Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:02, автореферат
Актуальность темы. С момента обретения независимости Республика Казахстан уверенно строит рыночную экономику. Как и во всех странах с трансформационной экономикой в последние годы выявились некоторые диспропорции. До 2007 года экономика Республики Казахстан развивалась в условиях постоянного экономического роста, семимильными шагами развивался банковский сектор, который среди стран СНГ заслуженно признавался лучшим и по степени реформированности, и по основным макроэкономическим показателям, и по соответствию банковской деятельности международным стандартам.
Особенностью организации
Создание единого надзорного органа,
осуществляющего надзор на консолидированной
основе, считаем было большим прорывом
и успехом для Казахстана.Так как раньше
существовало четыре надзорных органа:
- Департамент страхового надзора в Минфине
РК.
- Департамент банковского надзора в
Нацбанке РК.
- Надзор за брокерскими компаниями в
Комитете по ценным бумагам.
-Регулированием пенсионных фондов также
занимался отдельный Комитет Министерства
труда и социальной защиты.
В этой связи, раньше проверки в этих финансовых
организациях могли проводиться в разное
время, так как осуществлялись разными
ведомствами. Поэтому проверяемые финансовые
организации могли показывать хорошие
показатели, заимствуя денежные средства
в дочерних компаниях. То есть на лицо
был эффект «сообщающихся сосудов». Но
с 2004 года с созданием единого надзорного
органа проверяются одновременно все
структуры, входящие в состав финансовой
группы и поэтому теперь невозможен двойной
счет. Предистория создания национальной
системы банковского регулирования и
надзора такова. В целях дальнейшего повышения
эффективности системы государственного
регулирования финансового рынка Республики
Казахстан и надзора за складывающимися
на нем отношениями Указом Президента
РК от 15 августа 2002 года № 924 департаменты
регулирования рынка ценных бумаг, банковского
и страхового надзора, регулирования деятельности
накопительных пенсионных фондов Национального
банка были упразднены, на их основе создан
Департамент финансового надзора, в функции
которого были включены вопросы государственного
регулирования финансового рынка и финансовых
организаций. А 1 января 2004 года из структуры
Нацбанка РК было выделено самостоятельное
ведомство – АФН РК. Агентство в соответствии
с возложенными на него задачами выполняет
основные функции по государственному
регулированию и надзору, в том числе на
консолидированной основе в случаях, предусмотренных
законодательными актами Республики Казахстан,
за банковской, страховой деятельностью
накопительных пенсионных фондов, инвестиционных
фондов, а также за рынком ценных бумаг.
По состоянию на 1.10.2009 года действуют:
1) по вопросам
создания лицензирования финансовых организаций
- 4 Постановления Правления АФН РК:
2) по пруденциальным
нормативам - 5 Постановлений Правления
АФН РК:
3) по вопросам
предоставления и видов отчетности банками
второго уровня - 11 Постановлений Правления
АФН РК:
4) по вопросам
добровольной ликвидации банков второго
уровня - 3 Постановления Правления
АФН РК:
5) по вопросам
принудительной ликвидации банков второго
уровня - 8 Постановлений Правления:
Возможность негативных последствий в
результате воздействия «эффекта заражения»
вызвала необходимость изменения пруденциальных
нормативов с целью снижения уровня рисков
финансовой системы. По этой причине АФН
в 2007-2008 годах приняло ряд мер, направленных
на уменьшение внешнеэкономических рисков,
рисков ликвидности и достаточности капитала.
Таким образом, можно сказать, что руководствуясь
возложенными на него задачами АФН РК
всю свою деятельность подчинил главной
цели – обеспечение устойчивости и стабильности
финансового рынка, где банковский сектор
играет доминирующую роль и для этого
совершенствует законодательно-нормативные
акты, регулирующие деятельность как в
целом финансового рынка, так и отдельно
взятых финансовых организаций и использует
для этого как все классические методы
и инструменты регулирования, и надзора,
сочетая их с новыми методиками, вызванных
к жизни изменениями не только внутри
страны, но и мира, среди которых нужно
выделить применительно к банкам следующие:
- лицензирование;
- дистанционный надзор;
- инспекционный надзор;
- консолидированный надзор;
- стресс-тестирование;
- систему индикаторов, для расчета агрегированного
индекса финансовой устойчивости банковского
сектора (АИФУ), которые будут рассмотрены
в последующих параграфах.
Дистанционный надзор считается аналитическим
разумным надзором, который заключается
в систематическом анализе представленный
банками ежемесячной и ежеквартальной
отчетности. Важное место в системе надзорного
регулирования отводится пруденциальным
нормативам, которые являются обязательными
к выполнению всеми банками второго уровня.
Пруденциальные нормативы устанавливаются
в целях обеспечения устойчивости банковского
сектора, достижения стабильности денежно-кредитной
системы, защиты интересов вкладчиков.
Банковский надзор призван решать задачи
как на микроуровне, так и макроуровне.
Выполняя роль финансовых посредников,
банки соединяют в единый непрерывный
процесс - производство, распределение,
объем и потребление общественного продукта,
где деньги функционируют в качестве самостоятельной
формы меновой стоимости, средства обращения,
платежа и накопления, а также в процессе
своей деятельности, совершая различные
банковские операции и предоставляя банковские
услуги производят эмиссию безналичных
денег. Поэтому эффективность банковского
надзора на микроуровне проявляется прежде
всего в реализации активной капитализации
банков при хранении их финансовой устойчивости,
а также стимулов накоплений денежных
ресурсов в банках.
На макроуровне задача банковского надзора
состоит в том, что он выступает прежде
всего как инструмент денежно-кредитного
регулирования, обязательный элемент
современной рыночной экономики, основанной
на конкурентных взаимоотношениях, обеспечивающий
надежное и безопасное функционирование
банковской системы, снижение как внутренних,
так и внешних шоков.
В этих условиях считается, что пруденциальное
регулирование должно обеспечить как
собственную эффективность
Таким образом, можно сказать, что банковский надзор призван решить дилемму собственной и общественной эффективности банковского сектора. Отсюда можно сделать вывод, что пруденциальное регулирование всегда направлено на защиту системных интересов и поэтому носит макроэкономический характер. Поэтому многие ученые выделяют в основном две функции пруденциального регулирования – превентивную и защитную. Первая функция направлена на минимизацию рисков в деятельности банков, вторая на защиту интересов вкладчиков банков. Ключевой функцией является превентивная, так как основная ее задача ограничение операций банков, несущих высокую степень рисков для банков. С 2004 года установление пруденциальных нормативов в Республике Казахстан перешло от Нацбанка РК к АФН РК. В последние годы (2007-2009 гг.) были введены новые пруденциальные нормативы, направленные на снижение рисков, а в некоторые были внесены изменения. По состоянию на 1 октября 2009 года для банков второго уровня установлены следующие нормативы:
Поскольку пруденциальный надзор строится
с учетом банковских рисков, то ухудшение
показателей по пруденциальным
нормативам является сигналом для надзорных
органов. Однако, опять говоря об ассиметричности
информации переходных экономик нужно
отметить, что не всегда надзорный орган
в лице АФН РК своевременно реагирует
на отрицательные явления в банковской
системе и также своевременно предает
их огласке, порой замалчивая эти факты,
потому что, те или иные отрицательные
моменты не могут появиться внезапно,
в одночасье, особенно когда речь идет
о системообразующих банках. Об этом говорят
и те факты, что показатели агрегированного
индекса финансовой устойчивости по состоянию
на 1.07.2009 года приводят без учета данных
по двум банкам – АО «БТАбанк», АО «Альянсбанк».
По меньшей мере, это вызывает недоумение,
так как потребители услуг получают недостоверную
информацию, а банки не находятся в режиме
консервации, у них не отозвана лицензия.
Для построения агрегированного индекса
финансовой устойчивости отобраны показатели,
отражающие риски, которым в большей степени
подвержена отечественная банковская
система. Так, для анализа финансовой устойчивости
используется комплекс индикаторов, который
распределен на следующие группы:
Каждому показателю, за исключением пруденциальных показателей, на базе статистических методов, а также, подходов, используемых в международной практике, присваивается пороговое значение, достижение и (или) выход за пределы которого свидетельствует о нарастании (наличии) тех или иных рисков, что потребует от надзорного органа принятия необходимых мер в целях их ограничения и устранения. В целях оценки качества индикаторов АФН РК проведен корреляционный анализ между индикаторами. Для определения пороговых значений индикаторов проведен анализ показателей за период с 01.01.2008 года по 01.04.2008 года (квартальные), состоящий из 21 временного ряда значений. Пороговые значения индикаторов определены как среднеарифметические, скорректированные на стандартное отклонение в диапазоне кратности от 1,5 до 3. Форматы расчета индикаторов: процентное соотношение и темп прироста. Каждому индикатору присваиваются баллы и веса в диапазоне от I до 4 и от 1 до 2.
Оценка устойчивости банковского
сектора:
при значении агрегированного индекса
от 1 до 1,5 - финансовая устойчивость банков
классифицируется как стабильная;
от 1,5 до 2 – как нормальная (с умеренным
уровнем риска);
от 2 до 2,5 – как удовлетворительная
(с тенденцией к повышению рисков);
от 2,5 до 3 – как удовлетворительная (с
чрезмерно высоким уровнем рисков);
от 3 до 3,5 – как нестабильная: свыше 3,5
– как критическая.
Согласно результатам исследования, наибольшую
чувствительность к значению АИФУ проявляют
индексы качества ссудного портфеля и
эффективности деятельности, что обусловлено
давлением на доходность банковского
сектора повышения уровня резервирования
в связи с ухудшающимся качеством кредитного
портфеля, что и происходит в течение 2009
года.
При этом, индекс эффективности деятельности
изменился с апреля 2008 года с 3.0 до 4,0, индекс
качества ссудного портфеля изменился
с 2,2 до 3,0. Относительным постоянством
в динамике характеризуются индексы капитализации,
кредитного, рыночного рисков.
Стабильность индекса капитализации в
2008 году обусловлена тем, что в целом коэффициенты
достаточности собственного капитала
казахстанских банков на порядок превышают
установленные уполномоченным органом
нормативные требования, что свидетельствует
о наличии запаса прочности, сформированного
в условиях бурного роста банковской системы
на базе введенных мер по ужесточению
требований к капитализации по отношению
к рискам, связанными с активным притоком
внешних заимствований.
При этом, исходя из индикаторов, входящих
в группу индикаторов кредитного и рыночного
рисков, постоянство этих индексов связано
с существенным замедлением темпов кредитования
в условиях дефицита ликвидности в банковском
секторе. Напротив, индекс ликвидности
достаточно волатилен, что в целом адекватно
существующим условиям.
Исходя из оценки, особую озабоченность в настоящее время вызывает ухудшающееся качество кредитного портфеля, создающее давление на показатели доходности банковского сектора, что, соответственно, отразится по мере усиления тенденций на уровне капитализации банковского сектора.
Рисунок 4 - Карта рисков банковской
системы
Ри
П р и м е ч а н и е: Источник сайт АФН РК – www.afn.kz
Динамика индекса свидетельству
С точки зрения идентификации уязвимости
банков различным рискам в системе агрегированного
индекса требуется расширение перечня
индикаторов. Спектр рисков и их проявление
может быть достаточно разнообразным.
Эти вопросы являются предметом совершенствования
данного инструмента с целью повышения
его качества и эффективности для целей
надзора. По степени финансовой устойчивости
по состоянию на 1.01.2009 года 37 банков расположились
следующим образом:
нестабильный индекс – 1 банк;
Таблица 11 - Классификация банков по
степени финансовой устойчивости
на 01.01.2009 года
Оценка |
Стаби-льное |
Нормаль-ное |
Удовлетворительное |
Удовлетворительное |
Неста- |
Крити |
от 1 до 1,5 |
от 1,5 до 2 |
от 2 до 2,5 |
от 2,5 до 3 |
от 3 до 3,5 |
свыше 3,5 | |
количество |
3 |
18 |
13 |
2 |
1 |
0 |
П р и м е ч а н и е: Источник сайт АФН РК – www.afn.kz |
Надо отметить, что после девальвации
тенге в феврале 2009 года и национализации
двух системообразующих банков ситуация
изменилась в худшую сторону. Так на 1.01.2009
года индекс АИФУ составил 2,73, по состоянию
на 1.04. 2009 года индекс АИФУ составил 2,87,
что характеризует состояние банковской
системы как удовлетворительное с чрезмерно высоким
риском, а на 1.07.2009 года индекс АИФУ составил
-4,0 что соответствует критическому состоянию.
Для сравнения на конец 2008 года АИФУ составил
2,53, что также характеризует состояние
банковского сектора как удовлетворительное с чрезмерно высоким
риском.
Большую роль играет инспекционный надзор,
так как он позволяет на месте проверить
данные дистанционного надзора.
Основная цель инспекционного надзора
– это определение реального финансового
состояния банка, его институционального
развития, проверка достоверности данных
ответов и сведений, представляемых в
надзорный орган инспекции могут быть:
плановыми, внеплановыми, комплексными,
ограничен -ными, специальными, выполняться
по обращениям государственных органов.
Оценка финансового и институционального
состояния банка по рейтинговой системе
CAMELS называется комплексной оценкой. Оценка
отдельных компонентов системы CAMELS или
ревизирования отдельных сфер деятельности
банка называется ограниченной нспекцией.
Специальная инспекция предполагает ревизирование
деятельности банков по таким специфическим
вопросам, как кастодиальная деятельность,
трастовые операции, валютные операции
и выполнение условий валютного законодательства,
состояние расчетно-платежной системы,
уровень информационных технологий и
т.д.
Консолидированный надзор является важным
инструментом финансового надзора. В целом,
необходимость консолидированного надзора
связана с тем, что банки очень часто трансформируют
часть или рисковую часть своего бизнеса
на дочерние или аффилиированные с ними
организации, деятельность которых в отдельных
случаях может не подлежать финансовому
надзору. Таким образом, консолидированный
надзор должен обеспечить оценку устойчивости
всей финансовой группы банка, принимая
во внимание риски, которым может быть
подвержен банк, независимо от того отражаются
ли указанные риски в бухгалтерской отчетности
банка или связанных с ним организаций
или нет. Основной целью консолидированного
надзора является оценка стабильности
банка с учетом деятельности других участников
банковского конгломерата.
В настоящее время законодательство предусматривает
применение к банковским конгломератам
мер пруденциального регулирования, предусматривающих
оценку финансового состояния организаций,
входящих в состав банковского конгломерата,
получение более полной информации об
аффилиированных лицах финансовых организаций
и возможность принятия корректирующих
мер для устранения существенных рисков
финансовых организаций, применении ограниченных
мер воздействия в отношении организаций
входящих в состав банковского конгломерата.
АФН РК как надзорный орган республики
в числе приоритетов своей деятельности
на 2009 год предполагает:
1) продолжить дальнейшее совершенствование
процедур осуществления консолидированного
надзора в соответствии с рекомендациями
Базельского комитета по банковскому
надзору по осуществлению эффективного
банковского надзора;
2) совершенствовать внутренние процедуры
АФН, направленные на улучшение взаимодействия
различных структур самого агентства
по вопросам консолидированного надзора,
рабочих групп по мониторингу финансового
состояния участников банковского конгломерата;
3) внести изменения в нормативно-правовые
акты в части усиления требований к системам
управления рисками и внутреннего контроля.
Все эти меры должны снизить влияние последствий
глобального кризиса на финансовое состояние
банковских конгломератов.
В Республике Казахстан планомерно и успешно
проводится работа по внедрению принципов
«Базель –
II». Если на первых порах говорилось о
трудностях и проблематичности его внедрения
в Республике Казахстан, то в последние
2-3 года эта работа ускорилась и совершенствуется
одновременно по разным направлениям,
включая законодательную основу.
В результате проведенного исследования
автором сформированы следующие выводы,
научные результаты и рекомендации.