Сущность банкротства и политика антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Массовое банкротство предприятий в свою очередь привели к серьезным негативным социальным последствиям. Непогашение своих обязательств, в том числе перед бюджетом, оказало и оказывает отрицательное влияние на формирование государственного бюджета в Республике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Банкротство предприятий
1.1. Сущность банкротства
1.2. Процедуры банкротства. Санация предприятий
1.3.Сравнительная характеристика методик определения вероятности банкротства предприятия
Глава 2. Преднамеренное и ложное банкротство в Казахстане
2.1. Тенденции и проблемы преднамеренного и ложного банкротства в Казахстане
2.2. Повышение эффективности системы банкротства в Республике Казахстан
2.3. Банкротство АО «Компания BIOHIM»
Глава 3. Антикризисное управление предприятием
3.1. Цели и содержание антикризисного управления предприятием
3.2. Антикризисная политика Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Фин мен курсовая.docx

— 91.88 Кб (Скачать файл)
   

Содержание:

 

 

Введение ................................................................................................................ 2

 

Глава 1. Банкротство  предприятий...................................................................3

 

1.1. Сущность банкротства ....................................................................................3

 

1.2. Процедуры банкротства.  Санация предприятий ......................................... 4

1.3.Сравнительная характеристика методик определения вероятности банкротства предприятия ………………………………………………………6

 

 

Глава 2. Преднамеренное и ложное банкротство в Казахстане…...............9

 

2.1. Тенденции и проблемы преднамеренного и ложного банкротства в Казахстане ………………………….......................................................................9

 

2.2. Повышение эффективности системы банкротства в Республике Казахстан................................................................................................................11

 

2.3. Банкротство АО «Компания BIOHIM»……………………………………16

 

 

Глава 3. Антикризисное  управление предприятием ……………………...18

 

3.1. Цели и содержание  антикризисного управления предприятием ………..18

 

3.2. Антикризисная политика  Казахстана………………………………….......28

 

Заключение...............................…........................................................................32

 

Список использованной литературы...................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
 
       Переход народного хозяйства Республики Казахстан к рыночной экономике стал толчком для появления новых аспектов. А именно появление различных форм собственности, двухуровневая банковская система, конкуренция, новая законодательная база страны, вхождение в мировое сообщество - все это требует от предприятий и организаций большей самостоятельности, которая проявляется в виде самофинансирования, самоокупаемости, что влечет за собой ответственность за результаты своей деятельности и принятие управленческих решений. 
       В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаев народу страны «Новый Казахстан в Новом мире» подчеркивается, что целью развития нашей страны является управление ростом экономики Казахстана. Достижение этой цели непосредственно зависит от уровня руководства, от объективности, конкретности, оперативности и научной обоснованности принимаемых решений. Теория и практика показывают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием организации в рыночных условиях.  
       Любая деятельность в современных условиях невозможна без присутствия риска. Однако отсутствие риска также вредит экономике. Неумение владеть ситуацией на рынке, рисковать, принимать верные управленческие решения, а также глобальные экономические преобразования в стране привели к тому, что в нашей республике большая часть предприятий прекратили свою деятельность. Массовое банкротство предприятий в свою очередь привели к серьезным негативным социальным последствиям. Непогашение своих обязательств, в том числе перед бюджетом, оказало и оказывает отрицательное влияние на формирование государственного бюджета в Республике. Как известно, за счет средств государственного бюджета в любой стране функционируют: здравоохранение; образование, наука и культура; оборона государства; из госбюджета расходы идут на выплату пособий, пенсий и т.д. 
       Из государственной казны средства идут и на развитие этих структур. Если брешь появилась в системе поступления в госбюджет средств, значит, соответственно, в данном случае страдает более незащищенные слои населения. 
       Поэтому вопрос о прогнозировании вероятности наступления банкротства не теряет своей актуальности. 
       Целью данной курсовой работы является провести анализ прогнозирования банкротства на материалах действующего предприятия. 
        
.

Глава 1. Банкротство предприятий.

 

1.1. Сущность банкротства

 

       Банкротство — это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.

       Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

       Для отдельных категорий должников, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедура банкротства осуществляется с рядом особенностей, оговоренных законодательством.

Добровольное объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов.

       Основанием для добровольного объявления о банкротстве и ликвидации предприятия являются: наличие у организации внешних признаков банкротства; принятие решения о ликвидации собственником должника; наличие письменного согласия всех кредиторов.

       При добровольной ликвидации должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключения предприятия из реестра юридических лиц соответствуют процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

       Упрощенная процедура банкротства применяется тогда, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным. Такая процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки.

       Законодательством предусмотрена персональная ответственность руководителей, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

       К неправомерным действиям при банкротстве относятся: сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства; неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам.

       Преднамеренное банкротство - преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное собственником или руководителем предприятия в своих интересах и причинившее крупный ущерб либо имевшее иные тяжкие последствия.

Фиктивное банкротство —  заведомо ложное объявление о несостоятельности  в целях получения от кредиторов отсрочки и (или) рассрочки платежей, скидки с долгов.


 

 

1.2.  Процедуры банкротства. Санация предприятий

 

       Процедура банкротства — совокупность разнообразных мероприятий, применяемых к предприятию-должнику, целью которые является разрешение споров между предприятием-должником и кредиторами. К предприятию-должнику могут применяться следующие процедуры:

- наблюдение;

- внешнее управление.;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

       Наблюдение — процедура банкротства, имеющая целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия (санацию), либо на его ликвидацию. Осуществляется под контролем кредиторов.

       Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается, и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий — лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.

       По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности.

       На основании представленного отчета и ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

  • о введении внешнего управления;
  • о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
  • о заключении мирового соглашения.

       С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается.

       Внешнее управление — процедура банкротства, осуществляемая в целях восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия, в том числе путем продажи части его имущества. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев.

       Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешнего управляющего представляет собрание кредиторов. Не позднее одного, месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов.

       К установленному сроку окончания внешнего управления собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о заключении мирового соглашения.

       Конкурсное производство — судебная процедура ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами. Целью конкурсного производства является:

-  соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

-  объявление должника свободным от долгов;

-  предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.

       Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев.

       Для целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

       Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса — имущество, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

       Конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах и производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

       С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

       Мировое соглашение — процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

       Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

       Мировое соглашение заключается в письменной форме. Оно вступает в силу со дня утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается.

       Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

       Санация — это система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнительной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д.

       Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.

 

 

 

1.3. Сравнительная характеристика методик определения вероятности банкротства предприятия

 

 

       В международной  практике для оценки риска  банкротства и кредитоспособности  организаций широко используются  дискриминантные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и других, разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа.

       Самой  простой и распространенной является двухфакторная модель оценки вероятности банкротства. При ее построении выбраны два ключевых показателя, от которых в максимальной степени зависит вероятность банкротства:

                            Z = -0,3877 – 1,0736 x1 + 0,0579 x2

где х1 – показатель покрытия; х2 – удельный вес заемных средств в активах.

Профессор Нью-Йоркского  университета Э.Альтман исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал из них 5 для включения в оригинальную пятифакторную модель, которую позже модифицировал для компаний, акции которых не котировались на бирже.

       В 1972 году Лис разработал следующую формулу для Великобритании:

                      Z = 0,063x1 + 0,062x2 + 0,057x3 + 0,001x4

где x1 - отношение оборотного капитала к сумме активов; x2 –  отношение прибыли от реализации к сумме активов; x3 – отношение  нераспределенной прибыли к сумме  активов; x4 – отношение собственного капитала к заемному капиталу.

       Британский  ученый Таффлер предложил в 1977г. четырехфакторную прогнозную модель вида:

                           Z = 0,53x1 + 0,13x2 + 0,18x3 + 0,16x4

где x1 - отношение прибыли  от реализации к краткосрочным обязательствам; x2 – отношение оборотных активов  к сумме обязательств; x3 – отношение  краткосрочных обязательств к сумме  активов; x4 – отношение выручки  к сумме активов.

       При  величине Z, большей 0,3 фирма имеет  неплохие долгосрочные перспективы,  при значении Z, меньшем 0,2 банкротство  более чем вероятно.

Существует также модель прогнозирования вероятности банкротства, разработанная учеными Иркутской  государственной экономической  академии:

                            Z = 8,38К1 + К2 + 0,54К3 + 0,63К4

где К1 – отношение оборотного капитала к активам; К2 – отношение чистой прибыли к собственному капиталу; К3 – отношение выручки от реализации к активам; К4 – отношение чистой прибыли к интегральным затратам.

       Рассмотренные  модели вероятности банкротства  конкретного предприятия представлены  в виде таблицы.

       Таблица №1. Вероятность банкротства предприятия

 

Модель

2007г.

2008г.

2009г.

значения

вероятность банкротства

значения

вероятность банкротства

значения

вероятность банкротства

Двухфакторная

1,400

низкая

0,804

низкая

1,174

низкая

Модель Таффлера

0,428

минимальная

3,406

минимальная

1,142

минимальная

Модель Альтмана

0,529

высокая

1,094

высокая

0,280

высокая

Модель Лиса

0,053

минимальная

0,276

низкая

0,062

минимальная

Модель ИГЭА

5,036

минимальная

5,846

минимальная

4,420

минимальная


       Таким  образом, можно сказать, что  у предприятия вероятность банкротства  по модели Э. Альтмана велика, по модели Таффлера предприятие имеет нормальные долгосрочные перспективы, по формуле Лиса и Иркутских ученых вероятность банкротства минимальная, а по двухфакторной модели вероятность банкротства низкая.

       Для  оценки вероятности банкротства  предприятия целесообразно присвоить  следующие рейтинговые значения: высокая - 4, средняя - 3, низкая - 2, минимальная - 1 (таблица №2).

       Таблица №2. Сравнение моделей определения вероятности банкротства

Модель

2007г.

2008г.

2009г.

Двухфакторная

2

2

2

Модель Таффлера

1

1

1

Модель Альтмана

4

4

4

Модель Лиса

1

3

1

Модель ИГЭА

1

1

1


       Из таблицы  2 видно что, в 2007 году минимальная  вероятность банкротства по модели  Таффлера, Лиса и по модели Иркутских ученых. Двухфакторная модель говорит о низком банкротстве. В 2008 году минимальная вероятность банкротства по модели Таффлера и Иркутских ученных, модель Лиса показывает среднюю вероятность банкротства, двухфакторная модель показывает низкую вероятность. В 2009 году по моделям Таффлера, Лиса и иркутских ученных банкротство минимальное, двухфакторная модель показывает низкую вероятность банкротства.

       Для  выявления степени вероятности  банкротства в тот или иной  год необходимо рассчитать процентное  соотношение каждого ее вида. Процентное соотношение представлено  в следующей таблице.

Таблица №3. Процентное соотношение  вероятности банкротства

Вероятность банкротства

2007г.

2008г.

2009г.

Высокая

20%

20%

20%

Средняя

0%

20%

0%

Низкая

20%

20%

20%

Минимальная

60%

40%

60%


       Таким  образом, из выше приведенной  таблицы видно, что в 2007 году  60% занимает минимальная вероятность банкротства, 20% - высокая вероятность, 0% - средняя вероятность банкротства, 20% - низкая вероятность. В 2008 году 40% - минимальная вероятность и по 20% высокая, низкая и средняя вероятность банкротства. В 2009 году процентное соотношение вероятности банкротства совпало с 2007 годом. Следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не вполне подходят для оценки риска банкротства российских субъектов хозяйствования, так как не учитывают специфику структуры капитала в различных отраслях. Проблема остается актуальной и требует дальнейшего исследования.

Глава 2. Преднамеренное и ложное банкротство в Казахстане

2.1. Тенденции и проблемы преднамеренного и ложного банкротства в Казахстане

       Нередки случаи использования института банкротства в целях уклонения от уплаты долгов, после присвоения основной массы имущества руководителями или собственниками (учредителями) предприятий, либо его передачи в корыстных целях в пользу аффилиированных лиц.


       На сегодняшний день, банкротство является цивилизованной формой разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с ликвидированным бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает свои затраченные средства. 
       Процедуры банкротства проводятся с целью удовлетворения требований кредиторов и освобождения от долгов несостоятельного должника, не способного удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования по уплате заработной платы и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а также возможностью развития нового бизнеса, оздоровления экономики за счет ухода с рынка нежизнеспособного предприятия. 
       Однако на практике нередки случаи использования института банкротства в целях уклонения от уплаты долгов, после присвоения основной массы имущества руководителями или собственниками (учредителями) предприятий, либо его передачи в корыстных целях в пользу аффилиированных лиц. 
       В этой связи, в целях защиты интересов кредиторов в действующем законодательстве Казахстана установлены определенные правовые механизмы. 
       Так, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан "О банкротстве" конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов или уполномоченного органа обязаны потребовать в судебном порядке признания сделок недействительными и возврата имущества, переданного должником, в том числе и в аренду или в обеспечение исполнения по ранее заключенным сделкам, за период в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве, от лиц, получивших это имущество безвозмездно, а также от кредиторов, обязательства перед которыми были исполнены до наступления срока их исполнения в ущерб интересам других кредиторов, на вышеуказанных условиях. 
       Кроме того, при осуществлении своих полномочий реабилитационный или конкурсный управляющий вправе предъявлять иски по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан, направленные на возврат имущества должника. 
       В результате проведенной конкурсными и реабилитационными управляющими в 2011 году выявлены, сомнительны сделки, совершенные должником в период до применения процедур банкротства на сумму 329 437,39 тыс. тенге и возвращено в конкурсную массу путем признания их в судебном порядке незаконными на сумму 49 351,56 тыс. тенге. 
Действующим законодательством Республики Казахстан за незаконный вывод имущества, приводящий к созданию или увеличению неплатежеспособности должника, то есть за преднамеренное банкротство, предусмотрена административная и уголовная ответственность. 
В текущем году, выявлено 141 организаций-банкротов с признаками умышленного банкротства, материалы по которым переданы в правоохранительные органы, по 40 из них вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, в отношении 93 организаций проводится доследственная проверка. 
       За указанный период по фактам преднамеренного банкротства возбуждено 8 уголовных дел. Проведенные данные свидетельствует о низкой раскрываемости данной категории дел и применением института банкротства как способа уклонения от уплаты налогов. 
Вместе с тем, как показывает практика, причины задолженности иногда носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника. 
       Как известно, любая предпринимательская деятельность сопряжена с риском, из взаимообусловленности факторов риска и прибыли формируется механизм несостоятельности (банкротства). Вследствие получения кредитов, наращивание неплатежеспособности, недостаточность практических и экономических знаний, а также имущества погасить требования кредиторов приводит к "непредвиденному банкротству". 
       Другая сторона, существуют умышленные финансовые схемы вывода активов, аккумуляция дебиторской и кредиторской задолженности, совершение убыточных сделок которые направлены на банкротство должника. Причем, данные финансовые схемы характеризуется стабильностью и повторяемостью. 
       Также существуют руководители, которые приняв решение о ликвидации своей фирмы, часто не желают решать проблемы, связанные с длительной и затратной процедурой прекращения деятельности, предусмотренной законодательством, погашать задолженность перед кредиторами или государством. В следствии это подталкивает их к мысли о применении так называемой "альтернативной" или "псевдоликвидации" путем слияния, реорганизации, смены руководства и др. 
Тем не менее, несмотря на то, что действующее законодательство Республики Казахстан содержит определенные статьи, под которые подпадает такая "ликвидация предприятий" (ложное банкротство, преднамеренное банкротство, уклонение от уплаты налогов, неправомерные действия при банкротстве и т.д.) отследить всю цепочку действий связанных с перерегистраций и изменения регистрационных данных, выводом имущества, совершением незаконных сделок и др. не представляется возможным. 
       Отдельно стоит, отметить, проблему отсутствия руководителей, учредителей, главных бухгалтеров, а также учредительных, финансовых и иных бухгалтерских документов на основании которых можно установить финансовое положение или подтвердить хозяйственные сделки должника. 
В связи, с чем правоохранительными органами ввиду отсутствия должностных лиц и документов, а также невозможности установления их местонахождения, расследования по уголовным делам приостанавливаются. 
С учетом изложенного, действующее законодательство в первую очередь должно быть направлено на предупреждение умышленного банкротства. 
Приоритетное внимание должно уделяться вопросам расширения оснований и уровня ответственности для привлечения руководителей за доведения до умышленного состояния неплатежеспособности. 
       Кроме того, в целях своевременного реагирования при первых признаках неплатежеспособности, а также защиты прав и интересов кредиторов обязать субъектов предпринимательства обращаться в судебные органы для применения процедур банкротства.

 
 

 

 

2.2. Повышение эффективности системы банкротства в Республике Казахстан 
 
       Комитетом по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан при участии общественных объединений управляющих проведен круглый стол на тему: "Повышение эффективности системы банкротства в Республике Казахстан". 
Целью "круглого стола" является представление Концепции об основных изменениях и дополнениях в Закон Республики Казахстан "О банкротстве", подготовленной в рамках реализации Программы посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий), утвержденной постановлением Правительства от 4 марта 2011 года № 225 (далее – Программа восстановления), а также принятие общественными объединениями Кодекса профессиональной этики управляющих, рассмотрение путей дальнейшего совершенствования системы банкротства. 
       Во исполнение стратегических и программных документов Министерством финансов проводится работа по усовершенствованию механизмов банкротства и повышению эффективности проведения процедур несостоятельности. Концепцией законопроекта, подготовленной в рамках реализации Программы восстановления, предусмотрено: 
разделение производства дел о реабилитации и банкротстве. Если в настоящее время дела рассматриваются в суде в рамках одного возбужденного дела о банкротстве, то теперь процедура реабилитации выведена в отдельную самостоятельную судебную процедуру; 
введение ускоренной процедуры оздоровления, позволяющей должнику в течение одного месяца утвердить в суде согласованный с большинством кредиторов план оздоровления и приостановить взыскание долгов за счет имущества, что дает возможность сохранить активы предприятия и воспользоваться шансом восстановить платежеспособность; 
снятие административных барьеров, связанных с необходимостью согласования с уполномоченным органом проектов документов и процедур, касающихся напрямую только интересов должника и кредиторов (согласование введения процедуры реабилитации, проекта сметы расходов, проекта плана продажи, проекта соглашения управляющего и комитета кредиторов и др.); 
расширение прав кредиторов путем введения института собрания кредиторов и принципа голосования в зависимости от суммы требований к должнику, что позволит всем кредиторам участвовать в принятии наиболее важных решений, а также обеспечит справедливость принятия решений. Кредиторам также предоставляется право самостоятельно решать вопрос выбора кандидатуры реабилитационного управляющего; 
исключение ограничения по количественному составу комитета кредиторов и требования о его нечетности и др. 
       Кроме этого, Концепцией предусмотрено, что законодательство позволит участникам Программы восстановления в рамках ускоренной процедуры воспользоваться мораторием, обеспечивающим сохранность имущества, а также позволит войти в число участников тем должникам, к которым уже применена судебная процедура реабилитации. 
       Концепция разработана с учетом замечаний и предложений субъектов бизнеса, а также согласована с экспертами Всемирного банка в рамках Программы совместных экономических исследований. Целью разработки законопроекта является построение эффективной системы, позволяющей должникам преодолеть временные финансовые трудности и в то же время обеспечивающей действенный и результативный механизм ликвидации нежизнеспособных организаций. 
       Также одним из основных вопросов, рассмотренных на этом совещании, являлся вопрос принятия общественными объединениями управляющих Кодекса профессиональной этики. Этот документ был подготовлен совместно со специалистами КНД МФ РК и ранее в процессе обсуждения дорабатывался с учетом дополнений, высказанных на аналогичных рабочих встречах в городах Шымкент и Актобе в период март-апрель текущего года. 
По итогам обсуждения представленного проекта Кодекса профессиональной этики участниками круглого стола высказано единогласное мнение о принятии положений этого документа ассоциациями управляющих. 
После обсуждения докладов выступающих участниками круглого стола рассмотрены способы решения проблемных вопросов, возникающих в процессе работы управляющих.


       Процедуры банкротства в законодательстве Республики Казахстан Законодательство о банкротстве является инструментом, позволяющим применять к неплатежеспособным должникам процедуры банкротства с целью преодоления кризиса неплатежей, дальнейшего роста просроченных задолженностей организаций и предотвращения негативных социальных последствий, связанных с этими процессами, а также определяет правовое регулирование сфер общественной деятельности, в том числе и таких процессов, как функционирование и ликвидация юридических лиц.

       Понятие банкротства в настоящее время вызывает у общества негативные ассоциации, поскольку означает ликвидацию (или, по меньшей мере, кардинальную реорганизацию) дела - фирмы, организации, которая влечет за собой неопределенность для всех заинтересованных лиц.

       На самом деле роль банкротства в нашем обществе значительна. Предпринимательство является такой формой деятельности, которая не только предполагает возможность извлечения прибыли, но и создает для ее участников риск неоплатности долгов. Неплатежеспособный должник, с одной стороны, задерживает удовлетворение требований кредиторов, а с другой стороны, создает для себя и третьих лиц (учредителей, участников юридического лица) возможность возникновения неблагоприятных последствий: увеличение долгов, прекращение финансово-хозяйственной деятельности, отстранение от управления имуществом, распродажу этого имущества и др.

       Государственное регулирование данной области общественных отношений осуществляется специализированным уполномоченным органом.

Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов (далее - Комитет) осуществляет в пределах компетенции реализационные и контрольные функции в сфере контроля за проведением процедур банкротства (за исключением банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов).

       Целями и задачами Комитета, как уполномоченного органа в области банкротства, являются обеспечение организации эффективной работы реабилитационных и конкурсных управляющих, направленной на возврат незаконно выведенного имущества в конкурсную массу, наиболее полное погашение требований кредиторов, выявление признаков преднамеренного и ложного банкротства, предотвращение использования недобросовестными предпринимателями банкротства, как инструмента по уходу от обязательств и др.

       В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в реабилитационной процедуре и конкурсном производстве создается комитет кредиторов.

Информация о работе Сущность банкротства и политика антикризисного управления предприятием