Совершенствование анализа внешней и внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение комплексного исследования внутренней и внешней среды компании ООО "Системная индустрия и сервис" на основе применения методики SWOT-анализа. Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие SWOT – анализа……………………………………………………4
1.2.Коассификация SWOT-фактор……………………………………………….6
1.3.SWOT-анализ и прогнозирование…………………………………………..10
Выводы по первой главе………………………………………………………...14
2.Аналитическая основа анализа внешней и внутренней среды организации………………………………………………………………………15
2.1. Характеристика ООО "Системная индустрия и сервис"…………………15
2.2.Анализ внешней и внутренней среды организации……………………….18
Вывод по второй главе………………………………………………………......28
3.Совершенствование анализа внешней и внутренней среды организации……………………………………………………………………....29
3.1.Планирование изменений в организации…………………………………..29
3.2.Формирование предложений по улучшению деятельности организации………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсач свот-анализ.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Теоретические  основы анализа внешней и внутренней  среды организации………………………………………………………………………..4

1.1. Понятие SWOT – анализа……………………………………………………4

1.2.Коассификация SWOT-фактор……………………………………………….6

1.3.SWOT-анализ и прогнозирование…………………………………………..10

Выводы по первой главе………………………………………………………...14

2.Аналитическая основа анализа внешней и внутренней среды организации………………………………………………………………………15

2.1. Характеристика ООО "Системная индустрия и сервис"…………………15

2.2.Анализ внешней и внутренней среды организации……………………….18

Вывод по второй главе………………………………………………………......28

3.Совершенствование анализа внешней и внутренней среды организации……………………………………………………………………....29

3.1.Планирование изменений в организации…………………………………..29

3.2.Формирование предложений по улучшению деятельности организации………………………………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оценку внутренней среды фирмы – ее силу и слабость, а также внешних и внутренних возможностей и угроз обычно называют SWOT – анализ. Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании.

SWOT – анализ  подчеркивает, что стратегия должна  как можно лучше сочетать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах). Сила – это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабость – это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия.

Возможности –  это тенденции или события  во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли. Угрозы - это тенденции или события во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают значительное снижение показателей сбыта и прибыли.

Актуальность темы: Внешняя среда, в которой приходится действовать компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска. В этом случае актуальным можно считать проведение SWOT анализа на предприятии.

Целью исследования является проведение комплексного исследования внутренней и внешней среды компании ООО "Системная индустрия и сервис" на основе применения методики SWOT-анализа. Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть понятие SWOT – анализа;

-сделать анализ внешней и внутренней среды предприятия;

-предложить изменения по улучшению деятельности организации.

Объектом исследования является компания ООО "Системная индустрия и сервис", филиал в городе Салехард, предметом - рыночное положение организации в настоящий период времени.

Методологической  основой разработки технологии принятия решений является системный подход. Для системного анализа характерно наличие определенных типов стандартных компонентов, которые практически всегда присутствуют в анализе любой проблемы. Сочетание этих характерных элементов в определенной последовательности, диктуемой структурой проблемы и причинно-следственными связями, и приводит к ее системному решению Основные элементы системного анализа образуют «кирпичи», которые укладываются в единое здание анализа с соблюдением логической последовательности: цели – пути достижения целей – потребные ресурсы. При решении задач каждого этапа этой логической цепочки широко используются различные подходы, модели и методы и методики.

Теоретической базой исследования являются работы таких ученых, Маркова В.Д. и Кузнецова; Фатхутдинова Р.А.; Зуб А.Т.; Лукшинов А.Н.; Виханский О.С.; Герчикова И.Н.

Структура курсовой работы состоит из трех глав, выводов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации

1.1 Понятие  SWOT – анализа

 

Системное проектирование эффективно функционирующей организации не может обойтись без анализа и синтеза информации о ее внешней и внутренней среде. Если при этом учесть соответствующие реакции субъекта на сигналы внешней и внутренней среды, то появляется возможность реализовать системные решения на практике. Современному руководителю необходимо иметь четкое и полное представление о системе благоприятных возможностей и угроз внешней среды, с одной стороны, и о сильных и слабых сторонах внутренней среды организации – с другой. Подобный анализ должен проводиться в рамках как стратегического, так и тактического управления организацией1.

Отличительная особенность рассмотренного подхода  к проведению SWOT – анализа на предприятии состоит в следующем:

1.Его построение базируется на методологии системно-целевого подхода, где основное внимание акцентируется на измерении параметров внешней и внутренней среды в пространстве, во времени и с учетом информационного потенциала.

2.Проведена структуризация факторов внешней и внутренней среды, являющаяся универсальной для любого предприятия.

3.Осуществляя синтез факторов внешней и внутренней среды, который далее в развитии замыкается на систему решений.

В этой связи  традиционный метод SWOT – анализа, является известным средством, позволяющим  провести детальное изучение внешней и внутренней среды. Результатом рационального SWOT – анализа, направленного на формирование обобщенного информационного потенциала, должны явиться эффективные решения, касающиеся ответной реакции (воздействия) субъекта (слабой, средней и сильной) в соответствии с сигналом (слабым, среднем или сильным) внешней среды. Сильные стороны предприятия призваны обеспечить его ускоренное продвижение к достижению стратегических целей, в то время как его «слабости» вызывают торможение. Здесь также естественно учитывать возможности и угрозы внешней среды, без которых невозможно верно определить «пучок» траекторий развития организации. Сила – это свойство организационной системы, которое при условии синтеза с возможностями внешней среды обеспечивает ускоренное продвижение системы к достижению стратегических целей. Особый интерес при этом представляет образование «спирали развития» - траектории, которая формируется вследствие «наложения» (синтеза) сильных сторон организационной системы на благоприятные возможности внешней среды (с учетом слабых сторон организационной системы и угроз внешней среды).

«Спираль развития» - это тот идеал, к которому должна стремиться организация в своем  стратегическом развитии. Путь к этому  идеалу лежит через синтез возможностей и сильных сторон, являющийся основой формирования ключевых компетенций. Слабость – негативное свойство организации, предопределяющее ее торможение в процессе движения к достижению стратегических целей. Торможение становиться существенным при слиянии (синтезе) основных слабостей организационной системы с существенными угрозами внешней среды. Возможности – это тенденции или события во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли.

Угрозы - это тенденции или события во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают значительное снижение показателей сбыта и прибыли.

 

1.2.Коассификация SWOT-фактор

 

Как известно, любое  измерение начинается с классификации.

Факторы внешней среды. В статегическом управлении внешнюю среду разделяют на среду косвенного действия (природно – климатическая (N), политическая и правовая (P), экономическая (E), социально-демографическая (S), сферы и сфера научно-технического прогресса (T) – факторы косвенного действия (NPEST – анализ)), и среду прямого действия (поставщики, потребители, конкуренты и др.- факторы прямого действия). Данная структуризация является универсальной и применена к любому предприятию. Среда косвенного действия формирует общие условия функционирования организации. В ряде случаев она влияет однонаправлено на все экономические субъекты. Иногда возникают ситуации, когда один и тот же фактор внешней среды можно отнести и к среде косвенного, и к среде прямого действия. Например, для сельскохозяйственных предприятий подобным фактором могут являться погодные условия.

Факторы косвенного действия внешней среды. К факторам косвенного действия (ФКД) относятся факторы, косвенно воздействующие как на саму организацию, так и на ее непосредственное окружение – факторы прямого действия (потребители, поставщики, стратегические партнеры, конкуренты). В специальной литературе анализ ФКД принято обозначать как PEST – анализ, поскольку выделяются политическая (Р), экономическая (Е), социальная (S) и научно – техническая (Т) сферы. При этом не заслуженно забыта сфера природы (N). Ее роль и влияние возрастают не только для предприятий АПК, но и для других отраслей. Поэтому аббревиатуру PEST целесообразно заменить NPEST. Факторы косвенного действия разделены на пять групп: природные; политические и правовые; экономические; социальные и культурные; технологические2.

Охарактеризуем  более подробно каждую из них.

Природные факторы. Все факторы природного характера  можно разделить с учетом пространственно – временных параметров на следующие группы:

1)Факторы биологического характера (заболевание птиц и животных, распространение саранчи и колорадского жука, болезни растений);

2)Климатические особенности местности (температурный режим, влажность, длительность светового дня);

3)Факторы планетарного значения (циклы солнечной тектонической активности);

4)Экологические факторы, связанные с деятельностью человека (загрязненность рек, загазованность);

5)Урожайность.

Политические  и правовые факторы. Оценка влияния политических факторов на организацию и ФПД отличается повышенной сложностью. Однако можно сказать, что это влияние весьма существенно для любой организации. К группе политических и правовых относятся следующие факторы: изменения в налоговом законодательстве, расстановка политических сил, патентное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, антимонопольное законодательство, денежно-кредитная политика, государственное регулирование, федеральные выборы, размер государственного бюджета.

Экономические факторы оказывают не менее существенное влияние на деятельность организации. Они, как и политические факторы, имеют многослойный характер. Сюда относятся: доступность кредитов, ставка процента, уровень инфляции, курсы обмена валют, размер налогового бремени, темпы экономического роста, стадии развития экономического цикла, благоприятность экономических условий.

Социальные  и культурные факторы включают в  себя рождаемость и смертность, интенсивность  иммиграции и эмиграции, среднюю  продолжительность жизни, располагаемый доход, стиль жизни, образовательные стандарты, покупательские привычки, отношение к труду и отдыху, отношение к качеству товаров и услуг, экономию энергии, социальную ответственность и социальное благосостояние.

К технологическим  факторам относят в первую очередь темпы научно-технического прогресса в разных отраслях науки. Научные открытия могут способствовать как появлению новых отраслей промышленности, так и закрытию старых, поэтому воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс создания нового и разрушение старого. Таким образом, появляется необходимость прогнозировать перемены, обусловленные появлением новых технологий3.

Факторы прямого действия внешней среды. Изучение факторов прямого действия (ФПД) логично начинать с анализа потребителей, так как именно потребители прежде всего определяют результативность организации. Если, например, покупатели отвергают продукцию данного предприятия, то остальные составляющие ФПД не имеют смысла.

Сегментация рынка. Существует множество способов сегментации рынка, при этом в каждом частном случае обычно выделяют от 5 до 15 переменных для деления рынка. Причем, чтобы не увеличивать количество сегментов до нереального, следует рассмотреть каждую из выбранных переменных: действительно ли идентифицированные с ее помощью секторы рынка требуют отдельного анализа.

Принципиально важно, чтобы анализ потребителей был  целесообразным, т.е. правильно выделены основные переменные. Целевой сегмент  – это однородная группа потребителей базового рынка фирмы, обладающая сходными потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы.

Факторы внутренней среды. Внутренняя среда организации – это совокупность управляемых субъектом элементов, которые представлены двумя классами пространства внутренней среды организации: а) пространством «сильных сторон» организации; б) пространством «слабых сторон» организации. Они, в свою очередь, делятся на:

1.Факторы прямого действия (ФПД) – продукты и услуги;

Информация о работе Совершенствование анализа внешней и внутренней среды организации