Шпаргалки по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:13, шпаргалка

Описание работы

В соврем.экономике управление финансами входит в число приоритетных направлений управления развиитем соц-эконом.систем. Начиная с 60-х гг ХХв наука об управлении финансами развивалась очень быстрыми темпами. В этой области работали многие лауреаты нобелевской премии:Шарп,Марковиц,Модильяни. Роль финансов в совр.экономике важно осознавать с учетом:
1)последнее десятилетие характеризуется процессом активной глобализации и интернационализации рынков капитала;
2)повышение роли ТНК;
3)возрастающие процессы концентрации в области производства;
4)усиление значимости денег в системе ресурсного обеспечения компании
В общей совокупности финн.отношений можно выделить след.взаимосвяз.сферы:

Файлы: 1 файл

ФМ.docx

— 2.80 Мб (Скачать файл)

Теперь необходимо трансформировать формулу, определяющую эффект финансового рычага:

, (6)

где ЗС — заемные  средства, СС — собственные средства, ННП — налог на прибыль.

Или в другом виде:

(7)

Принципиально важно представить эффект финансового  рычага в виде произведения двух множителей, так как при этом мы сможем определить, за счет чего можно увеличить ЭФР (за счет разницы между ЭР и СРСП или за счет соотношения заемных  и собственных средств).

Следует заметить, что роль дифференциала и плеча  в регулировании ЭФР различна. Наращивать дифференциал ЭФР желательно. Это позволит повышать РСС либо за счет роста экономической рентабельности активов, либо за счет снижения СРСП (если первое в руках самого предпринимателя, то второе — в руках кредитора-банкира). Это означает, что предприниматель  может оказывать влияние на дифференциал только через ЭР (и такое влияние небезгранично). Необходимо также отметить, что величина дифференциала дает очень важную информацию продавцу заемных средств — банкиру. Если величина дифференциала близка к нулю или отрицательна, то банкир воздерживается от новых кредитов или резко повышает их цену, что сказывается на величине СРСП.

Что же касается плеча ЭФР, то его наращивание  за известным пределом представляется просто разрушительным для предпринимателя  и фирмы. Значительная величина плеча  резко увеличивает риск невозврата кредитов, а следовательно, затрудняет получение новых займов.

Все это наглядно изображено на рис. 5

Рис. 5. Графическое представление возможности привлечения заемных средств фирмой (закрашена область оптимального соотношения заемных и собственных средств)

Теперь мы можем  сформулировать некоторые правила, связанные с эффектом финансового  рычага.

1. Дифференциал  ЭФР должен быть положительным.  Предприниматель имеет определенные  рычаги воздействия на дифференциал, однако такое влияние ограничено  возможностями наращивания эффективности  производства.

2. Дифференциал  финансового рычага — это важный  информационный импульс не только  для предпринимателя, но и для  банкира, так как он позволяет  определить уровень (меру) риска предоставления новых займов предпринимателю. Чем больше дифференциал, тем меньше риск для банкира, и наоборот.

3. Плечо финансового  рычага несет принципиальную  информацию как для предпринимателя, так и для банкира. Большое плечо означает значительный риск для обоих участников экономического процесса.

Таким образом, мы можем утверждать, что эффект финансового рычага позволяет определять и возможности привлечения заемных  средств для повышения рентабельности собственных средств, и связанный с этим финансовый риск (для предпринимателя и банкира).

Сформулированные  выше правила позволяют фирме  конкретно решать проблему определения  величины возможного привлечения кредитов и займов (в краткосрочном периоде  и для решения текущих проблем  фирмы).

 

  1. Операционный рычаг: понятие, методика расчета. Взаимосвязь структуры затрат и уровня операционного рычага

 

 Операционный (производственный) леверидж представляет собой потенциальную возможность влиять на прибыль от продаж путём изменения объема выручки (Vпродаж) и структуры затрат(З)( соотношение между переменными и постоянными расходами).

Эффект  операционного (производственного) рычага заключается в том, что любое  изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли. Для расчета  эффекта или силы воздействия  рычага используется целый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные и постоянные с помощью  промежуточного результата.

Иными словами эффект производственного  рычага показывает степень чувствительности прибыли от реализации к изменению  выручки от реализации.

Влияние увеличения объема производства и выручки  от реализации на прибыль компании определяется понятием операционного  рычага, воздействие которого проявляется  в том, что изменение выручки  сопровождается более сильной динамикой  изменения прибыли.

Таким образом, силу (эффект) производственного (операционного) рычага можно рассматривать  как характеристику делового риска  предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи  с его отраслевой принадлежностью.

Виду  того что, формулу расчета эффекта операционного рычага упрощенно можно представить как отношение валовой маржи к прибыли после уплаты процентов, но до уплаты налога на прибыль, расчет эффекта производственного расчета позволяет ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

Также необходимо отметить что, сила воздействия  операционного рычага:

зависит от относительной величины постоянных затрат;

прямо связана с ростом объема реализации;

тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;

зависит от уровня фондоемкости;

тем сильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы.

В связи  с понятием эффекта производственного  левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности, который обеспечивает получение прибыли компанией, и понятие предела безопасности (точка безубыточности).

Операционный рычаг (производственный леверидж) - это потенциальная возможность влиять на прибыль компании, путем изменения структуры себестоимости и объем производства.

Эффект операционного  рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж всегда ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект вызван различной степенью влияния динамики переменных затрат и постоянных затрат на финансовый результат при изменении объема выпуска. Влияя на величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно определить, на сколько процентных пунктов увеличится прибыль.

Уровень или силу воздействия  операционного рычага (Degree operating leverage, DOL) рассчитываем по формуле:

DOL = MP/EBIT = ((p-v)*Q)/((p-v)*Q-FC)

где MP - маржинальная прибыль; EBIT - прибыль до вычета процентов; FC - условно-постоянные расходы производственного характера; Q - объем производства в натуральных показателях; p - цена за единицу продукции; v - переменные затраты на единицу продукции.

Уровень операционного рычага позволяет рассчитать величину процентного  изменения прибыли в зависимости  от динамики объема продаж на один процентный пункт. При этом изменение EBIT составит DOL%.

Чем больше доля постоянных затрат компании в структуре себестоимости, тем выше уровень операционного  рычага, и следовательно, больше деловой (производственный) риск.

По мере удаления выручки  от точки безубыточности сила воздействия  операционного рычага уменьшается, а запас финансовой прочности  организации наоборот растет. Данная обратная связь связана с относительным  уменьшением постоянных издержек предприятия.

Так как многие предприятия  выпускают широкую номенклатуру продукции, уровень операционного  рычага удобнее рассчитывать по формуле:

DOL = (S-VC)/(S-VC-FC) = (EBIT+FC)/EBIT

где S - выручка от реализации; VC - переменные издержки.

Уровень операционного рычага не является постоянной величиной и зависит от определенного, базового значения реализации. Например, при безубыточном объеме продаж уровень операционного рычага будет стремиться к бесконечности. Уровень операционного рычага имеет наибольшее значение в точке, немного превышающей точку безубыточности. В этом случае даже незначительное изменение объема продаж приводит к существенному относительному изменению ЕВIТ. Изменение от нулевой прибыли к какому-либо ее значению представляет собой бесконечное процентное увеличение.

На практике большим операционным рычагом обладают те компании, которые  имеют большую долю основных фондов и НМА (нематериальных активов) в  структуре баланса и большие  управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень операционного  рычага присущ компаниям, у которых  велика доля переменных затрат.

Таким образом, понимание  механизма действия производственного  левериджа позволяет эффективно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения  рентабельности оперативной деятельности компании.

 

26. Маржинальный  анализ и возможности его использования  в финансовом менеджменте

Методика маржинального  анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных  предприятиях, позволяет полнее изучить  взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью факторного анализа.

Методика факторного анализа  прибыли, применяемая в России, предполагает использование следующей модели:

П = VРП * (p - с)

где VРП – физический объем  продаж; р – цена реализации; с – себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает  взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

 Для обеспечения системного  подхода при изучении факторов  изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

П = (VPП * (р - b)) - А

где р – цена изделия; b – переменные затраты на единицу продукции; А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется  для маржинального анализа прибыли  от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение  суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное – посредством  влияния данного фактора на себестоимость  изделия, что дает возможность правильнее исчислить влияние факторов на изменение  суммы прибыли.

Методика анализа прибыли  несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда  кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры  реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом  по предприятию можно использовать следующую модель:

Преимущество методики маржинального  анализа прибыли состоит в  том, что она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно  измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в  финансовом менеджменте российских предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Как правило применяемые  методики анализа рентабельности, которые  применяют на большинстве предприятий, не учитывают взаимосвязь «затраты – объем – прибыль».

Обычная методика анализа  рентабельности не находится в зависимости  от объема продаж, так как с изменением последнего случается равномерное  наращивание прибыли и суммы  издержек. В реальности, как мы уже  убедились, и прибыль, и расходы  компании не изменяются соразмерно объему реализации продукта, так как часть  затрат является постоянной. В связи с чем возникает необходимость проведения маржинального анализа рентабельности.

Так, формула маржинального  анализа рентабельности i-го продукта будет иметь следующий вид:

Тогда модель оценки рентабельности производственной деятельности предприятия  будет иметь вид:

Преимущество методики маржинального  анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение  уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния  факторов и как следствие –  более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов

Информация о работе Шпаргалки по финансовому менеджменту