Стратегического планирования в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования заключается в совершенствовании подходов и методов при организации процесса стратегического планирования в коммерческом банке в условиях динамичного развития рынка банковских услуг. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач, основными из которых являются:
- проанализировать теоретические подходы к стратегическому планированию и определить его особенности применительно к банковской деятельности, выделить основные этапы процесса формирования стратегического планирования и обосновать необходимость стратегического планирования деятельности банка;
- провести анализ современных тенденций развития деятельности банков, влияющих на процесс формирования стратегического планирования в деятельности украинских банков;
- провести анализ стратегического планирования ЗАО КБ "ПриватБанк";
- разработать систему стратегического планирования деятельности банка на основе банковского маркетинга.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 184.94 Кб (Скачать файл)

Анализ макроокружения (включая социальные, политические, технологические и экономические факторы) проводится с использованием PEST-анализа, SWOT-анализа и сценарного анализа.

Анализ микроокружения, включая анализ конкуренции, проводится с использованием Модели М. Портера, SWOT-анализа, бенчмаркинга и сценарного анализа:

-aнализ состояния и тенденций развития мировой и украинской банковских систем (посегментно);

-анализ стадии развития  банковской системы;

-анализ привлекательности  банковской сферы;

-анализ движущих сил;

-анализ развития конкуренции  в банковской сфере (посегментно);

-анализ ключевых факторов  успеха;

-анализ и диагностика  конкурентной и стратегической  позиции банка;

-выявление и оценку  внешних угроз и возможностей.

SWOT-анализ позволяет выявить  слабые и слабые стороны организации, возможности и угрозы при проведении  стратегического аудита. После проведения  аудита накапливается большое  количество информации разной  степени важности и надежности. SWOT-анализ очищает данную информацию  и выделяет наиболее важные  результаты внутреннего и внешнего  аудита. Небольшое количество опорных  пунктов позволяет компании сосредоточить  на них свое внимание.

Концепция расширенного соперничества - это концепция конкуренции в широком смысле, когда на интенсивность конкуренции воздействуют не только непосредственно участвующие в конкурентной борьбе Банки, но и выходящие за пределы банковской сферы рыночные силы: клиенты банков, поставщики околобанковских продуктов и услуг (страховые, лизинговые компании), потенциальные Банки-конкуренты, продукты и услуги, являющиеся заменителями традиционных банковских продуктов и услуг.Процесс анализа организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства Банка. После того, как эти элементы определены, Банк должен выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют «критическими точками».

Внутренняя среда (микросреда) организации включает в себя следующие основные элементы: финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности Банка, ее внутренних возможностях.

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к Банку факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий).

Деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики требует высокого уровня управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности. Специфика сферы управления определяет необходимость выделения различных направлений: управление финансовой деятельностью, управление персоналом, материальными фондами и т.п. Управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление персоналом. Каждое из указанных направлений банковского менеджмента можно рассматривать и как практическую деятельность, и как отдельную науку.

Цели управления банком обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные.

Принято считать, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. Действительно, собственники банка (акционеры, пайщики), формируя уставный капитал, ориентируются на прибыльное размещение средств, дающее им постоянный доход в виде дивидендов. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которым они имеют дело. В прибыльной работе банка заинтересован весь коллектив банка, включая высших менеджеров и младших служащих.

Однако постановка цели — максимизация прибыли банка — зачастую понимается однозначно: зарабатывай больше и снижай издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с ныне малорентабельными, но перспективными Предприятиями и т.д.

Банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи управление банком должно быть ориентировано на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.

Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой.

Стратегическое планирование – это то звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю банковскую цепь, включая средние и небольшие банки. Главное – использовать его последовательно, сообразуясь как с внешними обстоятельствами, так и внутренней средой ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что банки не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к банкам все более серьезные требования. Будущее любого коммерческого банка прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы и есть главная задача банков и, в то же время гарантия их преуспевания.

 

 

 

 

2. Анализ стратегического планирования деятельности ЗАО КБ ПриватБанк

2.1. Общая характеристика ЗАО КБ ПриватБанк

Национальная сеть банковского обслуживания ПриватБанка, включающая в себя 3 321 филиалов и отделений по всей Украине, позволяет любому клиенту получить самый высокий уровень обслуживания практически в любой точке страны. Широкий круг зарубежных партнеров ПриватБанка не только демонстрирует его признание в качестве полноправного участника мировой банковской системы, но и, самое главное, позволяет наиболее широко удовлетворять потребности клиентов банка, связанные с их международной деятельностью.

ПриватБанк поддерживает корреспондентские отношения с крупнейшими иностранными банками, эффективно сотрудничая с ними на различных сегментах финансового рынка. ПриватБанк является уполномоченным банком по обслуживанию кредитных линий Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Украинско-Немецкого Фонда, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. ПриватБанк единственный из украинских банков имеет зарубежный филиал на Кипре, также банк активно развивает систему современных финансовых услуг в Украины и Латвии через свои дочерние банки "Москомприватбанк" и Paritate Banka.

ПриватБанк – лидер в сфере внедрения передовых банковских услуг 
ПриватБанк является признанным лидером отечественного рынка платежных карт. На сегодняшний день банком выпущено более 14,7 млн. пластиковых карт (42% от общего количества карт, эмитированных украинскими банками). В сети обслуживания пластиковых карт банка работает 16 782 банкомата. Наличие широкой сети обслуживания карточных продуктов позволяет ПриватБанку активно внедрять услуги по автоматизированной выдаче корпоративным клиентам заработной платы с использованием пластиковых карт.

Инновационная политика ПриватБанка ориентирована на внедрение на украинском рынке принципиально новых, передовых банковских услуг, которые предоставляют клиентам новые возможности управления своими финансами. ПриватБанк первым в Украине предложил своим клиентам услуги интернет - банкинга "Приват24" и GSM-банкинга, а также услуги по продаже через сеть своих банкоматов и POS-терминалов электронных ваучеров ведущих операторов мобильной связи, и IP-телефонии.

ПриватБанк – команда высококвалифицированных специалистов 
Надежность и качество проводимых банковских операций во многом зависят от опыта и компетентности специалистов банка. Сегодня персонал ПриватБанка – это команда высококвалифицированных специалистов, способных оперативно решать самые сложные задачи и удовлетворить быстро растущие потребности клиентов в банковском обслуживании. На сегодняшний день в банке работает свыше 28 тысяч сотрудников. ПриватБанк – социально ответственный банк и принимает на работу инвалидов (4% из общего числа сотрудников). Сотрудники получают зарплату в среднем на 10% больше, чем их коллеги в других банках. К тому же ПриватБанк предоставляет своим сотрудникам полный социальный пакет, ежегодный оплачиваемый отпуск в 24 календарных дня, систему льготного кредитования, участие в программе негосударственного пенсионного фонда, льготные путевки на отдых для взрослых и детей. На региональном рынке ЗАО КБ Приватбанк упрочивает свои позиции как развивающееся кредитно-финансовое учреждение, что подтверждается ежегодным ростом абсолютных значений валюты и статей баланса банка, и отчета о прибылях и убытка.

Макроэкономическая ситуация в регионе в целом в течение 2011 г. оставалась стабильной для развития банковского бизнеса, который характеризуется рядом устойчивых позитивных изменений по всем основным направлениям. Положительные тенденции в экономике области, подъем деловой активности обусловили динамичный рост объемов банковских операций.

Ресурсная база кредитных организаций в 2011 г. характеризовалась стабильностью и динамичным развитием.

На протяжении последних лет банки области наращивали объемы кредитования малого и среднего бизнеса.

Организационная структура ЗАО КБ Приватбанк построена по иерархическому принципу. Органы управления банка: Общее собрание акционеров банка, Наблюдательный Совет банка, единоличный исполнительный орган – Председатель Правления банка и коллегиальный исполнительный орган – Правление банка. В целях расширения территории и удобства обслуживания клиентов создана разветвленная сеть отделений, управляющие которых наделены широкими полномочиями.

Подразделения и службы банка формируются с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению: подразделения бухгалтерского учета и отчетности, подразделения по обслуживанию юридических и физических лиц, кредитно-экономические службы, финансовые службы, подразделения технического и программного обеспечения банковской деятельности, подразделения по работе с финансовыми инструментами, юридические службы, службы безопасности и защиты информации, отдел кадров. Организационная структура филиала ЗАО КБ Приватбанк представлена в приложении Б. Матрицу SWOT – анализа ЗАО КБ Приватбанк можно представить в виде Приложения В.

 

 

2.2. Анализ  основных показателей финансовой  деятельности ЗАО КБ ПриватБанк

С целью формирования оптимального стратегического плана ЗАО КБ ПриватБанк необходимо провести анализ основных показателей финансовой деятельности банка. Сравнительный баланс приведен в таблице 2.1

Таблица 2.1 Сравнительный баланс за 2010-2011 г.г., тыс.грн.

 

Активы

2010

2011

Откло

нение, %

Пассивы

2010

2011

Отклоне

ние,%

Валюта, монеты и банковские металлы

4622,28

8054,56

174,3

Обязательства

Дорожные чеки

86

172

200,0

Коррсчета банков

21067,56

42271,08

200,6

Средства на коррсчетах в НБУ

16831,96

33543,92

199,3

Депозиты и кредиты банков

9197,8

18395,6

200,0

Средства на коррсчетах в других банках

7686,66

15323,32

199,3

Средства до востребования клиентов

89713,16

179609,9

200,2

Депозиты и кредиты в других банках

12983,2

25966,4

200,0

Срочные депозиты клиентов

33464,28

66928,56

200,0

Ценные бумаги в портфеле банка. Всего

5216,8

10433,6

200,0

Ценные бумаги собственного долга

2000

4000

200,0

Ценные бумаги в портфеле банка на продажу

1747,6

3495,2

200,0

Кредиты, полученные от международных финансовых организаций

0

0

 

Резерв на обесценение ценных бумаг на продажу

0

0

 

Субординированная задолженность

3000

6000

200,0

Нетто: ценные бумаги в портфеле банка на продажу

1747,6

3495,2

200,0

Другие обязательства

2820,68

9644,16

341,9

Ценные бумаги в портфеле банка на инвестиции

3469,2

6938,4

200,0

Совокупные обязательства

161263,48

326849,28

202,7

Резерв на обесценение ценных бумаг на инвестиции

0

0

 

 

Капитал

Нетто: ценные бумаги на инвестиции

3469,2

6938,4

200,0

Уставный капитал

90000

180000

200,0

Кредиты и финансовый лизинг, предоставленные клиентам

142868,26

285736,52

200,0

Уплаченный уставный капитал банка

80000

160000

200,0

Резерв на кредиты и финансовый лизинг

0

0

 

Неуплаченный уставный капитал банка

10000

20000

200,0

Нетто кредитов и финансового лизинга

142868,26

285736,52

200,0

Нераспределенные прибыли и резервы

486,78

973,56

200,0

Инвестиции капитала в ассоциированные компании

478

956

200,0

Нераспределенные прибыли прошлых годов

0

0

 

Инвестиции капитала в дочерние компании

1350,8

2701,6

200,0

Прибыли в прошлом году, которые ожидают утверждения

0

0

 

Нематериальные активы

2598

5196

200,0

Ущерб в прошлом году, которые ожидают утверждения

0

0

 

Изнашивание нематериальных активов

129,9

259,8

200,0

Другие фонды и общие резервы банка

486,78

973,56

200,0

Нетто: нематериальные активы

2468,1

4936,2

200,0

Прибыли текущего года

280,92

2923,36

1040,6

Материальные активы

45065,8

90131,6

200,0

Ущерб текущего года

0

0

 

Изнашивание материальных активов

653,1

1306,2

200,0

Совокупный капитал

90767,70

183896,92

202,6

Нетто: материальные активы

44412,7

88825,4

200,0

 

0

0

 

Другие активы

13032,42

30074,6

230,8

Резерв на возможные потери за сомнительной дебиторской задолженностью

0

0

 

Нетто: другие активы

13032,42

30074,6

230,8

Совокупные активы

252031,18

510746,2

202,7

Совокупные обязательства и капитал

252031,18

510746,20

202,7

Информация о работе Стратегического планирования в банке