Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 09:04, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является – выявление проблем в развитии малого предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
провести анализ динамики доходов и расходов ООО «Герос-строй»;
обозначить основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
6
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны
6
1.2. Государственная политика в отношении малого бизнеса
17
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»
28
2.1. Краткая характеристика ООО «Герос-строй» как предприятия малого бизнеса
28
2.2. Анализ динамики доходов и расходов предприятия
30
2.2.1. Анализ имущества и источников его формирования
32
2.2.2. Анализ состава, структуры и динамики доходов организации
41
2.2.3. Анализ состава, структуры и динамики расходов ООО «Герос-строй»
45
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ В ООО «ГЕРОС-СТРОЙ»
47
3.1. Мероприятия по увеличению доходов ООО «Герос-строй»
47
3.2. Мероприятия по снижению расходов ООО «Герос-строй»
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.
1.2. Государственная политика в отношении малого бизнеса
Государственная поддержка и регулирование малого бизнеса – необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от монополизации, а потребителя – от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными процессами, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежную бюрократизацию всего государственного регулирования.
Необходимо отметить, что для стимулирования развития малого бизнеса государство может использовать только косвенные методы государственного регулирования, т.е. экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
Нормативно – правовой основой названных мер является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г. (далее – Закон № 209-ФЗ). Отдельные положения этого Закона вступают в силу в иные сроки.
Суть концепции Закона № 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основные цели и принципы государственной политики развития субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены в законе9.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства для формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проводить государственную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства призваны исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. При этом ведущее место в структуре федеральных органов исполнительной власти занимает Правительство РФ, чья компетенция определена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом10.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» Правительству Российской Федерации было предписано в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, в двухмесячный срок разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:
Законодательством предусмотрены и иные меры, обеспечивающие реализацию целей и принципов Закона № 209-ФЗ: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; имущественная, информационная, консультационная поддержка; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.11
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе: земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Запрещается продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Что касается информационной поддержки рассматриваемых субъектов, то необходимо отметить, что общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в мае 2009 г. открыла портал о финансировании и государственной поддержке малого бизнеса «ОПОРА-КРЕДИТ». Портал создан как интернет-площадка, облегчающая доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. Портал поддерживает ежедневно обновляемые новостные блоки, освещающие основные события, документы и официальные заявления, касающиеся малого бизнеса, и полезную для предпринимателей информацию о новых кредитных и лизинговых программах, успешных проектах, реализованных бизнесменами с помощью банков и инвесторов.
Консультационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и местного самоуправления на федеральном уровне может оказываться в виде:
Консультационную поддержку на региональном уровне могут предоставлять организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в виде:
Правовая поддержка может предоставляться в виде:
Кроме того, правовая поддержка
может предоставляться
организациями, образующими
инфраструктуру поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства, в рамках реализации федеральных
региональных и городских программ развития субъектов
малого и среднего предпринимательства
в виде:
Что касается поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на федеральном уровне, Закон № 209-ФЗ указывает, что она может осуществляться в виде следующих мероприятий:
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в следующем виде:
В приведенных перечнях указаны меры, которые закреплены на федеральном нормативно-правовом уровне. Данные меры могут дополняться и конкретизироваться на региональном и местном уровнях в виде разработки концепций, различных целевых программ, положений, планов развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая характерные особенности малого предпринимательства, следует отметить, что оно нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки данных субъектов.
Одним из приоритетов государственной политики и бизнес-сообщества страны является развитие микрофинансирования малого бизнеса. В любом государстве с развитой экономикой кредиты считаются немаловажным инструментом финансово-денежных отношений. В России микрофинансирование малого бизнеса осуществлялось только некоммерческими организациями (кооперативами, фондами, партнерствами и т.п.), но в последние годы такие программы начали реализовывать многие банки и коммерческие организации.