Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа
Актуальность данной проблемы определила тему моей курсовой работы «Совершенствование управления собственным капиталом в организации». Цель данной работы не в разработке конкретных методик по оценке финансового состояния коммерческого бака, а в попытке доказать необходимость проведения подобного анализа (на примере отдельно взятого банка), привести имеющийся на сегодняшний момент инструментарий оценки финансового состояния по данным бухгалтерского баланса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
дать оценку экономической информации, взятой из отчетности коммерческого банка;
проанализировать динамику валюты баланса;
оценить качественную и количественную структуру актива и пассива;
определить специализацию деятельности банка, состояние ликвидности, доходности и степени рискованности отдельных банковских операций;
охарактеризовать состояние ресурсов банка, источники их формирования и направления использования;
определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов;
дать оценку согласованности активных и пассивных операций банка;
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления собственного капитала в коммерческом банке ……...6
1.1 Понятие собственного капитала и его структура …………………………6
1.2 Нормативно-законодательное обеспечение управление собственным капиталом в коммерческом банке …………………………………………….15
1.3 Методы оценки собственного капитала в коммерческом банке ………...
Глава 2. Организационная характеристика и финансовый анализ коммерческого банка ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» …………………….18
2.1. Динамика валюты баланса ………………………………………………..18
2.2. Состав и структура пассива баланса коммерческого банка ……………21
2.3. Состав и структура актива баланса коммерческого банка ……………..38
Заключение ………………………………………………………………………..49
Список литературы ……………………………………………………………….51
Капитал банка играет роль своеобразного буфера, который поглощает потери от реализации разнообразных рисков. Капитал служит защитой для средств вкладчиков и кредиторов, поскольку убытки от кредитных, инвестиционных, валютных операций банка, злоупотреблений, ошибок списываются за счет резервов, которые входят в состав капитала. Размер банковского капитала существенно влияет на уровень надежности и доверия к банку со стороны общества. Именно поэтому проблема определения достаточности капитала банка и методы его регулирования является одной из центральных в международной банковской практике.
В процессе управления капиталом банка важное значение имеет метод вычисления (оценки) величины капитала. Размер капитала определяется с помощью базового балансового соотношения
А = С + К, (2.1) где А - активы; С - обязательства; К - капитал банка. Отсюда
К = А - З. (2.2)
В банковской практике существует несколько методов вычисления размера капитала.
МЕТОД БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТИ
Согласно этому методу все активы и обязательства банка оцениваются в балансе по той стоимости, которую они имели в момент приобретения или выпуска. Капитал рассчитывают по формуле (2.2), исходя из балансовой стоимости активов и обязательств. Такой метод оценки капитала приемлем в том случае, когда балансовая и рыночная стоимость активов и обязательств не очень разнятся между собой. Но со временем действительная стоимость может значительно отклоняться от первоначальной балансовой стоимости, что приводит к неадекватной оценке банковского капитала. В периоды, когда кредиты и ценные бумаги обесцениваются, метод оценки капитала по балансовой стоимостью не дает надежных результатов для определения степени защиты вкладчиков от риска.
МЕТОД РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Этот метод заключается в том, что активы и обязательства банка оценивают по рыночной стоимости, исходя из которой рассчитывают и капитал банка по формуле (2.2). Такой метод оценки банковского капитала является самый как для инвесторов и вкладчиков, так и для менеджеров банка. Рыночная стоимость капитала достаточно точно отражает реальный уровень защищенности банка от риска банкротства. Кроме того, рассматриваемые метод оценки является самым динамичным, поскольку рыночная стоимость активов и обязательств, а следовательно, и капитала может меняться ежедневно. Менеджмент банка имеет возможность примерно оценить изменение рыночной стоимости капитала, исходя из текущей курсовой стоимости акций банка и их количества на рынке.
Оценка капитала по рыночной стоимости отражает реальное состояние банка и степень защиты вкладчиков. Но банки в большинстве своем не заинтересованы в таком подходе к определению размера капитала, поскольку другие методы расчета дают привлекательнее результаты и способствуют укреплению положения на рынке. Кроме того, не всегда можно оценить активы и обязательства по рыночной стоимости, особенно в условиях недостаточно развитого рынка. Метод оценки капитала по рыночной стоимости обычно используется менеджментом банка для внутренних нужд и контроля.
МЕТОД «РЕГУЛИРУЮЩИХ БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОЦЕДУР»
Сущность метода заключается в вычислении размера капитала по правилам, которые установлены регулирующими инстанциями. Правила в разных странах различны, но часто такой подход является попыткой сделать банки более надежным для сторонних наблюдателей. По методу «регулирующих бухгалтерских процедур» капитал банка рассчитывается как сумма ряда составляющих: акционерного капитала, не распределенной прибыли, резервных фондов, в том числе на покрытие кредитных и валютных рисков, субординированных обязательств и т.д. Т
Такой подход имеет существенные недостатки, которые заключаются в рассмотрении долговых обязательств и резервов на покрытие убытков как капитала банка. Именно по этой причине метод «регулирующих бухгалтерских процедур» постоянно критикуют зарубежные экономисты.
Глава 2. Анализ валюты баланса коммерческого банка.
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад».
В отчетном году Банк осуществлял банковские операции со следующими группами клиентов:
• корпоративные клиенты (в т. ч. финансовые органы бюджетов разного уровня, государственные (муниципальные) предприятия и учреждения);
• частные клиенты;
• кредитные организации.
Однако целевым сегментом
для Банка являлся рынок
географическая специализация на обслуживании целевого клиентского сегмента в СЗФО и кировской области. В данном географическом регионе Банк предоставляет целевым клиентам весь спектр банковских услуг. Процесс специализации Банка продолжается в 2009 году.
Одновременно Банк сохранил собственный бизнес на финансовых рынках (от имени и за счет банка) для поддержания необходимого уровня ликвидности в рамках установленных ограничений о рискам, обеспечения диверсификации и сравнительного высокого уровня рентабельности активов.
Темпы развития Банка в 2008 году на целевых рынках превысили темпы развития рынка в 1,5раза. Доля активов Банка в суммарных активах банковской системы на 01.01.2009 г. составляет0,82%, в суммарных активах банков Северо-Запада – 20,01%.
2.1.1 Классические услуги банка.
Услуги корпоративным клиентам
Работа с корпоративными клиентами – главное направление деятельности ОАО «Банк ВТБ северо-запад».
Банк предлагает юридическим лицам – крупным и средним клиентам весь комплекс классических банковских услуг. В 2008 году основными видами предоставляемых услуг являлись расчетно-кассовое обслуживание, кредитование и привлечение временно свободных ресурсов корпоративных клиентов.
Первое и важное конкурентное преимущество, которое Банк предлагает своим клиентам – высокотехнологичный и стабильный механизм оказания широкого круга базовых банковских слуг. Ежедневная и четкая работа Банка по оказанию стандартных услуг, продемонстрированная в условиях кризиса, была особенно важна для наших клиентов, а также тала одним из факторов, способствующих сохранению клиентской базы в целевых регионах в
непростых для банковской системы условиях.
Второе конкурентное преимущество заключается в способности Банка на высоком профессиональном уровне разрабатывать индивидуальные услуги для клиентов.
В Банке созданы подразделения, специализирующиеся на организации индивидуальных, технологически сложных схем работы, разработке нетиповых услуг и тарифов, учитывающих потребности клиентов.
Специализация Банка на обслуживании средних и крупных корпоративных клиентов в СЗФО и кировской области позволяет реализовать персональный подход к каждому клиенту, сократить роки принятия решений, снизить уровень рисков (за счет территориальной близости с вентами) и осуществлять более качественное комплексное обслуживание целевых групп
клиентов по сравнению с универсальными банками федерального уровня.
Для реализации принципа про активного управления взаимоотношениями с корпоративными клиентами в 2008 году в Банке была внедрена новая система управления продажами банковских продуктов и услуг, которая включает в себя выстраивание и совершенствование системы продаж путем выделения ответственных сотрудников клиентских подразделений (на уровне филиалов и головного офиса), за которыми закрепляются клиенты в зависимости от категории (крупный и средний) и отрасли их деятельности (в части крупных клиентов).
Такой принцип управления позволяет в процессе взаимодействия с клиентами координировать действия различных служб Банка по принятию решений и проведению клиентских операций в оптимальные сроки с максимальным качеством.
Данный подход обеспечивает высокую эффективность проведения как стандартных операций, связанных с обслуживанием клиентов в филиальной сети (расчетно-кассовое обслуживание, привлечение и размещение средств среднего клиентского сегмента), так и сложно структурированных кредитных сделок, операций на международном рынке, индивидуальных слуг для крупных корпоративных клиентов.
В процессе интеграции в Группу ВТБ Банк, а соответственно, и его клиенты, получили доступ к финансовым возможностям, включая международное финансирование на наиболее выгодных условиях, второго по величине банка РФ – Банка ВТБ.
Имея развитую сеть точек продаж в целевом регионе, Банк активно использует стратегию привлечения на обслуживание контрагентов действующих клиентов, предлагая им оптимальные тарифные планы, совершенствуя схемы расчетов. Развитие клиентской базы в целевых
клиентских сегментах в результате осуществляемой стратегии обеспечило в 2008 году более чем10% прирост оборотов денежных средств по счетам клиентов в целевом регионе. Рост объемов операций и услуг, предоставленных корпоративным клиентам, не только стал свидетельством доверия и высокой оценки Банка, но также позволил увеличить доходы за расчетно-кассовое обслуживание по сравнению с 2007 годом.
Стабильное и устойчивое положение Банка, высокое качество предоставляемых услуг и гибкая клиентская политика позволили Банку выполнить ключевую задачу по развитию на сегменте корпоративной клиентуры темпами выше рынка в целевом регионе – СЗФО и Кировская область.
Высокие темпы роста развития корпоративного сегмента (как в части привлечения, так и размещения ресурсов) в целевом регионе развития Банка (СЗФО и Кировская обл.), позволили компенсировать выбывшие в течение 2008 года активы и пассивы филиалов, закрытых в процессе оптимизации филиальной сети.
На корпоративный кредитный портфель приходится основной удельный вес вложений Банка, в т. ч. 90% кредитов Банка предоставлено клиентам – не кредитным учреждениям.
В 2008 году, в условиях общей нестабильности финансовой системы, Банком был предпринят яд мер по повышению управляемости качеством кредитного портфеля, в частности, были пересмотрены полномочия филиалов в целях отнесения ряда вопросов к компетенции головного офиса, были усилены инструменты мониторинга кредитного процесса на уровне филиалов
(особое внимание было уделено качеству обеспечения кредитов), была создана новая система о работе с проблемной задолженностью.
В рамках унификации методик по оценке кредитных рисков и кредитных процедур в Группе ВТБ в банке была внедрена новая система ценообразования по корпоративным клиентам, учитывающая уровень кредитного риска по сделке (в зависимости от финансового состояния
заемщика и уровня обеспечения по кредиту). Банк активно наращивал сотрудничество с предприятиями реального сектора экономики, градообразующими предприятиями, а также предприятиями сферы торговли и строительства, поддерживая политику Правительства РФ по поддержке наиболее значимых отраслей экономики.
Банк осуществляет мониторинг рынка банковских услуг, по результатам которого принимаются решения о необходимости модификации продуктового ряда для различных клиентских сегментов. В 2008 году Банк модифицировал технологии предоставления отдельных продуктов, изменял ценовые и неценовые параметры продуктов, следуя все возрастающим требованиям
рынка и обеспечивая конкурентные преимущества для динамичного развития.
Услуги частным клиентам
В 2008 году в рамках специализации на обслуживании крупного и среднего корпоративного бизнеса, Банк реализовывал меры по сокращению объемов операций с физическими лицами и выходу из розничного бизнеса.
По состоянию на 1 января 2009 года:
• портфель потребительских кредитов в 2008 году уменьшился на 9 млрд. рублей (в 3,37раза) и на конец анализируемого периода составил 3,8 млрд. рублей;
• объем привлеченных средств физических лиц сократился за 2008 год на 21,3 млрд. рублей на 01.01.2009 составил 18,2 млрд. рублей;
• количество карт на конец 2008 года составило 1,38 млн. штук;
• дебетовый годовой оборот по картам, эмитированным Банком, в 2008 году составил 142,3млрд рублей;
• сеть банкоматов международных платежных систем Банка в 2008 году сократилась на24,4% и составила на 01.01.2009 – 527 машин;
• оборот по получению наличных денежных средств в сети банкоматов и пунктах выдачи наличных (ПВН) Банка за 2008 год увеличился на 15,19%, превысив 154 млрд. рублей.
Услуги кредитным организациям
Политика ОАО «Банк
ВТБ Северо-Запад» на рынке услуг
для кредитных организаций
• централизованная разработка и предоставление комплекса услуг для кредитных организаций;
• реализация тарифной политики, обеспечивающей сохранение и укрепление конкурентных позиций Банка в сфере межбанковского бизнеса;
• согласование размещения корреспондентской сети с географией платежей корпоративных клиентов Банка;
• приоритет оказания услуг кредитным организациям, сотрудничающим с Банком, как в сфере осуществления расчетных операций, так и на межбанковском рынке.
Основным видом услуг
для кредитных организаций
Информация о работе Совершенствование управления собственным капиталом в коммерческом банке