Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:02, автореферат
Актуальность темы. С момента обретения независимости Республика Казахстан уверенно строит рыночную экономику. Как и во всех странах с трансформационной экономикой в последние годы выявились некоторые диспропорции. До 2007 года экономика Республики Казахстан развивалась в условиях постоянного экономического роста, семимильными шагами развивался банковский сектор, который среди стран СНГ заслуженно признавался лучшим и по степени реформированности, и по основным макроэкономическим показателям, и по соответствию банковской деятельности международным стандартам.
№ п/п |
годы |
Количество БВУ |
Количество вновь созданных банков |
Количество филиалов | |
всего |
в том числе государственных | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1988 |
6 |
4 |
6 |
395* | |
1989 |
14 |
5 |
8 |
395* | |
1990 |
29 |
5 |
15 |
409* | |
1991 |
70 |
5 |
41 |
438* | |
1992 |
155 |
1 |
90 |
508* | |
1993 |
204 |
1 |
63 |
724 | |
1994 |
184 |
4 |
13 |
1042 | |
1995 |
130 |
4 |
2 |
1036 | |
1996 |
101 |
5 |
2 |
949 | |
1997 |
82 |
5 |
6 |
583 | |
1998 |
71 |
1 |
3 |
459 | |
1999 |
55 |
1 |
2 |
426 | |
2000 |
48 |
1 |
1 |
418 | |
2001 |
44 |
1 |
1 |
400 | |
2002 |
38 |
2 |
- |
368 | |
2003 |
35 |
2 |
- |
368 | |
2004 |
35 |
1 |
- |
368 | |
2005 |
34 |
1 |
- |
326 | |
2006 |
35 |
1 |
1 |
326 | |
2007 |
33 |
1 |
- |
320 | |
2008 |
35 |
1 |
3 |
352 | |
2009 |
37 |
1 |
- |
379 | |
*Без учета филиалов | |||||
Примечание: таблица составлена автором на основе обобщения литературных источников |
Как показывают данные таблицы 6, меры воздействия за период с 1992 по 2008 годы были приняты к 226 банкам, в том числе за несвоевременное начало деятельности к 18 банкам, за недостатки в работе к 139 банкам, по решению Правительства к 2 банкам, по решению суда к 2 банкам, к 11 банкам в связи с различными преобразованиями, произошло 23 слияния банков, 23 банка были преобразованы в филиалы других банков, 8 банков приняли решение о добровольной ликвидации.
Таблица 7 - Динамика изменения количества банков, у которых была отозвана лицензия.
Годы |
Всего |
В том числе: | |||||||
За |
За недос |
В |
В |
По |
По реше |
В связи с преобразованием |
В связи с добровольной ликви | ||
1992 |
7 |
2 |
2 |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
1993 |
14 |
4 |
7 |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
1994 |
33 |
8 |
16 |
- |
9 |
- |
- |
- |
- |
1995 |
54 |
42 |
1 |
8 |
- |
- |
- |
- | |
1996 |
31 |
- |
28 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
1997 |
24 |
- |
15 |
6 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1998 |
14 |
1 |
3 |
2 |
- |
1 |
1 |
3 |
3 |
1999 |
18 |
- |
7 |
7 |
- |
- |
- |
1 |
|
2000 |
8 |
- |
5 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2001 |
6 |
- |
3 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
2002 |
6 |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
2003 |
3 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
2005 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2006 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2007-2008 |
6 |
6 |
|||||||
Примечание: таблица составлена автором на основе обобщения литературных источников www.cbr.ru |
При этом надо отметить, что в 1992 году
было всего 155 банков, в 1993 -204 банка, в 1994
г. - 184 банка, в 1995г. - 130 банков, в 1996 г. - 101
банк, в 1997 г.- 82 с дальнейшим снижением
количества банков к 2009 году до 37 банков.
Всего по состоянию на 1.01.2009 года ликвидировано
132 банка, по состоянию на 1.10.2009 года ликвидировано
еще 6 банков.В данное время в процессе
ликвидации находятся еще 5 банков – АО
«Валют-транзит банк», АО «Наурыз Банк
Казахстана», ОАО «Бизнесбанк», ОАО «Каз
почта банк», ОАО «Комирбанк».
Национальный банк РК всячески содействует
обеспечению стабильности финансовой
системы. В Меморандуме по вопросам финансовой
стабильности, заключенному 10 ноября 2007
года между Правительством Республики
Казахстан, Национальным банком и АФН
отмечено, что «финансовая стабильность
определяется как отсутствие диспропорций
в экономике, которые могут привести к
последующей негативной коррекции финансовых
рынков, возникновению системного кризиса
и неспособности финансовых институтов
обеспечивать бесперебойное функционирование
финансовой системы, а также поддерживать
деловую активность реального сектора
экономики».
В последние два года Нацбанк РК предпринял
ряд мер для стабилизации банковского
сектора.
Таблица 8 – Меры НБ РК по поддержанию банковской системы
№ п/п |
дата |
меры |
август 2007 г. |
интенсивная поддержка ликвидности БВУ путем предоставления краткосрочной ликвидности в виде обратного РЕПО, СВОП под залог МРТ, валютного СВОП | |
август – октябрь 2007 г. |
осуществлен досрочный выкуп нот НБ РК в объеме 162,5 млрд. тенге | |
2007 г. |
совокупные объемы рефинансирования в национальной валюте составили 4473,2 млрд. тенге, валютного СВОП – 3,7 млрд. долл. | |
январь – октябрь 2008 г. |
объем рефинансирования - 2,4 млрд.тенге, в инвалюте – 2,6 млрд. долларов | |
2007 г. |
заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов НБ РК между НБ РК, АФН, БВУ | |
август 2007 г. |
НБ РК внесены изменения в
Правила о минимальных | |
2008 г. |
осуществлен ряд регуляторных изменений: | |
2008 г. |
НБ РК дважды в течении года расширил список залогового обеспечения по операциям рефинансирования | |
2007 - 2009 гг. |
изменение ставки рефинансирования с 11% до 7% | |
2007 – 2009 гг. |
изменение норматива МРТ | |
Примечание: таблица составлена автором на основе обобщения литературных источников |
Изменение ставки рефинансирования представлено в таблице 9, а нормы минимальных резервных требований в таблице 10.
Таблица 9 – Динамика изменения ставки рефинансирования
№ п/п |
дата |
Размер ставки рефинансирования |
1 |
2 |
3 |
1 |
1993 г. |
в течении года выросли с 65% до 240% |
2 |
1994 г. |
в течении года снизилась с 300% до 230% |
3 |
1997 г. |
18,5% |
4 |
1998 г. |
25% |
5 |
1999 г. |
18% |
6 |
2000 г. |
14% |
7 |
2001 г. |
12% |
8 |
2003 г. |
7% |
9 |
2005 г. |
8% |
10 |
2006 г. |
с 1 апреля повышен до 8,5%, с 1 июля до 9% |
11 |
2007 г. |
11% |
12 |
2008 г. |
10,5 |
13 |
2009 г. |
в течение года изменилась трижды с 9.5% до 7% |
Примечание: таблица составлена автором на основе обобщения литературных источников |
Ставка рефинансирования в течении 2008-2009 года изменилась 7 раз с 10,5% до 7%. Снижены нормативы МРТ в 2008 году позволило высвободить порядка 350 млрд.тенге. В течение 2009 года норматив МРТ снижался 3 раза.
Таблица 10 – Динамика изменения
норматива минимальных
№ п/п |
дата |
величина норматива МРТ |
1 |
1993 |
20 % |
2 |
1994 |
30 % |
3 |
1996 |
15 % |
4 |
1997 |
10 % |
5 |
1999 |
10 % |
6 |
2000 |
8 % |
7 |
2001-2002 |
8 % |
8 |
2003-2005 |
6 % |
9 |
2007 |
6 % по внутренним обязательствам |
10 |
июль 2008 |
5 % по внутренним обязательствам |
ноябрь 2008 |
2 % по внутренним обязательствам | |
11 |
март 2009 |
1,5 % по внутренним обязательствам |
Примечание: таблица составлена автором |
4 июля 2003 г. в рамках реформирования
системы государственного
Цели
государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций:
- обеспечение финансовой стабильности
финансового рынка и финансовых организаций,
и поддержание доверия к финансовой системе
в целом;
- обеспечение надлежащего уровня защиты
интересов потребителей финансовых услуг;
- создание равноправных условий для деятельности
финансовых организаций, направленных
на поддержание добросовестной конкуренции
на финансовом рынке;
Задачи
государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций:
- установление стандартов деятельности
финансовых организаций, создание стимулов
для улучшения корпоративного управления
финансовых организаций;
- мониторинг финансового рынка и финансовых
организаций в целях сохранения устойчивости
финансовой системы;
- сосредоточение ресурсов надзора на
областях финансового рынка, наиболее
подверженных рискам, с целью поддержания
финансовой стабильности;
- стимулирование внедрения современных
технологий, обеспечения полноты и доступности
информации для потребителей о деятельности
финансовых организаций и оказываемых
ими финансовых услуг.
- реализация мер по недопущению нарушений
прав и законных интересов потребителей
финансовых услуг;
- создание равных условий для функционирования
соответствующих видов финансовых организаций
на принципах добросовестной конкуренции;
- повышение уровня стандартов и методов
регулирования и надзора за деятельностью
финансовых организаций, использования
мер полного выполнения своевременного
и полного выполнения ими принятых обязательств.
Принципы
государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций:
- обеспечение эффективного использования
ресурсов и инструментов регулирования;
- прозрачности деятельности финансовых
организаций и финансового надзора;
- стимулирование управления финансовых
организаций, основанного на оценке рисков;
- комплексность мер по обеспечению защиты
интересов потребителей финансовых услуг
путем поддержки развития новых финансовых
инструментов и услуг, а также внедрения
современных технологий на финансовом
рынке;
- ответственность органов управления
финансовой организации.