Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:02, автореферат
Актуальность темы. С момента обретения независимости Республика Казахстан уверенно строит рыночную экономику. Как и во всех странах с трансформационной экономикой в последние годы выявились некоторые диспропорции. До 2007 года экономика Республики Казахстан развивалась в условиях постоянного экономического роста, семимильными шагами развивался банковский сектор, который среди стран СНГ заслуженно признавался лучшим и по степени реформированности, и по основным макроэкономическим показателям, и по соответствию банковской деятельности международным стандартам.
Поэтому в настоящее время все большее внимание уделяется проблеме международного банковского регулирования, которое должно быть разумным, достаточным для предотвращения банковских рисков и банковских кризисов, так как этого требует трансформация банковского дела, поскольку на смену традиционным банковским операциям пришли новые банковские продукты и технологии, и сегодня мы имеем дело с новым информационно-гарантийным (виртуальным) банковским бизнесом.
Таким образом, нужно отметить, что
само понятие «банковская
Примечание- рисунок составлен автором
на основе обобщения теоретических
источников
Так что же включает в себя понятие «банковское
регулирование», «банковский надзор»,
«государственный контроль за деятельностью
банков», «пруденциальное регулирование»?
Исследование и анализ понятия банковского
регулирования в большинстве трудов рассматривают
с двух аспектов – макроэкономического
и микроэкономического.
Так как вечный спор между кейнсианцами
и монетаристами по поводу роли государства
по своему разрешил мировой глобальный
экономический кризис, доказавший, что
рынки не являются конкурентными, а сама
рыночная система не может обеспечить
макроэкономическое равновесие. Сравнительная
характеристика основных положений теорий
Дж. М. Кейнса и М. Фридмена дана в таблице
2.
Таким образом, еще раз можно подчеркнуть,
что регулирование банковской деятельности
– это составная часть государственного
регулирования экономики, выражающаяся
через денежно-кредитную политику государства.
Другими словами можно сказать, что регулирование
и надзор за деятельностью банков эта
составная часть денежно-кредитного регулирования
экономики.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика основных положений взглядов антикризисной политики Дж. М. Кейнса и М. Фридмена
Положения |
Дж. М. Кейнс |
М. Фридмен | |
1 |
Характеристика антикризисной политики |
Политика краткосрочной |
Политика долгосрочной стабилизации |
2 |
Роль государства в |
Выделял особую роль активного вмешательства государства в экономику |
Считал, что вмешательство государства в экономику нарушает ее естественный ход и развитие |
3 |
Основные проблемы, которые должны регулироваться государством |
Безработица, обеспечение занятости и экономического роста |
Борьба с инфляцией |
4 |
Инструменты |
Бюджетная политика, стимулирование спроса на средства производства и предметы потребления |
Денежно-кредитные инструменты, ориентированные на долгосрочные задачи |
П р и м е ч а н и е: Таблица составлена автором. |
Обосновывая необходимость банковского
регулирования ученые приводят доказательства
последствий банковской паники:
- разорение отдельных региональных банков
могут привести к временному сокращению
денежной массы, нарушению заемных соглашений
и истощению источников предоставления
кредитов;
- возникшие серьезные затруднения у промышленных
и коммерческих предприятий данной территории
(в первую очередь финансовые) могут серьезно
сказаться на благополучие жителей данного
региона;
- в экономике происходит быстрое сокращение
банковских резервов и предложения денег
(за исключением тех случаев, когда центральный
банк своими энергичными действиями восстанавливает
доверие к финансовой системе государства),
т.е. выполняет функцию кредитора в последней
инстанции.
Так как основная причина регулирования
банковской деятельности заключается
в убежденности властей в том, что крах
любого банка, неизбежно имеющий финансовые
и экономические последствия наносит
ущерб не только его владельцам, акционерам,
но и обществу в целом.
Особенно, если это касается системообразующих
банков. На этот счет у американского ученого
Ф. Мишкина есть крылатое выражение: «Он
сильно большой, чтоб его банкротить».
Как известно, банкротство банка может
наступить в том случае, когда его активы
начинают оцениваться в меньшую сумму,
чем его пассивы, и он не может полностью
выполнить свои обязательства.
Само
слово «регулирование» в
«Регулирование – это подчинение определенному
порядку или правилам, а контроль – это
проверка выполнения чего-либо, допустим,
законов, решений, планов или наблюдения
с целью проверки» - утверждали Р.Л. Миллер
и Д.Д. Ван-Хуз. Также они писали, что «банковское
регулирование предполагает активное,
упорядочивающее воздействие на деятельность
кредитных организаций с помощью различного
рода инструментов».
Также на этот счет высказался Ф. Мишкин
«Банковский надзор – это контроль за
деятельностью банков со стороны центральных
банков, контроль соответствующих кредитных
организаций за расходованием банковского
кредита дебитором».
И здесь мы вплотную подошли к рассмотрению
взаимосвязи понятий «регулирование»,
«надзор», «контроль». Прежде всего, мы
должны отметить их диалектическую связь.
Так как понятие «банковское регулирование»
гораздо шире понятие «банковский контроль
и надзор». Хотя на практике бывает трудно
определить, чем эти понятия отличаются
друг от друга и зачастую они используются
как взаимозаменяемые.
«Регулирование банковской деятельности
означает контроль над работой банков,
который проводится для того, чтобы обеспечить
устойчивость некоторых из них, и предусматривает
целостный и непрерывный надзор за осуществлением
каждым банком его функций в соответствии
с действующим законодательством и инструкциями.
Необходимость банковского надзора и
контроля со стороны Центрального банка
за деятельностью кредитных институтов
обусловлена выполнением ими важной роли
посредника в рыночной экономике».
«По существу надзор в понимание контроля
есть важная функция государственного
управления за соблюдением исполнительской
дисциплины и правопорядка, за осуществлением
правомерности каких-либо операций (финансовый
контроль, страховой надзор, прокурорский
надзор, надзор по соблюдению техники
безопасности, безопасности дорожного
движения и другие его виды). Методы банковского
надзора обеспечивают организационное
единство действующих инструментов денежно-кредитной
политики по единым нормативно-регуляторным
принципам, обеспеченный единый методологией
регулирования (системное наблюдение
– мониторинг деятельности, выявление
отклонений, детальное инспектирование,
принятие решений по предупреждению сверхнормативных,
чрезмерных рисков – отмечают казахстанские
ученые Н.Н. Хамитов и Д.Ж. Байбулатов.
Поэтому на наш взгляд под понятием «
банковское регулирование» нужно понимать
совокупность мер, методов, инструментов
экономического, административного и
правового характера, с помощью которых
надзорный уполномоченный государственный
орган воздействует на деятельность банков
второго уровня в целях обеспечения стабильного
устойчивого функционирования как отдельно
взятого банка, так и всей банковской системы
в целях раннего выявления и предупреждения
системных рисков. При этом «банковское
регулирование» понятие шире чем «контроль
за банковской деятельностью» и «надзор
за банковской деятельностью».
Схематически система банковского регулирования
представлена на рисунке 2.
Как видно из данной схемы система банковского
регулирования состоит из 2 блоков:
Рисунок 2. Система банковского
регулирования
Примечание – рисунок составлен автором
Эти два блока строятся на контроле, который в свою очередь подразделяется на следующие виды:
Внутренний контроль банка обеспечивается задачами саморегулирования. В немалой степени в процессе банковского регулирования и надзора играет и процесс саморегулирования в банке. Под саморегулированием нужно понимать регулирование внутрибанковской деятельности. Если основной целью деятельности банков второго уровня является получение прибыли, то основной задачей банковского менеджмента является такая самоорганизация деятельности, которая способствовала бы:
9) стабильному выполнению
Банковский надзор сочетает в себе дистанционный,
инспекционный, пруденциальный надзор. Следовательно,
современный банковский надзор в соответствии
с требованиями международных стандартов
– это риск-ориентированный, направленный
на обеспечение стабильности и устойчивости
банковского сектора, и раннего выявления,
и предотвращения системных рисков.
Надзор – разновидность государственного
регулирования банковской деятельности,
средство обеспечения пруденциального
надзора, то есть надзор за реализацией
нормативности в банковской деятельности,
это наблюдение (дистанционное и контактное
за исполнением и соблюдением конкретными
кредитными организациями законодательства,
нормативных актов, финансовых нормативов
и правил бухучета и отчетности).
«Надзор – процесс внешнего контроля
государственных органов, который означает
отслеживание, наблюдение (мониторинг)
проверок и анализа всех параметров деятельности
банка с целью контроля соблюдения банком
и его работниками норм законодательства,
правил, положений и инструкций Национального
банка и АФН».
Большинство ученых считают, что цели
банковского регулирования, являются
общими для всех стран. Среди которых нужно
выделить следующие:
- обеспечение платежеспособности депозитных
учреждений, предупреждение банкротств;
- обеспечение ликвидности депозитных
учреждений;
- обеспечение экономической эффективности
банковской сферы и улучшение функционирования
экономики.
То есть это означает, что необходимость
регулирования банковской деятельностью,
как уже было отмечено обусловливается
особой экономической и социальной природой
банков, их значимость для развития экономики.
Во-первых, банк – это общественный институт,
аккумулирующий и размещающий денежные
средства широкой публики. Во-вторых, банк
в рыночной экономике – коммерческое
предприятие, зарабатывающий прибыль
и подвергающий себя разнообразным рискам.
В современных условиях это регулирование
сводится, прежде всего, к надзору за операциями
банков в интересах стабильности всей
экономики.
Поэтому можно сказать, что цели и функции
банковского надзора во многих странах
также совпадают:
- проверка финансовой надежности кредитных
организаций;
- защита интересов вкладчиков и кредиторов
от плохого управления или мошенничества;
- гарантирование «здоровья» банковскому
сектору, предотвращение сосредоточения
экономической мощи в немногих руках (антимонопольный
надзор), повышение эффективности банковского
дела и способствование справедливому
распределению кредита в экономике для
содействия экономическому росту страны;
- обеспечение условий развития конкуренции
в сфере денежно-кредитного отношений;
- обеспечение стабильности и устойчивости
банковской системы эффективного, бесперебойного
функционирования всех элементов финансового
рынка.
При этом надо отметить, что цель надзора
– это не просто выявление каких-то ошибок,
нарушений в деятельности и прозрачности
проводимых банковских операций и оказываемых
услуг. Побудительное воздействие надзора
это изменить в нужном направлении векторы
своей деятельности и конечные результаты.
После определения целей и задач системы
банковского регулирования и надзора
необходимо остановиться на принципах
и функциях банковского надзора:
К принципам нужно отнести следующее:
Первый принцип означает, что
ко всем банковским (финансовым) организациям,
выполняющим одинаковые виды банковской
деятельности, должны предъявляться
одинаковые требования без исключения
из правил.
Второй принцип означает, что под действие
системы банковского регулирования
и надзора должны подпадать все без исключения
банковские (кредитные) организации, функционирующие
на территории страны.
Третий принцип означает, что в зависимости
от национальных особенностей или иных
стран функция банковского надзора может
быть законодательно закреплена как за
Центральным банком, так и за другими уполномоченными
органами.. К примеру, в России функция
банковского надзора закреплена за Центральным
банком Российской Федерации, в Казахстане
– помимо Нацбанка, еще и за АФН.
Функции банковского надзора следующие:
Превентивная функция, по мнению многих
ученых – это способность надзора
располагать специальным
Сигнализирующая функция – это способность
обладать диагностическим инструментарием,
позволяющим выявлять негативные тенденции
и принимать меры надзорного регулирования.
Контрольная функция призвана выявлять
отклонения в соблюдении регулятивных
норм и требований, причины их возникновения,
эффективность действий надзорного органа
и кредитного института по предотвращению
и устранению возникших проблем.
. Однако, как подмечают казахстанские
ученые еще в 2001 году задолго до кризиса
2007-2009 годов: «Сложность системы регулирования
деятельности банков обусловлена определенной
противоречивостью надзорных задач с
задачами социально-экономического развития,
направленных на расширение масштабов
кредитования, усиление потока инвестиций
в ценные бумаги, что может в определенной
степени подорвать финансовую надежность
деятельности банковского учреждения.
В соответствии с чем, первоочередность
надзорных мер связана с опознанием, отслеживанием,
анализом и оцениванием, контролем, направленным
на ограничение банковских рисков вплоть
до отзыва лицензией на банковскую деятельность.
Между тем нужно отметить, что пруденциальное
регулирование не самоцель, это способ
предотвращения финансовой нестабильности
банковского сектора, инструмент проведения
денежно-кредитного регулирования экономики.
Таким образом, на наш взгляд банковское
регулирование и надзор во временном аспекте
можно разделить на три цикла:
- начальный – регулирование и контроль
в процессе создания банков;
- промежуточный – контроль и надзор за
текущей деятельностью;
- заключительный – регулирование процессов
реорганизации, добровольной или принудительной
ликвидации.
Исходя из вышесказанного, считаем, что
понятия «банковский надзор» и «пруденциальное
регулирование» нужно определить следующим
образом: Банковский надзор – это внешний контроль
государственных уполномоченных органов,
основанный на проверках, анализе ,мониторинге
количественных и качественных параметров
деятельности банков, соблюдении ими и
их персоналом обязательных к исполнению
требований, норм ,правил ,нормативов как
в процессе создания банков, так и в текущей
их деятельности, а также в условиях санации,
консервации, реструктизации, ликвидации».
А пруденциальное регулирование- это часть
банковского регулирования, осуществляемого
государственным уполномоченным органом,
основанного на контроле и анализе за
выполнением банками установленных количественных
параметров их деятельности и экономических
нормативов, обязательных к исполнению.
Как показывает практика, органы банковского
регулирования и надзора не могут предотвратить
банкротства банков. Их основная задача
стимулировать процесс управления банковскими
рисками, способствовать созданию действенной
и эффективной законной системы управления
рисками. Поскольку в функции банковского
надзора не входит всеобъемлющий контроль
буквально за всеми банковскими операциями.
Здоровая конкуренция, соответствующая
рыночная дисциплина, наличие и развитие
«пруденциального мышления» у самих банкиров
должны побуждать банки к проведению осмотрительной
политики, поддержанию финансовой устойчивости,
а не карательные меры органов банковского
надзора. Как уже выше было сказано, в научной
литературе четко не разделяются понятия
«банковское регулирование» и «банковский
надзор». Однако мы поддерживаем мнение
ряда ученых, что понятие «банковское
регулирование» гораздо шире понятия
«банковский надзор». Но вместе они создают
основу процесса надзора и контроля в
банковской системе. Тем более в международной
практике четко разделяются органы банковского
регулирования и банковского надзора.
За последние два десятилетия высокие
темпы инноваций на финансовых рынках
и глобализация финансовых потоков изменили
суть банковского дела до неузнаваемости.
Технологические новшества и дерегулирование
дали как новые возможности банкам, так
и способствовали возрастанию конкуренции
между банками и небанковскими финансовыми
учреждениями.
Банковский надзор включает в себя дистанционное
заочное наблюдение и инспектирование
на местах. Ведущие специалисты Всемирного
банка Хенти ванн Грюнинг и Соня Брайович
Братанович процесс банковского надзора
представили следующим образом на рисунке
3.