Совершенствование управления собственным капиталом в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы определила тему моей курсовой работы «Совершенствование управления собственным капиталом в организации». Цель данной работы не в разработке конкретных методик по оценке финансового состояния коммерческого бака, а в попытке доказать необходимость проведения подобного анализа (на примере отдельно взятого банка), привести имеющийся на сегодняшний момент инструментарий оценки финансового состояния по данным бухгалтерского баланса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
дать оценку экономической информации, взятой из отчетности коммерческого банка;
проанализировать динамику валюты баланса;
оценить качественную и количественную структуру актива и пассива;
определить специализацию деятельности банка, состояние ликвидности, доходности и степени рискованности отдельных банковских операций;
охарактеризовать состояние ресурсов банка, источники их формирования и направления использования;
определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов;
дать оценку согласованности активных и пассивных операций банка;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления собственного капитала в коммерческом банке ……...6
1.1 Понятие собственного капитала и его структура …………………………6
1.2 Нормативно-законодательное обеспечение управление собственным капиталом в коммерческом банке …………………………………………….15
1.3 Методы оценки собственного капитала в коммерческом банке ………...
Глава 2. Организационная характеристика и финансовый анализ коммерческого банка ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» …………………….18
2.1. Динамика валюты баланса ………………………………………………..18
2.2. Состав и структура пассива баланса коммерческого банка ……………21
2.3. Состав и структура актива баланса коммерческого банка ……………..38
Заключение ………………………………………………………………………..49
Список литературы ……………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам предприятия.doc

— 762.00 Кб (Скачать файл)
  • форма № 101 – Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета;
  • форма № 102 – Отчет о прибылях и убытках кредитной организации /6/;
  • Расчет экономических нормативов /4/.

А очень часто приходится анализировать  на основании только 101-ой формы.

Выделяются следующие группы внешних  пользователей отчетности (и соответственно, результатов анализа). Первая группа – это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка. Основные представители этой группы:

  1. Акционеры банка. Им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики.
  2. Кредиторы. Кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы. Для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам.
  3. Клиенты банка. Клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но а данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности. С этой позиции их интересует прежде всего надежность банка.

Следующая группа внешних пользователей  аналитической информации – это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы:

  1. Центральный банк. Он следит за выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе государства.
  2. Аудиторские компании.
  3. Статистические и информационные службы, рейтинговые агентства. /19, с.11/

Соответственно группам внешних  пользователей можно выделить типы методик дистанционного анализа:

  • банковские рейтинги;
  • методики, применяемые центральными банками разных стран
  • аналитические процедуры, применяемые в процессе банковского аудита (как правило, при планировании);
  • методики анализа банков-контрагентов для установления на них лимитов активных межбанковских операций.

Банковские рейтинги – методика анализа, который проводится, как правило, либо информационными службами, либо специализированными рейтинговыми агентствами. Его основные черты – комплексная оценка финансовой устойчивости, завершающаяся чаще всего выставлением общей балльной рейтинговой оценки данному кредитному учреждению. Результатами рейтингов активно пользуется население, акционеры банка. В российской печати также распространено ранжирование банков по определенным показателям (величина активов, капитал, прибыль и тд.). Иногда такого рода ранжирование называется рейтингом. Но к данной деятельности корректнее применять термин рэнкинг (от англ. rank – ряд).

Значение банковских рейтингов  очень велико, так как на их основе применяется очень много значимых финансовых решений. Даже банки, обладающие собственными аналитическими методиками для анализа банков-контрагентов, используют рейтинговые оценки как неотъемлемую часть методики анализа (см. подобный подход в методике Сбербанка, п. 2.1. данной работы).

Для методик центральных банков характерной чертой выступает то, что цель анализа в данном случае – обнаружение финансово нестабильных, проблемных банков для применения к ним различных пруденциальных мер вплоть до отзыва лицензии. Такая цель логична, так как задачей центральных банков многих стран (в том числе и России) является обеспечение стабильности банковской системы, и обнаружение финансово неустойчивых банков необходимо для оптимальной концентрации надзорных усилий. Важная черта многих центробанковских методик – их смешанный характер, предусматривающий как чисто дистанционный анализ по данным финансовой отчетности, так и проверки на местах (см. п. 2.1. – методика CAMEL).

Цель анализа банков-контрагентов, который постоянно проводится аналитическими отделами различных банков, - оптимизация кредитного риска по активным операциям банка. Практическим итогом анализа выступает, как правило, установление лимита активных операций с анализируемым банком, который не может быть превышен. Отличительной чертой многих методик является то, что нет необходимости выставления по итогам анализа общей агрегированной оценки финансового состояния банка (как в рейтингах), вполне достаточен прогноз платежеспособности банка-контрагента через определенный небольшой срок (1-3 мес.).

Отличительной чертой аудиторского анализа  финансовой отчетности банка является его нацеленность на выявления проблемных участков учета, тех участков, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание (большой объем аудиторских процедур). Выявляются необычные изменения статей баланса, необычные удельные веса тех или иных показателей отчетности и тд. Особенностью методик выступает их смешанный характер: данные финансовой отчетности анализируются с точки зрения понимания аудиторов деятельности данного экономического субъекта, полученного им в ходе предыдущих проверок.

Теперь представляется разумным перейти  к формулированию определения дистанционного анализа финансового состояния банка. По сути дела дистанционный анализ – решение вопроса о дальнейшем развитии банка – принципиально закрытой для аналитика системы. Концепцию внешнего анализа можно представить наследующей схеме:

Схема 1

Данными выступают, как было сказано выше, финансовая отчетность банка. Также в распоряжении аналитика  находятся общеизвестные данные о внешней среде, в которой  развивается анализируемый банк. Из этого схематического построения сразу видна ограниченность дистанционного анализа, которая выступает сразу в 2 аспектах:

  1. Информационная база неполна и не содержит информации обо всех факторах финансовой устойчивости банка (о факторах финансовой устойчивости банка и их отражении в финансовой отчетности см. п. 1.2.). В практике анализа это преодолевается использованием недостающей для анализа внутренней информации (инспекционные проверки центробанков, данные о прошлых проверках у аудиторов). Но не у всех аналитиков есть доступ к такого рода данным.
  2. Финансовая отчетность может быть искажена. Этот фактор имеет особенное значение для российской аналитической практики, так как в отечественных банках эта проблема стоит весьма остро. Хотелось бы отметить, что искажения – внутренне присущи финансовой отчетности. Это связано с тем, что отчетность формируется бухгалтерией, которая экономически зависит от менеджмента банка. Особую остроту проблема искажения отчетности приобретает при наличии у банка серьезных проблем, угрожающих самому его существованию, а ведь определение таких банков – важнейшая задача дистанционного анализа. На этот фактор, естественно, реагируют аналитики, поэтому в методиках анализа у многих банков первым пунктом является так называемая «чистка баланса» от различных зарисовок. Тем не менее эту проблему очень трудно преодолеть, и она оказывает значительное влияние на процесс и результаты анализа.

Вторым компонентом вышеприведенной  схемы выступает собственно процесс  анализа. Качество этого процесса определяется точностью вероятностного суждения о будущем развитии банка, полученного по результатам анализа, но никакая методика не может преодолеть полностью вышеприведенные ограничения информационной базы.

Опираясь на вышеприведенные рассуждения, приведем собственное определение дистанционного анализа финансового состояния банков. Дистанционным анализом финансовой состояния банков называется деятельность по преодолению информационных диспропорций между инсайдерами и аутсайдерами банка в целях получения максимально точного вероятностного суждения о будущем развитии анализируемого банка.

 

Выводы. Анализ финансовой состояния банка – неоднозначно трактуемое понятие. По нашему мнению логично сделать акцент на понимании финансового анализа как на деятельности по преодолению информационной диспропорции между аутсайдерами и инсайдерами банка.

 

 

1.2. Финансовая устойчивость и  надежность 
кредитной организации

 

 

Объектом анализа является финансовое состояние коммерческого банка, которое в экономической литературе обычно сводится к финансовой устойчивости или надежности кредитной организации. Исследование сущности вышеуказанных терминов можно встретить у различных авторов; первым из них будет рассмотрен Г. Г. Фетисов, первая глава монографии /21/ которого посвящена этой проблематике.

Прежде всего Г. Г. Фетисов обращается к терминологической стороне вопроса, а также к опыту других наук, где надежность и устойчивость являются объектами пристального изучения уже на протяжении нескольких столетий.

Наиболее емкую характеристику термина «надежный» можно встретить  у С. И. Ожегова, который интерпретирует его как:

  1. внушающий доверие;
  2. прочный, с трудом поддающийся разрушению, порче, крепкий;
  3. хорошо работающий;
  4. постоянный, не прекращающийся, рассчитанный на долгий срок, не временный;
  5. стойкий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая, восстанавливающийся после незначительного отклонения.

По мнению Г. Г. Фетисова, при исследовании проблемы надежности кредитной организации  можно воспользоваться опытом других отраслей науки и техники, где  надежность рассматривается в частности, как «комплексное свойство технического объекта (прибора, устройства, машины, системы), которое состоит в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики в установленных пределах».

С надежностью обычно связана и  устойчивость объекта. Так, устойчивость сооружения – это его способность противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия. Устойчивость банка это – его способность противостоять возможным негативным факторам внутренней и внешней среды. Чаще всего категория устойчивости применяется как характеристика сложных динамических систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в том числе факторов со случайными характеристиками. Поскольку банк также является сложной динамической системой, функционирующей в изменяющихся условиях рыночной среды, его необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода.

Использование термина «устойчивость» наряду с термином «надежность», по мнению Г. Г. Фетисова, вполне справедливо. В. Даль определял слово надежный как «подающий верную надежду; верный, несомненный, прочный, твердый, крепкий; на что или на кого можно положиться, что не обманет». Термин устойчивость происходит от слов «устаивать, устоять против кого, чего, стоять твердо, выстоять, успешно противиться силе, выдержать, не уступить. Устойчивый – это значит стойкий, крепкий, твердый, не шаткий».

После этого Г. Г. Фетисов утверждает, что, при всей их схожести, термины «устойчивый» и «надежный» отличаются друг от друга, в связи с чем вносят в понятия надежный банк, устойчивый банк некоторые нюансы. Прежде всего можно отметить, что восприятие надежности банка может быть неодинаково с различных позиций.

С позиции клиентов банка, его вкладчиков надежный банк больше ассоциируется с убеждением в том, что банк выполнит перед ними свои обязательства (по В. Далю, что не обманет). Известно, что в современных условиях для вкладчиков это имеет особое значение.

Несколько иные оттенки понятие  надежность имеет с позиции самого банка. К примеру, акционеры банка, инвестируя в банковскую деятельность свои капиталы, полагают, что их банк станет доходным местом помещения капитала, что именно здесь будет получена прибыль, равнозначная или превышающая прибыли от вложений в другие секторы экономики. В целом они заинтересованы в достаточном доходе на свой капитал.

Другая позиция у сотрудников  банка, которые заинтересованы в  постоянной работе в данном кредитном учреждении, в получении стабильной и высокой заработной платы.

Взгляд на надежный банк со стороны общества вполне может быть представлен со стороны Центрального банка, являющегося общенациональным институтом, который заботится как о соблюдении интересов граждан и инвесторов, так и банковской системы. Надежный банк с общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов как банков, так и их клиентов. Надежный банк – это банк, которому верят клиенты, который обеспечивает соблюдение интересов клиентов и инвесторов, содействует реализации как интересов вкладчиков, так и бизнеса, руководствуется принципами партнерских взаимовыгодных отношений, проводит политику в интересах общественного развития.

Далее Г. Г. Фетисов выдвигает тезис, что «устойчивый банк» – это  более фундаментальное понятие. Оно первично по отношению к понятию  «надежный банк». Надежность зависит от устойчивости. Если надежный – это не всегда устойчивый банк, то устойчивый банк – это всегда надежный. С позиции клиента можно надеяться, что банк тебя не обманет, с позиции акционера или сотрудника банка можно надеяться на реализацию своих интересов, но это еще не означает, что эта надежда в полной мере соподчинена с полной устойчивостью. Банк, будучи надежным, к примеру, может выполнить свои обязательства перед клиентом, но это будет идти вразрез с его устойчивостью, может вызвать сокращение прибыли и даже привести к убыткам.

Тем не менее рассматриваемые понятия  надежности и устойчивости нельзя противопоставлять. При всем их сходстве и определенном различии они имеют право на самостоятельное  существование, так как характеризуют  не всегда одинаковые оттенки в положении банка. С позиции клиента, для которого важнее соблюдение партнерских отношений, более корректно использовать термин «надежность», в то время как в макроэкономическом плане понятие устойчивости более приемлемо для характеристики финансового состояния абстрактного банка. Таким образом, с позиции Г. Г. Фетисова, надежный банк – это такой банк, деятельность которого несомненно приводит к реализации интересов конкретного субъекта.

Информация о работе Совершенствование управления собственным капиталом в коммерческом банке