Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 00:15, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия.
Для достижения этой общей цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- определить основы стратегического финансового менеджмента в системе управления финансами предприятия;
- дать оценку стратегии управления финансами на примере ООО «МТМ»;
- проанализировать совершенствование стратегии финансового менеджмента в ситсеме управления финансами предприятия ООО «МТМ»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МТМ» 14
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИТСЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МТМ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Использование финансовых инструментов - одно из важнейших условий выживаемости хозяйственных систем в российских переходных условиях. Именно умелое использование финансовых инструментов дает в настоящее время в России наибольшую прибыль предприятия м. Особенно трудно достичь успеха предприятию без использования финансовых инструментов при тех темпах инфляции, которые наблюдаются в России. В то же время многие финансовые инструменты находятся в России еще только в стадии своего развития и становления. К ним, прежде всего, можно отнести: векселя, свопы, фьючерсные контракты, операции с ценными бумагами типа "репо", многие другие инструменты денежного рынка.
С учетом места финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия определим сущностные ее характеристики в свете парадигмы стратегического управления:
1. Финансовая стратегия предприятия является одним из видов его функциональных стратегий. Функциональный ее статус определяется тем, что она охватывает лишь один из видов деятельности предприятия , а ее разработка является одной из важнейших функций финансового менеджмента.
2. В системе функциональных
стратегий предприятия
3. Финансовая стратегия охватывает все основные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия. Это вытекает, прежде всего, из содержания финансового менеджмента, важнейшей функцией которого является формирование данной стратегии. Кроме того, только комплексный учет возможностей предстоящего развития всех аспектов финансовой деятельности и всех форм финансовых отношений предприятия позволяет в полной мере реализовать возможности роста его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.
4. Процесс разработки финансовой стратегии определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия. Отражая специфику финансовой деятельности, цели финансового развития предприятия должны обеспечивать реализацию миссии и целей корпоративной его стратегии, с одной стороны, и поддерживать (не вступая в противоречие) цели других функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, с другой.
5. Процесс разработки
финансовой стратегии
6. Финансовая стратегия призвана учитывать меняющиеся условия внешней среды в процессе финансового развития предприятия и адекватно реагировать на эти изменения. Это важнейшая особенность стратегии любого уровня, в том числе и финансовой, определяется главным подходом к ее содержанию, вытекающему из концепции стратегического управления. Новая парадигма формирования стратегии предприятия предопределяет, что главное содержание его стратегического поведения состоит не в четком исполнении предусмотренных заданий, а в способности быстро реагировать на изменение условий внешней среды с соответствующей корректировкой этих заданий.
7. Адаптации финансовой
стратегии к меняющимся
Маневрирование финансовыми ресурсами, которые составляют главный объект финансового управления, является основным механизмом корректировки направлений и форм достижения стратегических финансовых целей предприятия. Таким образом, финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды.
Общество с ограниченной ответственностью «Маркетинг – Технологии – Менеджмент», именуемое в дальнейшем ООО «МТМ», это предприятие, специализирующиеся на выпуске промышленного оборудования и сварных металлоконструкций различных размеров и степени сложности, для отрасли тяжелого машиностроения. Данное предприятие прошло государственную регистрацию в Администрации Ростовской области (регистрационный номер 1583/ 542, от 11 января 2000 года). Юридический адрес предприятия: Россия, Ростовская область 347382, г. Волгодонск, ул. 8-я Заводская 23 , а/я 1054.
Разработкой стратегии управления развития предприятия ООО «МТМ» занимается финансовый директор ООО «МТМ». Он также ведет всю необходимую документацию.
Сюда относятся расчёты, справки, другая деловая документация , в том числе:
а) Объём годовых продаж по группам продуктов,
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в) Годовой экспорт
и его отношение к объёму продаж
по
подразделениям.
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
д) Программа ежегодных капитальных затрат.
е) Годовые денежные потоки.
ж) Баланс на конец последнего года плана.
Первой и одной из самых существенных задач планирования является выбор целей организации. Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – миссия организации. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях. Необходимость формулировки миссии связана с тем, что в любом плане должна быть четко выражена самая общая, долгосрочная цель организации, т.е. концентрированная причина ее существования. Поскольку любая организация является открытой системой, она должна выбирать в качестве своей основной цели, удовлетворение какой-либо потребности внешней среды. Высшее руководство ООО «МТМ» сформулировало миссию своей организации следующим образом. Добиться и поддерживать наивысшую удовлетворенность потребителя путем производства металлоконструкций, приемлемого качества. Соответственно миссии формулируется стратегическое видение фирмы «МТМ»:
К 2020 году фирма «МТМ» будет представлять завод по производству недорогой, по достаточно качественной металлоконструкции. Существуют четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:
1. Доходы организации: прибыльность, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, мощности организации, разработка, производство продукта и обновление технологии
2. Работа с клиентами: работа с покупателями.
3. Работа с сотрудниками: изменения в организации и управлении, человеческие ресурсы
4. Социальная ответственность: оказание помощи обществу (благотворительные акции, например)
Рассмотрим цели организации ООО «МТМ» в аспекте долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Поскольку цели, установленные организацией в сферах работы с клиентами, потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности, не могу быть количественно измерены, рассмотрим цели фирмы только в сфере ее доходов:
1. Прибыльность
Долгосрочная цель: Рост прибыльности организации на 20% к 2016г.
Среднесрочные цели: увеличение прибыли до 70 млн. руб. в год к 2018 г.; увеличение рентабельности продукции на 10% к 2014 г.; увеличение рентабельности ОПФ на 10% к 2014 г.; увеличение рентабельности вложений в организацию на 10% к 2014 г.
Краткосрочные цели: увеличение прибыли от реализации продукции до 47 млн. руб. к 2014г.; увеличение прибыли от внереализационных операций на 10% к 2014г.; увеличение прибыли от реализации активов организации на 10% к 2014 г.; снижение издержек на 15% к 2014 г.
2. Рынки
Долгосрочная цель: увеличение доли рынка до 30% к 2015г.
Среднесрочные цели: стимулирование продаж, увеличение объёма продаж на 25% к 2014 г.
Краткосрочные цели: усиление рекламы, введение скидок при ценообразовании различным пунктам в 2014г., расширение рынков сбыта,
снижение цены на 10% в 2014г.
3. Производительность (эффективность)
Долгосрочная цель: Увеличение производительности на 25% к 2014г. Среднесрочные цели: увеличение кол-ва проданной продукции на 1 работника за 8-час рабочий день до 50 ед. к 2014г.; повышение квалификации рабочих и служащих.
Краткосрочные цели: повышение уровня компьютеризации; автоматизация и механизация всех работ; совершенствование организации производства и труда.
4 Финансовые ресурсы
Долгосрочные цели: Достижение финансовой устойчивости организации.
Среднесрочные цели: Достижение стабильной платежеспособности фирмы.
Краткосрочные цели: Увеличение оборотного капитала фирмы на 15% к 2001г.
Таким образом, фирма ООО «МТМ» установила цели в различных сферах, способствующие достижению своей миссии.
ООО «МТМ» использует портфельную стратегию. Портфельная стратегия - применима для корпораций и направлена на поддержание оптимального набора стратегических хозяйственных единиц. Стратегическое хозяйственное подразделение - предприятие, которое производит конечную продукцию или услугу и имеет свой независимый рынок.
Матрицей предусмотрена оценка существующего и желаемого состояния бизнеса по 10-балльной шкале. Величина разрыва между желаемым и будущим определяет приоритетные направления разработки стратегии организации.
Формулировка стратегии должна, с одной стороны, отражать движение в направлении устранения разрыва между настоящим и желаемым будущим, а с другой — вбирать в себя основное содержание стратегических целей, сформулированных на предыдущем этапе. Портфельная стратегия предприятия ООО «МТМ» была нацелена на: приобретения в новых отраслях, укрепление имеющихся подразделений посредством приобретений, постепенный выход из нежелательных отраслей, продажу подразделений, которые могут встроиться в более подходящие для них структуры, размещение ресурсов в форме капитала и затрат, создание уверенности в том, что подразделения являются объектами стратегического менеджмента, использование преимуществ эффекта синергизма между имеющимися в портфеле предприятиями.
По мере того
как необходимость эффективной
конкуренции становилась все
более очевидной, центр
Этап 1. На основании внутреннего маркетингового аудита и проведенного опроса клиентов были проанализированы сильные и слабые стороны компании «МТМ».
Сильные стороны:
1. Опыт работы компании – боле 10 лет на Российском рынке
2. Известность торговой марки «МТМ»
3. Разработанная система обучения новых сотрудников
4. Традиции высокого качества обслуживания и гостеприимства
5. Налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях.
Слабые стороны:
1. Демотивирующая система
компенсации сотрудников, не
2. Большой процент текучести кадров на уровне низшего и среднего звена – около 30% за 2012 год.
3. Отсутствие инвестирования
в маркетинг за исключением
минимально необходимых
4. Низкий уровень подержания баз данных компании, отсутствие их анализа.
5. Недостаток внутрифирменных
коммуникаций, отсутствие регулярного
информирования сотрудников о
результатах их труда, слабая
обратная связь, являющиеся
6. Политика стимулирования продаж и продвижения товара не отвечет целям компании и условиям рынка
Анализ внешней среды позволил выявить следующие возможности и угрозы для развития компании:
Возможности:
1. Стабилизация экономической ситуации за последние 3 года повлекла за собой увеличение уровня жизни населения.
2. Ненасыщенный российский
рынок представляет
3. Процесс «омоложения»
владельцев строительного
Угрозы:
1. Высокая подверженность
влиянию изменения
2. Изменение таможенных процедур и пошлин может резко снизить рентабельность бизнеса или даже сделать его нерентабельным.
3. Некоторые конкурирующие
компании используют
4. Низкие барьеры входа новых компаний на рынок.
Этап 2. Результаты заносятся в матрицу (табл. 2.1)
Обычно в практике многих российских компаний на этом этапе использование SWOT-анализа заканчивается.
Таблица 2.1
SWOT анализ для розничного подразделения компании «МТМ»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
ВОЗМОЖНОСТИ |
1 |
2 |
. Опыт работы компании – боле 10 лет на Российском рынке 2. Известность торговой марки «МТМ» 3. Разработанная
система обучения новых 4. Традиции высокого качества обслуживания и гостеприимства 5. Налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях. |
1. Стабилизация экономической ситуации за последние 3 года повлекла за собой увеличение уровня жизни населения. 2. Ненасыщенный российский рынок
представляет практически неогр 3. Процесс «омоложения» владельцев строительного бизнеса |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
УГРОЗЫ |
1. Демотивирующая система 2. Большой процент текучести кадров на уровне низшего и среднего звена – около 30% за 2012 год. 3. Отсутствие инвестирования в
маркетинг за исключением 4. Низкий уровень подержания баз данных компании, отсутствие их анализа. 5. Недостаток внутрифирменных 6. Политика стимулирования |
1. Высокая подверженность 2. Изменение таможенных процедур и пошлин может резко снизить рентабельность бизнеса или даже сделать его нерентабельным. 3. Некоторые конкурирующие 4. Низкие барьеры входа новых компаний на рынок. |
Информация о работе Стратегический финансовый менеджмент в системе управления финансами предприятия