Система управления финансами в «Альфа-банке»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы выступает изучение организации и функционирования финансового менеджмента коммерческого банка.
К задачам моей работы относятся:
• Определение сущности финансового менеджмента в банке.
• Определение целей и задач финансового менеджмента в банке
• Определение функций, которые выполняет финансовый менеджмент в банке
• Проанализировать систему управления финансами на примере одного из российских банков.

Содержание работы

Часть 1: Основные положения………………………………………………5
1.1 Сущность финансового менеджмента в банке…………………………5
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента в банке…………………….8
1.3 Функции финансового менеджмента банке…………………………..9
Часть 2: Система управления финансами в «Альфа-банке»……………...19
2.1 Историческая справка о «Альфа-банке»……………………………….19
2.2 Структура финансового менеджмента «Альфа-банка»……………….22
Заключение…………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Часть 1.docx

— 93.46 Кб (Скачать файл)

2. Четкое разграничение  полномочий и ответственности.  Правление «Альфа-банка» четко  определяет зоны ответственности  каждого структурного элемента. Система управления основана на принципе делегирования полномочий с вышестоящих на нижестоящие уровни с параллельным созданием эффективной системы контроля.

3. Уровень квалификации  и независимости. Существенная  часть директоров и специалистов по управлению финансовыми ресурсами обладает необходимым уровнем квалификации и имеет возможность высказывать независимое и объективное экспертное мнение. 

4. Адекватный контроль  со стороны руководства. В «Альфа-банке» следует выполнение принципа «ни одно решение не должно приниматься единолично». Основными задачами внутрибанковского контроля являются: принятие своевременных и эффективных решений, на выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности, на сохранность активов банка и надлежащие состояние отчетности, позволяющей получить адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках.

5. Активное использование  в практике результатов работы  внешних и внутренних аудиторов.  Система внутреннего контроля  «Альфа-банка» (внутренний аудит)  тесно взаимодействует с аудиторскими  организациями (например с аудиторской компанией «Интерком-Аудит»), которые осуществляют ежегодный внешний аудит банка. Базовые цели системы внутреннего контроля - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка требований законодательства при выполнении своих служебных обязанностей; оценкой мер по минимизации рисков банковской деятельности. 

6. Система мотивации и  поощрения. Система мотивации  включает в себя следующие  элементы: адекватное по среднеотраслевым  показателям материальное стимулирование; оценка работы каждого работника  банка; поощрение за проявленную  инициативу, эффективное выполнение  задачи; гарантированный карьерный  рост и обучение персонала.

7. Прозрачность управления. Практически невозможно организовать  эффективные управлением банком  и взаимоотношения между собственниками, советом директоров при отсутствии  прозрачной и понятной структуры.  Права и обязанности каждой  группы акционеров в «Альфа-банке» понятны и четко сформулированы. Банку раскрывает информацию о своих владельцах и делает все для повышения прозрачности своей отчетности, так как это приводит к повышению качества управления и облегчает доступ к инвестиционному капиталу.

Структура службы финансового  менеджмента «Альфа-банка»: 
 
 
Рисунок 1. « Структура службы финансового менеджмента «Альфа-Банка»» 
 Для обеспечения финансовой стабильности «Альфа-банка» служба финансового менеджмента непрерывно ищет новые пути на российский и зарубежный рынок путем существенного расширения спектра услуг, оказываемых банком как физическим, так и юридическим лицам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами

       3.1 Обеспечение системы управления необходимой информацией

Управление финансовыми  ресурсами банка требует точной и достаточной информации как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.

На основе полученной информации принимаются управленческие решения. Поскольку управления финансовыми  ресурсами представляет непрерывный  процесс, то необходимость принятия новых решений может возникать  еженедельно, ежемесячно, а при необходимости  – ежедневно.     Принятые решения, часто в форме распоряжений, должны выполняться функциональными подразделениями банка

  По данным проводимого исследования было выяснено, что базовое управление пассивами не отвечает требованиям конкурентной стратегии. Поэтому здесь оптимальным является усложненное управление. Преимущество усложненного управления финансовыми ресурсами банка состоит в том, что оно соответствует конкурентной стратегии.

Усложненное управление финансовыми  ресурсами означает разработку банком стратегии, которые позволяют:

· наращивать баланс в соответствии с заданной структурой, обеспечивая  скорректированные по риску ориентиры  доходности по всем направлениям деятельности;

· установление внутренних целевых величин достаточности  капитала;

· ликвидности и чувствительности процентных ставок;

· отслеживания кредитного риска и качества активов по всему  банку, так как низкое их качество может привести к уменьшению капитала и более высоким затратам на приобретение привлеченных средств.

 

3.2 Формирование системы гарантирования депозитов   в коммерческих банках

Привлечение средств юридических  и физических лиц, операции по депозитным счетам являются одним из основных видов деятельности для банков. В  то же время банкротство банков приводит к потере вкладчиками своих денег. Гарантия сохранности банковского  вклада в таких случаях может  быть обеспечена посредством механизма  депозитного страхования.

В настоящее время в  банковской сфере четко выделена проблема отсутствия системы страхования  депозитов в России, которая решается на протяжении многих лет. Такое положение дел связано, прежде всего, с проблемой нахождения источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью банков в отчислении страховых выплат, наделением фонда функцией контроля за деятельностью банков.

Решение о создании системы  страхования депозитов вводились  за рубежом, как правило, в наиболее тяжелые для экономики и банковской системы периоды, и Россия здесь, видимо, не будет исключением. Кроме  того, создание системы депозитного  страхования в значительной мере должно способствовать восстановлению доверия вкладчиков к банковской системе.

Кроме того, ныне действующие  отечественные страховые компании не берутся страховать банковские вклады, поскольку, несмотря на череду кризисов, в финансовом плане банковская система  в финансовом плане   по-прежнему превосходит страховую.

В то же время по действующему законодательству государство гарантирует  вклады в Сбербанке. Однако сам факт непомерной концентрации сбережений в  одном государственном банке (на Сбербанк России приходится до 90 % счетов населения) достаточно красноречив  и служит доказательством недоверия  к другим коммерческим банкам, что  крайне вредно для банковской системы. При этом, как известно, возрастание  роли коммерческих банков в аккумуляции  сбережений населения является своего рода ключом к оживлению инвестиционного  процесса в экономике. В конце  концов, развитие рыночной экономики  невозможно без всестороннего увеличения роли банков в экономической жизни  самых широких слоев населения. Гарантирование вкладов отечественных  коммерческих банков явилось бы действенным  методом хотя бы частичного решения  данной проблемы. В целях защиты интересов вкладчиков практически  во всех развитых странах созданы  системы страхования банковских депозитов. Такое страхование представляет собой комплекс мер, обеспечивающих страховую защиту вкладов в случае банкротства коммерческого банка. Страховой принцип при этом выражается главным образом в создании страхового фонда, установлении страховых сборов с банков в соответствии с актуарными расчетами, выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Внедрение системы депозитного  страхования в России должно включать комплекс мер по выработке концепции  системы, принятию соответствующих  законодательных и нормативных  актов, а также организационному обеспечению принятых решений.

Построение системы страхования банковских депозитов на наш взгляд должно базироваться на следующих основных положениях:

1) Создаваемая в России система страхования депозитов должна быть законодательно оформлена. Нормативная база позволит избежать неопределенностей при выплате страхового возмещения, при этом в процессе ее создания крайне важно обратиться к мировому опыту функционирования институтов гарантирования вкладов.

2) Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Это позволит решить основную задачу системы страхования – создание населению твердых гарантий в надежности помещения средств в коммерческие банки, а для коммерческих банков – равные стартовые условия в конкуренции за привлечение вкладов. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе. Во многих зарубежных странах осознали негативные последствия банкротств банков, не вступивших в систему депозитного страхования, для национальной банковской системы. При этом в дальнейшем для нашей страны не исключается возможность создания добровольных фондов страхования вкладов, что, безусловно, будет только способствовать укреплению всей системы гарантирования в целом.

3)   Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе, поэтому вопрос о страховом фонде как независимой от государства организации, на наш взгляд, преждевременен.

4)   Членство в Государственном фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии от ЦБ РФ на право привлечения средств физических лиц. Действующий в настоящее время порядок защиты индивидуальных вкладчиков имеет ряд серьезных проблем. Одна из наиболее важных заключается в том, что вкладчики Сбербанка получают государственные гарантии, в то время как вкладчики частных коммерческих банков могут иметь защиту лишь в рамках создания добровольного фонда. Эти фонды в российских условиях не получили широкого распространения. Другая проблема состоит в том, что государственные гарантии Сбербанку фактически создают ему значительные преимущества при конкуренции с участниками рынка частных вкладов.

5)   Объектами страхования в первоочередном порядке (из-за недостатка источников финансирования) должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц. Также в объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

6)   Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

7) Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением. По мере необходимости взносы по страхованию депозитов могут пересматриваться в зависимости от потребности для компенсации возможных потерь.

Введение на первом этапе построения страховой системы единых ставок для всех банков с возможностью пересмотра их во времени в случае повышенных рисковых операций конкретного банка не является целесообразным, несмотря на трудность оценки страхового риска при дифференцированном подходе. В настоящее время, а в ближайшем будущем вряд ли ситуация кардинально изменится, наблюдаются не только сильное различие в финансовом положении коммерческих банков, но и резкая неустойчивость финансового положения банков и во времени. Поэтому единые ставки не дадут положительного эффекта и не достигнут целей, поставленных системой страхования банковских депозитов. Такая мера по нашему мнению лишь еще раз подтолкнет банки к предоставлению недостоверной и неполной информации о своем финансовом положении. Проблема недостоверности финансовой отчетности, предоставляемой банками, является краеугольным камнем для эффективного решения любой задачи в рамках финансового оздоровления банковской системы и поэтому ее усугубление недопустимо.

Основанием для расчета  уплачиваемых в страховой фонд взносов  должна являться сумма депозитов  банка.

По степени охвата объекта  страхования на наш взгляд наиболее рациональным стал бы выбор ограниченной системы депозитного страхования, т.е. при банкротстве банка страховой  фонд возмещает вклады лишь в пределах определенной суммы. Оптимальным может  быть вариант, при котором граница, до которой осуществляется выплата  возмещения, устанавливалась пропорционально  минимальным размерам оплаты труда. Отметим, что частичная гарантия депозитов оправдана уже тем, что побуждает вкладчиков более осознанно подходить к выбору банка и, в конечном счете, компенсирует недостаточную конкуренцию и недостаточно эффективное управление банковскими рисками. Наконец, излишне щедрые гарантии государства в условиях бюджетных проблем способны вызвать недоверие к самой системе страхования вкладов, ее финансовой стабильности.

При рассмотрении предлагаемых проектов будущей системы гарантирования вкладов следует принимать во внимание опыт стран, где действующие  системы страхования вкладов  оправдали себя в качестве одного из способов поддержания стабильности банковской системы. В то же время  в полной мере должны быть учтены и  национальные особенности, характерные  для российской банковской системы. Безусловно, на первых этапах создания системы депозитного страхования  в России вряд ли удастся избежать проблем, в том числе вызванных  несовершенством нормативной базы. Однако, несмотря на возможные ошибки, трудности в нахождении источников первоначального капитала фонда страхования депозитов и слабую мотивацию для вступления коммерческих банков в систему страхования, принятие основных принципов формирования системы защиты депозитов граждан должно оказать благоприятное воздействие на владельцев денежных средств – возрастет степень доверия к национальной банковской системе, увеличатся объемы привлекаемых в банки средств.

Информация о работе Система управления финансами в «Альфа-банке»