Стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия.
Для достижения этой общей цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- определить основы стратегического финансового менеджмента в системе управления финансами предприятия;
- дать оценку стратегии управления финансами на примере ООО «МТМ»;
- проанализировать совершенствование стратегии финансового менеджмента в ситсеме управления финансами предприятия ООО «МТМ»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МТМ» 14
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИТСЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МТМ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013 Без доработок.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность  деятельности экономических субъектов  в значительной степени определяется их стратегией управления. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам стратегии управления, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.

Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Цель исследования заключается  в том, чтобы рассмотреть стратегический финансовый менеджмент  в системе управления финансами предприятия.

Для достижения этой общей  цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

- определить основы стратегического финансового менеджмента в системе управления финансами предприятия;

- дать оценку стратегии управления финансами на примере ООО «МТМ»;

- проанализировать совершенствование стратегии финансового менеджмента в ситсеме управления финансами предприятия ООО «МТМ»;

Объектом исследования является организация ООО «Маркетинг – Технологии – Менеджмент» (именуемое в дальнейшем ООО «МТМ»).

Предметом исследования является стратегический финансовый менеджмент  в системе управления финансами предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования являются современные  методы познания, в том числе методы диалектического, логического, статистического, экономического, исторического и системного анализа.

Использовались законы Российской Федерации, решения и  постановления Правительства и  других государственных органов, материалы  научно-практических конференций, государственных  институтов по статистике, бухгалтерская отчетность ООО «МТМ».

Содержащиеся в работе материалы могут быть использованы рядом предприятий и организаций в целях повышения их экономической эффективности и конкурентоспособности.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 1. Основы стратегического финансового менеджмента в системе управления финансами предприятия

 

С вопросами финансовой стратегии сталкиваются любые предприятия и организации, работающие на рынке. Происходит это вне зависимости от их желания. Даже в том случае, если менеджеры той или иной организации не занимаются целенаправленным формированием финансовой стратегии своего предприятия, у этого предприятия существует своя собственная финансовая стратегия. В России насчитывается более 950 тысяч малых предприятий, которые создают примерно 12 процентов валового внутреннего продукта страны. Прямо или косвенно они дают рабочие места и заработки 25 миллионам российских граждан.

Учитывая, что финансовая стратегия организации является основной частью общей стратегии, невнимательное отношение к вопросам ее формирования может свести на нет успешность стратегии любого предприятия в целом, а значит, и его общий успех. Отсутствие направленных действий на формирование и воплощение в жизнь финансовой стратегии организации приводит только к ослаблению ее позиций на рынке, понижению конкурентоспособности и устойчивости.

Для того, чтобы грамотно формировать финансовую стратегию, управлять ею и внедрять в практику все ее положения, необходимо понимать, что такое финансовая стратегия организации, какова ее сущность и характерные черты. Изучение сущности финансовой стратегии и форм ее проявления является задачей данного параграфа.

В экономической литературе, а также в бытовом языке менеджеров, финансистов и руководителей часто используется выражение "финансовая стратегия". В то же время в научной литературе нет четкого определения данного понятия. Нельзя сказать, что рассмотрение данного вопроса в экономической и специальной финансовой литературе полностью отсутствует, однако единого подхода к понятию "финансовая стратегия" не существует. В то же время достаточно широко и часто используется термин "экономическая стратегия" организации - некая общая линия поведения на рынке, заранее спланированная и определенная, разбитая на реальные и достижимые цели. Финансовая стратегия является частью общей экономической стратегии предприятия и поэтому для нас важными являются основные постулаты, касающиеся общей стратегии. Финансовая стратегия как часть общей экономической стратегии несомненно будет подчиняться этим же постулатам. Поэтому рассмотрение вопроса финансовой стратегии целесообразно начать с более высокого внешнего уровня, каким является общая стратегия, а затем выделить предмет нашего изучения.

Под стратегией понимают детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  
миссии организации и содействовать достижению ее целей1. Основная и общая цель организации обозначается как миссия, а все остальные цели разрабатываются для достижения этой миссии и должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, а также сориентированными во времени.  
Поскольку финансовая стратегия является основной частью общей стратегии, то в работе определение финансовой стратегии организации базируется на определении стратегии организации как таковой. И.Ансофф, предлагая свое понятие стратегии организации, утверждает, что стратегия - это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста2.

Далее в своих исследованиях  И.Ансофф раскрывает стратегию как  набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности. Данное определение, по нашему мнению, не затрагивает целей  организации. Несколько иную интерпретацию понятия стратегия предлагают М.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури, которые под стратегией организации понимают детальный комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей3.

Данное определение  не затрагивает вопрос распределения  и получения ресурсов при достижении целей организации и не может  быть полностью принято как базовое  при переходе к определению финансовой стратегии, для которой ресурсы  играют особенную роль. Причем необходимо заметить, что под ресурсами при формировании стратегии понимают не только финансовые ресурсы.

Р.Акофф предлагает учитывать 5 типов ресурсов, каждый из которых  одинаково важен для организации:

1) входные - основные  и вспомогательные материалы, энергия и услуги;

2) сооружения и оборудование;

3) кадры; 

4) деньги;

5) информация4.

Деньги могут рассматриваться  как метаресурс, поскольку их основная ценность заключается в возможности  использования для получении  других ресурсов. У.Кинг и Д.Клиланд, по нашему мнению, довольно близко подошли к наиболее полному определению стратегии, подходящему для использования в качестве основы для разработки определения финансовой стратегии предприятия. Стратегическое планирование, по их мнению, представляет собой процесс определения целей организации и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. По сути, У.Кинг и Д.Клиланд в качестве стратегического планирования предлагают понимать "идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих решениях"5.

По нашему мнению, данное определение, несмотря на то, что оно  наиболее глубоко из всех упомянутых охватывает понятие стратегии, тем  не менее является не совсем четким и недостаточно кратким. Б.Карлоф предлагает понимать под стратегией обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и  
распределения ресурсов организации6.

Недостатком данного  определения является то, что оно не учитывает необходимости разработки целей организации, сразу ставя задачей их достижение. Говоря о координации и распределении ресурсов, не упоминается об их достижении. В то же время данное определение с учетом высказанных замечаний в большей степени отвечает нашему представлению о том, которое необходимо для разработки понятия финансовой стратегии организации. Японский автор Т.Коно подчеркивает важность четко определенной стратегии организации тем, что предлагает, чтобы структура организации соответствовала стратегии и изменение последней приводило бы к соответственному и немедленному изменению самого предприятия 7.

После анализа всех основных существующих мнений по вопросу определения  стратегии организации можно  предложить следующее определение. Финансовая стратегия - это система действий в  
области финансов по разработке и достижению целей организации. Данная система представляет собой планы получения, накопления и распределения финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей организации и базируется на прогнозе возможных воздействий окружающей среды на организацию, а также учитывает предполагаемые последствия этих воздействий.

Финансовая стратегия  предусматривает все финансовые действия организации во всех областях ее активности, направленные на укрепление позиций на рынке и достижение максимально возможной прибыли. Она призвана повысить устойчивость и конкурентоспособность организации. В условиях развитого рынка финансовая стратегия выступает в роли дополнительного инструмента в рамках общей стратегии организации. В России в настоящее время при достаточно подвижных макроэкономических факторах (курс доллара по отношению к рублю, инфляция, учетная ставка) финансовая стратегия становится жизненно важным моментом, определяющим выживаемость предприятия. Особенно важную роль она приобретает в условиях высокой инфляции. В условиях инфляции и постоянно меняющихся относительных цен содержание финансовой стратегии любой организации в России несколько отличается от содержания финансовой стратегии организации, ведущей свою деятельность в рамках рынка на Западе. Это один из основных факторов, обусловливающих актуальность изучения данного вопроса в России. Западные разработки в этой области редко полностью подходят для их использования в России из-за специфики переходного периода развития отечественной экономики.

Из-за слабой проработанности  вопроса, да и самого понятия "финансовая стратегия" не существует единого  мнения по поводу того, какие основные элементы составляют финансовую стратегию. Само понятие финансовой стратегии достаточно абстрактно и зависит от наполняющих ее элементов, которые в свою очередь абстрактными назвать нельзя. Автором было предпринято исследование в результате которого были опрошены руководители 74 организаций, входящих в Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей. Для проведения данного исследования была разработана анкета, в которой содержались и вопросы о выделении основных сложившихся тенденций при формировании финансовой стратегии.

Результаты анализа ответов на данные вопросы показывают, что более 60% опрошенных выделяют следующие основные элементы, составляющие финансовую стратегию:

- краткосрочное скользящее  планирование и система контроля  финансовых потоков; 

- организационно-правовое  оформление финансовых потоков;

- выбор эффективных  финансовых инструментов;

- выявление и распределение  финансовых рисков;

- налоговое планирование;

- использование финансовых  нововведений.

Далее кратко будет рассмотрен каждый из этих элементов.

Все вышеперечисленные элементы стратегии определяют конкурентоспособность любой организации в переходный период в России. Их наличие является необходимым условием для гарантии успеха деятельности организации на рынке. Каждый из этих элементов является, в свою очередь, важным и интересным объектом для изучения. Содержимое каждого зависит, прежде всего, "от постоянно изменяющейся экономической ситуации в России. Присутствие каких из этих элементов является необходимым условием для гарантии успеха, а какие можно выделить как второстепенные - ответ на этот вопрос весьма актуален. Вьшеперечисленные элементы финансовой стратегии являются некими срезами, направлениями как формирования, так и осуществления стратегии, позволяющими выделить сущность финансовой стратегии предприятия, которая, в свою очередь, в них и проявляется.

Что касается планирования и контроля финансовых потоков, то можно  определить этот элемент основным в  наборе финансовой стратегии. Даже если организация и не занимается сознательным формированием своей финансовой стратегии, то минимальным финансовым прогнозированием и планированием она будет заниматься всегда. Разработка и последующая реализация планирования финансового состояния и финансовых потоков являются достаточно сложным процессом, требующим комплексного подхода со стороны любой организации. Данный процесс необходимо проводить при постоянной оценке и коррекции текущего финансового состояния, опираясь на критерии и показатели финансовой стратегии, используемые на данном конкретном предприятии.

При формировании данного элемента финансовой стратегии имеет смысл использовать новейшие методы оценки и прогнозирования высоких темпов инфляции и других основных особенностей экономической жизни хозяйствующего субъекта в России.

Весьма важным моментом для любого предприятия в России является разработка финансово-правовых схем. Практически для каждой более или менее важной финансовой операции необходимо разрабатывать конкретную финансово-правовую схему, учитывающую все нюансы конкретной финансовой среды, в которой будет проводиться операция, а также возможное влияние других экономических субъектов. Причем вся схема должна быть приведена в соответствие с нормами действующего законодательства. Так, если партнером предприятия выступает в данной финансово-правовой схеме муниципалитет, то необходимо учитывать его специфические финансовые возможности, связанные прежде всего с правовым статусом данного партнера, если же партнером является банк или государственная организация, то в каждом из этих случаев, для каждой конкретной операции, необходимо будет разрабатывать свою конкретную финансово-правовую схему. От того,  
насколько хорошо и продуманно такая схема разработана, будет зависеть и вероятность возникновения сбоев при выполнении операции. В случае трудностей с участием в финансовой операции какого-либо предприятия и невозможности учесть это в финансово-правовой схеме всегда существует такой шаг, как привлечение, а то и создание предприятия другой формы собственности, с другими финансово-правовыми возможностями. Данное направление требует высокого профессионализма в конкретной области, и большинству компаний финансово нецелесообразно иметь в постоянном штате группу специалистов высокого класса этого направления. Имеет смысл привлекать таких экспертов при возникновении необходимости.

Информация о работе Стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия