Совершенствование финансового планирования и бюджетирования на примере ОАО "АО САМ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена постоянными изменениями в экономической жизни страны, финансовое планирование и бюджетирование позволяет наблюдать за деятельностью предприятий, в будущем периоде, и помогает добиться устойчивого финансового состояния предприятия, возможности его вступления в конкуренцию, как между собой, так и с иностранными компаниями. Если система планирования и контроля финансовой деятельности малоэффективна, то это способствует получению неудовлетворительного результата их деятельности, следовательно, снижения производства, продаж и т.д., ведь составление плана и бюджетов является основой для принятия оперативных управленческих решений на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИ....................5
Сущность и назначение финансового планирования и бюджетирования ………………………………………………………5
Организация процесса финансового планирования и бюджетирования в производственной сфере ………………………16
Методы финансового планирования и бюджетирования …………24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОАО «АО САМ» ……27
Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АО САМ» ………………………………………………………………….27
Анализ финансового состояния ОАО «АО САМ»………………....31
Оценка финансово - экономического состояния предприятия.……50
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОАО «АО САМ» ……………………………………………………………………………59
Оптимизация управленческих решений ОАО «АО САМ» ………..59
Использование предложенной схемы составления бюджетов и организационной структуры предприятия …………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

Диплом Максимов Александр Владимирович.docx

— 622.75 Кб (Скачать файл)
    • себестоимости реализованной продукции;

    • коммерческих и управленческих расходов;

    •  расходов финансового характера;

    • налогов к уплате.

  1. Отчет о движении денежных средств позволяет поддерживать необходимые условия ликвидности и позволяет избегать как дефицита, так и избытка временно свободных денежных средств. Состоит из четырех разделов:
  • денежные поступления;

  • денежные выплаты;

  • сальдо поступлений и выплат;

  • финансовый раздел, содержащий план получения кредитов, выплаты процентов и погашения займов.

Процесс создания бюджетов в краткосрочной и долгосрочной перспективе, управление финансами одна из самых актуальных задач и проблем организаций. А начинается такое управление с бюджетирования.

Бюджетирование - это ряд взаимосвязанных процессов планирования, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все расходы и доходы. Это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений. Бюджетирование дает возможность постоянно наблюдать за общим видом функционирования организации, ее финансового состояния, планировать финансовый результат, контролировать риски, которые могут возникнуть, оптимизировать затраты, ставить точные цели для достижения определенных доходных отметок и анализировать соотношение доходов и расходов различных показателей, подразделений и проектов.7

Назначение бюджетирования, является основой планирования деятельности и принятия управленческих решений, оценки всех аспектов материального состояния предприятия, укрепление финансовой дисциплины отдельных структурных единиц и предприятия в целом. Основой бюджетирования является финансовая структура, отражающая, прежде всего, конфигурацию родов деятельности, которыми занимается предприятие, если предприятие ведет несколько  деятельности, являющихся относительно самостоятельными источниками прибыли, то каждая деятельность должна иметь собственные бюджеты. 8

Рис. 3 «Схема бюджетирования деятельности предприятия»

Схема системы бюджетирования на предприятии отражена на  (Рис. 3).

Для полного представления о бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

  1. Аналитическую:

    • определение бизнес идеи;

    • корректировка стратегии;

    • постановка дополнительных целей;

  1. Финансового планирования:

  • приводит к планированию, тем самым помогает обдумывать будущее;

  1. Финансового учета:

  • побуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом, тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;

  1. Финансового контроля:

  • позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;

  • выявляет слабые и сильные стороны;

  1. Мотивационную:

    • осмысленное принятие плана;

    • ясность постановки целей;

    • поощрение за выполнение и перевыполнение;

Все перечисленные функции играют важную роль в обеспечении эффективности бюджетного управления, и о них следует помнить, принимая участие в составлении бюджета или управлении им. Бюджетирование это управление с помощью бюджетов.

 

Целью разработки бюджетов, является возможность прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, определение лимита наиболее важных расходов, проведение сравнительного анализа финансовой эффективности работы различных структурных подразделений и контроле над финансовым состоянием предприятия. Система бюджетов позволяет заранее оценить эффективность управленческих решений, распределить ресурсы между подразделениями, определить пути развития деятельности и избежать кризисной ситуации.

Выделяется три основных бюджета, которые учитываются в процессе бюджетирования:

    • Бюджет доходов и расходов - определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия.

    • Бюджет движения денежных средств - планирует и утверждает реальные потоки денежных средств, определяет платежеспособность предприятия, как разницу поступлений и расхода денежных средств за определенный период.

    • Бюджет по балансовому листу - определяет, насколько экономически развито предприятие и его финансовое состояние, является итоговым бюджетом, который формируется на основе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств.9

 

 Определяют так же долгосрочные и краткосрочные бюджеты:

Долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. Краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного бюджета и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по истечении каждого краткосрочного периода планирования и переходит вперед следующий период. Краткосрочный бюджет, как правило, несет больше контрольных функций, по сравнению с  долгосрочным, который в основном служит для постановки целей планирования.10

Как правило, на предприятии составляют: операционный бюджет (для расчета затрат на произведённую продукцию); финансовый бюджет (для оценки финансовых условий при помощи соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности); бюджет средств (для планирования и управления денежным потоком); бюджет капитальных вложений (описание ключевых долгосрочных планов, приобретение основных фондов, планирование амортизационных отчислений); основной (сводный) бюджет компании составляется на основании операционного и финансового бюджета.

Операционные бюджеты - это совокупность бюджетов расходов и доходов, обеспечивающих составление бюджетного отчёта о прибыли. К операционным принадлежат бюджеты продаж, производства, себестоимости реализованной продукции, бюджетный отчёт о прибыли, являющийся обобщающим.

Финансовые бюджеты - это совокупность бюджетов, которые отображают запланированные денежные потоки и финансовое состояние предприятия. Примерами финансовых бюджетов являются: бюджет денежных средств и бюджетный баланс.11

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от размера и структуры предприятия, распределения полномочий, особенностей деятельности.

На основе вышеизложенного, мы можем выделить следующие достоинства бюджетирования и финансового планирования:

    • положительно воздействуют на работу предприятия в целом;

    • анализ бюджетов позволяет своевременно вносить изменения;

    • опираются  на опыт составления бюджетов прошлых периодов;

    • усовершенствуют процесс распределения ресурсов;

    • способствуют процессам коммуникаций;

    • служат инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация процесса финансового планирования и бюджетирования в производственной сфере на предприятии

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Можно выделить, что финансовое планирование - это процесс, включающий:

    • анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает предприятие;

    • выявление последствий принятых решений;

    • обоснование выбора варианта решения, из ряда возможных, для включения его в окончательный план;

    • оценку соответствия результатов.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, исходят из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. Выделяют три основных условия финансового планирования:

  1. Прогнозирование. 

Финансовые планы должны составляться при точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на информации предыдущих лет, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок.

  1. Выбор оптимального финансового плана.

  1. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь.

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием в организации, можно отметить, что это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов, составляющие процесс финансового планирования, что изображено на (Рис. 4).

Процесс финансового планирования

Анализ финансовой ситуации

Разработка общей финансовой стратегии предприятия

 

Составление текущих финансовых планов

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана

Разработка оперативных финансовых планов




 

 

 

 

 

 

Рис. 4 «Процесс финансового планирования»

На первом этапе происходит анализ финансовых показателей деятельности предприятия за предыдущий период на основе финансовых документов: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ позволяет оценить финансовые результаты деятельности предприятия и установить имеющиеся проблемы, стоящие перед ним. Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики, исходя из основных направлений финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы. В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми организацией. Пятый этап заключается в осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов. Завершается процесс финансового планирования: анализом и контролем выполнения финансовых планов предприятия.

Финансовое планирование в предпринимательской сфере включает в себя три основные подсистемы:

Информация о работе Совершенствование финансового планирования и бюджетирования на примере ОАО "АО САМ"