Совершенствование анализа внешней и внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение комплексного исследования внутренней и внешней среды компании ООО "Системная индустрия и сервис" на основе применения методики SWOT-анализа. Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие SWOT – анализа……………………………………………………4
1.2.Коассификация SWOT-фактор……………………………………………….6
1.3.SWOT-анализ и прогнозирование…………………………………………..10
Выводы по первой главе………………………………………………………...14
2.Аналитическая основа анализа внешней и внутренней среды организации………………………………………………………………………15
2.1. Характеристика ООО "Системная индустрия и сервис"…………………15
2.2.Анализ внешней и внутренней среды организации……………………….18
Вывод по второй главе………………………………………………………......28
3.Совершенствование анализа внешней и внутренней среды организации……………………………………………………………………....29
3.1.Планирование изменений в организации…………………………………..29
3.2.Формирование предложений по улучшению деятельности организации………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсач свот-анализ.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы  видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3%, а по реализации - на 4,9%. Это  свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

                                                                                                     Таблица №3.

Оценка выполнения плана по ассортименту за 2009

(плановые данные  – 2008)

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб.

план

факт

А

83200

85000

102,2

83200

Б

62500

56000

89,6

56000

В

100000

120300

120,3

100000

Г

68800

66800

97,1

66800

ИТОГО

314500

328100

104,3

306000


 

Из данной таблицы  видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3% (306000: 314500 * 100). Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот7. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

2.2.Анализ внешней и внутренней среды организации

 

Выбор и разработка стратегии организации начинается с анализа ее внешней среды. Внешняя  среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного ее контроля и могут оказать влияние на ее стратегию. По степени воздействия на организацию внешние факторы делятся на две группы: отдаленного воздействия (макросфера) и непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы (микросфера)8. Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для предприятия это является важнейшим условием деловой активности. Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

                                                                                                Таблица №4.

PEST-анализ

Фактор

Оценка

Политическая  ситуация (правовая среда) (P)

В России слишком  много политических партий, течений, общественных движений и организаций, стремящихся к власти. В то же время нет правительства профессионалов. Законы, указы противоречат друг другу. Государственная политика непредсказуема, что представляет неблагоприятную среду для бизнеса.

Постепенное совершенствование  законодательства РФ благоприятным  образом влияет на деятельность хозяйствующих  субъектов

Экономика (E)

В настоящее время происходит оживление экономики. Растет величина ВНП, снижается темп инфляции (по сравнению с предыдущими годами), налогообложение становится не таким обременительным; хотя очень медленными темпами, но растет общий уровень экономического развития, развиваются конкурентные отношения, формируется структура населения, растет уровень профессиональной подготовки рабочей силы

 

Все это, конечно, благоприятно влияет на деятельность российских предприятий, и в частности, ООО «СиС».

В разряде экономических  факторов необходимо также отметить специфичность сибирского климата, не учитывать который «СиС» просто не может.

Социальная  среда (S)

С 1991г. в России постоянно ухудшается социальная ситуация. Социальная политика является малоэффективной, следовательно, социальная защищенность бедных слоев населения очень слабая. Произошло резкое расслоение населения по уровню жизни. Коррупция чиновничьего аппарата стала настоящим бедствием для России, препятствующая развитию предпринимательства

Технологическая среда (Т)

В России удельный вес экстенсивных технологий значительно больше, чем в странах с развитой рыночной системой. Средства производства изношены, кое-где они просто устарели. У нас есть прекрасные разработки – нет средств для реализации проектов


 

Рис. 2 Основные факторы PEST — анализа

Анализ  микросреды. Одной из наиболее простых и доступных методик анализа микросреды компании является SWOT-анализ. Основная цель SWOT-исследования окружающей микровнешней среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха. Сила – это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке. Слабость – это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей удается, или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Возможности – это тенденции или события во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли. Угрозы – это тенденции или события во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают значительное снижение показателей сбыта и прибыли.

Задачи SWOT-анализа:

1.Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;

2.Выявить возможности и угрозы внешней среды;

3.Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

4.Сформулировать основные направления развития предприятия.

Элементами  внешней среды являются возможности и угрозы. Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие использует для получения преимущества.

Рыночные угрозы - это события, наступление которых оказывает неблагоприятное воздействие на предприятие. Успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности.

Рис. 3 Микро внешняя среда организации

                                                                                                        Таблица №5.

Сильные, слабые стороны. Возможности и угрозы организации

Сильные стороны

1.Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя;

2.Умение избежать сильного давления со стороны конкурентов;

3.Удобное месторасположение;

4.Долгосрочные отношения с крупными клиентами;

5. Квалифицированный персонал;

6.Накопленный  многолетний опыт работы на  рынке.

1.Способность выхода на новые рынки;

2.Способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции;

3.Пути расширения ассортимента продукции.

Возможности

Слабые стороны

1.Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности;

2.Стоимость изделий больше чем у конкурентов.

1.Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками;

2.Высокая зависимость от снижения спроса;

3.Растущая требовательность покупателей.

Угрозы


 

Для проведения SWOT-анализа требуется пройти следующие  этапы:

1. Выбор объекта  исследования. В моей организации SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей. Это упражнение полезно при определении привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы по их преследованию.

SWOT-анализ проводится, как комплекс структурированных SWOT-анализов:

-SWOT-анализ предприятия, как единого целого по сравнению со всеми конкурентами;

-SWOT-анализ предприятия, как единого целого по сравнению с каждым важным конкурентом;

-SWOT-анализ бизнесов предприятия по сравнению с основным конкурентом в данном виде бизнеса;

-SWOT-анализ продуктов предприятия по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов или товаров-аналогов.

Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.

2. Сбор информации  для проведения SWOT-анализа. Сбор информации осуществляется из всех доступных источников. В первую очередь, это – внутренняя информация, обзоры рынков. А также вторичная информация: статьи в журналах, реклама конкурентов, Интернет, справочные данные. Результатом сбора информации является чёткое и ясное представление о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах предприятия.

3. Построение SWOT-анализа  в общей форме. Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов перечисляются наиболее важные элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости. Включаются в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой её видит рынок. Сильные и слабые стороны должны рассматриваться по отношению к конкурентам. Необходимо постоянно помнить, что сильные и слабые стороны - это внутренние аспекты, а возможности и угрозы - это внешние аспекты рыночной среды.

4. Раскрытие  матрицы SWOT-анализа для формирования  взаимосвязей. Раскрытие матрицы SWOT-анализа заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами. Это достигается благодаря использованию следующей матрицы (Таб. 6):

1.Первичное  формулирование фраз

2.Анализ их осуществимости и значимости

3.Ранжирование фраз по значимости в каждом квадранте

4.Дополнение сильных и слабых сторон при необходимости

5.Корректировка полученных фраз до уровня приемлемого для реализации

                                                                                                      Таблица №6.

Развёрнутая форма SWOT-анализа

 

Список сильных  сторон:

1. Хорошее впечатление  сложившееся об организации у  потребителя;

2. Умение избежать  сильного давления со стороны  конкурентов;

3. Удобное месторасположение;

4. Долгосрочные  отношения с крупными клиентами;

5. Квалифицированный  персонал;

6. Накопленный  многолетний опыт работы на  рынке.

Список слабых сторон:

1. Неудовлетворительная  организация маркетинговой деятельности;

2. Стоимость  изделий больше чем у конкурентов;

 

 

Список возможностей:

1. Способность  выхода на новые рынки;

2. Способность использов. навыки и ноу-хау в выпуске новой продукции;

3. Пути расширения  ассортимента продукции.

Диверсификация  деятельности, увеличение объемов производства и сбытов продукции.

Разработка  маркетинговой деятельности, снижение затрат на производство.

Список угроз:

1. Выход на  рынок иностранных конкурентов  с более низкими издержками;

2. Высокая зависимость  от снижения спроса;

3. Растущая требовательность  предприятия.

Диверсификация  деятельности.

Если столкнутся слабые стороны и угрозы то произойдет крах фирмы.


По результатам  построения данной матрицы можно  перейти к следующему шагу.

5. Определение  основных направлений развития. Для определения основных направлений развития бизнеса необходимо, использовать полученные данные SWOT-анализа (общая форма и развёрнутая форма). SWOT-анализ в своей общей и развёрнутой форме содержит основной недостаток. SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общее направление (т.е. север, юг, запад, восток), а конкретную «тропинку», скорость движения, транспортное средство необходимо определять и подбирать отдельно.

Кроме обозначенного  недостатка, имеются и другие аспекты, которые заключаются в том, что SWOT-анализ не даёт ответа на следующие вопросы:

-А что будет, если возможности не выполнят ожидания?

Информация о работе Совершенствование анализа внешней и внутренней среды организации