Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель работы, сформулировать выводы и предложения по совершенствованию деятельности системы страхования вкладов в банках России.
Актуальность темы определяется одним из факторов стабилизации российской экономики, а именно: динамикой роста сберегательного потенциала через рост реальных доходов населения. Источником расширения ресурсной базы банковского сектора являются денежные накопления граждан, которые так необходимы для усиления инвестиционных возможностей экономики. В связи с этим, активизация процесса накопления финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет огромную значимость.
По мнению отечественных
и зарубежных экономистов, низкий уровень
доверия граждан к коммерческим
банкам является основной проблемой, препятствующей
успешному процессу накопления финансовых
ресурсов физических лиц во вклады.
Правительство РФ и Банк России сегодня
предпринимают целый комплекс мероприятий
для изменения данной ситуации. Мы
относим к числу важнейших
из них введенный в 2003 году Федеральный
Закон «О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской
Федерации». Данным законом обеспечивается
защита интересов вкладчиков посредством
введения необходимой правовой базы,
устанавливаются
Необходимость наличия законодательной базы очевидна. Независимыми экспертами и представителями банковского сообщества в России отмечается положительное влияние принятого закона на развитие сберегательного дела.
Необходимость глубокого изучения данной проблемы, большая практическая важность ее теоретического обоснования обусловили выбор темы, цель и задачи данного исследования.
Данная работа направлена на исследование и решение проблем страхования депозитов в банках России.
Цель работы, сформулировать выводы и предложения по совершенствованию деятельности системы страхования вкладов в банках России.
Для достижения указанной цели, необходимо решить некоторые задачи:
1)Выяснить сущность и содержание системы страхования вкладов в банках России;
2)Рассмотреть международную практику систем страхования вкладов и возможность ее применения в банках России;
3)Определить экономическое содержание системы страхования вкладов, и ее финансовую основу на примере банка Русский стандарт;
4)Определить роль государства в обеспечении финансовой устойчивости системы страхования вкладов;
5)Сформулировать возможные пути совершенствования системы страхования вкладов;
Объект исследования данной работы является система страхования банковских вкладов в России;
Предмет исследования –
финансово-экономические
1.1 Система страхования банковских вкладов
Систе́ма страхова́ния вкла́дов (ССВ) — механизм защиты вкладов физических лиц в банках путём их страхования (гарантирования).
Основная идея работы ССВ заключается в проведении быстрых выплат вкладчикам из независимого финансового источника (например, специального фонда) в случае прекращения деятельности банка (отзыва у него соответствующей лицензии). Тем самым, не дожидаясь начала ликвидационных процедур, вкладчики гарантированно получают доступ к своим средствам.
Опыт большинства экономически развитых стран мира показывает, что система страхования (гарантирования) банковских вкладов является эффективным инструментом для решения комплекса социальных и макроэкономических задач. Прежде всего, она позволяет предотвращать панику среди вкладчиков, обеспечивая тем самым стабильность работы банковской системы и сокращая общественные издержки на преодоление последствий кризисных явлений. Кроме того, наличие ССВ повышает доверие населения к банковской системе, создавая предпосылки к долгосрочному росту частных депозитов.
В настоящее время ССВ в различных формах существует в 104 странах мира. Более половины всех страховщиков входят в Международную ассоциацию страховщиков депозитов (МАСД или IADI).
Опыт большинства экономически развитых стран мира показывает, что система страхования (гарантирования) банковских вкладов является эффективным инструментом для решения комплекса социальных и макроэкономических задач .Прежде всего, она позволяет предотвращать панику среди вкладчиков, обеспечивая тем самым стабильность работы банковской системы и сокращая общественные издержки на преодоление последствий кризисных явлений. Кроме того, наличие ССВ повышает доверие населения к банковской системе, создавая предпосылки к долгосрочному росту частных депозитов.
В настоящее время ССВ в различных формах существует в 104 странах мира. Более половины всех страховщиков входят в Международную ассоциацию страховщиков депозитов (МАСД или IADI).
Страхование вкладов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года (далее — Закон или закон о страховании вкладов).
Страхованию подлежат денежные средства физических лиц, размещенные во вклады и на счета в банках, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Ряд исключений приведен ниже.
Страхование вкладов осуществляется в силу указанного Закона и не требует заключения договора страхования. В целях управления системой страхования вкладов на основании закона о страховании вкладов в январе 2004 года Российской Федерацией создана государственная корпорация — «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство, АСВ или ГК АСВ).
В России участие в системе
страхования вкладов носит
В настоящее время в ССВ входит 891 банк (данные на 1 января 2013 г.)[1]
Страховое возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более 700 000 руб. (для страховых случаев).
Вклады в иностранной валюте пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая.
Максимальная сумма
После выплаты страхового возмещения права требования вкладчика по вкладу, превышающие размер гарантий, удовлетворяются в ходе конкурсного производства в первой очереди кредиторов. Права требования вкладчика на сумму произведенных страховых выплат переходят к Агентству по страхованию вкладов.
Если вкладчик получал кредит в банке, в отношении которого наступил страховой случай, то размер страхового возмещения уменьшается на сумму встречных требований банка к вкладчику на дату отзыва лицензии.
Страховым случаем является одно из следующих обстоятельств:
Выплаты вкладчикам начинаются не позднее 14 дней после наступления страхового случая.
Выплаты производятся либо в офисе Агентства (если общая сумма выплат и число вкладчиков невелики), либо через один или несколько уполномоченных банков — агентов АСВ, а также по почте. Конкретный порядок выплат определяется отдельно для каждого страхового случая.
Не подлежат страхованию:
1) средства на счетах
физических лиц, занимающихся
предпринимательской
2) вклады на предъявителя;
3) средства, переданные банку в доверительное управление;
4) вклады в зарубежных филиалах российских банков;
5) денежные переводы без открытия счета;
6) средства на обезличенных металлических счетах.
Финансовой основой системы является фонд обязательного страхования вкладов (далее — Фонд). Размер фонда по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 190,6 млрд руб.
Основными источниками формирования Фонда являются имущественный взнос государства (7,9 млрд руб.), страховые взносы банков и доходы от инвестирования средств Фонда.
Страховые взносы едины для всех банков — участников ССВ и подлежат уплате банком на ежеквартальной основе. Ставка страховых взносов банков в Фонд устанавливается советом директоров Агентства и в настоящее время составляет 0,1 % среднего размера страхуемых вкладов физических лиц в банке за соответствующий квартал.
С момента начала работы ССВ максимальный размер страхового возмещения в России вырос в 7 раз. Вначале он составлял 100 000 руб., с 9 августа 2006 года был увеличен до 190 000 руб., с 26 марта 2007 года — до 400 000 руб., а с 1 октября 2008 года — до 700 000 руб.
За историю работы системы страхования вкладов в России было зафиксировано 131 страховых случаев (на апрель 2013 года)[3].
Объём ответственности по произошедшим страховым случаям на 1 января 2013 года составляет 73,5 млрд руб. для 1 224,5 тыс. вкладчиков. На указанную дату страховое возмещение в размере 72,7 млрд руб. выплачено 378,3 тыс. вкладчиков [1]
Мы можем сделать вывод что страхование депозитов один из самых важных инструментов в экономическом механизме государства .Важным элементом является ССВ-система страхования вкладов .На данный момент объем депозита, по которому производится выплаты ,составляет до 700000 руб.
1.2 Страхование депозитов: зарубежный опыт и возможности его применения в России
Одной из первых действующих
на общенациональном уровне систем страхования
вкладов стала американская Федеральная
корпорация по страхованию депозитов
(ФКСД).Многие выступали против нее, указывая
на высокую стоимость страхования и несправедливую
поддержку плохо управляемых банков. Тем
не менее корпорация, начавшая действовать
в 1934 г., существует по сей день. ФКСД должна
была предотвратить отток депозитов из
банков в годы Великой депрессии, с чем
она успешно справилась В настоящее время
страхование депозитов широко используется
во всем мире, в ЕС действует специальная
директива, а МВФ разработал так называемую
оптимальную практику введения такой
системы.
Исследователи
выделяют шесть возможных подходов к страхованию
депозитов. Ограниченное покрытие (гарантии
распространяются на часть вклада, на
отдельные виды вкладов, существует государственный,
смешанный или частный страховой фонд
– наиболее распространенная система); полное
покрытие (применяется в условиях серьезного
системного кризиса, после нормализации
может быть заменена системой ограниченного
покрытия, как случилось в Швеции и Финляндии).
Эффективность первого подхода ограничена
способностью адекватно оценивать состояние
банка:
1. явный отказ от защиты вкладов (практикуется в Новой Зеландии, где специальные требования относительно прозрачности банковских операций позволяют потенциальному вкладчику самому оценить перспективы возврата своих средств, зная о состоянии банка);
2. установленное законом
преимущество требованиям
3. неясность в отношении покрытия;
4. неявная (подразумеваемая)
гарантия (нет специальных законов
или фондов, которые обеспечивают гарантию
вкладов граждан, средства для выплат
не резервируются, однако по прошлому
опыту или по заявлениям ответственных
лиц вклады граждан могут быть возмещены,
причем сумма компенсаций остается на
усмотрение властей); . Иногда довольно
сложно отследить качество кредитного
портфеля банка, следствием чего становится
падение рыночной дисциплины (контроль
вкладчиков над банком: при повышении
рисков они «наказывают» банк, выводя
средства или требуя повышенные проценты),
прозрачность финансовой системы оказывается
недостаточной. В случае отсутствия положительно
выраженных гарантий (первый-четвертый
подход) возрастает возможность панического
изъятия вкладов из банков.
Основной эффект системы страхования
депозитов состоит в предотвращении банковской
паники и оттока депозитов.
Выделяют
следующие общие причины создания системы
страхования депозитов:
1) защита мелких вкладчиков
через создание механизма
2) повышение доверия к
банковской системе и ее
3) увеличение сбережений
и поощрение экономического
4) возможность конкуренции небольших и средних банков с крупными и/или государственными;
5) определение границ государственного участия на случай банкротства банка;
6) привлечение самих банков
к спасению себе подобных.
Создание
системы страхования депозитов (пятый
и шестой подходы) несет в себе определенные
риски и проблемы, причем полное покрытие
чревато не только крупными расходами
государства, но и усилением некоторых
рисков, характерных для страхования депозитов,
как такового. Соответственно, полное
покрытие применяется, как уже говорилось,
в условиях кризиса, в то время как при
нормальном состоянии банковской системы
МВФ рекомендует использовать ограниченное
покрытие.
Среди проблем выделяют, во-первых, моральные,
когда предоставление гарантии поощряет
застрахованного к принятию повышенных
рисков (как вкладчика, так и банкира).
Во-вторых, ошибочный выбор банков-участников,
когда гарантия оказывается более необходима
проблемному банку.
Следовательно, ненадежные банки больше
заинтересованы во вступлении в систему
страхования с унифицированными взносами,
а добровольная система может в результате
оказаться несостоятельной. В-третьих,
проблемы управления и финансирования
системы страхования. Агентство или корпорация
по страхованию депозитов могут находиться
под государственным, частным или совместным
контролем, иметь различные источники
финансирования. В этой связи возникают
сложности, обусловленные отношениями
принципал – агент: политическое и экономическое
вмешательство, внутренние противоречия
между разными группами влияния. Наконец,
проблемы финансовой целостности и состоятельности
(сочетание независимости и подотчетности,
достаточность средств).
Для решения всех вышеназванных проблем
МВФ предлагает, так называемую, оптимальную
практику организации ограниченного и
полного страхования депозитов как для
нормального состояния отрасли, так и
в условиях системного кризиса.С другой
стороны, в ряде исследовательских работ
поднимается вопрос о влиянии, которое
оказывает система страхования вкладов
на стабильность банковского сектора.
В одной из них авторы пришли к выводу,
что это влияние носит скорее негативный
характер. Причем, оно усиливается там,
где дерегулированы процентные ставки
и слабо развита институциональная среда.
Таким образом, в тех странах, где банки
в целом находятся на более высоком уровне,
моральные риски ограничены, а более действенные
пруденциальные нормы нивелируют недостатки
страхования.
Согласно другому исследованию, наличие
положительно выраженных гарантий ведет
к снижению расходов банков на выплату
процентов и уменьшает зависимость платежей
по вкладам от банковского риска, т.е. страхование
ослабляет рыночную дисциплину
Такие элементы системы, как более широкое
(в том числе межбанковские депозиты) и
более полное покрытие, резервируемые
страховые фонды, предоставление средств
государством, государственное управление
схемой, снижают ставки по депозитам и
снижают рыночную дисциплину, в то время
как сострахование, частное или совместное
управление приводят к обратному эффекту.
Как показали исследования как раз одним
из возможных каналов, ведущих от страхования
депозитов к росту неустойчивости в банковской
системе.
У государственной системы страхования
вкладов существует реальная альтернатива
в виде частной схемы. По этому пути пошли
Великобритания, Германия, Франция и ряд
других стран. Однако для эффективной
работы такой системы требуется выполнение
определенных условий. По мнению некоторых
специалистов, этого смогли добиться в
Германии.
История
развития частной системы страхования
депозитов в Германии тесно связана с
особенностями функционирования банковского
сектора. На коммерческие банки здесь
приходится лишь четверть всех банковских
активов и вкладов, причем на четыре крупнейших
– более половины. Государственные банки
(сберегательные), находящиеся в собственности
округов, городов или земель, держат более
трети активов и еще больше вкладов. Остальная
часть активов и депозитов находится у
кредитных кооперативов, ипотечных банков,
кредитно-строительных ассоциаций,
специализированных банков [2]
У каждой из трех
банковских групп (коммерческие, сберегательные
и кооперативные) есть собственная схема
страхования депозитов. Для выравнивания
конкурентных позиций частных банков
по сравнению с государственными Ассоциация
немецких банков ввела в действие в 1975
г. систему страхования депозитов. Сберегательные
банки помимо положительно выраженной
гарантии со стороны владельцев (органов
власти разных уровней) имеют несколько
региональных схем и национальную компенсационную
схему, созданных под давлением в интересах
справедливой конкуренции. Похожие схемы
есть у кооперативных банков.
Система страхования полностью интегрирована
в Ассоциацию немецких банков. Непосредственное
руководство системой страхования осуществляется
специальной комиссией, подотчетной Ассоциации
немецких банков. Комиссия состоит из
десяти человек (четверо представляют
крупные банки, по трое представителей
от частных банков и от региональных, иностранных
и прочих банков). Дополнительную устойчивость
системе придает межбанковский мониторинг.
Учитывая возможность дополнительного
сбора средств сверх установленных премий,
банки сами оказываются заинтересованы
в раннем выявлении проблем у других членов
системы. Чтобы покинуть систему, банку
придется выйти из Ассоциации, что, учитывая
ее доминирующее положение в отрасли,
негативно отразится нарепутации.
Все застрахованные банки должны участвовать
в Ассоциации аудита немецких банков,
которая проводит ежегодные проверки
и классификацию. При обнаружении обстоятельств,
способствующих повышению банковских
рисков или связанных с нарушением закона,
Ассоциация может обязать банк провести
действия по оздоровлению. При предоставлении
ложной информации или получении в течение
двух лет подряд низшей квалификации банк
может быть исключен. По закону о банковской
деятельности Ассоциация аудита обязана
передавать все аудиторские отчеты немедленно
по завершении аудита в Федеральное ведомство
по надзору за банками и Бундесбанк. [4]
В случае выявления нарушений надзорные
органы могут потребовать снятия управляющих,
проведения мероприятий по оздоровлению
или отозвать лицензию, после чего происходит
ликвидация банка. Ликвидатор назначается
судом. Отзыв лицензии происходит немедленно,
а апелляция не откладывает начатые процедуры.
Дополнительную жизнеспособность системе
придает сочетание высоких профессиональных
и этических стандартов ведения банковского
бизнеса, общественного предубеждения
к банкротству и уголовного преследования
провинившихся менеджеров. (По делу частного
банка SMH один из его руководителей получил
три года и девять месяцев тюрьмы за злоупотребление
доверием. Основной владелец Герштат банка
согласился выплатить 150 млн марок из собственных
средств, чтобы избежать судебного преследования.)
Несмотря на
то, что частный характер управления системой
страхования депозитов и наличие высокого
покрытия не совсем соответствуют оптимальной
практике МВФ, система функционирует вполне
эффективно. Это объясняется сбалансированной
структурой управления, тесным взаимодействием
с надзорными органами, развитой институциональной
средой и высокой концентрацией отрасли
(в системе состоит порядка трехсот банков),
облегчающей взаимодействие между банками
и межбанковский мониторинг.
В
России вопрос о страховании депозитов
поднимался неоднократно, но каждый раз
в силу тех или иных причин его решение
не удавалось довести до логического конца.
Вкладчики обанкротившихся банков регулярно
теряли все или основную массу своих средств,
постепенно возвращаясь в лоно Сбербанка,
обеспеченного государственными гарантиями.
Пассивная позиция государства в деле
защиты интересов граждан существенно
подорвала доверие населения к частным
банкам, ограничив их доступ к депозитным
ресурсам. Внедрение системы страхования
депозитов могло бы, очевидно, послужить
отправной точкой для восстановления
доверия к банковской системе. [3]
Однако
встает закономерный вопрос об эффективности
такой системы в российских условиях.
Многие исследователи краеугольным камнем
работоспособной схемы считают наличие
качественной институциональной среды,
которая минимизирует дестабилизирующее
воздействие страхования. В отсутствие
этой среды, обострятся те противоречия,
которые есть в страховании депозитов. Вряд
ли будет преувеличением сказать, что
уровень надежности российских банков
по-прежнему оставляет, к сожалению, желать
лучшего. В этой связи представляется
малоперспективной частная схема страхования
депозитов, схожая с немецкой, возможность
создания которой предусмотрена, впрочем,
в законе о банках и банковской деятельности.
Во-первых, вместо выравнивания конкурентных
преимуществ между Сбербанком и коммерческими
банками, последние получат дополнительную
статью расходов, причем, вероятно, выплаты
придется делать из прибыли. Более того,
население настороженно отнесется к частной
системе страхования. Во-вторых, в России
не налажено взаимодействие между властями,
банками и межбанковскими организациями.
Таким образом, не будут устранены моральные
риски. Наконец, перед создателями частной
системы встанет вопрос об отборе участников.
В Германии в силу высокой концентрации
отрасли схема носит клубный характер,
где достаточно надежные банки могут вести
мониторинг друг друга. В России же вследствие
непрозрачности бизнеса в системе могут
оказаться ненадежные банки, стремящиеся
переложить на других свои риски, либо
будет участвовать довольно ограниченное
число надежных банков, а расходы на создание
системы возрастут. В последнем случае
при достаточной информационной и маркетинговой
поддержке и присутствии в руководстве
или наблюдательном совете системы официальных
представителей ЦБ, без обязательств последнего
по поддержке во избежание моральных рисков,
система страхования депозитов может
дать желаемый результат.
Создание государственной системы страхования
депозитов зависит от политической воли
и представления властей о будущем облике
банковской системы.
Однако
эффективность такого страхования упирается
в слабость отечественных банков. Для
успешного преодоления моральных рисков,
минимизации перекрестного субсидирования
слабых банков сильными, исключения возможностей
лоббирования придется не только провести
тщательную проработку всех аспектов
системы, но и существенно усовершенствовать
действующую схему регулирования и надзора.
В первую очередь речь идет об инструментах
ранней диагностики банковских проблем
и оперативного вмешательства надзорных
органов, выполнение этих условий позволит
существенно сократить моральные риски.
Проблемы, например, могут крыться в контроле
над сделками с аффилированными лицами,
когда нечистоплотные владельцы «карманных»
банков постараются переложить бремя
убытков на систему страхования. Для снижения
моральных рисков из покрытия целесообразно
исключить депозиты директоров и менеджеров,
акционеров с весомыми пакетами, аудиторов
банка и связанных с ними компаний, близких
родственников и лиц, действующих в интересах
директоров и менеджеров, вклады на предъявителя.
В Директиве ЕС перечислено, например,
14 видов депозитов, подлежащих исключению.
Система страхования должна быть обязательной
и включать все банки, в том числе государственные,
в противном случае последние окажутся
в более выгодном положении, а их коммерческие
конкуренты будут нести дополнительные
расходы (проблема, характерная и для частной
схемы). Наличие конкурентного дисбаланса
вместо стабилизации банковской сферы
лишь усилит противоречия. Очередным проектом
Закона о гарантировании вкладов предусмотрено
исключение Сбербанка из системы страхования
(Маковская Е. Подстраховка.// Эксперт №
15, 16 апреля 2001). Учитывая почти монопольное
положение банка на рынке вкладов, что
приведет фактически к субсидированию
других банков, такой шаг представляется
вполне разумным. Однако целесообразнее
было бы просто ограничить его участие,
не включив в покрытие и соответственно
в расчет взносов пенсионные вклады. Важно,
чтобы в систему вошли устойчивые банки.
Поэтому, учитывая обязательное членство,
на стадии создания желательно провести
обследование банковского сектора и выявить
нежизнеспособные и слабые банки, которые
затем либо закрываются, либо реструктурируются.
Подобные преобразования потребуют длительной
и кропотливой подготовки. Иначе вместо
упрочения банковской системы страхование
депозитов спровоцирует очередной разрушительный
кризис, опять разорятся банки и снова
появятся обманутые вкладчики. [5]
Информация о работе Совершенствование деятельности системы страхования вкладов в банках России