки:

  • микропредприятия — не более 60 млн. руб.;
  • малые предприятия — не более 400 млн. руб.;
  • средние предприятия — не более 1 млрд. руб.  

 Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки — малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

Указанные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства6.

         Традиционно  предприятия различаются по родам деятельности, которые в свою очередь, можно классифицировать по трем секторам:

  • первичный сектор, включающий аграрное производство, рыболовство, сырьевую, энергетическую и лесную промышленность;
  • вторичный сектор, объединяющий все виды промышленной деятельности;
  • третичный сектор, охватывающий сферу услуг.

         Это распределение теряет свое значение, поскольку первичный сектор занимает все меньше места в странах развитой рыночной экономики ввиду постепенного сокращения доли сельского хозяйства.

         Технические  изобретения, инновации в технологии, а также перенос «грязных»  или ручных производств способствуют  быстрому изменению относительных долей секторов, причем доля промышленности сокращается. Иногда  трудно провести различия между услугами и промышленностью, так как большинство услуг непосредственно зависит от производственной деятельности в индустриальном секторе. Так дело обстоит в страховании, транспорте, телекоммуникациях и части банковской деятельности.

         Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

         В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

    • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
    • средние предприятия, или средний бизнес (до 250 человек);
    • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

        Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Информация о работе Развитие предприятия малого бизнеса