Совершенствование деятельности системы страхования вкладов в банках России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы, сформулировать выводы и предложения по совершенствованию деятельности системы страхования вкладов в банках России.

Файлы: 1 файл

Kursovik.docx

— 168.99 Кб (Скачать файл)

Система страхования вкладов  Великобритании

Решение о создании системы страхования  вкладов многие страны принимали в периоды кризисов банковской системы, в частности, в Великобритании это произошло в период банковского кризиса 70-х годов.

В настоящее время в стране действует  единая система страхования вкладов, охватывающая коммерческие и инвестиционные банки, а также страховые компании. На 100% от суммы вклада застрахованы суммы в размере до 2 тыс. фунтов стерлингов, на 90% - до 33 тыс. фунтов стерлингов, на 75% - до 100 тыс. фунтов стерлингов.

Страховой фонд депозитов формируется  из вступительных взносов банков - членов, определяемых в зависимости от класса банка. Минимальная сумма взноса составляет 10 тыс. фунтов стерлингов, а максимальная - 300 тыс. фунтов стерлингов. В случае необходимости размеры взносов могут быть увеличены. Однако их максимальный размер не должен превышать 0,3% общего объема застрахованных депозитов на срок менее 5 лет.

Во главе Страхового фонда депозитов  находится Правление, состоящее из управляющего, его заместителя, главного кассира Банка Англии, а также ряда членов, назначаемых управляющим. В составе правления имеется три контролера и несколько директоров банков - участниц системы страхования депозитов.

В настоящее время в Великобритании насчитывается около 500 банков и 80 обществ взаимного ипотечного кредита. Проблема определения степени рискованности того или иного финансового учреждения возлагается на самих вкладчиков, используя принцип совместного страхования. Но данную систему нельзя считать совершенной, т. к. она базируется на заблуждении, что вкладчики в состоянии сами квалифицированно определять уровень риска конкретного банка.

Таким образом, можно сделать вывод, что система страхования вкладов  в Великобритании, действующая с 1982 года, является результатом длительного  исторического развития всей банковской системы страны. Она остается одной  из самых развитых систем гарантирования вкладов, которая за последние десятилетия  претерпела незначительные изменения.

Системы страхования вкладов, находящиеся под косвенным воздействием государства действуют в Германии, и ряд ее характеристик используется также в других странах континентальной  Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, отчасти –  Франция).

Страхование вкладов организуется здесь самими банками через их отраслевые объединения без прямого  участия государства, хотя и при  его косвенном содействии. В Германии из формально добровольных взносов  банков и других сберегательных учреждений формируются соответствующие страховые  фонды, но размеры их невелики, а  взносы банков составляют около 0,03% остатков по депозитам в год. Однако банки  и сберегательные учреждения принимают  на себя обязательство производить  в случае необходимости дополнительные взносы. Считается, что преимуществами континентальных систем страхования вкладов являются их независимость от государственной политики, добровольность участия банков, минимум формализма и бюрократизма. В период после второй мировой войны сберегательные системы Западной Европы функционировали удовлетворительно и без потерь для вкладчиков, что в определенной степени связывается с грамотной организацией системы страхования вкладов.

Соответственно, суть этой системы  страхования сводится к следующему:

1)  это в большинстве случаев негосударственная система;

2)  ограниченность или отсутствие формального страхового фонда;

3)незначительность или отсутствие регулярных взносов банков;

4)принцип добровольности и тесного сотрудничества банков;

5)строгий надзор над банками со стороны центральных банков и специальных государственных органов.

 

 

 

3.2 Страхование и выплата страховок по взносам в кредитные организации

Важным моментом в дальнейшем развитии системы страхования вкладов  следует считать внедрение системы  дифференциации ставок страховых взносов  кредитных организаций. История  вопроса берет свое начало с 2008 года.

Все это потребует значительных усилий и времени, как минимум, два-три  года. Но начинать работу следовало  бы уже сегодня – благо, что  успешный опыт функционирования таких  систем достаточно обширен, и количество стран, применяющих такую систему  взносов, постоянно растет. В числе  последних примеров можно назвать  Казахстан и Малайзию, внедривших системы дифференцированных взносов  в 2007 – 2008 гг., а также США и  Турцию, недавно кардинально изменивших действовавшие ранее методы оценки рисков для целей взимания взносов  с банков.

Готовится предложение по дифференциации нормативов отчислений кредитных организаций в фонд страхования вкладов.

В 2005 году впервые был  поставлен вопрос о мониторировании банковских ставок по депозитам.

Предполагается, что размер отчислений кредитных организаций  в фонд страхования вкладов должен находиться в прямой зависимости  от «внутреннего рейтинга» и должен устанавливаться Агентством страхования  вкладов.

Система дифференциации может быть готова к внедрению к 2014 году. Участники рынка поддерживают инициативу, подчеркивая, что банкам давно пора отчислять средства в страховой фонд АСВ с учетом своих рисков. Т.к. будет установлена прямая зависимость между степенью «рискованности» политики и отчисляемых банком страховых взносов.

В вопросе конкретных сроков внедрения системы дифференциации важно учитывать следующие моменты:

  1. Необходимо внесение изменений в федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», поскольку его действующая редакция устанавливает, что взносы для всех банков едины.
  2. Необходимо время на разработку и согласование с Банком России, а также обсуждение с банками – участниками системы страхования вкладов (в лице банковских ассоциаций) самой методологии ранжирования банков и шкалы ставок взносов.
  3. Система дифференцированных взносов может быть введена только при условии, когда все участники системы обеспечения финансовой стабильности придут к мнению о достаточно высоком качестве отчетности банков.
  4. Необходимо также обеспечить разработку механизма получения Агентством информации, позволяющей определить ставки взносов для каждого банка-участника. Для решения этой проблемы, как показывает мировая практика, существует три подхода:

1) предоставить Агентству  доступ к отчетности банков, представляемой  ими в надзорный орган, а  также к иной надзорной информации;

2) вменить в обязанности  надзорного органа самостоятельно  рейтинговать банки и передавать Агентству эти данные для расчета суммы причитающихся к уплате каждым банком взносов;

3) обязать банки публично  раскрывать свою отчетность в  таком объеме, который позволит  рассчитывать показатели, максимально  адекватно отражающие профиль  рисков каждого банка. В наиболее  желательном случае можно использовать  комбинацию из этих подходов, взяв количественные показатели, базирующиеся на публичной отчетности банков, и дополнив их качественным показателем – надзорным рейтингом банков .

С учетом этих факторов, представляется целесообразным начать последовательную подготовительную работу по разработке ключевых параметров и методологии  системы дифференцированных взносов  банков в фонд обязательного страхования вкладов с тем, чтобы иметь подготовленные механизмы ее внедрения в среднесрочной перспективе при появлении благоприятных условий .

Кроме того, для эффективного внедрения системы дифференцированных страховых взносов прежде всего необходимо иметь адекватный бухгалтерский учет и финансовую отчетность. Точная, достоверная и своевременная информация, представленная в отчетности, может быть использована страховщиком депозитов и другими участниками системы обеспечения финансовой стабильности для принятия решений в отношении профиля рисков банка. Адекватный бухгалтерский учет предполагает точную и взвешенную оценку информации в части оценки стоимости активов, измерения кредитного риска, создания резервов под потери по ссудам, оценки стоимости необслуживаемых кредитов, внебалансовых рисков, достаточности капитала, доходности и рентабельности банковских операций, иных показателей. [10]

             ЦБ РФ рассматривает возможность возврата к ступенчатой шкале выплат вкладов в случае банкротства банков. Возмещение депозита свыше определенной суммы на 90% должно отрезвить многих вкладчиков, которые, по мнению регулятора, выбирают банки с максимальными ставками и не оценивают риски таких вложений. Эксперты называют предложения Центробанка реакцией на то, что он с начала этого годаутратил право ограничивать максимальные ставки по депозитам, однако не думают, что возврат к предыдущей модели заставит вкладчиков более тщательно изучать финансовое положение банков. Сейчас некоторые кредитные организации наращивают депозиты темпами 80—100% в год. «Вклады растут быстрее у тех банков, у которых активы не очень хорошего качества. К сожалению, руководители банков не осознают, что им нужно будет рассчитываться по своим обязательствам, а некоторые и не собираются это делать. Нас это не устраивает», — сказал он. [11]

Проблему нужно решать системно, считают в ЦБ. Сейчас рассматривается  два варианта, первый из которых  — это введение материальной ответственности  за форсированное увеличение вкладов  для банков, ведущую рискованную  политику. Речь идет об установлении дифференцированных взносов, за которое выступает Агентство  по страхованию вкладов, ссылаясь на международный опыт. Взносы в фонд страхования должны не только определяться суммой привлеченных депозитов, но и  зависеть от того, насколько рискованную  политику проводит каждый конкретный банк.

100-процентная страховка  по вкладам была введена в  кризис 2008 года наряду с повышением  суммы максимального возмещения  с 400 тыс. до 700 тыс. рублей. До этого вкладчик мог вернуть 100% депозита, если тот не превышал 100 тыс. рублей, плюс 90% суммы свыше этой, но не более 400 тыс. В ЦБ рассматривают вариант, при котором дальнейшее увеличение суммы страхового возмещения будет сопровождаться возвратом к ступенчатой шкале выплат. [12]

По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку  Павла Медведева, предложение регулятора стало следствием отмены его права  ограничивать ставки по вкладам, которое  он получил в кризис. «ЦБ, конечно, может влиять на конкретные банки, но прямой запрет вводить ограничение  потерял, что дало некоторым игрокам  возможность сильно завышать ставки по сравнению с рынком»

Против возврата к ступенчатой  шкале возражало АСВ, у которого была двойная работа по ведению учета  выплат. «К тому же агентству каждый раз приходилось объяснять вкладчику, почему он получает 90% и что 10% будут выплачиваться из конкурсной массы, людям это было непонятно», — вспоминает Медведев.

Участники рынка не думают, что возврат к предыдущей модели повысит ответственность вкладчиков. «При существующем уровне финансовой грамотности и культуры простой  и понятный принцип расчета суммы страхового возмещения — то, что нужно», — полагают некоторые экономисты. По словам директора департамента депозитов и сбережений Бинбанка Александра Ефремова, если вернут 10-процентный дисконт, это слабо отразится на поведении людей. «Вот если бы этот дисконт был, например, 25%, тогда многие бы начали более скрупулезно подходить к вопросу выбора банка, которому они планируют доверить свои сбережения», — отмечает он, напоминая, что переход на новую схему выплат не являлся следствием неэффективности старой: просто в кризис все ждали именно такого решения — «Все застраховано!».

По мнению Лебедевой, гораздо  эффективнее ввести дифференцированные ставки отчислений в фонд страхования  вкладов для разных групп банков. Впрочем, Ефремов предполагает, что  при такой постановке вопроса  банк и дальше сможет проводить рискованную  политику, просто отчисления в ФСВ  будут больше. «Для решения рассматриваемой  задачи необходим комплексный подход — качественный надзор, чтобы такие  случаи, как, скажем, с Межпромбанком, были в принципе невозможны. При этом необходимо взвешенно подойти к определению понятия «рискованная стратегия». Для Сбербанка и 6% по вкладам — это рискованная стратегия, а для банков, специализирующихся на розничном кредитовании, 10% — вполне допустимо», — заключает Ефремов. [11]

 

Заключение

В соответствии с Федеральным  законом - №177 «О страховании вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации» реализуется специальная  государственная программа - создание системы обязательного страхования  банковских вкладов населения.

Система страхования вкладов  направлена на защиту интересов вкладчиков и обеспечение гарантированный  возврат вкладов в полном объеме (или частично) в случае банкротства  финансового учреждения.

Необходимость страхования  вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к  ней со стороны вкладчиков, снижением  социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная  система страхования вкладов  может обеспечить регулирование  потоков денежных средств населения  в виде вкладов в банках и в  виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической  политики.

Особенности современного периода  экономического развития России были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования  вкладов. Так, важнейшими из них являются:

  • обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц;
  • обеспечение сокращения рисков у вкладчиков в случае невозможности выполнения банками своих обязательств;
  • обеспечение прозрачной деятельности системы страхования вкладов;
  • накопление средств в фонде обязательного страхования вкладов через обязанность банков, участвующих в системе страхования вкладов, вносить регулярные страховые взносы.

Важным моментом при построении системы страхования вкладов  является управление рисками, наиболее распространенным среди которых  является моральный риск, а также  совершенствование надзора за деятельностью  банков со стороны как государства, так и самих банков.

В практической части дипломной  работы был проведен анализ влияния  системы страхования вкладов  на сберегательное дело в РФ.

Выполнены следующие задачи:

  • представились доказательства необходимости создания системы страхования;
  • выяснилось как система страхования вкладов в целом повлияла на сберегательное дело в Российской Федерации;
  • сформировались предложения по возможным направлениям дальнейшей активизации процесса привлечения сбережений граждан во вклады в целях увеличения инвестиционного потенциала российских банков.

Информация о работе Совершенствование деятельности системы страхования вкладов в банках России