Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:13, шпаргалка
В соврем.экономике управление финансами входит в число приоритетных направлений управления развиитем соц-эконом.систем. Начиная с 60-х гг ХХв наука об управлении финансами развивалась очень быстрыми темпами. В этой области работали многие лауреаты нобелевской премии:Шарп,Марковиц,Модильяни. Роль финансов в совр.экономике важно осознавать с учетом:
1)последнее десятилетие характеризуется процессом активной глобализации и интернационализации рынков капитала;
2)повышение роли ТНК;
3)возрастающие процессы концентрации в области производства;
4)усиление значимости денег в системе ресурсного обеспечения компании
В общей совокупности финн.отношений можно выделить след.взаимосвяз.сферы:
Теперь необходимо трансформировать формулу, определяющую эффект финансового рычага:
, (6)
где ЗС — заемные средства, СС — собственные средства, ННП — налог на прибыль.
Или в другом виде:
(7)
Принципиально важно представить эффект финансового рычага в виде произведения двух множителей, так как при этом мы сможем определить, за счет чего можно увеличить ЭФР (за счет разницы между ЭР и СРСП или за счет соотношения заемных и собственных средств).
Следует заметить,
что роль дифференциала и плеча
в регулировании ЭФР различна.
Наращивать дифференциал ЭФР желательно.
Это позволит повышать РСС либо за
счет роста экономической
Что же касается плеча ЭФР, то его наращивание за известным пределом представляется просто разрушительным для предпринимателя и фирмы. Значительная величина плеча резко увеличивает риск невозврата кредитов, а следовательно, затрудняет получение новых займов.
Все это наглядно изображено на рис. 5
Рис. 5. Графическое представление возможности привлечения заемных средств фирмой (закрашена область оптимального соотношения заемных и собственных средств)
Теперь мы можем сформулировать некоторые правила, связанные с эффектом финансового рычага.
1. Дифференциал
ЭФР должен быть положительным.
2. Дифференциал
финансового рычага — это
3. Плечо финансового рычага несет принципиальную информацию как для предпринимателя, так и для банкира. Большое плечо означает значительный риск для обоих участников экономического процесса.
Таким образом,
мы можем утверждать, что эффект
финансового рычага позволяет определять
и возможности привлечения
Сформулированные выше правила позволяют фирме конкретно решать проблему определения величины возможного привлечения кредитов и займов (в краткосрочном периоде и для решения текущих проблем фирмы).
Операционный (производственный) леверидж представляет собой потенциальную возможность влиять на прибыль от продаж путём изменения объема выручки (Vпродаж) и структуры затрат(З)( соотношение между переменными и постоянными расходами).
Операционный рычаг (
Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж всегда ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект вызван различной степенью влияния динамики переменных затрат и постоянных затрат на финансовый результат при изменении объема выпуска. Влияя на величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно определить, на сколько процентных пунктов увеличится прибыль.
Уровень или силу воздействия операционного рычага (Degree operating leverage, DOL) рассчитываем по формуле:
DOL = MP/EBIT = ((p-v)*Q)/((p-v)*Q-FC)
где MP - маржинальная прибыль; EBIT - прибыль до вычета процентов; FC - условно-постоянные расходы производственного характера; Q - объем производства в натуральных показателях; p - цена за единицу продукции; v - переменные затраты на единицу продукции.
Уровень операционного рычага
позволяет рассчитать величину процентного
изменения прибыли в
Чем больше доля постоянных затрат компании в структуре себестоимости, тем выше уровень операционного рычага, и следовательно, больше деловой (производственный) риск.
По мере удаления выручки от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага уменьшается, а запас финансовой прочности организации наоборот растет. Данная обратная связь связана с относительным уменьшением постоянных издержек предприятия.
Так как многие предприятия выпускают широкую номенклатуру продукции, уровень операционного рычага удобнее рассчитывать по формуле:
DOL = (S-VC)/(S-VC-FC) = (EBIT+FC)/EBIT
где S - выручка от реализации; VC - переменные издержки.
Уровень операционного рычага не является постоянной величиной и зависит от определенного, базового значения реализации. Например, при безубыточном объеме продаж уровень операционного рычага будет стремиться к бесконечности. Уровень операционного рычага имеет наибольшее значение в точке, немного превышающей точку безубыточности. В этом случае даже незначительное изменение объема продаж приводит к существенному относительному изменению ЕВIТ. Изменение от нулевой прибыли к какому-либо ее значению представляет собой бесконечное процентное увеличение.
На практике большим операционным
рычагом обладают те компании, которые
имеют большую долю основных фондов
и НМА (нематериальных активов) в
структуре баланса и большие
управленческие расходы. И наоборот,
минимальный уровень
Таким образом, понимание механизма действия производственного левериджа позволяет эффективно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения рентабельности оперативной деятельности компании.
26. Маржинальный
анализ и возможности его
Методика маржинального
анализа прибыли, в отличие от
традиционной, применяемой на отечественных
предприятиях, позволяет полнее изучить
взаимосвязи между показателями
и точнее измерить влияние факторов.
Покажем это с помощью
Методика факторного анализа
прибыли, применяемая в России, предполагает
использование следующей
П = VРП * (p - с)
где VРП – физический объем продаж; р – цена реализации; с – себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:
П = (VPП * (р - b)) - А
где р – цена изделия; b – переменные затраты на единицу продукции; А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
Эта формула применяется
для маржинального анализа
Методика анализа прибыли
несколько усложняется в
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
Преимущество методики маржинального
анализа прибыли состоит в
том, что она, в отличие от традиционной,
позволяет исследовать и
Как правило применяемые методики анализа рентабельности, которые применяют на большинстве предприятий, не учитывают взаимосвязь «затраты – объем – прибыль».
Обычная методика анализа рентабельности не находится в зависимости от объема продаж, так как с изменением последнего случается равномерное наращивание прибыли и суммы издержек. В реальности, как мы уже убедились, и прибыль, и расходы компании не изменяются соразмерно объему реализации продукта, так как часть затрат является постоянной. В связи с чем возникает необходимость проведения маржинального анализа рентабельности.
Так, формула маржинального анализа рентабельности i-го продукта будет иметь следующий вид:
Тогда модель оценки рентабельности производственной деятельности предприятия будет иметь вид:
Преимущество методики маржинального
анализа показателей