Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 00:15, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия.
Для достижения этой общей цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- определить основы стратегического финансового менеджмента в системе управления финансами предприятия;
- дать оценку стратегии управления финансами на примере ООО «МТМ»;
- проанализировать совершенствование стратегии финансового менеджмента в ситсеме управления финансами предприятия ООО «МТМ»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МТМ» 14
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИТСЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МТМ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов в значительной степени определяется их стратегией управления. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам стратегии управления, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.
Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия.
Для достижения этой общей цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- определить основы стратегического финансового менеджмента в системе управления финансами предприятия;
- дать оценку стратегии управлен
- проанализировать совершенствование стратегии финансового менеджмента в ситсеме управления финансами предприятия ООО «МТМ»;
Объектом исследования является организация ООО «Маркетинг – Технологии – Менеджмент» (именуемое в дальнейшем ООО «МТМ»).
Предметом исследования является стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования являются современные методы познания, в том числе методы диалектического, логического, статистического, экономического, исторического и системного анализа.
Использовались законы Российской Федерации, решения и постановления Правительства и других государственных органов, материалы научно-практических конференций, государственных институтов по статистике, бухгалтерская отчетность ООО «МТМ».
Содержащиеся в работе материалы могут быть использованы рядом предприятий и организаций в целях повышения их экономической эффективности и конкурентоспособности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
С вопросами финансовой стратегии сталкиваются любые предприятия и организации, работающие на рынке. Происходит это вне зависимости от их желания. Даже в том случае, если менеджеры той или иной организации не занимаются целенаправленным формированием финансовой стратегии своего предприятия, у этого предприятия существует своя собственная финансовая стратегия. В России насчитывается более 950 тысяч малых предприятий, которые создают примерно 12 процентов валового внутреннего продукта страны. Прямо или косвенно они дают рабочие места и заработки 25 миллионам российских граждан.
Учитывая, что финансовая стратегия организации является основной частью общей стратегии, невнимательное отношение к вопросам ее формирования может свести на нет успешность стратегии любого предприятия в целом, а значит, и его общий успех. Отсутствие направленных действий на формирование и воплощение в жизнь финансовой стратегии организации приводит только к ослаблению ее позиций на рынке, понижению конкурентоспособности и устойчивости.
Для того, чтобы грамотно формировать финансовую стратегию, управлять ею и внедрять в практику все ее положения, необходимо понимать, что такое финансовая стратегия организации, какова ее сущность и характерные черты. Изучение сущности финансовой стратегии и форм ее проявления является задачей данного параграфа.
В экономической литературе, а также в бытовом языке менеджеров, финансистов и руководителей часто используется выражение "финансовая стратегия". В то же время в научной литературе нет четкого определения данного понятия. Нельзя сказать, что рассмотрение данного вопроса в экономической и специальной финансовой литературе полностью отсутствует, однако единого подхода к понятию "финансовая стратегия" не существует. В то же время достаточно широко и часто используется термин "экономическая стратегия" организации - некая общая линия поведения на рынке, заранее спланированная и определенная, разбитая на реальные и достижимые цели. Финансовая стратегия является частью общей экономической стратегии предприятия и поэтому для нас важными являются основные постулаты, касающиеся общей стратегии. Финансовая стратегия как часть общей экономической стратегии несомненно будет подчиняться этим же постулатам. Поэтому рассмотрение вопроса финансовой стратегии целесообразно начать с более высокого внешнего уровня, каким является общая стратегия, а затем выделить предмет нашего изучения.
Под стратегией понимают
детальный всесторонний комплексный
план, предназначенный для того,
чтобы обеспечить осуществление
миссии организации и содействовать достижению
ее целей1. Основная и общая цель организации обозначается
как миссия, а все остальные цели разрабатываются
для достижения этой миссии и должны быть
конкретными, измеримыми, достижимыми,
а также сориентированными во времени.
Поскольку финансовая стратегия является
основной частью общей стратегии, то в
работе определение финансовой стратегии
организации базируется на определении
стратегии организации как таковой. И.Ансофф,
предлагая свое понятие стратегии организации,
утверждает, что стратегия - это системный
подход, обеспечивающий сложной организации
сбалансированность и общее направление
роста2.
Далее в своих исследованиях И.Ансофф раскрывает стратегию как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Данное определение, по нашему мнению, не затрагивает целей организации. Несколько иную интерпретацию понятия стратегия предлагают М.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури, которые под стратегией организации понимают детальный комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей3.
Данное определение не затрагивает вопрос распределения и получения ресурсов при достижении целей организации и не может быть полностью принято как базовое при переходе к определению финансовой стратегии, для которой ресурсы играют особенную роль. Причем необходимо заметить, что под ресурсами при формировании стратегии понимают не только финансовые ресурсы.
Р.Акофф предлагает учитывать
5 типов ресурсов, каждый из которых
одинаково важен для
1) входные - основные и вспомогательные материалы, энергия и услуги;
2) сооружения и оборудование;
3) кадры;
4) деньги;
5) информация4.
Деньги могут рассматриваться как метаресурс, поскольку их основная ценность заключается в возможности использования для получении других ресурсов. У.Кинг и Д.Клиланд, по нашему мнению, довольно близко подошли к наиболее полному определению стратегии, подходящему для использования в качестве основы для разработки определения финансовой стратегии предприятия. Стратегическое планирование, по их мнению, представляет собой процесс определения целей организации и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. По сути, У.Кинг и Д.Клиланд в качестве стратегического планирования предлагают понимать "идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих решениях"5.
По нашему мнению, данное
определение, несмотря на то, что оно
наиболее глубоко из всех упомянутых
охватывает понятие стратегии, тем
не менее является не совсем четким и недостаточно
кратким. Б.Карлоф предлагает понимать
под стратегией обобщающую модель действий,
необходимых для достижения поставленных
целей путем координации и
распределения ресурсов организации6.
Недостатком данного определения является то, что оно не учитывает необходимости разработки целей организации, сразу ставя задачей их достижение. Говоря о координации и распределении ресурсов, не упоминается об их достижении. В то же время данное определение с учетом высказанных замечаний в большей степени отвечает нашему представлению о том, которое необходимо для разработки понятия финансовой стратегии организации. Японский автор Т.Коно подчеркивает важность четко определенной стратегии организации тем, что предлагает, чтобы структура организации соответствовала стратегии и изменение последней приводило бы к соответственному и немедленному изменению самого предприятия 7.
После анализа всех основных
существующих мнений по вопросу определения
стратегии организации можно
предложить следующее определение. Финансовая стратегия
- это система действий в
области финансов по разработке и достижению
целей организации. Данная система представляет
собой планы получения, накопления и распределения
финансовых ресурсов, необходимых для
достижения целей организации и базируется
на прогнозе возможных воздействий окружающей
среды на организацию, а также учитывает
предполагаемые последствия этих воздействий.
Финансовая стратегия предусматривает все финансовые действия организации во всех областях ее активности, направленные на укрепление позиций на рынке и достижение максимально возможной прибыли. Она призвана повысить устойчивость и конкурентоспособность организации. В условиях развитого рынка финансовая стратегия выступает в роли дополнительного инструмента в рамках общей стратегии организации. В России в настоящее время при достаточно подвижных макроэкономических факторах (курс доллара по отношению к рублю, инфляция, учетная ставка) финансовая стратегия становится жизненно важным моментом, определяющим выживаемость предприятия. Особенно важную роль она приобретает в условиях высокой инфляции. В условиях инфляции и постоянно меняющихся относительных цен содержание финансовой стратегии любой организации в России несколько отличается от содержания финансовой стратегии организации, ведущей свою деятельность в рамках рынка на Западе. Это один из основных факторов, обусловливающих актуальность изучения данного вопроса в России. Западные разработки в этой области редко полностью подходят для их использования в России из-за специфики переходного периода развития отечественной экономики.
Из-за слабой проработанности вопроса, да и самого понятия "финансовая стратегия" не существует единого мнения по поводу того, какие основные элементы составляют финансовую стратегию. Само понятие финансовой стратегии достаточно абстрактно и зависит от наполняющих ее элементов, которые в свою очередь абстрактными назвать нельзя. Автором было предпринято исследование в результате которого были опрошены руководители 74 организаций, входящих в Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей. Для проведения данного исследования была разработана анкета, в которой содержались и вопросы о выделении основных сложившихся тенденций при формировании финансовой стратегии.
Результаты анализа ответов на данные вопросы показывают, что более 60% опрошенных выделяют следующие основные элементы, составляющие финансовую стратегию:
- краткосрочное скользящее
планирование и система
- организационно-правовое оформление финансовых потоков;
- выбор эффективных финансовых инструментов;
- выявление и распределение финансовых рисков;
- налоговое планирование;
- использование финансовых нововведений.
Далее кратко будет рассмотрен каждый из этих элементов.
Все вышеперечисленные элементы стратегии определяют конкурентоспособность любой организации в переходный период в России. Их наличие является необходимым условием для гарантии успеха деятельности организации на рынке. Каждый из этих элементов является, в свою очередь, важным и интересным объектом для изучения. Содержимое каждого зависит, прежде всего, "от постоянно изменяющейся экономической ситуации в России. Присутствие каких из этих элементов является необходимым условием для гарантии успеха, а какие можно выделить как второстепенные - ответ на этот вопрос весьма актуален. Вьшеперечисленные элементы финансовой стратегии являются некими срезами, направлениями как формирования, так и осуществления стратегии, позволяющими выделить сущность финансовой стратегии предприятия, которая, в свою очередь, в них и проявляется.
Что касается планирования и контроля финансовых потоков, то можно определить этот элемент основным в наборе финансовой стратегии. Даже если организация и не занимается сознательным формированием своей финансовой стратегии, то минимальным финансовым прогнозированием и планированием она будет заниматься всегда. Разработка и последующая реализация планирования финансового состояния и финансовых потоков являются достаточно сложным процессом, требующим комплексного подхода со стороны любой организации. Данный процесс необходимо проводить при постоянной оценке и коррекции текущего финансового состояния, опираясь на критерии и показатели финансовой стратегии, используемые на данном конкретном предприятии.
При формировании данного элемента финансовой стратегии имеет смысл использовать новейшие методы оценки и прогнозирования высоких темпов инфляции и других основных особенностей экономической жизни хозяйствующего субъекта в России.
Весьма важным моментом
для любого предприятия в России является разработка
финансово-правовых схем. Практически
для каждой более или менее важной финансовой
операции необходимо разрабатывать конкретную
финансово-правовую схему, учитывающую
все нюансы конкретной финансовой среды,
в которой будет проводиться операция,
а также возможное влияние других экономических
субъектов. Причем вся схема должна быть
приведена в соответствие с нормами действующего
законодательства. Так, если партнером
предприятия выступает в данной финансово-правовой
схеме муниципалитет, то необходимо учитывать
его специфические финансовые возможности,
связанные прежде всего с правовым статусом
данного партнера, если же партнером является
банк или государственная организация,
то в каждом из этих случаев, для каждой
конкретной операции, необходимо будет
разрабатывать свою конкретную финансово-правовую
схему. От того,
насколько хорошо и продуманно такая схема
разработана, будет зависеть и вероятность
возникновения сбоев при выполнении операции.
В случае трудностей с участием в финансовой
операции какого-либо предприятия и невозможности
учесть это в финансово-правовой схеме
всегда существует такой шаг, как привлечение,
а то и создание предприятия другой формы
собственности, с другими финансово-правовыми
возможностями. Данное направление требует
высокого профессионализма в конкретной
области, и большинству компаний финансово
нецелесообразно иметь в постоянном штате
группу специалистов высокого класса
этого направления. Имеет смысл привлекать
таких экспертов при возникновении необходимости.
Информация о работе Стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия