Совершенствование банковского регулирования и надзора в Республике Казахстан: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:02, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. С момента обретения независимости Республика Казахстан уверенно строит рыночную экономику. Как и во всех странах с трансформационной экономикой в последние годы выявились некоторые диспропорции. До 2007 года экономика Республики Казахстан развивалась в условиях постоянного экономического роста, семимильными шагами развивался банковский сектор, который среди стран СНГ заслуженно признавался лучшим и по степени реформированности, и по основным макроэкономическим показателям, и по соответствию банковской деятельности международным стандартам.

Файлы: 1 файл

дессертация по Банк надзору.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

№ п/п

годы

Количество БВУ

Количество вновь созданных  банков

Количество филиалов

всего

в том числе государственных

1

2

3

4

5

6

1988

6

4

6

395*

1989

14

5

8

395*

1990

29

5

15

409*

1991

70

5

41

438*

1992

155

1

90

508*

1993

204

1

63

724

1994

184

4

13

1042

1995

130

4

2

1036

1996

101

5

2

949

1997

82

5

6

583

1998

71

1

3

459

1999

55

1

2

426

2000

48

1

1

418

2001

44

1

1

400

2002

38

2

-

368

2003

35

2

-

368

2004

35

1

-

368

2005

34

1

-

326

2006

35

1

1

326

2007

33

1

-

320

2008

35

1

3

352

2009

37

1

-

379

*Без учета филиалов Казсбербанка [101]

Примечание: таблица составлена автором  на основе обобщения литературных источников


Как показывают данные таблицы 6, меры воздействия за период с 1992 по 2008 годы были приняты к 226 банкам, в том числе за несвоевременное начало деятельности к 18 банкам, за недостатки в работе к 139 банкам, по решению Правительства к 2 банкам, по решению суда к 2 банкам, к 11 банкам в связи с различными преобразованиями, произошло 23 слияния банков, 23 банка были преобразованы в филиалы других банков, 8 банков приняли решение о добровольной ликвидации.

Таблица 7 - Динамика изменения количества банков, у которых была отозвана лицензия.  

 

Годы

Всего

В том числе:

За 
задержку начала деятель 
ности

За недос 
татки в работе

В 
связи 
со слия 
нием с другим банком

В 
связи с преоб 
разова 
нием в филиал

По 
решению Правите-льства

По реше 
нию суда

В связи с преобразованием

В связи с добровольной ликви 
дацией

1992

7

2

2

-

3

-

-

-

-

1993

14

4

7

-

3

-

-

-

-

1994

33

8

16

-

9

-

-

-

-

1995

54

 

42

1

8

-

-

-

-

1996

31

-

28

3

-

-

-

-

-

1997

24

-

15

6

-

1

1

-

1

1998

14

1

3

2

-

1

1

3

3

1999

18

-

7

7

-

-

-

1

 

2000

8

-

5

1

-

-

-

1

1

2001

6

-

3

1

-

-

-

2

-

2002

6

-

3

-

-

-

-

3

-

2003

3

-

-

2

-

-

-

1

-

2005

1

-

1

-

-

-

-

-

-

2006

1

-

1

-

-

-

-

-

-

2007-2008

6

 

6

           

Примечание: таблица составлена автором  на основе обобщения литературных источников www.cbr.ru


При этом надо отметить, что в 1992 году было всего 155 банков, в 1993 -204 банка, в 1994 г. - 184 банка, в 1995г. - 130 банков, в 1996 г. - 101 банк, в 1997 г.- 82 с дальнейшим снижением  количества банков к 2009 году до 37 банков.  
Всего по состоянию на 1.01.2009 года ликвидировано 132 банка, по состоянию на 1.10.2009 года ликвидировано еще 6 банков.В данное время в процессе ликвидации находятся еще 5 банков – АО «Валют-транзит банк», АО «Наурыз Банк Казахстана», ОАО «Бизнесбанк», ОАО «Каз почта банк», ОАО «Комирбанк». 
Национальный банк РК всячески содействует обеспечению стабильности финансовой системы. В Меморандуме по вопросам финансовой стабильности, заключенному 10 ноября 2007 года между Правительством Республики Казахстан, Национальным банком и АФН отмечено, что «финансовая стабильность определяется как отсутствие диспропорций в экономике, которые могут привести к последующей негативной коррекции финансовых рынков, возникновению системного кризиса и неспособности финансовых институтов обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой системы, а также поддерживать деловую активность реального сектора экономики». 
В последние два года Нацбанк РК предпринял ряд мер для стабилизации банковского сектора.

Таблица 8 – Меры НБ РК по поддержанию  банковской системы

№ п/п

дата

меры

август 2007 г.

интенсивная поддержка ликвидности  БВУ путем предоставления краткосрочной  ликвидности в виде обратного  РЕПО, СВОП под залог МРТ, валютного  СВОП

август – октябрь 2007 г.

осуществлен досрочный выкуп нот  НБ РК в объеме 162,5 млрд. тенге

2007 г.

совокупные объемы рефинансирования в национальной валюте составили 4473,2 млрд. тенге, валютного СВОП – 3,7 млрд. долл.

январь – октябрь 2008 г.

объем рефинансирования  - 2,4 млрд.тенге, в инвалюте – 2,6 млрд. долларов

2007 г.

заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов НБ РК между НБ РК, АФН, БВУ

август 2007 г.

НБ РК внесены изменения в  Правила о минимальных резервных  требованиях, направленные на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов

2008 г.

осуществлен ряд регуляторных изменений: 
- снижены лимиты банковского займа под залог остатков денег на корреспондентских счетах с размером не 70% от остатков в день обращения и не более 70% средних остатков за последний период формирования минимальных резервных требований до не более чем 50%

2008 г.

НБ РК дважды в течении года расширил список залогового обеспечения по операциям  рефинансирования

2007 - 2009 гг.

изменение ставки рефинансирования с 11% до 7%

2007 – 2009 гг.

изменение норматива МРТ 
с 6% до 1,5% по внутренним обязательствам 
с 8% до 2,5% по иным обязательствам

Примечание: таблица составлена автором  на основе обобщения литературных источников


Изменение ставки рефинансирования представлено в таблице 9, а нормы минимальных резервных требований в таблице 10.

Таблица 9 – Динамика изменения  ставки рефинансирования

№ п/п

дата

Размер ставки рефинансирования

1

2

3

1

1993 г.

в течении года выросли с 65% до 240%

2

1994 г.

в течении года снизилась с 300% до 230%

3

1997 г.

18,5%

4

1998 г.

25%

5

1999 г.

18%

6

2000 г.

14%

7

2001 г.

12%

8

2003 г.

7%

9

2005 г.

8%

10

2006 г.

с 1 апреля повышен до 8,5%, с 1 июля до 9%

11

2007 г.

11%

12

2008 г.

10,5

13

2009 г.

в течение года изменилась трижды с 9.5% до 7%

Примечание: таблица составлена автором   на основе обобщения литературных источников


Ставка рефинансирования в течении 2008-2009 года изменилась 7 раз с 10,5% до 7%. Снижены нормативы МРТ в 2008 году позволило высвободить порядка 350 млрд.тенге. В течение 2009 года норматив МРТ снижался 3 раза.

Таблица 10 – Динамика изменения  норматива минимальных резервных  требований

№ п/п

дата

величина норматива МРТ

1

1993

20 %

2

1994

30 %

3

1996

15 %

4

1997

10 %

5

1999

10 %

6

2000

8 %

7

2001-2002

8 %

8

2003-2005

6 %

9

2007

6 % по внутренним обязательствам 
8 % по иным обязательствам

10

июль 2008

5 % по внутренним обязательствам 
7 % по иным обязательствам

 

ноябрь 2008

2 % по внутренним обязательствам 
3 % по иным обязательствам

11

март 2009

1,5 % по внутренним обязательствам 
2,5 % по иным обязательствам

Примечание: таблица составлена автором 


4 июля 2003 г. в рамках реформирования  системы государственного регулирования  финансового рынка был принят  Закон «О государственном регулировании и надзора» финансового рынка и финансовых организаций и создан единый государственный орган надзора за деятельностью участников финансового рынка – Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее АФН РК). 
Цели государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций: 
- обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций, и поддержание доверия к финансовой системе в целом; 
- обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг; 
- создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке; 
Задачи государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций: 
- установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций; 
- мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы; 
- сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности; 
- стимулирование внедрения современных технологий, обеспечения полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услуг. 
- реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; 
- создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции; 
- повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использования мер полного выполнения своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств. 
Принципы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций: 
- обеспечение эффективного использования ресурсов и инструментов регулирования; 
- прозрачности деятельности финансовых организаций и финансового надзора; 
- стимулирование управления финансовых организаций, основанного на оценке рисков; 
- комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке; 
- ответственность органов управления финансовой организации.

Информация о работе Совершенствование банковского регулирования и надзора в Республике Казахстан: теория и практика